Методический материал по русскому языку на тему Возвращение Слову его истинного Святоносного смысла — необходимое условие осознанного и качественного изучения русского языка(7 класс)


Возвращение Слову его истинного Святоносного смысла - необходимое условие осознанного и качественного изучения русского языка
Возвращение Слову его истинного Святоносного смысла - необходимое условие осознанного и качественного изучения русского языка.
Донести свет великой Истины до подрастающего поколения сегодня – первостепенная задача учителей-филологов.
В своей книге «Россия. Великая судьба» Сергей Перевезенцев пишет:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» - так говорится в Евангелии от Иоанна (Ин.1:1). Давно известно, хотя, может быть, не всегда на это обращается внимание, что с древних времен первые переводчики Священного Писания на славянский язык Святые Равноапостольные Константин-Кирилл Философ и его брат Мефодий понятием «Слово» переводили знаменитое греческое понятие «Логос». А что такое Логос? В древнегреческом языке значение Логоса настолько многомерно! Это и собственно слово, и закон всемирного развития, и закон жизни отдельного человека. И, конечно же, некая Высшая Сила, управляющая миром,- Бог. Позднее, в трудах ранних христианских мыслителей, сам Логос отождествлялся с Сыном Божиим, Иисусом Христом, сошедшим на Землю для спасения человечества. Ибо Логосом – Словом спасал Господь грешный мир.
Но всю эту бесконечность значимости, которая скрывается в Логосе, славянский, а позднее уже собственно и русский язык, оказывается, передает тоже одним только понятием – «Слово». А, следовательно, для русского сознания, русского мировосприятия само Слово – это ВСЕ, чем живет человек, человечество и все мироздание! Ибо – «И Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1:1,2).
В Слове русский человек выражал волнующие его вопросы о сути мира. В Слове искал он ответы на свои вечные, «проклятые» вопросы. В Слове же ответы он и находил. Нет, конечно же, кроме Слова было еще и Дело – иногда веселое и легкое, чаще трудное и трагическое. И слишком часто, может быть, намного чаще, чем хотелось бы, Дело не совпадало со Словом. Наверное, по-другому и быть не могло, ведь Слово - это исток, начало Дела. А дальше-то Дело живет само по себе. Но для русского человека Слово – это еще и итог, венец Дела. И вот когда Дело не приходило к намеченному ему Словом итогу, когда Дело разрывало сердце и душу, только одно утешение оставалось, только одно сохраняло надежду, поддерживало веру, вновь и вновь рождало любовь – все то же Слово.
Великие славянские братья-просветители, «учителя словенские», как называют их древние памятники, Константин-Кирилл Философ и Мефодий принесли славянам свет великой Истины – Благую весть Христова Учения, единство Слова и Бога. И тем самым на тысячу лет определили судьбы всех славянских народов, в том числе и русского народа. Уже потом, много столетий спустя, появятся учение «Третьего Рима» и стремление Руси к идеалу «Нового Иерусалима», возникнет знаменитый идеал-образ «Святая Русь». Уже потом русский народ создаст великое Российское государство, ставшее со временем Российской империей, и просветит Истиной иные народы, вошедшие в состав единого Российского государства. И на протяжении нескольких столетий Российское государство будет удерживать мир от окончательного духовного падения в антихристову бездну.
Уже потом, начиная примерно с XVIII века, Слово начнет утрачивать свой божественный смысл в человеческом сознании. Видимо, это был объективный процесс, когда человек почувствовал, что может жить, может строить мир без Бога. Так возникла наука – или отодвигающая Бога на второй план, или же вообще отрицающая Его. В последние три столетия Слово превратилось всего лишь в форму общения или в предмет изучения. Слово стали препарировать - так и сяк, этак и разэтак. Его разложили на части, внесли в сравнительные таблицы, разложили по ящичкам и каталогам. И вроде бы все о Слове познали, поняли механизм его образования, его структуру и морфологию. Только вот собрать расчлененное Слово обратно, вернуть Слову его единственный и великий духовный смысл не смогли.
