Реферат: Структура свадебного обряда на Русском севере по данным Архангельских говоров


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Архангельской области
«КОТЛАССКИЙ ТЕХНИКУМ ТОРГОВЛИ
И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»
РЕФЕРАТ
«Структура свадебного обряда на Русском Севере по данным архангельских говоров»
Работу выполнила:
Михайлова Екатерина
Студентка 1курса, 73 группы
Руководитель:
Преподаватель русского языка
и литературы
Вологжанинова А.А.
Котлас, 2015
Структура свадебного обряда на Русском Севере по данным архангельских говоров.
Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов. Он состоит из множества элементов, среди которых выделяются: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.
Свадьба – это проверка основных ценностей, испытание не только вступающих в брак, их семей, но и всего сообщества в целом, так как новый брак изменяет структуру сообщества и подтверждает новый порядок.
Весь обряд свадьбы на русском севере по данным исследователей Г. Г. Шаповаловой, Л.С. Лаврентьевой и М.Н. Зыковой можно распределить на три цикла:
Предсвадебный: смотрины, сватовство, сговор и девичник.
День свадьбы: венчание, свадебное застолье, брачная ночь.
Послесвадебный: бужение молодых, тещины блины.
Мы решили проследить, какие элементы свадебного обряда находят отражение в архангельских говорах. Нами были проанализированы словари: Архангельский областной словарь (с I по X том) и Словарь областного архангельского наречия под редакцией А.И. Подвысоцкого. Чаще встречаемое употребление слов было отражено в следующих районах Архангельской области: Мезенском, Коношском, Онежском, Холмогорском, Вельском, Лешуконском, реже Котласском, Плесецком, Красноборском, Шенкурском и др. 1.1 ПРЕДСВАДЕБНЫЙ ЦИКЛ.
Первый этап предсвадебного цикла – смотрины представлен 5 единицами.
Смотрины ‘старинный обряд знакомства жениха и его родственников с невестой’ [Ожегов, 1997:736]. Этот обряд имеет диалектное наименование: выставка ‘знакомство жениха и его родственников с невестой в свадебном обряде’ [АОС 8, 240]. К лексике, описывающей данный этап, можно отнести еще и такие слова, которые именуют подарки – гумылька ‘платок, который жених набрасывает на голову невесте перед смотринами, до венчания’ [АОС 10, 154]. Место, где происходит обряд – девичник ‘комната, из которой во время смотрин выводят нарядно одетую и, по обычаю, заплаканную невесту к жениху и гостям, - как выражаются на ставку, т. е. на осмотр’ [Подвысоцкий, 115].
Следующий этап предсвадебного цикла – сватовство насчитывает 14 единиц.
Сватать ‘просить себе в жены, предлагать себя в мужья’ [Ожегов, 1997:699]. С давних времен этот этап считался самым ответственным, поэтому в словарях нашлось немалое количество лексем, связанных именно с этим этапом обряда. Во-первых, это наименование самого обряда (4 лексические единицы, которые обозначают непосредственно сам этап обряда): жениховаться, выбросить, выводить, высватать и т.д.
Вывод ‘часть свадебного обряда – выведение невесты ее отцом к жениху’ [АОС 6, 138]. Во-вторых, это лексемы, связанные с одариванием на свадьбе (3 единицы): Здарье, принос ‘выговариваемые при сватовстве подарки от невесты к отцу, матери и ближайшим родственникам жениха’ [Подвысоцкий, 170]. Вера 'свадебный подарок для сватовства' [АОС 9, 293]. В-третьих – это наименование самих участников сваха и сват, самого уважаемого человека на свадьбе: сватовец, сватальщик, выдавальница и т.д. Подвенечная мать, брюдга ‘сваха, обыкновенно крестная мать или замужняя сестра невесты, сопровождающая ее к венцу’ [Подвысоцкий, 371].
Третий этап предсвадебного цикла – сговор представлен 10 лексическими единицами. В словаре Ожегова дается следующее лексическое значение: сговор ‘помолвка, соглашение между родителями жениха и невесты’ [Ожегов, 706]. Наименование обряда имеет несколько вариантов, встретившихся в словарях. К примеру, рукобитье ‘обряд объявления согласия на отдачу в замужество невесты, причем совершается и свадебный сговор’ [Подвысоцкий, 439]. Дача ‘согласие родителей выдать дочь замуж’ [АОС 10, 291] и др. После того, как родители дали согласие на брак, невеста начинает причитать сама либо с помощницей. Встретились такие наименования этого действия: голосить ‘причитать, плакать’ [АОС 9, 268], а также его участников: голосильница, плачея, певуля ‘женщина, которая оплакивает в песнях покидаемое невестою беззаботное девичество’ [Подвысоцкий, 363]. Были случаи, когда родители невесты отказывали жениху: 'Наливали гущи' [АОС 10, 166], в сапоги неугодному жениху.
Следующий этап предсвадебного цикла – девичник и мальчишник.
Девичник ‘ в народном свадебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки’ [Ожегов, 156]. Вечерок ‘предсвадебное гуляние, посиделки в доме невесты’ [АОС 4, 34]. Пропивань ‘холостая гулянка, кутеж у жениха после объявления ему через свата приказа’ [Подвысоцкий,416].
Последний этап предсвадебного цикла – приготовление приданого представлен 5 единицами.
