Урок по теме Что же все-таки надо знать солдату?(по рассказу А. Платонова Иван Великийг)
Тема: «Что же все-таки нужно знать солдату?» (по рассказу А.Платонова «Иван Великий»)
Цель: познакомить с рассказом А.Платонова «Иван Великий»; выявить особенности темы войны в творчестве писателя; показать своеобразие мира человека и писателя А.А.Платонова; учиться внимательно читать произведения, учитывая особенности неповторимого платоновского стиля; анализировать художественное произведение, осмысленно относиться к жизни, к прошлому страны.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя:
- Война... Само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье, потерях и расставаниях. Именно война с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых наиболее ярко высвечиваются его основные качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных и этических проблем.
Платонов продолжает писать на войне образ «души человеческой». Ему важно показать, что русский человек и в страшные годы войны может открыть смысл жизни. Об этом рассказ «Иван Великий»
4. Постановка проблемного вопроса:
- Что же все-таки нужно знать солдату на войне?
- Какой художественный образ помогает автору ответить на проблемный вопрос, воплотить идею произведения? (Образ лошади)
- На протяжении многих веков конь был самым верным помощником человека. Без этого прекрасного животного невозможно представить повседневную жизнь многих поколений людей. Для крестьян конь был кормильцем, недаром говорили: «Конь не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник». Для воинов он был верным другом и боевым товарищем. Подтверждением тому служит известная поговорка: « Рана коня вызывает у богатыря стон». А на Востоке разве что звезды на ночном небосводе могли сравниться красотою со статным арабским скакуном. Это красноречиво подтверждает восточная поговорка: «Рай на земле у коня на спине».
5. Опережающее задание.
Сообщения учащихся «Образ коня в фольклоре» (пословицы, поговорки, сказки, былины).
6. Анализ рассказа А.Платонова «Иван Великий»
- Какие фольклорные традиции в изображении коня продолжает в своем рассказе А.Платонов? Найдите в тексте отрывки, показывающие отношение русских солдат к лошади.
( Мы видим лошадь глазами русских солдат, у которых лошадь вызывает жалость и сострадание: «… маленькая серая русская лошадь», «…глаза полузакрыты в утомленной дремоте, плечи и холка потерты, и круп иссечен в полосы высохшей черной крови», «Брюхо лошади впало внутрь от голода и работы, всосанное оставшимся тощим телом вместо еды», «…весь скелет лошади словно уже прорастал наружу сквозь ее пораненную тягостной работой, истертую упряжью, изрубцованную кожу», «Уставшее предсмертной мукой животное брело меж пушек, бьющих встречным огнем поверх ее изнемогшего тела», «Лошадь припала на передние ноги и осталась на месте, готовая умереть», «жалко скотину», «…крестьянское сердце болело по умирающей кормилице-работнице», «Да и на войне лошадь тоже находится на деле, ей тоже есть своя обязанность: где ни одна машина не пройдет, там конь проберется рядом с солдатом», «А когда скучно и трудно солдату, он поглядит в добрую морду лошади, скажет ей: «И ты со мной терпишь? – Давай вместе до победы», - и тогда легче станет солдату», «Работать бы сполна можно на ней, если тело ей дать и ласку добавить, - у лошадей сердце большое, они все чувствуют», «Красноармейцы глядели на эту мученицу работы и войны и понимали ее судьбу», «Может быть, она еще жива, и тогда ее следует оттащить на нашу сторону, подстелив под ее тело рогожки и мешки, чтобы не навредить напрасно ее кожу о землю», «Иван взялся было за гранату, но раздумал метать: он побоялся вместе с неприятелем умертвить свою лошадь», «Мы его выходим помаленьку, пусть пока повоюет, о после войны, жив будет, на подсобную работу в крестьянство пойдет»)
Вывод: Для русского солдата лошадь по-прежнему верный помощник, кормилица, друг и боевой товарищ.
- Найдите в тексте отрывки, показывающие отношение немцев к лошади.
(«…немцы нашу лошадь замучили в обозном тягле, а теперь помирать бросили», «…бывает, что и отпрягать некогда, тогда рубят постромки, лошадь падает, и ее затаптывают», «Если уже немцы ее бросили и шкуру с нее содрали в пользу хозяйства, значит, уж загнали скотину до самых жил и жилы в ней посохли», «Ишь как скотину работой вымолотили, аж остья костей у нее наружу выступают», «Землю порвали огнем, обгадили сквозь, молочных и стельных коров под нож и на закуску поели, пахотных тягловых коней по всем дорогам замертво положили!», «В одном месте, у крестца на шее, шкура лошади была надрезана и завернута наружу, и тощая сухая кровь непрерывно сочилась оттуда… Немцы начали драть коня на шкуру, и оттого конь застонал»)Вывод: Для немцев лошадь – это нечто неодушевленное (шкура, мясо, машина для работы). Их отношение к земле, животным потребительское - «Землю порвали огнем, обгадили сквозь, молочных и стельных коров под нож и на закуску поели, пахотных тягловых коней по всем дорогам замертво положили!»
- Как вы ответите на проблемный вопрос: что же все-таки нужно знать солдату на войне?
(Именно эпизод с лошадью дал Ивану понимание чего-то важного: «…наш конь, наша земля, жалей и береги ее». В этом смысл жизни солдата на войне. «А без смысла на войне нельзя», потому что побеждает тот, у кого есть смысл на войне.)- Почему рассказ называется «Иван Великий»? Какой смысл вкладывает Платонов в это название? В чем величие Ивана?
7. Вывод по уроку.
- Какую важную мысль утверждает Платонов своим произведением?
(Надо жить, верить в жизнь, защищать Родину, спасать погибающую лошадь, работать – и «мы все тогда отдышимся…»)
Домашнее задание: эссе на тему «Особенности стиля прозы Платонова» (по рассказу «Иван Великий»).