Методическая разработка интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 6 классе.«Вальс цветов»
Методическая разработка интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в
6 классе.
Тема урока: «Вальс цветов»
Рисование с натуры.
Цели урока: учить рисовать цветы с натуры, по памяти, используя правила расположения рисунка на листе, зрительного равновесия форм, цвета, ритма; уметь выбирать точку зрения и формат для изображения натюрморта; развивать глазомер, аналитические способности, умение сравнивать свой рисунок с изображаемым объектом, графические умения и навыки; учить любоваться красотой, яркостью красок различных цветов; воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы., бережное отношение к ней; обобщить знания по теме «Натюрморт»; укреплять межпредметные связи (литература, биология).
Ход урока.
1. Приветствие.
2. Организация класса.
Актуализация прежних знаний.
Вспомним, что мы рисовали на прошлом уроке?
(фигуру человека в движении)
Назовите особенности мужской и женской фигуры?
(пропорции)
3.Постановка целей и задач:
Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми для вас произведениями изобразительного искусства, будем исполнять песню, вспомним этапы ведения рисунка, увидим схематичное изображение разных цветов, нарисуем натюрморт и проведем мини-выставку.
4.Сообщение темы урока.
Тема нашего сегодняшнего урока «Вальс цветов»
5.Анализ произведений искусства.
Посмотрите на все представленные работы и скажите, что их всех объединяет? (художник написал цветы)
Как художник передает настроение? (цвет, композиция, манера письма)
Все представленные произведения написаны маслом.
Обратите внимание, что все 3 произведения написаны художником в разных техниках.
На репродукции одной картины мы видим фотографическую точность, на другой художник пишет мазками (объем можно увидеть из далека), а третья – напоминает нам графику - вот, сколько существует техник живописи.
Немало живописных полотен с изображением цветов, также о цветах слагаются песни и легенды, волшебные сказки. Многие современные исполнители радуют нас песнями, где восхваляются самые разные цветы.
Какие песни о цветах вы знаете?
Незабудка. Ст. К. Бальмонта
Песенка о снежной сирени. Ст. Н. Шолик«Ландыши» (1958) — Нина Дорда«Белые розы» Ласковый Май
«Желтые тюльпаны» Наташа Королева
Хоровое исполнение песни (участвует весь класс)
Цветик-семицветик (Домисолька)
1.Есть на свете место
Это знаю точно
Где цветет волшебный
Сказочный цветок
Цветик семицветик
Мой король цветочный
Дарит детям чудо
Каждый лепесток-2 раза
Припев:
Лети-лети лепесток
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели-2 раза
2. В песнях и легендах
Он растет наверно
Он цветет в прекрасных
Сказочных мечтах
Знаем, что однажды
Унесенный ветром
Радугу надежды
Он зажжет в сердцах-2 раза
Припев
Лети-лети лепесток
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели-2 раза
3. И когда над миром
Купол свой чудесный
Цветик семицветик ярко распахнет
Станет мир прекрасным
Солнечным и светлым
И в тот миг волшебный
Счастье к нам придет-2 раза
Припев
Лети-лети лепесток-2 раза
Через запад на восток-2 раза
Через север через юг-2 раза
Возвращайся сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели-2 раза
О чем эта песня?
Обобщение ответов учеников.
Песня о сказочном цветке, который дарит детям много радости и добра, волшебства и делает мир прекрасным.
6. БЕСЕДА О ЦВЕТАХ
Чем отличаются дикие цветы (полевые, лесные) от садовых?
Вы знаете, что любой цветок состоит из стебля, листьев и головки цветка. Но не каждый из вас задумывался, какие они все разные?
Попробуем разделить стебли, листья, головки цветков на группы (показ таблицы).
Для того чтобы в этом разобраться, нам необходимо внимательно посмотреть на представленные схемы (строение цветка)
Стебли: тонкие и толстые, длинные и короткие, плоские и завернутые, гладкие и колючие, прямые и изогнутые.
Листья: крупные и мелкие, резные и простые, плоские и завернутые, разных форм.
Головки цветов тоже бывают разные, но есть основные формы. Чашечка (тюльпан), бутон (роза в бутоне), тарелка (подсолнух, гербера), зонтик (василек, петунья), шар (астра), сверток (распущенная роза), цепочка (ландыш).
Часто сама головка состоит из множества мелких цветочков. А в цветке находятся тычинки с пыльцой и пестик, который позже образует плод- семечко.
Составление букетов – это особое искусство, которому даже специально обучают.
Составление букетов занимается флорист -это человек, который умеет не только составлять необыкновенные букеты, но и ухаживать за цветами – это своего рода искусство.
Но каждый человек может собрать цветы в букет так, чтобы красота цветов не пропала в нем, а наоборот – проявилась и усилилась. Цветы для букета обычно подбирают таким образом, чтобы они составляли гармонию цветовых пятен и ритма форм.
Не будут смотреться добрыми соседями некоторые садовые цветы и полевые (представьте вместе каллы и васильки, розы и одуванчики)
Букет может быть радостным, сдержанно-торжественным, нежно-лирическим.
