Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Красота весенней природы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенние воды».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 п. Верховье»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему:
«Красота весенней природы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенние воды».
Воспитатель I квалификационной Быковская Евгения Анатольевна.
Апрель 2015 г.
Цели и задачи:
- Уточнить названия времен года, названия месяцев.
- Систематизировать и углубить знания детей об изменениях в природе весной, учить называть самостоятельно характерные признаки весны.
- Познакомить детей со стихотворением поэта, земляка, уроженца Орловской губернии Ф. И. Тютчева «Весенние годы» и помочь детям запомнить его.
-Продолжать учить понимать содержание стихотворений, обратить внимание детей на изобразительно-выразительные средства
-Развивать память, внимание, восприятие, умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи.
-Воспитывать читателя способного чувствовать музыкальность поэтического слова.
- Развивать воображение, художественно эстетические чувства.
Материал: картины знаменитых художников-пейзажистов («Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Голубая весна» В.Бакшеева, А. Богданова «Яблони в цвету»), ватман, цветная бумага, гуашь, ватные палочки, ножницы, клей, аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Весна. Март. Апрель. Май» весенней музыки, портрет поэта-земляка Ф. И. Тютчева (худ. И. Е. Репин).Ход занятия.
Дети сидят на стульях.
Воспитатель. Ребята, какие времена года вы знаете? (зима, весна, лето, осень)
Скажите, а сколько в году месяцев? (в году 12 месяцев)
А сколько месяцев в каждом времени года? (в каждом времени года по 3 месяца)
Назовите зимние, весенние, летние, осенние месяцы (дети перечисляют).
Дети становятся рядом с мольбертом
Ребята, я загадаю загадки, а вы отгадайте, о каком времени года и месяцах идет речь и найдите соответствующую картину.
(Чтение загадок и работа с картинами художников).
Шагает красавица                              
Легко земли касается
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (весна)
Дует теплый южный ветер
Солнышко все ярче светит
Снег худеет, мякнет, тает
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришел? (апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай.
Что за месяц это? (май)
Дети садятся на стулья.
Воспитатель. Ребята, в народе о весне слагают пословицы, поговорки, загадки, композиторы сочиняют красивую музыку, писатели – рассказы о природе, художники пишут картины, а поэты воспевают ее в своих стихотворениях. Сегодня я вас познакомлю с поэтом, нашим земляком, который очень давно родился в Орловской губернии, сейчас она называется Орловская область, Федором Ивановичем Тютчевым. (Показать портрет). Он очень любил природу и рисовал ее, но не красками, не кистью и карандашами, а словами. Федор Иванович Тютчев о природе писал стихотворения с любовью и нежностью. Он, как и вы, любовался ее красотой. Любимым временем года Тютчева была зима, но, не смотря на это, поэт не мог устоять перед красотой природы, которая преображалась весной, он считал, что она является символом юности, новой жизни. Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды»:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Воспитатель. Ребята, какое настроение вызывает это стихотворение?
(Стихотворение вызвало веселое, радостное настроение).
Какие слова вам были не знакомы, не совсем понятны?
Словарная работа - объяснить лексическое значение слов - брег, гласят, гонцы)В начале стихотворения поэт описывает пробуждение природы. Как мы определяем, что весна наступает? (сначала начинает светить ярко солнышко, тает снег, просыпаются весенние воды, журчат как живые ручейки, как будто говорят).
О чем журчат ручейки в стихотворении? (Они говорят о том, что весна идет)
Ф. И. Тютчев в стихотворении «Весенние воды» сумел словами передать радостное настроение от того, что весна пришла. Какие слова он использует? (Воды шумят, бегут, блещут, гласят). Весна у Тютчева особенно прекрасна в мае. Поэтому он пишет такие строчки «румяный, светлый хоровод толпится весело за ней»).Ребята, когда начинает светить ярко солнышко и пахнет весенней свежестью, появляются первые проталины, прилетают первые перелетные птицы, куда вам хочется выйти?
(Нам хочется выйти на улицу).
А что вам хочется делать на улице, чем вы любуетесь, когда выходите на прогулку?
(Говорим о погоде, совершаем экскурсию по территории детского сада и смотрим, какие изменения происходят вокруг в природе).
Скажите, а какие растения самыми первыми начинают пробиваться из-под снега весной?
(Первыми пробиваются подснежники, тюльпаны, нарциссы)
А какие деревья первыми начинают весной цвести и распускать почки? (Верба первой цветет и распускает почки).
Ребята, вы еще очень малы и стихотворения о природе сочинять не умеете, но зато вы любите рисовать. Я вам предлагаю передать красоту весенней природы на бумаге с помощью ваших ладошек, красок, цветной бумаги и называться картина будет «Весна на ладошках»
Физминутка.
Дети становятся в круг и выполняют движения вместе с воспитателем.
Кап-кап-кап звенит капель
Вот и наступил апрель
Побежал в саду ручей
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки расцветают.
Дети распределяются воспитателем на 2 подгруппы и подходят к столам.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Весна. Март. Апрель. Май». Дети с помощью воспитателя создают весенний коллаж, а затем показывают результат совместной работы). Воспитатель. Ребята, сейчас апрель близится к концу, а природа преподносит свои сюрпризы, зима никак не хочет уходить, давайте попробуем ее прогнать. Я знаю, что вы танцевать любите.
Дети становятся в хоровод.
В завершении занятия весенний хоровод (весенняя детская музыка).
Итог занятия:
С каким поэтом вы сегодня познакомились?
(Мы познакомились с нашим земляком, поэтом Ф. И. Тютчевым)
О каком времени года шла беседа на занятии?
(Мы беседовали весне)
С каким стихотворением Ф. И. Тютчева вы познакомились?
(Мы познакомились со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Весенние воды»)
Чем мы еще занимались на занятии?
(Составляли коллаж «Весна на ладошках», водили хоровод, чтобы прогнать зиму).