РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию Мой мир- мой дом

Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования
(ФК ГОС)













РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Берлёвой Веры Ивановны
по естественно-научной направленности
«Мой мир- мой дом»

Срок реализации- 3 года
Возраст учащихся: 10-15 лет





















2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа по естественно-научной направленности «Мой мир- мой дом» для учащихся 10-15 лет разработана на основе авторской программы по дополнительному образованию «Мой мир- мой дом» Астафуровой А.М., педагога дополнительного образования МОУДОД «Станция юных натуралистов», рассмотренной муниципальным экспертным советом управления образования администрации Старооскольского городского округа, протокол от 27.08.2010 г.
№ 4
Цель программы – создание условий для становления научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически- деятельного отношения у учащихся к окружающей среде, через осознание и изучение природных процессов, результатов деятельности человека в биосфере и экосистемах.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
Образовательные задачи:
способствовать овладению обучающимися знаниями о закономерностях функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношения в природе, основными методами их изучения, учебными умениями;
формировать на базе знаний и умений научной картины мира;
развивать экологическую культуру личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие;
формировать здоровый образ жизни, гигиенические навыки направленные и на улучшение состояния окружающей среды;
подготовить школьников к практической деятельности в области экологии, охраны природы, здравоохранения.
Развивающие задачи:
способствовать развитию творческой активности через раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
познакомить с принципами исследовательской деятельности;
научить применять полученные знания в практической деятельности;
способствовать развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
создать условия для воспитания интереса к экологическим проблемам;
создать в объединении позитивный социально-психологический климат;
создать условия для личностных достижений учащихся через реализацию «ситуации успеха».
Программа рассчитана на три года обучения.
первый год обучения - два раза в неделю по 2 часа (144 часа в год), второй и третий год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа.

Для определения ЗУНов применяются различные формы контроля: игры, викторины, кроссворды, самостоятельная работа по определенным заданиям.
Подведение итогов образовательной программы реализуется в выставках, конференциях, творческих вечерах.
Полученные знания, умения и навыки позволяют учащимся принимать участие в экологических конкурсах областного и всероссийского значения, олимпиадах, экспедициях, слетах, в мероприятиях образовательного и воспитательного характера.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу первого года учащиеся должны знать:
- что изучает экология и как происходило ее становление;
- определения основных экологических понятий;
- о типах взаимодействий организмов;
- как вести себя в природе;
- законы конкурентных отношений в природе;
- о строении и функционировании экосистем;
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
Уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
- выделять структуру популяций; структуру экосистем; структуру среды, окружающей человека;
- наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний.

К концу второго года дети должны знать и уметь следующее.
Знать:
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, основные загрязнители почвы, источники загрязнения почвенного покрова, меры по охране почвы);
- общие сведения о биосфере;
- об основных источниках загрязнения биосферы;
- понятие биоиндикации и биомониторинга окружающей среды;
- о влиянии загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.
Уметь:
- определять уровень загрязнения воздуха и воды;
- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
- применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;
- определять источники загрязнения окружающей среды;
- осуществлять природоохранные мероприятия.

К концу третьего года дети должны знать и уметь следующее.
Знать:
- термины и понятия (урбанизация, урбоэкология, структура города);
- компоненты урбосистемы;
- стандарты качества окружающей среды;
- понятие мониторинга его цели и задачи. Виды, структура и методы мониторинга;
- экологию дома (загрязнение воздуха в помещениях, спецотходы в доме, источники радиации, питьевая вода и ее качество, качество пищи, растения и животные в доме);
- экологические проблемы городов (проблема чистой воды в городе, утилизация бытовых отходов; электромагнитное, шумовое, вибрационное загрязнение городской среды; микроклимат города; зеленые зоны городов);
- болезни цивилизации.
Уметь:
- характеризовать экологическую обстановку в своей местности;
- составлять экологический паспорт микрорайона школы;
- осуществлять природоохранные мероприятия;
-разработать экологический проект благоустройства ближайшего участка школы, местожительства;
- использовать знания в учебных экологических ситуациях;
- учувствовать в дискуссиях по экопроблемам, собрать и проанализировать данные об экологической ситуации населенного пункта.

