Коллективная творческая деятельность как средство личностно-профессионального становления обучающегося
«Коллективная творческая деятельность как средство личностно-профессионального становления обучающегося».
педагог –организатор ГБОУ СПО ТМК
Яковлева О.И.
Требования предъявляемые к специалисту в современных условиях, состоят из трех значимых блоков.Один из наиболее важных: развитие
социальных и психологических качества личности, обеспечивающие эффективность деятельности.
КТД помогает решить проблему социальной ориентации личности т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов достижения, что помогает самоопределиться и самоутвердится личности подростка.
Цель КТД – развитие творческого потенциала, коммуникативных качеств, самовыражение, самоутверждение, самореализация – что ведёт к развитию гармонично развитой личности, помогает определить свой жизненный путь.
Одной из главных целей КТД это сделать жизнь студента радостной, интересной, запоминающейся.
Одна из основных задач: пробудить душу подростка, развивать заложенные природные творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания.
КТД позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие задатки и способности, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том ,что оно требует общего поиска поставленной задачи.
При выполнении КТД необходимы следующие условия:
Совместимость, сотрудничество, содействие. Каждый студент включаясь в совместную деятельность учится: преодолевать трудности, дать оценку сделанному и извлекать уроки на будущее, ответственному отношению к себе и другим.
Единство мыслей и действий. В единстве развивается все 3 стороны личности человека: познавательная, эмоционально-волевая и действенная.
Единый коллектив
Творчество.
У студентов занимающихся творческими делами зарождаются новые идеи, совместная работа над проблемой, поиск решения, накопление материала, отработка сюжета.
В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать сообща, делить успех и ответственность, развивают свои коммуникативные качества.
Таким образом, в КТД идут два важнейших процесса одновременно – формировании сплочённого коллектива и формирование личности.
КТД дает возможность студенту
- реализовать и развить свои способности
- расширить знания об окружающем мире
- проявить организаторские умения
- закрепить коммуникативные навыки
- освоить культурное пространство
КТД – это возможность проявить свою творческую активность, показать свои силы. Оно направлено на достижение поставленной задачи, приучает команду к согласованным действиям, к точности и своевременности, крепкой дисциплине, воспитывает волевые качества личности, волю к победе, настойчивость – всё то, без чего не мыслим успех. Наличие этих условий составляет основу всякого плодотворного труда.
Ребята активно принимают участие в конкурсах разных уровней. КТД нравственны на положительных примерах, воспитание патриотизма и любви к своей Родине и матери, формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
КТД – это личностно ориентированное дело. Его периодичность и повторяемость способствует приобретению положительных привычек, формированию характера и развитию способностей личности.
Главной структурой единицей дел является коллектив, в процессе работы происходит взаимодействие с другими ребятами, формирования чувства «мы», состоящие из ярких «я»
Каждое выступление ребят, содержит в себе нравственные ориентиры, ценности, помогающие формировать взгляды на жизнь каждой личности и коллектива.
В подростковом возрасте особой популярностью пользуются сверстники, которые жизнерадостны, добродушны, доброжелательны, с хорошим чувством юмора, энергичные, активные, которые могут проявить себя в различных видах деятельности. Такие ребята наиболее успешно проявляют себя в КТД, очень быстро находят общий язык со сверстниками, хорошо презентуют себя на сцене.
Важным в подростковом возрасте является формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростков, сферу его общения. Формируется активно образ «я», подросток постепенно задаёт себе вопрос «каким я хочу и должен быть?»
Лучшие творческие работы обучающихся в КВН
Ольга Черкасова
ВЗОРВАЛИ
Утро среды. Полусонный вагон.
Впитывал поручень кистью руки.
Люди внутри однотонным пятном
Слева с справа сжимали в тиски.
Станцию «Детство» проехал давно
И разогнался, да так, что держись!
Мчит меня мой полусонный вагон
Прямо на станцию «Взрослая жизнь».
Там и успех меня ждёт и семья –
Что мне туманным казалось... Как вдруг!
Входит ОНА и почувствовал я,
Всё начало озоряться вокруг!
«Кроме тебя, мне не надо других!
Мы навстегда! Только крепче держись!»
... жаль только, «Тёмные проводники»
Разом взорвали все планы на жизнь...
Утро среды. Полусонный вагон.
Впитывал поручень кистью руки.
Люди везде однотонным пятном...
Слева и справа...
Куски
Додин Алексей
«Осенние зарисовки»
Осенняя фантазия –сестра времен я года
Дружу я с осенью ,ветрами и листвой.
Лелеет меня мать моя- природа
Мы не разлучны с ней
Она всегда со мной
Повластна осенью мне вся палитра красок
Что видим мы , что радует всех нас
Пришла я к вам с осеннею прохладой
Рябиной красной, журчанием ручья
Закружит ветер хоровод из желтых листьев
И чувствую, что я –фантазия жива
Но,где же тот творец-художник
Который понимал бы так меня?