Приданое ‘имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве’ [Ожегов, 590]. Данный этап свадебного обряда в говорах Архангельской области имеет другое именование: дарокатанье ‘свадебного обряда, накануне венчанья, когда подруги невесты гладят предназначенные для подарков платки, полотенца и т.п. и подают их невесте, которая с причитаниями складывает их’ [АОС 10, 269]. Также встретились единицы, которые именуют самих участников свадебного этапа: приданница ‘невеста с хорошим приданым’ [Подвысоцкий,406]. Из именований участников обряда сюда отнесем следующие: запостельная сватья и перенщица ‘родственница невесты, сопровождающая ее постель и приданое в дом жениха ’ [Подвысоцкий,160].
ДЕНЬ СВАДЬБЫ.
Непосредственно сам день свадьбы начинался с венчания или с регистрации брака. В словаре Ожегова С.И. венчание ‘это церковный обряд бракосочетания’ [Ожегов, 73]. Этап представлен 25 лексическими единицами, из них 19 единиц называют сам обряд и имеют значение 'выйти замуж'. Это самая многочисленная группа, которая включает в себя слова различной частеречной принадлежности.
Существительные (4 единицы): Встрета ‘часть свадебного обряда, связанная с прибытием жениха и невесты после регистрации брака’ [АОС 6, 59]. Браковенчанье ‘совершение брачной церемонии’ [АОС 2, 99]. У невесты при совершении брачной церемонии были свои помощники например: Вывожельница ‘девушка (обычно подруга), выводящая невесту к столу на свадьбе и сопровождающая её в течение всего свадебного обряда до венчания’[АОС 6, 143]. Вестовой ‘ участник свадебного обряда – человек, прибывающий за невестой со стороны жениха’[АОС 4, 12].После официальной церемонии наступал период застолий, вовремя которых жених и невеста вместе с гостями устраивала игрища, например: Рыжики ‘когда обручившиеся жених и невеста садятся в саночки, чтобы кататься с ледяной горки’[Подвысоцкий, 442].
Глаголы (11 ендиницы): Браковаться ‘вступать в брак’ [АОС 2, 99]. Выбросить ‘выдать замуж’ [АОС 6, 118] и др.
Свадебное застолье.
Этап насчитывает 44 единицы, которые имеют различное лексическое значение.
1. Именование застолья (9 единиц): Застолье ‘ праздничный стол, угощение, а также сидящие за праздничным столом’ [Ожегов, 220]. Виноградье ‘ свадебное пиршество после венчанья’[АОС 4, 102]. Званой обед ‘ обед даваемый родителями новобрачных через три дня после венчания; по окончании этого обеда, молодая получает от своих родителей все назначенное ей приданое’ [Подвысоцкий, 169].
2. Наименование гостей (22 единицы): Коробейница ‘ одно из женских должностных лиц при свадьбе, которому поручается передача от имени невесты приносов родным жениха’ [Подвысоцкий,215]. Праворучница и леворучница ‘ по правой стороне невесты садяться праворучницы – хорошие знакомые подружки, а по левую леворучницы – знакомые так себе посередке, т.е. не самые близкие’ [Подвысоцкий,403].
3. Угощения на свадьбе (2 единицы): Заднюха 'последний слив пивного сусла. Поговорка о плохом угощении: на свадьбе был, а заднюху пил' [Подвысоцкий, 151].
4. Названия выкупа за жениха и невесту: Запрос ‘требование денег или иного выкупа за невесту’ [Подвысоцкий,161]. Выкупать ‘давать выкуп в виде денег, подарков устраивающим препятствие в свадебном обряде’[АОС 7, 279] .В Архангельской области ко дню свадьбы относится также банный обряд. Волочанка ‘часть свадебного обряда – перевоз на санях участников свадебного обряда в баню’[АОС 5, 59]. Головщина ‘это день бани’ [АОС 9, 253] и др.
Брачная ночь.
К этапу брачной ночи можно отнести лишь одну единицу из всего выбранного материала: Охальницы ‘ участвующие в свадебном обиходе женщины – песенницы, которые, когда молодые улягутся в первую ночь после свадьбы, приходят дважды к дверям их помещения и дают знать о себе криком (по местному выражению, начинают охать) ; в первый раз молодые высылают им через дружек калачи, а во второй раз сами выносят им пива и закуску’ [Подвысоцкий,339].
ПОСЛЕСВАДЕБНЫЙ ЦИКЛ.
К данному циклу относятся буженье молодых и «тещины блины». Слов, которые несли бы в себе лексическое значение, связанные с ними, в словарях не встретилось.
Каждая из стадий свадьбы имеет свои характерные черты, свойственные северной свадьбе. Свадебный обряд проходил в соответствии с планом, сценарием его проведения. Подводя итог, можно констатировать тот факт, что все циклы свадебного обряда – за исключением послесвадебного цикла - и их конкретные этапы достаточно широко нашли свое отражение в словарях. Каждый этап обряда имеет большое количество лексических единиц, что позволяет нам в свою очередь достаточно детально рассматривать отдельную лексему в системе целостной картины обряда.
Список литературы
Шейн П.В. Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. СПб., 1898.
Шаповалова Г.Г., Лаврентьева Л.С. Жили-были. Русская обрядовая поэзия. СПб, 1998.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным М., 1996.
Дранникова Н.В. Фольклор Архангельского края (из материалов лаборатории фольклора). Архангельск: Изд-во Помор. ун-та. 1998; изд. 2. Архангельск; 1999; изд. 3. Архангельск; 2001 . www.folk.pomorsu.ruКруглова Ю.Г. «Жизнь человека в русском фольклоре. Свадьба», Издательство: "Художественная литература. Москва", 2001.
Архангельский областной словарь I - X том, под редакцией О. Гецовой, 1987.
Подвысоцкий А. И. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении / собр. на месте и сост. А. Подвысоцкий. - Санкт-Петербург : Изд. 2-го Отд-ния Акад. наук, 1885. - 197 с.