Методические рекомендации Организация проектной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОУ СПО «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
В. В. БАДМАЦЫРЕНОВА
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
г. Улан - Удэ
2011
ББК 74.268.3
Б 153
Утверждено к печати
научно-методическим советом
Бурятского республиканского
информационно-экономического техникума
Рецензент
В. И. Ваганова
доктор педагогических наук, профессор, проректор РИКУиОБадмацыренова В. В.
Б 153Организация проектной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время: методические рекомендации для учителя. – Улан – Удэ, 2011 - 63 с.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Организация проектной деятельности на уроках – сложный процесс, требующий от педагога необходимых теоретических знаний, изучения опыта педагогов - новаторов, работ методистов, проявления творческой инициативы, активности.
В методических рекомендациях систематизирован теоретический материал по проектной технологии, приведены примеры реализованных проектов, показана результативность проектной деятельности студентов и педагога.
ББК 74.268.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………5
Раздел 1. Теоретические основы проектной деятельности
Из истории возникновения метода проектов ………………………….6
Основные подходы к пониманию сущности понятий «проектная деятельность», «метод учебных проектов», «учебный проект»…….. 9
Цель, задачи, принципы проектной деятельности……………………..15
Реализация компетентностного подхода в проектной деятельности…17
Классификация проектов…………………………………………………18
Методики организации учебных проектов……………………………...20
Критериальная оценка проектной деятельности. Рефлексия…………..25
Раздел 2. Примеры проектов, реализованных на уроках литературы и во внеурочное время
2.1. Описание проекта «Проба пера»………………………………………….29
2.2. Проект «Портрет русского интеллигента»………………………………32
2.3. Проект «Вечной памятью живы»…………………………………………36
2.4. Проект «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан»..38
2.5. Проект «Петербург в поэзии А. А. Блока»……………………………..39
2.6. Проект «Письма моего прадедушки»……………………………………43
Раздел 3. Результативность проектной деятельности учащихся и учителя
3.1. Сводная таблица результатов проектной работы ……………………..56
3.2. Отзыв о проектной деятельности преподавателя……………………….58
Заключение………………………………………………………………………60
Список использованной литературы…………………………………………62
Введение
В Концепции модернизации содержания общего образования[12] говорится, что «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах». Компетентностный подход – один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе – это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных.
В традиционном подходе не уделяется достаточного внимания организации учебной деятельности с установкой на собственную интеллектуальную активность учащихся, направленную на обобщение и систематизацию знаний, готовность к их применению. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, характерную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные затруднения в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Понимание создавшейся ситуации вызвало у нас стремление и желание использовать проектный метод при планировании результатов образования.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Метод проектов позволяет успешно преодолевать многие существующие проблемы: отсутствие читательского интереса среди учащихся, низкий уровень учебной мотивации, узкий кругозор, отсутствие навыков анализа и обобщения. Проектная деятельность позволяет учителю повысить практическую направленность содержания предметов, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся, а учащимся - проявлять творческую инициативу, получать опыт познавательной и учебной деятельности, учиться самостоятельно добывать знания и применять их в жизни.
В сборнике представлены не только теоретические основы организации проектной деятельности учащихся, но и проекты, реализованные нами на уроках литературы и во внеурочное время, результаты нашего сотрудничества за последние годы.
Раздел 1.Теоретические основы организации проектной деятельности учащихся
1.1.Из истории возникновения метода проектов
В настоящее время одного классно-урочного обучения оказывается явно недостаточно, необходимо использование принципиально иной (хотя и не новой) философии построения образовательного процесса. Считается, что она берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова», - так писал в 1918 году один из основоположников «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям ХердКилпатрик. Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Джон Дьюи (1859 – 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог, справедливо считается основоположником метода проектов в мировой практике. Ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу, но страницы его книг проникнуты пафосом утверждения связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.
Из книги Джона Дьюи «Школа и общество» в 1910-е годы американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Он выделял четыре группы учебных проектов:
1.«Проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как-то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д.;
2. «Экскурсионные проекты», предполагающие целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
3. «Повествовательные проекты», разрабатывая которые дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной и т.д.;
4. «Конструктивные проекты», нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.
В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса исключительно по методу проектов, за первый год обучения было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми 58 экскурсионных проектов, 54 проекта игр, 92 конструктивных и 396 повествовательных проектов.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при Советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в школьной практике.
Вместе с тем в зарубежной школе метод проектов активно применялся и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - таков основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
1.2. Основные подходы к пониманию сущности понятий «проектная деятельность», «метод учебных проектов», «учебный проект»
Проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями, как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер.
Понятие «проектная деятельность учащихся» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания.
Рассмотрим понятие «проектная деятельность» с точки зрения педагогики и психологии.
По мнению Н.В.Матяш, проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентированной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное – творческой деятельности. Проектная деятельность учащихся тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В.Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность обучающихся – это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.
Рассмотрим основные составляющие понятия творческой проектной деятельности.
Термин «проект» (projectio) в переводе с латинского означает «бросание вперед». Е. С. Полат характеризует понятие проект таким образом: «Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия»[10].
По мнению автора книги «Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования» Н.В. Матяш, термин «проект» пришел в гуманитарное образование из технических наук, и вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект»подразумевает неявное расширение – «технический проект». Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении.
Процесс создания проекта называется проектирование. Д.К.Джонс [3] приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде». В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). В.С.Кузнецов определяет проектирование важнейшим компонентом образовательного процесса, служащего для создания новых понятий и концепций.
В психологическом знании понятие проектирования в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы проектирования образовательных систем. В этой области также акцентируется преобразующая функция проектирования по отношению к наличному уровню знания.
Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому есть основания говорить о методах обучения проектной деятельности, под которыми понимаются целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов.
Как полагает Н.В.Матяш [5], методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объектизации в реальном продукте. Эти методы представляем в таблице 1.
Таблица 1. Методы обучения
Традиционные методы Вербальные методы
Демонстрация
Практические методы
Наблюдения
Самостоятельная работа с литературой
Метод упражнений
Исторический метод
Нетрадиционные методы Метод проектов
Дизайн-анализ
Морфологический анализ
Алгоритмический метод
Метод абсурда
Метод информационной недостаточности
Метод информационной избыточности
Метод информационной поддержки
Конкурсы творческих проектов
и др.
