Статья Формирование профессиональных компетенций личности как фактор профессионального становления студенчества
Формирование профессиональных компетенций личности как фактор профессионального становления студенчества.
Казьменко Е.К., преподаватель
ГБПОУ ВО «Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»
Актуальность темы обусловлена внедрением Государственных образовательных стандартов третьего поколения в среднее профессиональное образование.
Особенностью данных стандартов является учет требований заинтересованных сторон, ориентация на потребителя образовательных услуг. Научный интерес к данной теме связан с изменениями взглядов общества на выпускника, с новыми требованиями к обучению, воспитанию и формированию его профессионально-личностных качеств.
Профессиональное образование отвечает за качество выпускников, ориентированных на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма; знаний новых информационных технологий; способности самостоятельно контролировать этапы своего интеллектуального развития, соответствуя требованиям времени. Ведь от направленности и эффективности образования зависят перспективы развития человечества.
Профессиональное образование - процесс формирования и развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией. Профессиональное образование решается в процессе профессионального обучения, воспитания и профессионального становления.
Целенаправленная деятельность в профессиональном становлении студентов является важной составной частью образовательных учреждений. Период профессиональной подготовки, вхождение в профессиональную деятельность является одним из важных этапов формирования личности и характеризуется не только активным овладением профессиональных знаний, но и существенными изменениями в ценностных ориентациях обучающейся молодежи.
Производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить не традиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.
Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов, их общественная активность, самодеятельность, ответственность. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.
Профессиональное становление личности - процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.
Осваивая профессиональную сферу в образовательном учреждении, студент формирует профессионально важные качества. Профессионально важные качества будущего специалиста - это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремления к личностному росту, профессиональному совершенствованию.
Профессионально значимые качества можно и нужно развивать. Педагогический коллектив способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций личности, которые являются ведущим фактором профессионального становления студенчества.
Первый курс. Адаптация к образовательному пространству, у студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
Второй курс. Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и
личностного развития.
Третий курс. Непосредственное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции.
Четвертый курс. Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Формированию профессиональных компетенций студентов Верхнеозерского сельскохозяйственного техникума способствуют различные внеклассные мероприятия:
«День специальности», фестивали проектов, открытые уроки, открытые внеклассные мероприятия, конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии» различного уровня (областного, регионального, всероссийского).
Ежегодное участие в дистанционных олимпиадах по специальным дисциплинам и научно-практических студенческих конференциях: III и IV Всероссийская научно-практическая студенческая конференция «Я-специалист» среди профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования; XV межрегиональная студенческая научно-практическая конференция «Активные вопросы профессиональной и личностной адаптации молодежи»; областная студенческая научно-практическая конференция «Пути познания».
Это участие во всероссийских конкурсах презентаций «Моя будущая профессия», «Я-студент СПО» и всероссийском конкурсе фотографий «Профкадр».
В данных мероприятиях принимали участие студенты учебных групп всех специальностей техникума.
Важным моментом в профессиональном становлении выпускников техникума является сотрудничество с непосредственным работодателем, в нашем случае – представителями ООО «АгроЭко» (специальность «Ветеринария»); СПК «Заря», СХА «Славянская», СХА «Родина Пятницкого» (специальность «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)); ООО «Ростелеком» («Информационные системы» (по отраслям)).
В заключении считаю необходимым отметить, что период обучения в техникуме – это важная часть жизни молодежи, заполненная, не только подготовкой к будущей работе, но и к самостоятельной жизни.
Студенты средних специальных учебных заведений составляют одну из самых активных социально-профессиональных групп молодежи и наша задача за короткие сроки создать необходимые условия для формирования качественно нового типа выпускников: лидеров, людей с новой ментальностью, прогрессивно мыслящих, стремящихся к развитию и построению профессиональной карьеры.
Литература.
Зеер Э.Ф. Психологические основы профессиональной деятельности. Теоретические основы профессионального становления. М.:Пер.С.Э; Логос., 2007. 855с.
Машукова Н.Д. Принципы формирования профессиональных стандартов и их сопряженность с образованными стандартами. //Сред. проф. Образование.2002.№1
Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.:Изд-во УРАО, 2002, 160с.
15