Скоро наступает лето, сейчас май – последний месяц весны. Народная пословица гласит: «май леса наряжает, лето ожидает». У некоторых славянских народов этот месяц зовется «цветень».
Цветы создают красоту вокруг нас. Бесчисленное их множество (полевые, садовые, комнатные) украшают природу, дом человека, радуют глаз.
7. ЗАГАДКИ О ЦВЕТАХ.
Вырос во поле цветочек:
Сверху — синий огонечек,
Снизу — тонкий стебелек.
Что за цветик? (Василек)
Цветики — корзинкой
С желтой серединкой,
Белая рубашка.
Хороша... (ромашка)
Выросли звоночки в ряд,
Жалко только — не звенят.
Синие бутончики —
Это... (колокольчики)
В лепестки, как в плащ атласный,
Спрятался цветок прекрасный.
Не раскроется никак
В огороде красный... (мак)
Желтую надел он маску
И на бал зовет нас в сказку.
Головой склоняясь вниз,
Всех приветствует... (нарцисс)
Горделивая сестрица,
Всех цветов она царица.
Страшен ей приход мороза.
А зовут царицу... (роза)
Он чуть-чуть похож на розу,
Но не занозишь занозу.
Распустился летом он.
Что за куст такой? (Пион)
Вот корзинка с черным донцем
Целый день следит за солнцем.
В ней так много зернышек.
Что это? (Подсолнушек)
Куст в овраге вырастает,
Лишь дотронешься — кусает.
Не цветет весной красиво.
Что за куст такой? (Крапива)
Мячики колючие,
Очень приставучие.
Их прицепит всем бездельник –
Пакостный сорняк... (репейник)
Кто там смотрит из межи
Посреди колосьев ржи?
Это цветики-малютки,
Голубые... (незабудки)
Чьи высокие макушки
Розовеют на опушке?
Лето красное встречай!
Расцветает... (иван-чай)
Из воды и там, и тут
Белые цветы растут.
Пруд красив, как на картинке,
Летом в нем цветут... (кувшинки)
Стихотворения о цветах (читают ученики)
1.На голове цветка – тюрбан
Бутоны раскрывает.
Мне снилось, что один тюльпан,
Дюймовочку скрывает!
И сон закончился когда,
Проверить я хотела…
И в каждый наш цветок тогда,
Внимательно глядела.
Но, пчёлок только и жучков,
Я там нашла внутри цветков!
Как маленькие чаши,
Цвели тюльпаны наши!
А. Полетаева
2. Юбочки тюльпанов
Мир проснулся рано
От погоды жаркой,
Расцвели тюльпаны
Покрывалом ярким.
Нет милей букета,
Чем цветов поляна,
Первый вестник лета
- Юбочки тюльпанов.
3.Тюльпаны в саду расцветают,
И радостным ярким огнём,
Как будто костёр, полыхают
Под тёплым весенним дождём!
Как будто фужеры на тоненьких ножках,
Тюльпаны стоят вдоль садовой дорожки.
Тихонько в фужер, подойдя, загляни ты
- До самых краёв они солнцем налиты!
4.Листья, выпустил, как стрелы.
Он цветёт цветочком белым,
В серединке жёлт цветок,
Голову склоняет вбок,
Смотрит скромно-скромно вниз.
А красавца звать ...НАРЦИСС
Анализ постановки.
Полюбуемся на нашу натурную постановку.
Что вы видите перед собой?
Что такое натюрморт?
Из каких цветов составлен этот букет?
Какого они цвета?
Какую форму напоминают?
1.Композиция, то есть грамотное размещение предметов на листе.
Определить 4-мя штрихами положение всей группы предметов на плоскости листа. В заданных пределах натюрморта определим место и размер каждого предмета.
После того, как мы наметили каждый предмет, необходимо его прорисовать, на карандаш нажимаем легонько, не портим структуру бумаги.
2.Работа в цвете. Смотрим внимательно на постановку, рассматриваем цвета, определяем, как падает свет.
Работа в цвете начинается с самого яркого пятна.
3.Подробная проработка рисунка. Внимательно смотрим, прорисовываем детали.
Все оттенки цветов мы смешиваем на палитре, чем больше оттенков вы найдете, тем ярче и радостней получатся наши букеты, мы – художники сможем передать наше весенние настроение.
Не спешите нарисовать цветок сразу, работать можно в несколько приемов, но мелкими мазками. Это так же придает аккуратность, чистоту рисунку.
Показать дальний и ближний край стола можно 2-мя параллельными линиями.
10. Ученик проговаривает этапы ведения рисунка.
11. Самостоятельная работа учащихся.
Рисование под музыку.
12. Итог.
С какими произведениями искусства вы сегодня познакомились?
Как называется специальность, человека занимающегося составлением букета?
Все ли цветы можно составить в один букет?
Мини-выставка. 3 человека.
Что удалось?
Какие возникли трудности в работе?
Что можем посоветовать?
Какие цвета использовали? Почему?
Каждый ваш рисунок пытается крикнуть, скоро лето, вот как прекрасно нам удалось передать весенние настроение.