К КОНЦУ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- определения основных экологических понятий;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
-о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально – экологические связи);
-о динамике отношений системы «природа – общество» (различие темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв);
- условия, влияющие на сохранение здоровья или способствующие возникновению болезней;
- правила здорового образа жизни.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- наблюдать за экологическими явлениями, влиянием деятельности человека на экосистемы;
- описать результаты наблюдений, обсуждение полученных фактов;
- сформулировать несложные проблемы и провести их опытную проверку, опираясь на знания экологии;
- проследить состояние окружающей среды (мониторинг), анализа воздуха, воды, почвы;
- измерять с помощью различных приборов;
- оформить результаты исследования с помощью описания фактов, составление простых таблиц, графиков, формулировании выводов;
- собрать информацию по проведенному исследованию;
- выполнять письменные инструкции правил безопасности.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№п.п.
Наименование разделов и тем
Всего часов
Теорет.
Практ.
Экскурс.

1
Введение
4
2
2


2
Основы экологии
110
60
40
10

2.1
Экология как наука
24
14
6
4

2.2
Неживая и живая природа
48
28
16
4

2.2.1
Объекты неживой природы.
24
14
8
2

2.2.2
Объекты живой природы.
24
14
8
2

2.3
Взаимосвязи в природе
22
10
10
2

2.4
Экологические системы
16
8
8


3.
Основные научные направления современной экологии
30
16
14


3.1
Глобальная экология
12
8
4


3.2
Социальная экология
18
10
8



Итого
144
78
56
10


Второй год обучения

№ п.п.
Наименование разделов и тем
Всего часов
Теорет.
Практ.
Экскурс.

1.
Введение
2
2
-


2.
Основы экологии
28
12
12
4

2.1
1 Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой
10
4
4
2

2.2
Мир вокруг нас, живая и неживая природа
6
2
4


2.3
Общие сведения о биосфере.
Сферы земли: литосфера, гидросфера, атмосфера
6
4
2


2.4
Биосфера как совокупность сфер.
Границы биосферы
6
2
2
2

3.

Биоиндикация и биомониторинг
32
18
8
6

3.1
Понятие биоиндикации и биомониторинга
14
8
2
4

3.2
Растения – индикаторы загрязнения окружающей среды
18
10
6
2

4.
Охрана атмосферного воздуха
50
26
20
4

4.1
Значение атмосферного воздуха в жизни человека, животных и растений
8
4
2
2

4.2
Естественное и искусственное загрязнение атмосферы
8
4
2
2

4.3
Основные источники загрязнения
8
4
4


4.4
Основные загрязнители
Влияние загрязнения на здоровье человека, климат, растения
12
8
4


4.5
Методы очистки атмосферного воздуха
8
4
4


4.6
Меры по охране атмосферного воздуха
6
2
4


5.
Охрана вод
48
20
22
6

5.1
Водные запасы Земли.
Значение воды в жизни человека, животных, растений
8
4
2
2

5.2
Свойства воды. Распространение и состояние воды.
Виды вод
8
4
4


5.3
Круговорот воды в природе
4
2
2


5.4
Требования, предъявляемые к воде
12
2
10


5.5
Основные источники загрязнения
4
2
2


5.6
Основные загрязнители. Влияние загрязнений на здоровье человека, растения, рыб, животных
8
4

4

5.7
Меры по охране и очистке водных ресурсов
4
2
2


6.
Охрана почвы

44
20
22
2

6.1
Источники загрязнения почвенного покрова
12
6
2
2

6.2
Основные загрязнители почвы
16
6
10


6.3
Влияние основных загрязнителей на здоровье человека, растения, животных
10
4
6


6.4
Меры по охране почвы
8
4
4


7.
Окружающая среда и здоровье человека
12
8
4



ИТОГО:

216
106
88
22


Третий год обучения

№п.п.
Наименование разделов и тем
Всего часов
Теорет.
Практ.
Экскурс.