Эти творческие работы были отмечены как самые лучшие, выступление ребят признали самым ярким ,и можно сказать, что подростки могут активно проявлять себя в разных видах деятельности.
КТД делает студенческую жизнь яркой, наполненной фантазией, творчеством, вселяет уверенность в свои силы.
Для подростков характерна повышенная познавательная и творческая активность. Существенным для этого возраста момента является восприятие себя как личности. Большое значение для подростков имеют оценки даваемые ему другим.
Через КТД ребята самоутверждают себя среди сверстников, т.е. через этот вид деятельности они могут достичь и поддерживать определённый общественный статус. Межличностное общение необходимое условие для развития личности.
В процессе общения вырабатывается коммуникативные умения и навыки, формируются знания об окружающих и собственном «я», путём сравнения себя с другими. Через общение со сверстниками подросток стремится получит признание, обрести свою индивидуальность.
Все эти мероприятия дают возможность проявить свое отношение друг к другу, студент может оценить себя через призму мнений других о нём, каждый может почувствовать своё единство к большому сословию студентов, что приводит к вырабатыванию чувства «мы»
Результатом КТД становится демонстрация своих дел, что создает ситуацию демонстрации успеха, ситуация оценки своих достижений относительно успехов других
Одним из самых ярких выражений КТД в ТМТ стало принятие участия наших студентов на городских и областных конкурсах.
Результат работы складывался из следующих условий:
1) единство требований ко всем членам коллектива (во время проведения репетиций, во время выступления)
2) единая цель и задачи, индивидуальное требование совпадает с общим требованием.
КТД помогает развитию самоуважение к себе, личность самоактуализируется, повышается самооценка.
Видя свои реальные результаты, и достижения у ребят развивается желание продолжать работу в КТД.
Развитие самоуважения проявляется в том, что ребята становятся более самостоятельными, более уверенными в себе, положительно относятся к себе и другим.
Самоуважение помогает повысить социальную активность подростка.
Самоуважение личности подразумевает удовлетворённость собой и принятие себя, чувство собственного достоинства, положительное отношение к своей личности.
Мотив самоуважения – это «личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе. (Г. Каплан)
Студент с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки
Под действием самоуважения развивается адекватная самооценка, самосознание – сознание собственного «я», своих способностей, раскрытие своих талантов.
В подростковом возрасте особой популярностью пользуются сверстники, которые жизнерадостны, добродушны, доброжелательны, с хорошим чувством юмора, энергичные, активные, которые могут проявить себя в различных видах деятельности. Такие ребята наиболее успешно проявляют себя в КТД, очень быстро находят общий язык со сверстниками, хорошо презентуют себя на сцене.
Важным в подростковом возрасте является формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростков, сферу его общения. Формируется активно образ «я», подросток постепенно задаёт себе вопрос «каким я хочу и должен быть?»
Готовя КТД студенты знают как себя надо вести, могут уверенно представить себя в конкурсных программах, оценивать свои реальные достижения, минусы в работе, планировать свою дальнейшую деятельность – все это помогает протеканию процесса самовоспитания личности студента.
Они учатся не только планировать работу, но и анализировать сделанное.
Это можно видеть на примерах КТД
Команда имеет свой состав, в который входят сценарист, режиссер, актеры, капитан, музыканты. Каждый участник команды выполняет определенную функцию.
При подготовке к выступлению каждый ставит перед собой вопрос:
- что я хочу добиться этим выступлением?
- каким недоработки были в прошлой игре?
- что мне надо сделать чтобы добиться наивысшего результата?
Шутки команды КВН
Зарисовка «Брак»
- Рабочий Автоваза женился на «Калине»- это был первый брак в браке.
Мизансцена «Блондинка в лифте»
_Боже, я застряла.
_Успокойся, тебе надо вызвать помощь.
(нажимает на кнопки лифта) 8917246..
Зарисовка «Тольяттинские сугробы»
Тольяттинские дороги уже давно готовы к принятию страусов-им есть куда прятать головы.
Мизансцена «Зеркало»
_Свет мой, зеркальце, скажи , да всю правду доложи. Яль на свете всех милее, всех румяней и белее?
_(зеркало) Да откуда я знаю? Я кроме тебя никого не вижу.
У ребят КВН развито «чувство локтя» каждый знает что результат выступления зависит от того, насколько дружный коллектив.
Быть членом команды, представлять не только себя, но и команду является ценностью для команды КВН
Неудачные выступления сплачивали команду. Перед каждым выступлением ребята проводили тщательный анализ прошлому конкурсу, делали планы на будущее, поддерживали друг друга.
Важно чтобы команда имела глобальную цель( победить СУЗовскую Лигу КВН, победить на фестивале команд КВН, попасть в лучшую 10 городских команд и т.д.) Такая цель придает работе целенаправленность и упорядоченность, помогает творчески развиваться личности.