Мы, люди, достигли великих высот в научном знании, мы расщепляем атом, делаем атомные бомбы, летаем в космос, создаем искусственный разум, вот взялись уже и за клонирование себе подобных…Но интересно, что ни один ученый в мире, ни одно научное направление не может решить простую и в то же время единственно главную проблему – откуда взялось человеческое сознание и человеческое слово? А современные психологи, физиологи и философы все чаще и чаще утверждают: происхождение сознания – это великая тайна, которая может быть объяснена только через понятие Творца.
И встает вопрос – а что, с развитием науки мы стали лучше? Добрее? Справедливее? Наука сделала нас счастливыми? Наука помогла обойтись XIX и XX столетиям без войн, без страданий, внесла в мир полную гармонию? Да, мы создали себе гораздо более комфортные условия жизни, нежели пятьсот лет назад. Мы напридумывали кучу бытовых приборов, мы сильно облегчили свою повседневную жизнь. Мы общаемся друг с другом через тысячи километров, а новости получаем в ту же секунду, когда произошло какое-то событие. Мы бесконечно и судорожно «делаем прогресс» (если вспомнить слова В.В.Розанова). Вот это и замечательно, скажут многие. И нас убеждают в том, что это замечательно. Мы читаем книги по Интернету, не заходя, даже не показывая носа в библиотеку. Какие мы прогрессивные и современные!
А стали ли мы от этого счастливее? Ведь нет. А «самые цивилизованные» народы, как ни странно, начинают потихоньку вымирать.
Надежды на науку, на всесилие человеческого разума не оправдались. Больше того, именно с помощью науки человечество создало самые страшные в своей истории средства уничтожения – начиная с атомного оружия и заканчивая химическим. Понятно, что сама по себе наука в этом не виновата, ибо она является порождением разума человеческого и само использование науки в тех или иных целях – это дело человеческих рук. Но отчего зависит то или иное использование научных достижений? Прежде всего, от нравственного состояния того или тех, кто принимает решения об использовании научных открытий, об их применении. И вот здесь никак нам не обойтись без веры, без Бога, а, значит, и без Слова. Того самого Слова, которое принесли нам на славянском языке Кирилл и Мефодий. Того самого Слова, которое спасает… Впрочем, и это очень древняя мудрость. Еще в VI веке до нашей эры знаменитый Гераклит Эфесский, тот самый, которому приписывается афоризм « В одну реку нельзя войти дважды», высказал и не менее глубокую, хотя и менее известную мысль: «Многознание уму не научает…». А апостол Павел переосмыслил эту истину в христианском духе: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом…»
Сегодня нам всем очень важно поменять оценочную шкалу, изменить сложившуюся в последние триста – пятьсот лет систему ценностей и вернуться к Великим истинам православия. Именно вернуть и вдохнуть новую жизнь в систему традиционных православных русско-славянских ценностей. Тех ценностей, на основе которых веками созидались общества и государства, росли и множились народы. Иначе говоря, вернуть в нашу жизнь Истину, привнесенную когда-то Словом. И если наука с помощью человека вернется на путь Истины, если поймет, что « в начале было Слово», то и сама наука, и сам человек неожиданно, а вернее, закономерно откроет для себя безграничные просторы познания и понимания главного, что только и должен знать и понимать человек, - смысла жизни. Все остальное ведь - это наносное, вторичное…
Вообще, стоило бы выдвинуть парадоксальный лозунг – «Наука против прогресса!» Ибо нет сегодня ничего хуже, глупее и опаснее, нежели бездумное, радостно-щенячье превознесение «прогресса» - прогресса как такового, без нравственного совершенствования.