Указанные Н.В.Матяш методы кардинально меняют технологию обучения. Они пробуждают познавательную активность учащихся, содействуют становлению самостоятельности в мышлении и проектной деятельности. Методы развития опыта творческой проектной деятельности многообразны, что, с одной стороны, представляет педагогу простор для моделирования своей деятельности на уроке, с другой стороны, требует повышенного внимания и избирательности, что предполагает знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, так как многие методы имеют возрастные ограничения.
Ведущим методом проектного обучения является метод проектов, позволяющий включить учащихся в проектную деятельность.
Учащиеся выполняют учебные проекты, под которыми следует понимать самостоятельно разработанные и изготовленные изделия, (услуги) от идеи до ее выполнения, обладающие субъективной и или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием учителя.
По мнению Н. В. Матяш, учебное проектирование можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий два процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой – средством практического применения усвоенных знаний и умений.
Что такое учебный проект?
Велико разнообразие учебных проектов: от проектов на один урок до проекта на весь учебный год; от мини - проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных.
Учебный проект, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися или с помощью учителя в виде цели задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Данного мнения придерживается автор книги «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» Н.Ю.Пахомова [6].
Проект называется учебным, в чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействия? Они есть в каждом учебном проекте, но завуалированы от учащихся. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как задание, сформулированное в виде проблемы, и их направленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Как полагает Каганов Е.Г. в книге «Метод проектов в трудовой школе»[4], в основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта, по мнению Е.Г.Каганова, обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование целей и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем – выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы. Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Указанная последовательность действий приведена в таблице 2.
Таблица 2. Этапы работы над учебным проектом
Учебный проект
Проблема проекта Почему? Актуальность проблемы
Цель проекта Зачем? Целеполагание
Задачи проекта Что? Постановка задач
Методы и способы Как? Планирование
Результат Что получится? Ожидаемый результат
Таким образом, учебный проект, с точки зрения учителя, - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Мы рассмотрели два основных подхода к пониманию базовых категорий, принадлежащих отечественным исследователям Н. Ю.Пахомовой и Н.В.Матяш. Их взгляды на определение данных понятий существенно отличаются друг от друга. Так, Н.В. Матяш не разделяет понятия «проектная деятельность», «метод учебных проектов», «учебный проект» с понятием «творчество» и рассматривает учебный творческий проект как самостоятельно разработанное и специально изготовленное изделие (услугу) от идеи до ее воплощения в совместной деятельности с учителем.
Метод учебных проектов трактуется Н.Ю.Пахомовой [8] как учение через деятельность, а учебный проект рассматривается, с точки зрения учителя и учащегося, в виде средства, позволяющего обучать, и возможности сделать что-то особенное и интересное.
Исследователи сходятся на одном аспекте. По мнению обоих, «учебный проект» и «метод учебных проектов» входят в объем понятия «проектная деятельность». А как любая деятельность, проектная деятельность имеет свои психологические особенности и располагает различными возможностями для развития личности.
1.3. Цель, задачи и принципы проектной деятельности
В методе проектов на первое место становится деятельность. Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность – один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель проектной деятельности – понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности: 1. Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы); 2. Формирование навыков сбора и обработки ниформации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); 3. Формирование умения анализировать (креативность и творческое мышление); 4. Формирование умения составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать информацию, оформлять работу, библиографию); 5. Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок).
Под принципами проектной деятельности подразумевают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере. Рассмотрим их подробнее.
Принцип прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта. Особенно ярко он проявляется при использовании проектирования для создания инновационных образцов. В этом смысле проект может быть определен как пошаговое осуществление потребного будущего.
Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него – к программе действий и ее реализации. Причем каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.
Принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности.
Принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию по ее результативности и соответствующим образом корректировать действия.
Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость. Иными словами, на «продуктнуюоформленность» результатов процесса проектирования.
Принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Опасность получения проектного результата, лежащего вне культурного поля, снимается, если у участников проектной деятельности есть понимание того, что индивидуальное творчество ученика или педагога не является самодостаточным. Чтобы быть включенным в культурный процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать свое место в нем, формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе изучения культурно-исторических аналогов. При этом получение научных знаний и знакомство с культурными ценностями важно осуществлять в сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной деятельности.
Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленной цели. Решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.
1.4. Реализация компетентностного подхода в проектной деятельности[ Основным результатом образования, как отмечается в программе модернизации российского образования, должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.Проектная деятельность предоставляет наиболее благоприятные условия для реализации компетентностного подхода к процессу обучения.
И.А.Зимняя [14] разграничивает три основные группы компетентностей:
компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
В проектной деятельности в большей степени формируются компететности, относящиеся к деятельности человека. И. А. Зимней выделены компетенции, относящиеся к деятельности человека:компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет-технологией.При выполнении проектной деятельности межпредметного характера, разработке междисциплинарных проектов создаются благоприятные условия деятельности учащихся, приближенные к их будущей профессиональной деятельности.
1.5. Классификация проектов
Е.С.Полат [10] предлагает подразделять проекты по следующим типологическим признакам:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
- исследовательский (исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования; неизвестно, что будет на выходе);
- поисковый (привязан к конкретной теме);
-творческий (максимально свободный авторский подход к решению проблемы);
- информационный (сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории);
- практико-ориентированный (такой проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.К примеру, «Как сделать энергию дешевой?», «Как восстановить экономику России?»);
- ролевой (литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца).
2. По предметно-содержательной области (по комплексности):
- монопроект (проект, реализуемый в рамках одного учебного предмета или одной области знания);
Межпредметный (проект, затрагивающий 2-3 учебных предмета).
3. По характеру координации проекта:
- с открытой, явной координацией;
- со скрытой координацией (характерно для телекоммуникационных проектов).
4. По характеру контактов:
- внутренний;
- региональный;
- международный.
5. По количеству участников проекта:
-личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных учебных заведениях, регионах, странах);
- парные (между парами участников);
- групповые (между группами).
6. По продолжительности:
- краткосрочный;
- средней продолжительности (недельные);-долгосрочный (годичный).