1
Введение. Понятие «урбанизации»
12
8
2
2

2
Городская среда – среда жизни человека
20
10
8
2

3
Мониторинг окружающей среды
54
20
22
12

4
Экология дома
56
18
34
4

5
Экологические проблемы городов
42
24
10
8

6
Экологическая обстановка в городе Старый Оскол и Старооскольском районе
16
12
4


7
Техногенная среда и здоровье человека
16
8
8



ИТОГО
216
100
88
28

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1.Введение- 4 часа
Теоретическая часть.
Вводное занятие. Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом. Распорядок работы клуба.
Практическая деятельность. Игра «Место, где я чувствую себя счастливым». Техника безопасности во время экскурсий.
2. Основы экологии- 110 часов
2.1 Экология как наука.
Теоретическая часть.
Что изучает экология. Роль экологии в жизни современного общества. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками. История развития экологии как науки.
Практическая деятельность. Экскурсия: "Антропогенное воздействие на природную среду". Урок по теме «Три тайны жизни». Викторина «Узнай растение».
2.2 Неживая и живая природа.
2.2.1.Объекты неживой природы.
Теоретическая часть.
Камни, песок, воздух, вода, почва. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.
Практическая деятельность. Опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом); ищем на карте пещеры, водопады - фото (или картинки) - где бывали - отмечаем на карте. Игра – путешествие. Викторины.
2.2.2.Объекты живой природы.
Теоретическая часть.
Растения, грибы, животные, рыбы, птицы. Растения разведчики недр. Зелёные кладоискатели. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. Водные растения, лекарственные и ядовитые растения. Растения паразиты и растения хищники. Удивительное в жизни растений. Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты. Многообразие животного мира. Удивительное в животной среде. Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов). Рыбы, особенности строения. Интересные факты из жизни рыб. Знакомство с обитателями аквариума. Птицы их красота и разнообразие. Интересное из жизни птиц.
Практическая работа (деятельность) - занятие на тему «Легенды о растениях»; просмотр видеофильма о касатках и дельфинах; игра «Экологическая кругосветка» - знакомство с интересными представителями животного и растительного мира. «Что за животное», «Поле чудес».
2.3. Взаимосвязи в природе.
Теоретическая часть.
Смена времен года и времени суток. Влияние живых организмов на неживую природу: разрушение горных пород лишайниками и корнями растений. Типы экологических взаимодействий. Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, мутуализм, симбиоз, конкуренция, хищничество. Иные виды взаимоотношений между организмами.
Практическая работа (деятельность).
Игровые занятия: «Плетение паутины», «Хищник-жертва», «Пирамида жизни», «Времена года», «Золотая осень».
2.4. Экологические системы.
Теоретическая часть.
Понятие экосистемы. Из чего они состоят. Функции экосистем. Естественные и искусственные экосистемы. Цепи питания в экосистемах.
Водные и наземные экосистемы. Лес, как пример природной экосистемы.
Практическая деятельность. Демонстрация аквариума как искусственной экосистемы, таблиц по экологии и охране природы, графиков, слайдов. Практическая работа «Создание экосистемы в аквариуме». Экскурсии в лес, поле, к водоему – выявление видового состава экосистем. Составление кормовых цепей леса. Изучение приспособленности живых организмов к экологическим факторам среды обитания. Изучение внутривидовой конкуренции за пищевые ресурсы. Игры: «Палитра леса», «Лесная фантазия», «Книга жалоб природы».
3. Основные научные направления современной экологии- 30 часов
3.1. Глобальная экология.
Теоретическая часть.
Что изучает глобальная экология? Глобальные антропогенные кризисы Земли. Взаимодействие в системе «Биосфера – Солнце». Проблема сохранения биологического разнообразия.
Практическая деятельность. Изучение и моделирование глобальных экологических проблем.
3.2. Социальная экология.
Теоретическая часть.
Что изучает социальная экология? История экологических связей человечества. Антропогенное воздействие на растительный мир.
Антропогенное воздействие на животный мир. Охраняемые природные территории и объекты. Экология и экономика. Экология и война. Понятие экологической безопасности. Природа, искусство, нравственность.
Практическая деятельность. Проведение социальных опросов по проблемам окружающей среды. Игра «Поле чудес».

