Программа занятий детского творческого объединения « Экскурсовод» музей Истории школы №1


УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ « СОШ №1»
_______М.А. Бондаренко
04.09.2014
Музей « Истории школы №1» МБОУ « СОШ №1»
Программа занятий детского творческого объединения
« Экскурсовод»
2014\2015 учебный год
Руководитель музея О.В. Новикова
Барнаул,2014
Пояснительная записка
Жизнь современного подростка качественно отличается от той, которой жили люди старших поколений. Сегодняшний школьник имеет доступ к большому числу источников информации, пользуется интернетом. Подрастающее поколение живет в быстроизменяющемся, сложном, противоречивом мире пути, развития которого порой непредсказуемы. Прямо или через средства связи и информации школьники общаются с огромным количеством людей, имеющих разные взгляды и подходы к жизни, нередко принадлежащих к разным культурным средам. Сегодня на них оказывают мощное влияние культурные и исторические традиции.Как помочь ребенку найти свое место в этом многоликом мире? Как пробудить в нем интерес к активному жизнетворчеству? Как научить его сосуществовать в социуме с иными людьми, уметь общаться, понимать и ценить традиции своего народа и одновременно обладать достаточно гибким мышлением, быть открытым к историческому опыту иных народов, отстаивая свои взгляды, свою точку зрения?В какой-то мере эти вопросы решает детское творческое объединение при школьном музее. Всякая экскурсия предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, поэтому экскурсанты получают на ней определенные знания, навыки, умения.
Занимаясь в объединении, школьник расширяет свой кругозор, оказывает помощь другим обучающимся в освоении действительности.Цели и задачи
Целью работы является воспитание у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма, сохранение духовного наследия старшего поколения, пропаганда главных ценностей исторического и культурного наследия, развитие чувства гордости за свою малую Родину, свой любимый город, свою школу, свою страну.Задачи1. Изучение и сохранение культурно-исторического наследия.2. Развитие творческих способностей личности.3.Воспитание художественного вкуса у детей, повышение их культурного уровня.4. Подготовка экскурсий для всех участников образовательных отношений.5. Формирование правил общения между людьми.6.Формирование коммуникативных компетенций.7.Воспитание информационной грамотности, умение анализировать и синтезировать информацию.Виды и формы занятий1. Лекционные занятия.2. Беседы, работа с информационными источниками.3. Разработка тем экскурсий, проектов.4. ЭкскурсииМетоды обучения1.Словесный — передача необходимой для дальнейшего обучения информации.2.Наглядный - посещение экспозиций ,выставок музея, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий. 3.Поисковый - сбор информации по заданной теме.4.Исследовательский — изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. Ожидаемые результаты1.Предпологается, что воспитанники узнают и поймут такие понятия, как экспонат, инвентаризация, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд.2.Разовьётся внимание, восприятие, наблюдательность, разные формы мышления, речь.3.Сформируется широкий кругозор.4.Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного посетителям музея.Программа 1.Музей как феномен культуры, как источник информации и средство образования. История создания музея. Поведение в музее (правила).2. Формы работы с посетителями музея.
3. Работа с документальными источниками, музейными предметами.
4. Экскурсия, ее сущность, цели и задачи, виды.
5.Особенности проведения лекции.
6.Использование ИКТ в деятельности музея.
7.Разработка проекта экскурсии, лекции.
8. Представление проекта.
9. Итоговое занятие.
Тематическое планирование
№ п.пТема Дата проведения
1 Музей как феномен культуры, как источник информации и средство образования. История создания музея. Поведение в музее (правила) Сентябрь
2 Формы работы с посетителями музея. Октябрь
3 Работа с документальными источниками, музейными предметами Ноябрь
4 Экскурсия, ее сущность, цели и задачи, виды Декабрь
5 Особенности проведения лекции Январь
6 Использование ИКТ в деятельности музея Февраль
7 Разработка проекта экскурсии, лекции Март
8 Представление проекта Апрель
9 Итоговое занятие Май