1.6. Методики организации учебного проекта
Рассмотрим разные существующие подходы к организации учебногопроекта. Это подходы Н.Ю. Пахомовой и Н.В.Матяш.
Н. Ю. Пахомова [8] выделяет следующие этапы работы над проектом:
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов.
Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, поясним
с помощью таблицы 3.
Таблица 3. Функции участников проекта на разных этапах работы
(по Н. Ю. Пахомовой)
Название этапа Учитель Учащиеся
1.Погружениев проект Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи проекта. Осуществляют личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию, принятие, уточнение и конкретизация целей и задач.
2.Организация деятельности Организует деятельность – предлагает организовать группы, распределить амплуа в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта, продумать возможные формы презентации результатов проекта. Осуществляют разбивку на группы, распределение ролей в группе, планирование работы, выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
3.Осуществление деятельности Не участвует, но консультирует учащихся по необходимости, ненавязчиво контролирует, дает новые задания по мере необходимости, репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. Работают активно и самостоятельно: добывают необходимые знания, консультируются с учителем, подготавливают предстоящую презентацию результатов.
4.Презентация Принимает отчет, обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения, оценивает. Демонстрируют понимание проблемы, цели и задач, умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценкудеятельности и ее результативности.
Н. В. Матяш[5] рассматривает проектную деятельность как проявление творческой деятельности, а метод учебных проектов и сам учебный проект не разделяет с понятием творчества. Учебный творческий проект, по мнению Н.В. Матяш, выполняется в три этапа:
- исследовательский (подготовительный);
- технологический;
- заключительный.
На каждом этапе в совместной деятельности учащихся и учителей
решаются определенные задачи. Рассмотрим функции их в таблице 4.
Таблица 4. Функции участников проекта (по Н. В. Матяш)
Название этапа Учитель Учащиеся
Исследовательский Ставит проблему, используя вербальные методы (рассказ, объяснение), метод мозговой атаки, предоставляет разные источники (книги, журналы, справочники, буклеты и т.д.) Анализируют предоставленные источники информации, выбирают для себя область интересов и тему. Формируются группы по интересам. Каждая группа формулирует свою задачу. Анализируется предстоящая деятельность и разрабатывается план выполнения проекта. Разрабатывается продукт проекта.
Технологический Консультирует, ненавязчиво контролирует деятельность. Работают над созданием продукта проекта, проявляя самостоятельность и творчество.
Заключительный Оценивает, задает вопросы. Подготовленные проекты защищаются. Делают краткие выступления, отвечают на вопросы жюри, других участников проекта, делают самооценку проектов.
Существуют и другие методики организации проектной деятельности. К примеру, одна из них разработана И.В. Кругловой. Ею выделены следующие этапы работы над проектом:
- планирование (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами);
-аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного добывания знаний);
-этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений и навыков);
-презентация полученных результатов (этап анализа результатов исследования).
Раскроем подробнее их в таблице 5.
Таблица 5. Этапы работы над проектом (по И. В. Кругловой)
Название этапа Деятельность учащихся и учителя
Планирование Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов, обсуждение возникших идей, перечисление интересующих учащихся тем проектов, формулирование тем ы проекта для всего класса или группы учащихся
Аналитический Уточнение намеченной цели и задач, поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, СМИ, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся, обмен информацией с другими лицами (родителями, учителями, консультантами), интерпретация данных, сравнение данных и отбор наиболее значимых.
Обобщение Систематизация полученных данных, построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.)
Презентация Осмысление полученных данных, способов достижения результата, обсуждение и организация презентации на уровне учебного заведения, района, города и т.д.
На основе анализа указанных методик мы определили подходящую нашим условиям последовательность работы над проектами. Покажем ее в таблице 6.
Таблица 6. Этапы работы над проектом и элементы каждого этапа
Подготовительный Определение темы, целей проекта.
Планирование Определение источников информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов; установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Исследование Постановка проблемы; сбор фактического материала; систематизация и анализ полученного материала; выдвижение и проверка гипотез; доказательство или опровержение гипотез.
Результаты Анализ информации, формулировка выводов.
Подготовка к защите проекта Изготовление и оформление продукта проекта, выбор формы презентации, подготовка презентации.
Презентация проекта Итоговое представление результатов работы над проектом.
Рефлексия.
Самооценка участия в проекте.
Анализ существующих методик позволяет говорить о том, что поэтапная деятельность призвана формировать культуру умственного труда учащихся, приучать их к самостоятельному добыванию знаний. В этом и состоит ценность проектной технологии.
Критериальная оценка проектной деятельности[13]
Рефлексия –завершающий этап работы над проектом
Каковы критерии оценивания учебных проектов? Эта проблема волнует многих учителей. По мнению Н.Н.Скосырева, критерии оценивания – важнейшее средство в руках учителя, позволяющее направить самостоятельную работу ученика в рамках проекта. Н.К.Солопова, О.В. Вязова считают целесообразным проведение нескольких уровней оценивания работы учащихся.
Первый уровень связан с защитой проекта учащимися. Цель оценки – выявить, насколько учебный проект соответствует решению задач, поставленных учащимися, и решению проблемы, обозначенной в основополагающем вопросе. Эксперты (учащиеся) оценивают, в первую очередь, оригинальность идеи, качество исполнения и умение представить работу.
Таблица 9. Критерии оценки ученического проекта
Максимальная оценка – 35 баллов
Глубина и степень проработанности проекта 0-5
Соответствие способа развертывания содержания в проекте поставленному основополагающему вопросу 0-5
Четкость структурирования информации 0-5
Доказательность, наличие выводов 0-5
Привлечение знаний из других областей 0-5
Убедительность и яркость представления проекта 0-5
Эстетика оформления результатов проекта 0-5
Итого: Второй уровень оценивания связан с оценкой конечного продукта проектной деятельности. Рассмотрим критерии оценивания результатов проектной деятельности на примере оценки мультимедийной презентации.