Второй год обучения

1. Введение- 2 часа
Знакомство с планом работы объединения на учебный год. Перспективы занятий на будущее. Техника безопасности во время проведения практических занятий и экскурсий.
2. Основы экологии- 28 часов
2.1 Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой.
Практическая часть.
Практическая работа: Провести наблюдения в выбранном районе за воздействием на окружающую среду промышленных, транспортных и других загрязнителей. Описать их.
2.2 Мир вокруг нас, живая и неживая природа.
Практическая часть.
Практическая работа: Учись увидеть боль в природе.
Конкурс рисунков: “Природа в опасности”. Учебное занятие «Этот жужжащий, летающий, ползающий мир».
2.3 Общие сведения о биосфере. Сферы земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Взаимосвязь сфер Земли.
Практическая часть.
2.4 Биосфера как совокупность сфер. Границы биосферы.
Практическая часть.
Практическая работа: Исследование ощущения человека в различных пространствах, поведение и восприятие человеком определенной территории.
3. Биоиндикация состояния окружающей среды и биомониторинг- 32 часа
3.1. Понятие биоиндикации, биомониторинга. Методы биоиндикации. Цели биологического мониторинга. Понятие о стрессе. Лихеноиндикация.
3.2. Растения – индикаторы загрязнения окружающей среды.
Растения – индикаторы присутствия сернистого газа, тяжелых металлов, озона, смога, фтористого водорода, оксида серы, оксида азота, этила, радионуклидов.
Практическая часть. Учебное игровое занятие. Викторина «Лесные загадки»
4. Охрана атмосферного воздуха- 50 часов
4.1. Значение атмосферного воздуха в жизни человека, животных и растений.
Практическая часть.
Лабораторная работа: Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории.
4.2. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы.
Практическая часть.
Лабораторная работа: Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны. Обработка результатов. Выводы.
4.3. Основные источники загрязнения.
Практическая часть.
Практическая работа: Расчетная оценка выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта. Обработка результатов. Выводы.
4.4. Основные загрязнители. Влияние загрязнения на здоровье человека, климат, растения.
Смог, кислотные дожди, озоновые дыры.
4.5. Методы очистки атмосферного воздуха.
Практическая часть.
Лабораторная работа: Определение токсичности атмосферных осадков.
4.6. Меры по охране атмосферного воздуха.
Практическая часть.
Экологический спектакль: Как лечить природу.
5. Охрана вод- 48 часов
5.1. Водные запасы Земли. Значение воды в жизни человека, животных, растений.
Практическая часть.
Практическая работа: Экскурсия к водоему с целью изучения способа отбора проб.
5.2. Свойства воды. Распространение и состояние воды. Виды вод.
Практическая часть.
Лабораторная работа: Определение общей жесткости воды.
5.3. Круговорот воды в природе.
Практическая часть.
Экологическое ток-шоу «Без воды – и ни туды, и ни сюды».
5.4. Требования, предъявляемые к воде.
Практическая часть.
Лабораторная работа: Определение температуры и органолептических характеристик воды.
а) определение температуры
б) определение запаха
в) определение цветности
г) определение мутности
5.5. Основные источники загрязнения.
Практическая часть.
Лабораторная работа: Определение кислотности природной воды.
5.6. Основные загрязнители. Влияние загрязнений на здоровье человека, растения, рыб, животных.
Практическая часть.
Экскурсия к водоему с целью изучения опасности загрязнения водоема маслами и нефтепродуктами.
5.7. Меры по охране и очистке водных ресурсов.
Практическая часть.
Экологическая сказка «Путешествие капельки».
6. Охрана почвы- 44 часа
6.1. Источники загрязнения почвенного покрова: сфера материального производства (промышленность и транспорт), сфера потребления (сельское хозяйство, жилье).
Практическая часть.
Практическая работа: Экскурсия с целью научится отбирать пробы почвы и подготовка образцов к анализу.
Игра-путешествие «Почва – среда обитания».
6.2. Основные загрязнители почвы. Краткая характеристика приоритетных компонентов.
Практическая часть.
Экологический эрудицион «Свалка по имени Земля».
6.3. Влияние основных загрязнителей на здоровье человека, растения, животных.
Практическая часть.
«Экологический бумеранг» или «Причина – следствие».
Лабораторная работа: Оценка загрязнения почвы методом биоиндикации при помощи кресс-салата.
6.4. Меры по охране почвы. Методы переработки и ликвидации отходов.
Практическая часть.
Практическая работа: Что мы можем сделать из пластиковой бутылки?
7. Окружающая среда и здоровье человека- 12 часов
Практическая часть.
Экологический спектакль « Как лечить природу».
Анкета для определения уровня экологической культуры