Студенты показывали свои творческие литературные. танцевальные, креативные способности ,смогли сконцентрироваться на проблеме, показали свой богатый внутренний мир.П осле удачного выступления проанализировав мероприятие, выявили свои положительные и отрицательные моменты.
Получив оценку окружающих, своих действий –у ребят появилась чёткая гражданская позиция. Каждый из участников и болельщиков почувствовал свою общность «мы» , гордость за своё учебное заведение.
Каждый участник в группе выполнял определённую роль, каждому были распределены обязанности .Во время подготовки к выступления группа сплотилась как единое целое, каждый нес определенную долю ответственности перед другими, каждый осознавал свою значимость как личности и как участника. несмотря на то, что у ребят часто расходились мнения по разным вопросам, в самый ответственный момент-день выступления
Доброжелательное отношение друг к другу, организованное дисциплинированное поведение, поддержка друг друга помогли команде показать эффективный результат в работе.
Этапы КТД.
КТД проходит в несколько этапов:
1 Старт КТД
Проводится в форме рекламы. Цель-принятие участия всех желающих в КТД.
2 Промежуточный этап.
Студенты готовятся к итоговому КТД, находят новую информацию, приобретают новые знания, умения навыки.
Цель промежуточного этапа- накопление знаний и умений. На этом этапе каждый самостоятельно выбирает форму и вид творчества, может продемонстрировать свои способности в любой сфере деятельности.
3 Итог КТД.
Итогом любого КТД становятся театрализованные представления, КВН, конкурсы и т.д.
Здесь же подводятся итоги КТД.
4 Анализ КТД
Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Основные вопросы которые обсуждаются
Как было организованно дело? Что мы узнали друг о друге? Что делал лично я, чему научился? Что узнал? Какие мысли и чувства вызвало у меня КТД?
Лучшим привлечением студентов к творческой деятельности стали праздники «День влюблённых», «День студента», фестиваль КВН
Одной из главных ценностей шуток КВН- их оригинальность. Она должна быть свежей и актуальной. Студенты, при написании сценария, пользуются многими источниками информации: прессой, сайты в Интернете, телепередачи юмористической направленности и т.д.
После удачного выступления у ребят закрепилась положение «ситуация- успех», сто помогло им поверить в свои творческие способности, развило желание и дальше заниматься КТД
В любом мероприятии важным для команды остается организационный этап
1. «Ситуация- образец». Посмотрели, как играют и выступают другие. (а чем мы хуже? Мы хотим тоже.)
2 «Ситуация-успех». С успехом выступили в техникуме.(это было здорово. Мы хотим еще!)
Для того чтобы узнать как влияет КТД на личностные качества будущего специалиста мы провели исследования среди студентов выпускных групп в количестве 15 человек ,которые в течении всего периода обучения в ТМТ активно принимали участие в конкурсах, смотрах, мероприятиях.
Мы провели анкету «Профессионально - личностные качества будущего специалиста» и получили следующие результаты :
1- способность к решению проблем
2- деловые качества
3- инициатива
4- коммуникативные качества
5- умение отстаивать свою точку зрения
6- твердые нравственные убеждения
7- чувство человеческого достоинства
Исследование особенности познавательных процессов и свойств личности среди студентов старших курсов показал следующие результаты
Показатели исследования
Уровни развития (%)
Низкий
Средний
Высокий
Коммуникабельность
-
27%
73%
Чувство юмора
-
13%
87%
Организаторские способности
67%
33%
Креативность мышления
-
53%
47%
Общий уровень эрудиции
67%
33%
Самопрезентация
27%
73%
Стиль поведения в конфликтных ситуациях : сотрудничество- 53%
Компромисс-27%
Приспособление-13%
Вывод: Коллективные творческие дела повлияли на развитие личностных качеств.
Вывод
Проведя исследование мы пришли к выводу : студенты – выпускники активно занимающиеся КТД имеют высокий уровень самопрезентации,высокий уровень коммуникабельности. Развитые творческие способности, развитое креативное мышление,
Развитое чувство юмора.в конфликтных ситуациях выбор стиля поведения- содружество.
КТД способствует:
развитию интеллектуальных способностей: расширяют знания об окружающем мире, развивает речь, учат работать с источниками информации.
развивает творческие способности: развивают художественный вкус, способствуют раскрытию талантов.
воспитанию общности интересов, чувству локтя, взаимовыручке.
4) умению презентовать результаты своей деятельности, быть коммуникативным, показать организаторские способности.
5) умению работать в группе, осуществлять социальное взаимодействие, сотрудничать и нести личную ответственность за порученное дело.
6) умение работать с информацией разных источников, анализировать ее и использовать для реализации конкретных целей.
КТД не только развивает активность, но и способствует дальнейшей самореализации и саморазвитию личности. Студенты приобретают навыки ,которые пригодятся ему в течении всей его жизни, где бы он не работал.
15