Таблица 10. Оценка мультимедийной презентации (для старшеклассников)
Технологический уровень
(20 баллов) Максимальное количество баллов Оценка группы Оценка эксперта
Использование стандартного дизайна презентации 3 Использование рисунков, диаграмм, схем, различных шрифтов, уникальных фоновых рисунков 10 Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, анимация) 5 Использование гиперссылок 2 Содержательный уровень (50 баллов) Полнота представленной информации 15 Научность 10 Доступность 10 Логичность информации 5 Наличие и полнота выводов по проблеме 5 Наличие и полнота списка информационных ресурсов 5 Эргономический уровень
(15 баллов) Соответствие цветового оформления эргономическим требованиям 5 Оптимальность использования графических и анимационных элементов 5 Эстетичность оформления 5 Общие баллы (85) 85 Необходимым этапом оценивания проектной деятельности учащихся является рефлексия. Рефлексия – это деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь». Приведем несколько способов рефлексии, которые может использовать учитель при работе с учащимися.
«Без маски». Цель: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности, формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я».
Каждому участнику проекта дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные участники почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек: «особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня, …», «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…», «Иногда люди меня не понимают, потому что я…», «верю, что я…», «Мне бывает стыдно, когда я…».
«Карусель». Цель: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты. В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу «карусели», т.е лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. Примеры ситуаций: перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече. Перед вами незнакомый человек.Познакомьтесь с ним. Перед вами маленький ребенок. Он чего-то испугался.Успокойте его.
Время на установление контакта и проведение беседы – 3-4 минуты. Ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Подобные упражнения рекомендуется проводить с учащимися как можно чаще.
Раздел 2. Примеры проектов, реализованных на уроках литературы и во внеурочной деятельности
Любая могучая идея
Абсолютно восхитительнаИ в высшей степени бесполезна,
Пока ты не решишься
Заставить ее работать.
Ричард Бах
2.1.Описание проекта «Проба пера»
(Материалы статьи,опубликованной в сборнике материалов Республиканской научно-практической студенческой конференции учреждений НПО и СПО «Студент.Время. Наука») Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей.
Большую роль в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности играет поэзия. Однако реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к ней. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен остановиться в повседневной круговерти, задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека, учиться выражать в художественном слове мысли, переживания и ощущения.
Реализуемый нами в течение трех последних лет творческий проект «Проба пера» направлен на достижение следующих целей и задач: формирование читательской, литературоведческой, культуроведческой компетенций учащихся; воспитание духовно богатой личности, способной к самовыражению и самореализации; развитие природных задатков и способностей учащегося.
В течение учебного года на занятиях литературного кружка “Проба пера» мы изучаем литературу по теории стихосложения, знакомимся с творчеством великих русских поэтов 19- 20 веков, анализируем их стихотворные произведения, учимся интерпретации поэтического текста. Самый интересный этап для учащихся – это работа над созданием собственных лирических зарисовок, стихотворных текстов. Такие занятия у нас называются «мастерскими художников слова», но бывают и просто «мастерские художника». На них мы создаем иллюстрации к написанным стихам. Для этого мы используем не только акварельные краски, цветные карандаши, но и современные компьютерные технологии (3Dmax, CorelDraw).
На заключительном этапе ребята представляют результаты работы над проектом. Готовимся к защите заранее: отбираем лучшие стихотворения, написанные за год, придумываем название сборника, пишем отзывы на стихи, отбираем и оцениваем иллюстрации, продумываем последовательность расположения стихов.
Первый сборник стихов мы назвали «У окна». В него вошли стихотворения Колесниковой Анастасии, учащейся 716 группы, Машковой Людмилы, учащейся 714 группы. Название сборника символическое. Окно - художественный образ, олицетворяющий окно в мир. Из него видны и двор, и люди, и звезды…- весь мир.
Второй сборник «Лабиринт» посвящен творчеству учащейся 734 группы Ильиной Анастасии. Лирическая героиня стихов, вошедших в сборник, обладает тонким чутьем, философским видением окружающего мира. Человеческая душа двойственна. Она то во власти демона, то под крылом ангела-хранителя. Сложно не только жить, но и порой понять и принять себя. Отсюда и название – «Лабиринт». Речь, конечно, идет о лабиринте мыслей, души.
Я в лабиринте вечного покоя,
Там нету стен,
Начала иль конца.
Лишь звук молчанья,
Ударяющий по нервам,
Несуществующего тела и лица.
Безликий образ
Гаснет в пустоте.
И нету мысли
Все стирается во мне…
27 марта 2009 г
***
Друзья, возьмите в руки краски!
Пускай у каждого свой свет.
Наш мир,
Как белый лист бумаги,
И мы должны добавить цвет.
Давайте будем рисовать,
Стараясь только создавать.
1 апреля 2009 г
Оба сборника были успешно представлены нами на лицейском конкурсе проектов в 2009 г, отмечены дипломом I степени. В мае 2010 года Ильина Анастасия приняла участие в городском молодежном фестивале поэзии «Весенняя муза». Стихи участников оценивали известные поэты нашей республики. По итогам фестиваля Настя вошла в список награжденных. Ей вручили диплом победителя. Осенью этого года планируется издание сборника стихов начинающих поэтов, куда войдут лучшие стихи нашей учащейся.
Работа над проектом «Проба пера» приносит учащимся огромную радость, чувство глубокого удовлетворения своим творчеством; они имеют возможность делиться мыслями не только вслух, но и в стихах, - одним словом, творить.
2.2. Проект «Портрет русского интеллигента» (на примере жизни, деятельности, личности А. П. Чехова)
Тип проекта: информационно-исследовательский с элементами творчества.
Цели проекта: 1. Помочь учащимся сформулировать ответ на вопрос: «Что значит – быть интеллигентным человеком?» 2. Развивать исследовательские умения и навыки. 3. Способствовать воспитанию нравственных качеств на примере личности, судьбы, жизни и творчества А. П. Чехова. 4. Подготовить учебные материалы к урокам, посвященным А. П. Чехову.
Этапы работы над проектом:
1.Мотивационный: работа над портретом А. П. Чехова, написанным И. Бразом. Формулирование проблемы.
Вступительное слово учителя:
-Перед вами портрет А. П. Чехова, написанный Иосифом Бразом. Он хранится в запасниках Третьяковской галереи; выставляют его лишь изредка, в дни чеховских юбилеев и торжеств.
Портрет был заказан П. М. Третьяковым. Браз – тогда совсем еще молодой, начинающий живописец, только что окончивший Петербургскую академию художеств по классу Репина, - работал над ним более двух лет. Первый вариант портрета (1897) он забраковал сам. Второй, проданный Третьякову, не нравился Чехову: «Мне противен бразовский портрет…», «Ведь это плохой, это ужасный портрет…», «Кажется, трудно написать менее интересный портрет. Не повезло со мной Бразу».