Но мы нынче живем в удивительное время! Сегодня, при всех существующих в России тягостях и разлившихся по нашим просторам страданиях, возник уникальный исторический момент, какового не было на Руси в последние триста лет, когда наука и вера, литература и вера только расходились, разрывая Святоносную силу Слова. Нынче мы можем вернуть Слову его истинный смысл, можем соединить веру и науку, веру и литературу, веру и нашу жизнь. Эта настоятельная потребность уже понята обществом, пусть еще и не всеми, но многими.
Главное – не упустить время. Не в том отношении, что больше такого времени уже не будет, а мы, такие «уникальные», что кроме нас этого никто не сделает. Нет, дело в другом. Нам самим надо успеть принять посильное, душевное и честное участие в реализации этой общественной потребности по воссоединению веры и жизни. Иначе будет просто стыдно и больно оттого, что мы оказались в стороне, не помогли, не поддержали. Ведь выстраивая, по крупицам, по бревнышку собирая наш общий духовный дом, мы выстраиваем и собственные души. Возвращая Слову его Святоносный смысл – мы возвращаем этот смысл и в собственные души. И в этом есть великая радость, в этом есть великое счастье. Трудное, но счастье».
В свою очередь в своей книге «Язык человеческий» Георгий Михайлов пишет: «Язык наш – воплощенный ум. И более того. Язык – явление духовно-нравственное. Состояния душ наших, то есть состояния психики, земные судьбы и, в конечном счете, посмертная участь каждого из нас зависят напрямую от состояний нашей речи. От ее ясности, чистоты или, напротив, от ее помраченности ложью, сквернословием и т.д.
Язык онтологически (т.е. сущесловно, или истинословно) единосущен мышлению и подобен свету, некогда излитому на человечество Словом Создателя. Свет языка заключен не только в смыслах, но и в грамматических формах, в видах слов, корней, приставок, суффиксов, в слогах и слогиях (отдельных звуках, буквах). Свет нашего сознания проистекает из исконных, Богом данных, значений слов и открывается в истинословии, наименованном еще этимологией, от греческого этимон (истина) и логос (слово)… Сущий (Истинный) Бог сотворил сущее (истинное) бытие, т.е. явил суть. Первозданный человеческий язык был исключительно цельным. Все смыслы его (разумеется, светлые) были глубоко взаимосвязаны. Его не раздирали противоречия, не омрачали никакие тени. Пустословие и ложь, злоречие, неясность выражений были чужды языку Адама. А затем, после грехопадения первых людей, поверивших в диавольский обман о «возможности» тварей стать богами, цельность языка нарушилась, и в будущем он неминуемо должен был разделиться.
В результате научных исследований в области сравнительной грамматики древнейших, древних и доселе сохранившихся языков, языковедами была построена компьютерная модель, очень похожая на дерево, проросшее от «корня» праязыка. «Дерева», имеющего трехслойный «ствол», составленный из основных языковых групп (яфетитской, семитской, хамитской), и увенчанного «кроной» многочисленных языков земли с их молодыми отраслями. Однако в наречиях новых свет изначальный не угас, и следы праязыка сохранились. Удивляя ученых, они продолжают сиять и поныне, особенно в русском языке, производном от древнерусского, общеславянского и славяно-санскритского, т.е. от общеиндоевропейского (ведического), или арийского языка».
