Стендовый доклад по теме: Особенности нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Верхнечелнинская специальная (коррекционная)
школа-интернат VIII вида»

Особенности нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников.




Валиуллина Фирдаус Явдатовна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории



Верхние Челны – 2012 год


Практика и наблюдения показывают, что у умственно отсталых детей очень низкий уровень нравственности. Это можно рассмотреть на диаграмме:

«Уровни сформированности нравственных качеств младших школьников»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
В процессе формирования личности большое значение имеет формирование ее нравственности. Нормы и правила, которые относятся к сфере нравственности, обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности.
В процессе нравственного воспитания формируется нравственность человека – совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными взаимоотношениями. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.
Главное состоит в том, чтобы сформировать у них такие черты характера, как трудолюбие, самостоятельность, правдивость, скромность, доброта, чувство товарищества. Это задача выполнимая, но вовсе не легкая. И надо с самого начала понять, что воспитывать положительные черты характера у учеников коррекционной школы 8 вида труднее, чем у здоровых детей.
Выготский считал, что нельзя ограничиваться констатацией того, что у умственно отсталых более низкий интеллект, слабая воля, более примитивные эмоции и т.п. основываясь на данных своих исследований, Л. С. Выготский выдвинул задачу найти то здоровое, незатронутое, сохраненное, что есть у умственно отсталого ребенка. Он говорил о необходимости опираться на эти здоровые стороны аномального ребенка в целях осуществления коррекционно-педагогической работы.
Семейное воспитание умственно отсталых детей представляет значительные трудности. Родители не могут обычно определить меру строгости и требовательности по отношению к своему ребенку. Так, например, если ребенок слаб и неохотно выполняет действия по самообслуживанию, родителям нелегко решить, следует ли пожалеть его как больного и выполнить необходимые действия вместо него, либо заставить его заставить его сделать все требуемое самому. Если ребенок насорил и не убрал, сославшись на головную боль, либо на желание спать, следует ли наказать его за лень, либо пожалеть как больного? Правильное решение этих, казалось бы, мелких вопросов важно для формирования характера ребенка. От строгости и требовательности родителей, от трудовой нагрузки и организации режима дня ребенка зависят основные черты его характера: воля, самолюбие, трудолюбие, чувство долга и т. д.
Воспитание положительных привычек способствует общему положительному направлению компенсации ребенка - олигофрена, а стихийное формирование дурных привычек побуждает его вступить на путь отрицательной, ложной компенсации.
Сеген подчеркивает решающую роль привычек для судьбы умственно отсталого ребенка, считает, что хорошие привычки могут его спасти, а дурные – погубить.
Еще Сеген подчеркивал то обстоятельство (а наш повседневный опыт нас в этом убеждает), что в семейном воспитании детей, перенесших мозговое заболевание, мы часто встречаемся с неправильным подходом к детям.
Л.В. Занков описывает наиболее типичные ошибочные тенденции в воспитании олигофренов. Чаще всего внушения безграничной жалостью неразумная, чрезмерная опека, вредный «щадящий» режим, при которых детей оберегают от труда, от забот, от огорчений. В иных случаях почти те же отрицательные результаты возникают из-за недостаточного внимания, нетерпеливого, раздражительного отношения к малым возможностям умственно отсталых детей. Эти дети не привыкают к труду, если у родителей не хватает ни терпения, ни желания приучить своих детей, хотя бы к домашнему труду. В результате к моменту поступления в коррекционную школу 8 вида происходит такое интенсивное «обрастание» умственно отсталых детей множеством дурных привычек и склонностей, что приходится лишь преклоняться перед теми героическими усилиями учителей - дефектологов, которые они проявляют в целях искоренения этих дурных привычек.
Именно ученики коррекционной школы 8 вида очень часто склонны к бездеятельному, бессодержательному проведению времени вследствие ограниченности их культурных интересов и потребностей. И именно здесь чрезвычайно важно предупредить появление этой вредной привычки.
Следовательно, наличие определенной программы возрастного воспитания привычек нужно, во-первых, для правильного формирования личности и характера умственно отсталых детей, а во- вторых, для предупреждения отрицательных путей компенсации, т.е. для предотвращения появления вредных привычек.
Огромная, вдумчивая работа учителя коррекционной школы, формирующего нормальные взаимоотношения в классном коллективе, способствует воспитанию у умственно отсталых детей самостоятельности, самообладания, интеллектуальной регуляции чувств и правильной самооценки.
У умственно отсталых детей необходимо воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение. Уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у глубоко отсталых детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения. Даже нормально развивающийся ребенок, если он избалован, капризен и груб, происходит неприятное впечатление. Воспитание же правильного поведения у аномального ребенка имеет огромное значение. Нельзя допускать, чтобы ребенок хватал со стола, что ему хочется, разбрасывал свои вещи, брал вещи, принадлежащие взрослым. При этом бесполезно прибегать к длительным беседам, поучениям, так как он попросту не поймет их. Нужно многократно показывать ему, как следует поступать в определенных случаях. Каким образом выполнять необходимые действия. И только путем многих упражнений ребенок приучается, например, мыть руки перед едой, благодарить за помощь, правильно вести себя в общественных местах. Систематически предъявляемые требования приводят к образованию положительных привычек, которые позволяют аномальному ребенку в определенной степени приспособиться к окружающей жизни.
Неправильное воспитание, неблагоприятные условия жизни, а иногда отрицательное влияние некоторых несознательных взрослых приводят в отдельных случаях к тому, что развитие личности умственно отсталого ребенка идет в неблагоприятном направлении. Не следует относить такие случаи к последствиям болезни, так как это по большой части брак в воспитании. При хорошем воспитании, достаточном развитии культурных потребностей и интересов ученик коррекционной школы 8 вида может стать полноценным тружеником. В процессе различных видов деятельности у детей постепенно формируется опыт нравственного поведения, нравственных отношений.
Таким образом, если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении детей, становятся привычными и определяют устойчивость их поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества личности.
Например, ребятам предлагаются ситуации, в которых они должны были помочь товарищу:
Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная
Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?
Урок изобразительного искусства.
«Раскрасьте варежки (даются заготовки – варежки, из расчета одна пара на двоих детей и цветные карандаши, каждого цвета по два). Дается инструкция: «Сейчас мы будем раскрашивать варежки, Вы сидите вдвоем, чтобы варежки получились красивыми и одинаковыми, ведь это одна пара, вы должны договориться между собой, как будете раскрашивать, какой рисунок рисовать, чтобы он понравился обоим».
Результат:


Карпова Алина, Тукранова Алёна.
Обязательно нужно использовать беседу. Например, обсуждать вопросы о дружбе с героем литературного произведения или фильма.
Детям задавали такие вопросы:
С кем бы ты из героев хотел дружить? Объясни, почему?
Какие хорошие стороны привлекают тебя в этом герое?
Кто тебе в жизни помогает в трудную минуту?
Беседа помогает нам выяснить: оказывается, дети хотят дружить с сильными людьми, причем многие называли героев со сверхъестественными возможностями – это Супермен, Человек-Паук. Дети объясняют, что такие друзья обязательно придут на помощь в трудную минуту.
Также необходимо провести различные внеклассные мероприятия.