Художник придал своей модели изящную, слегка манерную позу. Чехов тонет в старинном кресле с высокой бархатной спинкой. Худое, тонкое лицо склонено на бескровную руку; за стеклами пенсне – сухие, печальные глаза. Полотно выдержано в голубовато-мглистых тонах. Краски так холодны, как будто портрет внесли сюда прямо с мороза, и он в этом теплом и людном месте сразу заиндевел. Только щеки тлеют бледным румянцем болезни. Элегантный портрет. «…Портрет мне не кажется интересным. Что-то есть в нем не мое, и нет чего-то моего».
Браз понял Чехова как человека своего круга. Он писал обобщенный тип русского интеллигента конца 19 века.
Формулирование проблемы:
- Согласны ли вы с художником, решившим написать портрет русского интеллигента с писателя Чехова? Какой он, интеллигентный человек?
- Какой портрет Чехова нарисовали бы вы, будь на месте И. Браза? В какой степени соответствует идеалу интеллигентности Чехов? Какой портрет понравился бы самому Чехову? Как этого достичь?
(Изучив личность, творчество, жизнь великого писателя)
2.Подготовительный этап– определение целей и задач проекта; распределение учащихся по группам, планирование работы каждой группы.
3.Основной – поиск информации по теме; знакомство с литературой в журналах, газетах, в сети Интернет; отбор, анализ, систематизация, обобщение материала.
4.Заключительный– презентация результатов. Оценка работ. Написание сочинения «Портрет русского интеллигента» (на примере жизни и творчества А. П. Чехова)
Форма организации работы над проектом: блочно-модульная.
Название блока Содержание блока Модули Результаты
«По страницам великой жизни» 1.Высказывания знаменитых людей об интеллигентности.
2. Семья Чеховых. Самовоспитание – основа формирования личности Чехова.
3. Поездка на Сахалин. Активная общественная деятельность в мелиховский и ялтинский периоды жизни. М 1.Диалоги об интеллигентности.
М 2. Портрет семьи Чеховых.
М. 3. Гражданская позиция Чехова – служение людям. Компьютерные презентации.
«Художественный мир Чехова» Многогранность таланта. М1. Чехов – писатель.
М 2. Чехов и театр.
М3. Чехов и музыка.
М 4. Чехов и медицина.
Сборник аудиокниг по рассказам Чехова.
Компьютерные презентации.
Доклад.
«Венок Чехову» Восприятие, оценка личности и творческого наследия Чехова современниками и потомками. М 1. Чехов в глазах современников.
М 2. Портрет русского интеллигента. Компьютер.
презентация
«Венок Чехову».
Сочинение «Портрет русского интеллигента»
Распределение заданий по группам:
Работа над блоком 1 – ШагжиеваТуяна, Сафронова Елизавета и другие.
Работа над блоком 2 – Коваленко Роман, Цырендоржиева Елена, Бедрик Михаил и др.
Блок 3 – Гулькова Анна, БатороваАрюна и другие.
2.3. Проект «Вечной памятью живы»
по разделу «Литература о Великой Отечественной войне»
Дидактические цели проекта: систематизировать объемный материал по разделу «Литература о Великой Отечественной войне»; совершенствовать предметные компетенции: читательскую, культуроведческую, речеведческую, литературоведческую; способствовать углублению знаний, расширению представлений учащихся о литературе периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени; развивать ключевые компетенции: умение работать с различными источниками информации, обобщать, сравнивать, делать выводы, умение общаться; воспитывать патриотизм на примерах художественных произведений, творческий подход к изучению литературы.
Цель проекта: подготовка методических и демонстрационных материалов для их презентации широкой аудитории.
Уровень владения учениками проектной технологией: средний.
Тип проекта: 1. По доминирующей деятельности учащихся: информационно-творческий (сбор и обработка информации по проблеме с целью ее презентации широкой аудитории, максимально свободный авторский подход в решении проблемы).
2. По комплексности: межпредметный (выполняется во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания)
3. По характеру контактов: внутрилицейский.
4. По продолжительности: недельный.
Этапы работы над проектом:
Мотивационный этап. Вступительное слово учителя:
Изучение раздела «Литература о Великой Отечественной войне» в этом году совпадает с юбилейной датой празднования Победы советского народа в Великой Отечественной войне. По всей стране пройдут праздничные мероприятия, посвященные великой дате. Какой вклад в дело увековечивания подвига советского народа можем внести мы? Каков ваш читательский опыт о литературе военного и послевоенного времени? Насколько глубоки наши знания о том тяжелом времени? Какими из них мы можем поделиться со сверстниками?
Подготовительный этап: планирование работы над проектом, распределение учащихся по группам, формулирование тем исследований, распределение заданий внутри групп, обсуждение формы защиты проекта.
Основной этап: поиск информации, ее обработка, систематизация; разработка сценария тематического вечера; оформление результатов в виде компьютерных слайдов; подготовка костюмов, репетиции мини-спектакля.
Заключительный этап: проведение в лицее тематического вечера «Вечной памятью живы», презентация проекта широкой аудитории.
Форма организации работы над проектом: блочно-модульная.
Название блока Содержание блока Модули Оформление результатов
Проза о Великой Отечествен
ной войне. Повести и романы, написанные в военные и послевоенные годы. Тема героизма и мужества советских солдат. Творчество В. Быкова.
Повести Л. Кондратьева.
Романы и повести Ю Бондарева.
Повесть В.Быкова «А зори здесь тихие» 1.Компьютерные
презентации.
2. Мини-спектакль
по повести «А
зори здесь тихие»
Лирика о Великой Отечественной войне.
Стихотворения, поэмы, написанные в военные и послевоенные годы. Тема патриотизма, героизма, Родины в творчестве поэтов. Стихи О. Берггольц.
Поэма А. Твардовского «Василий Теркин»
Творчество В. Высоцкого о войне.
Стихотворения, ставшие песнями. Компьютерные презентации.
Попурри из песен о войне. Представление на лицейском мероприятии.
Киноискусство о войне Художествен
ные фильмы о ВОВ советского периода. «Батальоны просят огня»
«В бой идут одни старики»
«Горячий снег» Компьютерная презентация.