Третий год обучения

1. Введение. Понятие «урбанизации»- 12 часов
Урбоэкология. Урбанизация. Методы и способы урбоэкологических исследований. Многообразие городов.
Практическая часть.
Работа со справочной литературой. Экологический словарь.
2. Городская среда – среда жизни человека- 20 часов
Городская среда как урбосистема. Компоненты урбосистемы. Качество городской среды. Мониторинговая служба города. Стандарты качества окружающей среды.
Практическая часть.
Экологический рейд по улицам села.
Экологическая игра «Проектируем село».
3. Мониторинг окружающей среды- 54 часа
Понятие мониторинга, цели, задачи. Виды, структура и методы мониторинга.
Практическая часть.
№1 Изучение и описание экосистемы луга, леса.
№2 Изучение и описание экосистемы реки (пруда).
Защита проектов на экологическую тему (по выбору)
4. Экология дома- 56 часов
Жилище как экосистема. Загрязнение воздуха в помещениях. Спецотходы в доме. Источники радиации. Питьевая вода и ее качество. Качество пищи. Растения и животные в доме.
Практическая часть.
№1 Экологический паспорт квартиры (школы, клуба).
№2 Определение нитратов в пище (овощах, фруктах)
№3 Оценка качества питьевой воды.
№4 Санитарная оценка воздуха в помещении.
5. Экологические проблемы городов- 42 часа
Городской воздух, источники загрязнения. Проблема чистой воды в городе. Проблема утилизации бытовых отходов. Городские почвы, особенности, загрязнение почв. Электромагнитное, шумовое, вибрационное загрязнение городской среды. Микроклимат города. Зеленые зоны городов. Нормы озеленения. Санитарно-защитные зоны, состав и размер.
Практическая часть.
Экоакция «За чистоту городских улиц».
Практические работы:
№1 Определение пылезадерживающей роли растений.
№2 Определение загруженности улиц автотранспортом.
6. Экологическая обстановка в городе Старый Оскол и Старооскольском районе- 16 часов
Атмосферный воздух. Водные ресурсы. Земельные ресурсы. Растительный и животный мир.
Практическая часть.
Семинар «Экообстановка в городе Старый Оскол и Старооскольском районе». Игра «Дыхание города».
7. Техногенная среда и здоровье человека- 16 часов
Болезни цивилизации. Выхлопные газы и здоровье человека. Влияние электромагнитного излучения, шума и вибрации на человека.
Практическая часть.
Практические работы:
№1. Влияние шума на здоровье человека.
№2. Изучение продолжительности жизни людей во временном плане под влиянием антропогенных фактов.
Работа со справочной, тематической литературой.
Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся.


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через текущие практические работы, викторины по разделам:
Вид контроля/ Год обучения
1
2
3

Текущий
Викторина «Узнай растение»

Викторина «Лесные загадки»
Защита проектов на экологическую тему (по выбору)

Итоговый
Игра «Поле чудес»
Анкета для определения уровня экологической культуры

Комплексная анкета
по выявлению состояния экологической культуры учащихся




Викторина «Узнай растение».
Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
Это самый первый цветок, появляющийся из - под снега. (Подснежник).
Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

Викторина «Лесные загадки».
Что человек делает для сохранения животного мира?
Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
У кого на сучке кладовая? (У белки).
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (Бобры).
Скачет зверюшка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка).
Над рекою он в полёте, Этот чудо-самолётик. Над водой парит он гладкой, На цветке его посадка. (Стрекоза).
На спине я дом ношу, Но гостей не приглашу: В костяном моём дому Место только одному. (Черепаха).
Лежит верёвка, Шипит плутовка, Брать её опасно – Укусит. Ясно? (Змея).
Волны к берегу несут Парашют – не парашют Не плывёт он, не ныряет, Только тронешь – обжигает. (Медуза).