Вот, например, слово «совесть» - это согласие с вестью, Благой вестью, которую Господь оставил людям для духовного питания. Русское слово изба берется от славянского «истоба», т.е. истопленная от «топл» - тепло. Корень лу(лю) согласуется со славяно-санскритским «луч», и если к лю добавить ди (слав. дий – день, свет ),то получим «люди» - луч света. Бог – благо – бытие также одного корня. Вода в первичном смысле это тоже свет. Это роса, Рось, Руса, одним словом, Русь. Крест, слово однокоренное со славянским кресс (сияние, солнцестояние) и с глаголом кресити (воскрешать, выводить из тьмы). При добывании огня (кресании), края крестообразного кресала, вращаясь, бились о кремень, и так высекался огонь (крес). Когда же сотворялся мир, Крест огненный, молниевидный, разверз тьму небытийную. Из первой яскры (искры) тварного света, иначе из ясного креста (таково сущесловие искры), мир изошел лучами и создался как пространство света вокруг сияющего средоточия, объятого круглым пространством вселенной. Воскресение по-славянски, есть обращение Самого Бога, воззрение Творца на Свое творение, возобновление того, что пало, ослабло, погибло. Из глагола кресити (сиять) производятся слова воскресити (воссиять) и воскреснути (обратиться). И люди молятся: «Воскресни, Господи», т.е. воссияй, обрати к нам Свой светлый лик и воскреси (воздвигни, просвети), обрати к свету жизни нас, омертвевших духом. Так молились наши пращуры и псалмопевец Давид за тысячу лет до Рождества Христова.
Связностью речи определяется и связность мыслей человека (логика) и, соответственно, состояние его души. По мере «исцеления языка», восстановления цельности речи, растет и целостность мышления, растет личность говорящего. Ведь по подобию Создателя, Троического Бога, человеческие ум, язык и дух (чувственно-волевая сила) единосущны как Сами лица Святой Троицы, Отец, Сын (Слово) и Святой Дух.
Наш язык, как выразитель мысли, значим настолько, что при покаянии, при обращении к добру, мы тем же языком все можем исправить. И можем даже поумнеть, покаявшись в грехах, но, разумеется, покаявшись искренно. Потому, говоря об ответственности человека «за всякое праздное слово», Господь добавляет: «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12,37).
Так что расплата «за всякое праздное слово» и праздную, тем паче злую, мысль, начинается задолго до посмертного суда Божия над человеком. Суд вершится уже в этой временной жизни. Нас судит собственная речь. Но ею же мы можем оправдаться. Наш язык – воплощенный ум. Это солнце души. Это, по-славянски, «коло рождения нашего» (Иак.3,6), а по-русски – это «круг жизни». Так говорит Святой Апостол Иаков: «Им (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак.3,9)… «не должно, братия мои, сему так быть» (Иак.3,10).
И как хочется по-новому воспринимать давно известное нам слово «образование»! В этом слове содержится очень важная для всех нас – и тех, кто учит, и тех, кто учится – информация. Ведь корень этого слова – образ, т.е. икона.
«Сам язык наш многомудрый подсказывает нам, тугоухим, что самое главное для «образователей» всех ступеней вовсе не передача суммы неких знаний. Это подразумевается само собой. Куда важнее, оказывается, восстановление в человеке образа Божия. Это извечное христианское стремление вернуть человеку, созданному по образу и подобию Божию, иконичность, некогда им трагично утраченную. Нам, Иванам, не помнящим своего высочайшего родства, русский язык настойчиво напоминает о нем, зовет прежде к постижению – еще до законов физики и химических формул, до математических уравнений и правил грамматики – именно этого совершенства», - так пишет в своей книге «Тайна русского слова» Василий Ирзабеков.
В этом и мне, как учителю русского языка, литературы, основ православной культуры, директору школы – работнику образования видится первостепенная задача нашего образования сегодня и новых государственных образовательных стандартов: донести свет великой Истины до подрастающего поколения. Велика доля нашей ответственности перед Богом, Отечеством и перед нашими детьми – нашим будущим. Борьба за язык – это и борьба за веру, а значит и за сохранение русской нации. Я думаю, что и мотивация обучающихся к учению повысится. Вторым городом, принявшим Крещение после Киева, был Новгород. Ему и быть православным духовным центром возрождающейся Святой Руси.
Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное…
Ложь воплотилася в булат;
Каким-то Божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем…
Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна возвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!
Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье, -
Ты – лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!
О, в этом испытанье строгом,
В последней, в роковой борьбе,Не измени же ты себе
И оправдайся перед Богом…
Федор Тютчев,1854