Показ фрагментов х/ф.
Викторина «Знаешь ли ты фильмы о ВОВ?
2.4. Проект «Поэтом можешь ты не быть, но
Гражданином быть обязан»
Цели: воспитание патриотизма, гражданственности на примере жизни и деятельности декабристов; приобщение учащихся к изучению истории Отечества, страниц истории Бурятии, связанных с декабристами; развитие ключевых компетенций: умения работать с различными источниками информации, обобщать, сравнивать, делать выводы; совершенствование коммуникативной компетенции.
Тип проекта: 1. По доминирующей деятельности учащихся: информационно-творческий. 2. По комплексности: межпредметный. 3. По продолжительности: годовой.
Этапы работы над проектом:
1.Экскурсия в Новоселенгинский дом-музей декабристов Бестужевых. Фотосъемка. Оформление стенгазеты (октябрь 2010).
2. Литературно-музыкальная композиция «Отчизне посвятим души прекрасные порывы» (ноябрь).
3. Коллективный просмотр художественного фильма В. Мотыля «Звезда пленительного счастья» (ноябрь).
3. Написание доклада на тему: «Образы декабристов в русской литературе».
Представление доклада на научно-практической конференции учащихся (декабрь – февраль 2011)
4. Экскурсия в музей декабристов в Петровск - Забайкальске. Фото и видеосъемка (апрель)
5. Участие во Всероссийской научно-практической экспедиции, посвященной декабристам (июнь – июль)
6. Презентация результатов проекта ученической и преподавательской аудитории (сентябрь – октябрь 2011).
Состав участников: 1. Учащиеся 1- 4 курсов лицея. 2. Мастера-воспитатели групп. 3. Библиотекарь лицея, педагог-организатор, социальный педагог. 4. Преподаватели русского языка и литературы, истории. 5. Замдиректора по УВР.
2.5. Проект «Петербург в поэзии А. А. Блока»
Материалы методических рекомендаций к снятому видеофильму
Организационная информация об образовательном продукте
Вид образовательного продукта: Учебный видеофильм
«Петербург в поэзии А. А. Блока»
Предмет:
Литература
Образовательное учреждение:
ГОУ СПО «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум»
Время создания: Октябрь 2010 - январь 2011года.
Автор:
Руководитель проекта:
Автор сценария:
Актерская группа: Коллективный творческий проект.
Преподаватель русского языка и литературы В. В. Бадмацыренова.
В. В. Бадмацыренова.
Студенты:
Унагаев Игорь (2 курс)
Колесникова Анастасия (4 курс)
Козлова Екатерина (4 курс)
РинчиноваЭржена (1 курс)
Бимбаев Андрей (1 курс)
Оператор: Булат Бадмаев (студия БГТРК)
Характеристика средства обучения: Экранно-звуковое (аудиовизуальное) средство обучения
Тип фильма: Короткометражный
Объем: 3,15 ГБ
Продолжительность: 14 минут 52 секунды
Рецензент: Костина И.Б., к. п.н., старший преподаватель кафедры языков и литературы РИКУиО.
Апробация: Занятия по литературе (2 курс).
Республиканский фестиваль «Шедевры русской поэзии».
Наличие подтверждения эффективности о/продукта 1. Устные отзывы учащихся.
2. Гран - Приконкурса видеоматериалов в рамках фестиваля «Шедевры русской поэзии»
Движение научной мысли, технологизация сфер деятельности и информатизация в современном мире происходят стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстро и качественно находить, обрабатывать и усваивать информацию. Время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, непосредственно связанных с информатикой, но также предметов гуманитарного цикла.
Одним из способов современного преподавания литературы является создание творческих литературных проектов, сочетающих в себе глубокий литературоведческий анализ, новейшие информационные технологии и художественно-эстетическую деятельность учащихся.
Примером подобной работы может стать созданный нами видеофильм, который представляет собой сюжетно-завершенное повествование по определенной теме: «Петербург в поэзии А. А. Блока».
Петербург, одно из самых прекрасных и совершеннейших созданий русского национального гения, – как тема и как образ – оставил глубокий, неизгладимый след в сознании людей разных поколений. Множество русских писателей и поэтов в стихах и прозе в той или иной мере затронули тему Петербурга. Но нужно назвать четырех великих художников слова, для которых эта тема стала органической, и в творчестве которых нашли наиболее полное и четкое художественное воплощение главные аспекты восприятия Петербурга в разные эпохи его истории. Это Пушкин, Достоевский, Гоголь и Блок.
Идея создания видеофильма «Петербург в поэзии А. Блока» возникла при изучении монографической темы «Творчество А. А. Блока». Фильм приурочен к празднованию юбилейной даты – 130-летию со дня рождения великого поэта.
Цели проекта: способствовать погружению в мир поэзии А.Блока, расширению представлений учащихся о поэте, его лирике, мировоззрении художника, об общей атмосфере рубежа 19-20 веков; воздействовать на эмоционально-эстетическое восприятие и литературы, и искусства; мотивироватьсамостоятельную учебную деятельность; вызвать интерес к личности поэта, его творчеству.
Этапы работы над проектом:
Сбор материала, написание сценария фильма.
Работа с учениками: художественное чтение, ролевые характеристики, музыкальное сопровождение, выбор дизайна интерьера, городского пейзажа для съемок.
Согласование плана съемок с оператором.
Этап съемок.
Этап первичного восприятия целостной картины.
Возможности применения фильма представляются нам весьма широкими. Его можно использовать на уроке изучения творчества А. А. Блока в качестве сопровождения лекции учителя; на семинарском занятии «Образ Петербурга в русской литературе 19 – 20 веков в контексте русской культуры» в качестве иллюстративно-наглядного материала; на литературном вечере о поэте и других нетрадиционных формах занятий по искусству слова.
Эмоциональный подъем, возникающий у учащихся после просмотра фильма, их стремление к выражению впечатлений, позволяют также использовать видеофильм как очень серьезный импульс словесного творчества, как источник разнообразных самостоятельных работ по развитию речи: «Каким я увидел Петербург в стихах А. Блока?», «Что общего в стихах А. Блока о Петербурге и картинах М. Добужинского?», «Образ Петербурга в поэме «Двенадцать» и т.д. Учащиеся также могут использовать видеофильм или фрагменты фильма в защите проектов, сообщениях, выступлениях перед аудиторией.