«ПОЛЕ ЧУДЕС»

Ведущий: тема сегодняшней игры – «в мире животных».
Отборочные туры проводятся заранее. Представление участников.
1 тур
Назвать животное, являющееся древнейшим представителем семейства лошадиных. Несмотря на забавную внешность, самка его имеет довольно скверный характер: она злобна, драчлива и очень трудно приручается. К тому же этот вид лошадей плохо переносит неволю. Для того чтобы жить и необходимо пространство, саванна.
Подсказка: эффектная окраска того животного известна каждому, однако в природе она не такая яркая, как изображают на фотографиях. (Зебра)
2 тур
Это животное является героем сказки Г.Х.Андерсена. «Скоро у нас будут гости, - сказала как-то полевая мышь. – Он живет куда лучше меня: у него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке». Питается это животное червями, жуками, а его лапки превратились в своеобразные лопатки. (Крот)
3 тур
Животное, которого люди одомашнили в конце каменного века, а именно в 6-8 тысячелетии до нашей эры в Передней Азии. То, что дают человеку эти животные, обладает значительной прочностью, растяжимостью, гигроскопичностью и незаменимо при изготовлении тканей. (Баран)
Игра со зрителями
Этот представитель животного мира всегда вызывает у людей интерес. Среди млекопитающих это животное обладает наиболее острым чутьем благодаря своему носу. Однако его неповоротливость даже вошла в поговорку. (Слон)
Финал
Животное, которое встречается повсеместно: в лесу и в пустыне, в Австралии и в Америке. Вы хоть раз в жизни, но видели или еще увидите это животное живьем. (Мышь)
Суперигра
Это животное – обитатель леса, бродит по болотам, питается водными растениями. Объедает листья деревьев и молодые побеги. Очень часто, говоря об этом животном, люди называют его благородным. (Олень)


Анкета для определения уровня экологической культуры
Что такое экология?
Каждому ли человеку надо изучить вопросы по экологии?
Да. Почему?
Нет. Почему?
Не знаю.
Что такое охрана природы?
Какую ценность имеет природа для человека, для Вас лично?
Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?
Вы хорошо знаете свой край?
Да. Почему?
Нет. Почему?
Не знаю.
Что надо сделать, чтобы твой край процветал?
Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры? (нужное подчеркнуть)
Имею низкий уровень
Имею средний уровень
Имею высокий уровень
Затрудняюсь определить


Комплексная анкета
по выявлению состояния экологической культуры учащихся


Вопросы

1. Мотивационный компонент

1.
Что вызывает у Вас потребность заниматься экологической деятельностью?


требования учителей –


любовь к природе; -


стремление быть полезным -


сознание личной причастности к делу охраны природы


требования родителей –


пример других людей-


интерес к экологическим проблемам –


затрудняюсь ответить-


особое мнение

2.
Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?


Да-


не совсем убежден-


нет-

3.
Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?


да, считаю -


скорее да, чем нет-


скорее нет, чем да-


нет, не считаю-

4.
Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы? В чем это выражается?


постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики


иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях –


не интересуюсь этими проблемами –


делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике


занимаюсь в природоведческом кружке-


провожу исследования в природе-


затрудняюсь ответить-

5.
Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?


не проявляю интереса к проблемам взаимодействия человека и природы-


не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность –


экологическая деятельность - это очень трудно-


большая загруженность другой работой -


осознание того, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию -


я не владею навыками и умениями экологической деятельности-


это не мое дело-


затрудняюсь ответить-


особое мнение ___________

6.
Что обычно определяет Ваше поведение в природе?


никогда не задумывался над этим; -


бережное отношение к растениям и животным-


стремление получить какую-либо пользу, выгоду для себя-


осознание долга за сохранение всего живого-


стремление отдохнуть, расслабиться, получить положительные эмоции-


стремление насладиться красотой природы


затрудняюсь ответить-


особое мнение

2. Аксиологический компонент:

1.
Какую ценность имеет природа для общества человека?


Позволяет жить на планете


В природе много интересного


Затрудняюсь ответить

2
Какую ценность имеет природа лично для Вас?


Красиво в лесу, на водоеме


Она дает мне здоровье, еду, красоту


Это наше достояние


Помогает любить все окружающее

3.
В чем заключается общечеловеческая ценность природы?


в том, что она является главным условием жизни человека


в том, что она критерий прекрасного в жизни-


в том, что она дает человеку пищу и одежду –


в том, что она источник вдохновения в деятельности человека-


в том, что она позволяет человеку познавать окружающий мир –


затрудняюсь ответить-


(особое мнение) воспитывает любовь ко всему живому

4.
Есть ли в природе полезные и вредные растения и животные?


Нет в природе все взаимосвязано


Да


Не знаю

5.
В чем заключается нравственная ценность природы?


