Взаимосвязь детского сада и семьи-необходимое условие воспитания дошкольника
«ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА»
Кохан Марина Евгеньевна
Государственное Коммунальное Казённое Предриятие «Ясли –сад «Солнышко» отдела образования акимата Сарыкольского района.
Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я научусь.
(китайская мудрость)
Казахстанский народ уверенно, с ясными перспективами, обозначенными в Послании Президента нашей Республики Казахстан, вступил на новую ступень развития. «Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нашей нации» - говорит Н.А.Назарбаев. Нынешнему молодому поколению в будущем предстоит стать опорой государству, на его плечи ляжет решение задач о вхождении страны в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира. Новый этап социально-экономической модернизации определяет необходимость дальнейшего развития системы образования.
Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы непрерывного образования создает условия для формирования и развития личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном постоянно меняющемся мире.
Государственным общеобязательным стандартом, регулирующим деятельность основных институтов дошкольного воспитания и обучения, первоочередность отдается семейному воспитанию. Семья – социальный институт воспитания, в котором осуществляется преемственность поколений, социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения. Первые наставники ребенка – отец и мать. Именно они формируют самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности своего ребенка. И от того, каким было детство, зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба.
Однако воспитательная функция семьи в современной социокультурной ситуации снижается. Причины этого явления связаны с нестабильностью общества, социальной напряженностью, экономическим давлением. В сельской местности родители заняты ведением хозяйства, порой у них не остается ни моральных, ни физических сил для занятий с детьми. Некоторые семьи перекладывают воспитание своего ребенка на дошкольную организацию, не считая нужным принимать участие в воспитательно-образовательном процессе. Но зачастую родители испытывают трудности в установлении контактов с детьми, так как не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, что составляет основу педагогической некомпетентности родителей. Обработка анкет позволила получить сведения о том, что литература и советы педагогов представляют для родителей достаточную значимость, чтобы опереться на них в воспитании детей.
В Типовых правилах деятельности дошкольных организаций указано, что одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Успех в воспитании детей в дошкольной организации во многом зависит от того, как организована работа с родителями, их педагогическое просвещение.
Наш педагогический коллектив постоянно думает над тем:
как заинтересовать всех родителей, учитывая социальный статус и микроклимат семьи, вопросами воспитания детей;
как добиться полного взаимопонимания в этих вопросах;
как сделать семью нашим помощником.
Мы использовали разнообразные пути и средства взаимодействия с родителями: консультации, беседы, собрания, тематические конференции по обмену опытом семейного воспитания.
Однако наряду со значительными успехами имеются и серьезные недостатки в установлении контактов с семьями воспитанников. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, целью которого является объединение усилий дошкольной организации и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка; укрепление взаимопонимания и уважения педагогов и родителей через совместную деятельность. Проектная деятельность позволяет скоординировать действия в триаде «Педагоги – Обучающиеся - Родители».
В летний оздоровительный период в нашем детском саду реализовывался долгосрочный (с 01июня 2015г. по 28 августа 2015г.) познавательно-оздоровительный проект «Разноцветное лето!». Участниками проекта являлись воспитанники всех возрастных групп, кроме групп, проходивших адаптационный период, педагогические и медицинские работники, родители. В постановке целей и задач проекта отразилось взаимодействие с родителями по проведению совместных мероприятий, санитарному просвещению в вопросах организации летней оздоровительной работы.
Реализация проекта проходила в семь этапов:
Организационно-информационный.
Оздоровительный.
Познавательный.
Творческий.
Административно-управленческий контроль.
Организационно-методический.
Заключительный.
Мы осознанно старались привлекать проблемные группы родителей:
тех, которые безразлично относятся к дошкольной организации, как и вообще к воспитанию своих детей. Если не беспокоить таких родителей, они сами, как правило, ни с чем не идут к воспитателю.
и ту группу родителей, для которых детский сад - удобный выход из положения, когда матери приходит пора включиться в общественно-полезный труд. Но, которых,пугают предстоящие перемены в жизненном укладе семьи. С любовью отдаваясь заботам о сыне или дочери, они постоянно встревожены тем, что эти заботы приходится передавать в чужие руки. Нетрудно представить себе, что творится в душе любящей матери, какие мысли теснятся в голове отца: какая она, воспитательница? Добрая, мягкая или суровая, строгая? Как будет она относиться к моему сыночку, дочке? Не обидит ли строгим словом? Поймет ли, какой он хороший?
Вовлеченные в педагогический процесс родители глубже познакомились с содержанием воспитательной работы, с обстановкой в группе, получили ответы на все свои вопросы и тревоги. Многие родители увидели своих детей, работу воспитателя с неожиданной для них стороны. Мы убедили родителей в том, что ребенку очень важно чувствовать не только нежность к себе, но и интерес к своим заботам, взаимоотношениям с товарищами.
Наблюдения педагогов показывают, что если раньше родители не вникали в суть воспитательного процесса, то теперь обмениваются впечатлениями, интересуются делами группы, самочувствием не только своего ребенка, но и остальных детей. Один раз утром я даже стала свидетелем того, как мама напутствовала свою дочь Катюшу словами: «Не забудьте помочь Акбупе Мукановне полить цветочки» Как много невысказанного уважения и заботы к воспитателю можно услышать в этой фразе
Реализация проектного метода дает нам, воспитателям, возможность завоевать доверие к себе, сделать все, чтобы родители с первых дней пребывания их ребенка в детском саду поверили нашему опыту, вступили в содружество с нами. И чем тоньше мы понимаем малыша, тем больше и глубже раскрываем родителям содержание его жизни в детском саду, тем легче общаться с взрослыми.
Только в ходе систематической и целенаправленной работы педагогов и родителей можно рассчитывать на положительный результат.
Литература:
Государственный Общеобразовательный Стандарт Образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение.
Астана 2009
Микляева Н.В. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей». Айрис – пресс. Москва 2008
Островская Л.Ф. «Педагогические знания родителям».
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Автор-составитель Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова - М.:АРКТИ, 2005- 96 стр.
Послание Президента Н.А. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
Типовые правила деятельности дошкольных организаций, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013года № 499.
15