Итак, возможны два основных метода применения фильма: познавательный и иллюстративно-наглядный. Выбор метода зависит от целей демонстрации фильма, его места в учебном процессе.
Работа над созданием учебного видеофильма – процесс сложный, многогранный, требующий осмысленного, творческого подхода к материалу, тесного взаимодействия всех участников проекта. Это нестандартная,нетрадиционная форма учебной деятельности. Она формирует и развивает предметные и метапредметные компетенции учащихся: читательские, литературоведческие, аналитические, художественные, артистические, коммуникативные и др.
Таким образом, значение проекта «Создание видеофильма» видится нам в том, что он является одним из способов (форм) реализации на практике деятельностно-компетентностного подхода к обучению и воспитанию.
Проект «Письма моего прадедушки»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К СЛАЙД – ПРЕЗЕНТАЦИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
«ПИСЬМА МОЕГО ПРАДЕДУШКИ»
Автор: ЦыдендоржиевМэргэн, студент 734 группы ГОУ СПО «БРИЭТ».
Участники проекта:
Доржиева Жалма Доржиевна, к.п.н., преподаватель монгольского языка НГИ БГУ.
Цыренова Цырма Ешидоржиевна, пенсионерка.
Руководитель: Бадмацыренова Вера Васильевна, преподаватель русского языка и литературы БРИЭТ.
Размер: 65,3 МБ
Программа создания: MicrosoftPowerPointАннотация
Проект «Письма прадедушки» посвящен памяти погибшего в годы Великой Отечественной войны бойца Красной Армии Цыренова Дамбы Цыремпиловича, уроженца села ИнзагатуйДжидинского района Республики Бурятия. Объектом исследования стали сохранившиеся с 1942 года солдатские письма, написанные на старомонгольском языке, что долгие годы являлось для потомков солдата препятствием для ознакомления с их содержанием.
Участниками проекта осуществлено два перевода: со старомонгольского языка на бурятский, затем - с бурятского на русский язык. В ходе работы над проектом была восстановлена биография прадеда; записано воспоминание дочери, помнящей день ухода отца на фронт; в сети Интернет найден видеоролик, на котором запечатлено место захоронения солдат в городе Осташково; оформлен альбом с материалами проекта; создана данная слайд-презентация.
Презентация исследовательского проекта адресована молодежи и людям старшего поколения, для кого важна память о Великой Отечественной войне.
Презентация, представленная на Республиканской краеведческой научно-практической конференции «Во имя Победы»
Рецензия на проект «Письма моего прадедушки»,
выполненный ЦыдендоржиевымМэргэном, студентом ГОУ СПО «БРИЭТ»
Проект «Письма моего прадедушки» носит исследовательский характер. Объектом исследования стали солдатские письма, хранящиеся в семье автора проекта. Актуальность работы очевидна. Письма, написанные в период с февраля по март 1942 года, несомненно, являются не только семейной реликвией, но и документом военного времени. В них отражена судьба одного из многих тысяч солдат, разлученного навсегда войной с семьей и с малой родиной.
Долгие десятилетия родственники – дети, внуки - погибшего солдата не могли ознакомиться с содержанием писем из-за отсутствия перевода со старомонгольского языка. Осуществить перевод стало возможным, благодаря усилиям преподавателя монгольского языка БГУ Доржиевой ЖалмыДоржиевны, которая при передаче писем отметила богатство языка, уровень культуры и образованности их автора.
В ходе работы с письмами возникла необходимость второго перевода – с бурятского языка на русский. И на этом этапе участникам проекта встретились трудности, связанные с передачей точных значений слов, их оттенков; оказалось сложным отразить красоту и изящество некоторых бурятских выражений и слов. Несмотря на это, перевод на русский язык осуществлен.
Автор и участники проекта использовали современные источники информации: сделали запрос на сайт Министерства обороны РФ, на сайт администрации города Осташково Тверской области, нашли любительский ролик, на котором москвич Александр Шишов показал место захоронения своего деда, также похороненного в Осташково. Таким образом, потомки смогли увидеть место захоронения своего деда, прадеда, не выезжая за пределы места жительства.
Участники проекта проявили творческий подход к работе над проектом: подобрали стихи, музыкальное оформление, озвучили слайды презентации, написали ответное письмо из ХХI века, что символически стало связующим звеном между поколениями семьи. И самый главный результат: бесценные семейные реликвии – солдатские письма, датированные 1942 годом, - были прочитаны его детям: дочерям, которым уже около 80. Они услышали их, спустя 68 лет. Письма передают мысли, волнения, заботы их отца, ставшего участником страшной войны.
Проект имеет огромное воспитательное значение не только для прямых потомков погибшего солдата, но и для всей молодежи. Поэтому одной из задач проекта является его презентация на конференциях различного уровня, на сайтах Интернета. Слайд-презентация проекта размещена на сайте www.buryatiaschool.ru. Материалы, собранные в ходе работы над письмами, оформлены в виде альбома.
Рецензия написана руководителем проекта В. В. Бадмацыреновой, преподавателем ГОУ СПО «БРИЭТ»
Раздел 3. Результативность работы по проектной технологии
3.1.Сводная таблица результатов проектной деятельности учащихся и учителя ГОУ СПО «БРИЭТ»
Год Название проекта Где представлен проект Результат
2008
Творческий проект «Проба пера»
1.Лицейский конкурс проектов.
2. Республиканская студенческая научно- практическая конференция «Студент. Время. Наука»
3. Городской молодежный фестиваль поэзии «Весенняя муза» 1.I место в конкурсе.
2.Выпуск сборников стихотворений участников проекта «У окна» (2008),
«Лабиринт» (2009),
«Научи меня любить»
(2011)
2. III место в секции «Молодежь ХХI века: творчество и здоровый образ жизни». Грамота. Денежное поощрение.
3. Диплом победителя фестиваля.
Январь 2010 Исследовательский проект с элементами творчества «Портрет русского интеллигента» (на примере жизни, творчества и личности А. П. Чехова)
Проект «Театральная постановка по рассказу А. Чехова «Земские эскулапы» Республиканская олимпиада по литературе среди учреждений НПО: конкурс учебных проектов
Конкурс инсценировок по произведениям А. Чехова Диплом I степени.