В красоте, во вдохновение


В том, что природа помогает жить, развиваться


Стать лучше, добрее, выносливее, мудрее


Затрудняюсь ответить

6.
В чем заключается познавательная ценность природы?


Природа открывает для нас много нового и не исследованного


Источник познания себя и мира


Затрудняюсь ответить

7.
В чем заключается эстетическая ценность природы?


В наслаждении ее красотой


Появляется вдохновение для творчества

3. Гностический компонент

1.
Что такое экология? наука о взаимодействии человека и природы –


наука о взаимодействии человека и природы


система знаний об экосистемах –


наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства –


сведения об экологических проблемах-


наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей природой-


система знаний о растительном и животном мире-


наука о биосфере-


затрудняюсь ответить-

2.
Какие Вы знаете экологические проблемы современности?


Озоновые дыры


Деградация почв


Загрязнение бытовыми отходами


Загрязнение воздуха выхлопными газами, заводскими трубами


Загрязнение морей нефтью


Парниковый эффект


Уничтожение животных и растительного мира, занесенных в красную книгу

3.
Назовите ведущие антропогенные факторы изменения окружающей среды.


Добыча полезных ископаемых


Строительство городов, дорог


Мусорные свалки


Затрудняюсь ответить

4.
Что такое Красная книга?


список редких и исчезающих видов животных и растений, подлежащих охране-


описание экологических проблем современности;-


перечень лучших дел человечества по охране природы –


перечень негативных поступков, действий человека по отношению к природе-


описание наиболее красивых объектов, явлений природы –


затрудняюсь ответить-

5.
Что такое биосфера?


совокупность растений и животных -


живая оболочка планеты-


пространство существования жизни на Земле -


взаимосвязь человека и природы-


животный мир-


видовое разнообразие растений


затрудняюсь ответить-

4. Эмоционально-волевой компонент

1.
Какие эмоции и чувства вызывает у Вас общение с природой?


Радость, повышенное настроение


Вызывает вдохновение для новых дел и поступков

2.
Какие эмоции и чувства вызывает у Вас негативное отношение людей к природе?


Отвращение к таким людям, гнев, огорчение, отрицательные эмоции


Затрудняюсь ответить

3.
Всегда ли Вы можете удержаться от того, чтобы сорвать цветов, сломать ветку дерева без особой потребности?


Всегда-


Иногда-


очень редко -


никогда –

4.
Могли бы Вы остановить своего товарища от нанесения вреда природе? Как?


- Да, словом, разговором


- Попросить взрослых помочь


- Затрудняюсь ответить

5.
Испытываете ли Вы потребность заниматься экологической деятельностью?


Да


Затрудняюсь ответить

6.
Оцените свой уровень экологической культуры:


высокий-


средневысокий-


средненизкий-


низкий -


затрудняюсь оценить -



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


Анашкина, Е. Н. Лесными тропами. Наблюдаем за млекопитающими /
Е. Н. Анашкина // Ярославль Академия развития 2006. – 288 с.
Бабенко, В. Г., Богомолов, Д. В. Экология животных / В.Г. Бабенко, Д. В. Богомолов // Москва: Вентана - Граф, 2004.- 128 с.
Брем, А. Э. Жизнь животных / А. Э. Брем // Москва: Терра 1992. – 524 с.
Галушин, В. М. Охрана природы / В. М. Голушкин // Москва: Просвещение, 1987.– 256 с.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины.- М. Просвещение, 2000.- 116 с.
Денисова, Г. А. Удивительный мир растений / Г.А. Денисова // Москва: Просвещение, 1981. -187с.
Миркин, Б. М. , Наумова, Л. Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей / М. Б. Миркин, Л.Г. Наумова // Москва: Устойчивый мир, 2000. – 272 с.
Реймерс, Н.Ф., Штельмерк, Ф.Р. Особо охраняемые природные территории / Н. Ф. Реймерс, Ф.Р. Штельмерк // М.: Просвещение, 1978. – 134 с.
Экология Белгородской области: учебное пособие для уч-ся 8-11 классов / Под ред. А.М. Петин, Л.Л. Новых, В.И. Петина, Г.Г. Глазунов // М.: Изд-во МГУ, 2002.- С.16-163.
Энциклопедия Я познаю мир. Экология. / Под ред. А. Е. Чижевский. // Москва, 2005. – 388с.


15