Грамоты за актерское мастерство участникам проекта
Май 2010 Исследовательский проект «Письма моего прадедушки» Республиканская краеведческая конференция «Во имя Победы» учреждений НПО и СПО. Грамота в номинации «Лучшая презентация»
Май 2010
Информационно-творческий проект «Вечной памятью живы» Лицейский тематический вечер, посвященный 65-летию Победы (защита проектов) Презентация результатов проекта аудитории учащихся и педагогов лицея.
Октябрь 2010 Информационно-творческий проект «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (на примере жизни и деятельности декабристов Н. А. Бестужева и М. А. Бестужева)
Проект представлен на мероприятии, посвященном 185 – летию декабристского восстания. Презентация результатов проекта аудитории учащихся и педагогов техникума.
Работа над реализацией проекта продолжится в новом учебном году.
2010-2011
2010 -
2011
Исследовательская работа студента 2 курса Унагаева Игоря «Ценностные ориентации студентов ГОУ СПО «БРИЭТ» в рамках проекта «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан»
Проект «Петербург в поэзии А. А. Блока» (съемка видеофильма)
Республиканская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы молодежи глазами студентов»;
ХI Межвузовская научно-практическая конференция «Байкальские встречи».
Республиканский фестиваль учреждений НПО и СПО «Шедевры русской поэзии»
Диплом 3 степени
Диплом 3 степени
Гран – при конкурса видеоматериалов
Отзыв о проектной деятельности преподавателя
И.Б.Костина, к.п.н, ст.преподаватель кафедры
языков и литературы РИКУиО Целью филологического образования непрофильного уровня является актуализация читательской деятельности, постоянное стимулирование личностной мотивации общения с искусством, выражение интериоризированных значимых смыслов в коммуникативно –речевой деятельности. Образовательный проект Бадмацыреновой В. В. предполагает достижение этих целей. Во-первых, участники проекта «Портрет русского интеллигента» погружены в тексты произведений писателя, в его художественную прозу, публицистику, письма. Во-вторых, исторические и биографические, историко-культурные комментарии наполняют содержание исследований учащихся. В-третьих, участники проекта создавали произведения научно-популярного стиля в жанре «очерк-исследование», что потребовало соблюдения особых законов композиции.
Индивидуальная исследовательская деятельность учащихся была организована педагогом в контексте целостного подхода к изучению творческой биографии писателя. Преподавателем была разработана система аспектного подхода, предусмотрен целостный план, определены этапы организации работы над проектом, содержание и структура проектов.
Следует отметить, что очевидность реализации деятельностного и личностного подходов подчеркивает выражение в образовательном проекте Бадмацыреновой В.В. компетентностного подхода. Ключевые или базовые компетенции развиваются на всех этапах и в разнообразных видах деятельности учащихся. Совершенствуются предметные компетенции: читательская, литературоведческая, коммуникативно – речевая, культуроведческая.
Образовательный проект реализован как исследовательский проект учеников, выраженный в серии образовательных продуктов.
Образовательный проект «Портрет русского интеллигента», разработанный В. В. Бадмацыреновой, является самостоятельной оригинальной методической работой, которая может быть предложена как опыт эффективной деятельности членам педагогического сообщества.
Заключение
Проектная деятельность дает учащимся возможность, наряду стеоретическими познаниями, овладеть важными компетенциями – информационными, коммуникационными, учебно-познавательными. Приобретенные компетенции останутся у будущих выпускников, студентов, молодых специалистов, профессионалов различных областей деятельности через многие годы после учебы, когда конкретные знания из различных учебных дисциплин, может быть, забудутся. Участие в проектной деятельности способствует развитию проектного мышления, характерного для современных лидеров политики, бизнеса, искусства, спорта.
В процессе проектной деятельности эффективно формируются общеучебные умения: рефлексивные (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?); исследовательские (умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле, умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезы, умение устанавливать причинно-следственные задачи); навыки самостоятельной оценочности (внешняя оценка, самооценка); умение работы в сотрудничестве; менеджерские (умение проектировать процесс или изделие, умение планировать деятельность, умение прогнозировать последствия принятых решений, навыки анализа собственной деятельности); коммуникативные; презентационные (навыки монологической речи, артистические умения, умение отвечать на незапланированные вопросы при защите проекта); информационные.
Таким образом, значение проектной деятельности в процессе обучения велико.
Внедрение проектов в учебный процесс – очень ответственный шаг для педагога. Он должен иметь определенный исходный уровень готовности. Мало одного желания, необходимо изучить теоретические основы организации проектной деятельности, передовой опыт педагогов-новаторов, работы методистов; от учителя требуется творческий подход к делу.
Реализованные проекты (подготовленные в ходе их реализации материалы) применяем для обучения следующего поколения учащихся в виде дидактических средств.
Список использованной литературы
Азарова Л.Н., Оленева Н. А. Основные подходы к пониманию сущности понятий «проектная деятельность», «метод учебных проектов», «учебный проект», МГПУ, 2006
Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения. //Директор школы, №6, 1995
Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М.,1986. – 326 с.
Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. – Л.,1926.
Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/Под ред. В. В. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
Новые технологические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.- 112 с.
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности.// Учитель, №4, 2000.
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска.// Учитель, №1, 2000.
Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., просвещение, 1998.
Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., Минобр. 2001.
Солопова Н. К., Вязовова О. в. Критериальная оценка проектной деятельности. Тамбовский ОИПКРО, 2010.
Солопова Н. К., Рязанова В. Н. Реализация компетентностного подхода в проектной деятельности. Тамбовский ОИПКРО, 2010.
Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы. - №3, 1998.
Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века.// Педагогический альманах, - 2002.- №11.
Для заметок
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вера Васильевна БадмацыреноваОрганизация проектной деятельности
на уроках литературы и во внеурочное время
Методические рекомендации для учителя
Компьютерная верстка
В.В. БадмацыреноваПодписано в печать 06.06.2011Формат 60х841/16. Формат 60х84 1/16
Усл. печ.л. 4 Уч. - изд.л.4 Тираж 50
Издательство типографии ГОУ СПО БРИЭТ
670047, г. Улан – Удэ, ул. Павлова, 68
PL768 @ mail.ru