Конспект урока. Дополнительная общеобразовательная программа «Туризм» для обучающихся 10-11 классов. Тема: понятие туристского продукта. Организационные основы туризма.
Урок №3
Тема: Понятие туристского рынка. Значение туризма в жизни общества.
Цель: Определение уровня усвоения ЗУН о современном российском и зарубежном туристском рынке.
Задачи: - Обобщить понятия туристского рынка с его особенностями и сегментами и понятиями «Туризм», «Турист».
- Закрепить изученный ранее материал по теме.
- Оценить уровень усвоения заданной темы.
- Убедить в актуальности и значимости изучаемой темы.
Тип урока: Урок проверки знаний
Методы обучения: Проверка знаний умений и навыков. Словесный, практический.
Оборудование:
- Раздаточный материал Тест «Современный туристический рынок»
Ход занятия:
Этапы урока
Действия мастера п/о Действия ученика Результат
Организационный этап – 3мин.
Приветствие. Проверка присутствующих. Слушают. Готовятся к уроку. Готовность учащихся к уроку
Подготовка учащихся к активному усвоению знаний. 10 мин.
Повторение ранее изученного материала. Задает вопросы:
- Термины «Туристский рынок», «Туризм», «Турист».
- Понятие туристский рынок и его особенности.
- сегменты туристского рынка.
- факторы необходимые для успешного развития туристского рынка.
- актуальные туристические направления 2016 г.
Отвечают на заданные вопросы при помощи конспектов, тем самым повторяя пройдённый материал. Закрепление ранее пройденного материала.
Всесторонняя проверка знаний.
Тест «Современный туристический рынок»
23 мин Раздает тестовые задания. Проводит инструктаж по выполнению. Озвучивает критерии выставления оценок за выполнение. Слушают, задают вопросы. Выполнение тестового задания.
Сообщение домашнего задания
3 мин. Домашнее задание. Подготовить реферат, про одну из туристических стран. Записывают д/з, задают уточняющие вопросы. Урок №4
Тема: Понятие туристского продукта. Организационные основы туризма.
Цель: Изучение принципов и критерий формирования пакета туристических услуг.
Задачи: - Дать представление о видах туризма.
- Познакомить с понятиями, турагент, туроператор их целями и функциями на туристическом рынке.
- Изучение принципов составления туристического продукта.
- Выявить критерии необходимые для успешного формирования пакета тур. услуг.
- Побудить к активности самостоятельного изучения туристических направлений, в соответствии с собственными требованиями к отдыху.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: Словесный, Наглядный.
Оборудование:
- Компьютер, проектор.
- Презентация «Определи вид туризма»
Ход занятия:
Этапы урока
Действия мастера п/о Действия ученика Результат
Организация начала занятия.
3мин Сообщение темы занятия, ее актуальность. Слушают Готовность к восприятию новой информации
Усвоение новых знаний
25 мин
Лекция «Туристский продукт Организационные основы туризма ». Объяснение нового материала:
- Определения: туристский продукт, тур. Его компоненты.
- Виды и типы туризма их цели и функции.
- Туроператор и турагент. Понятие и функции на туристическом рынке.
Конспектируют новый материал. Усвоение новых знаний.
Конспект.
Закрепление новых знаний 10 мин
Игра «Определи вид туризма по фотографии». Включает презентацию. Задает наводящие вопросы. Определяют вид туризма .Закрепление полученных знаний
Подведение итогов
Рефлексия
2 мин. Раздает разноцветные жетоны. Просить оценить урок. Красный- Ни чего нового не узнал. Скучно.
Желтый- Кое что было для меня интересно.
Зеленый- Узнал много нового для себя, буду применять полученные знания в жизни. Выбирают цвет который соответствует их впечатлениям об уроке. ТЕСТ «Современный туристический рынок»:
Въезд в какую из перечисленных стран был запрещен с 2016 г.
А. Тунис
Б. Таиланд
В. Турция
Г. Индия
2. Система отношений (экономических, социальных, юридических), связывающих производителей тур. продукта и потребителей, которые заинтересованы в определенном виде тур. продукта, которые имеют возможность продавать и покупать их, это………
А. Биржа труда
Б. Туристский рынок
В. Туристский продукт
Г. Закон о защите прав потребителей.
Выберете три основных фактора влияющих на мнение туристов, при выборе страны для отдыха:
А. Политический режим. Д. Большое количество достопримечательность.
Б. Безопасность. Е. Упрощённый въезд (отсутствие визового В. Курс иностранных валют. режима, либо упрощённая ее система получения).
Г. Наличие родственников и друзей.
4. Назовите пять популярных туристических направлений России:
5. Турист это -…………………………………………………………………………………..
6. Мера и регулятор равновесия между спросом и предложением на тур. рынке, это…………………..
А. Конкуренция В. Цена
Б. Туристский спрос Г. Туристическое предложение
7. Туризм – это временные выезды людей в другую строну или местность отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до:
А. 10 месяцев В. 2 месяцев
Б. 24 месяцев Г. 6 месяцев
8. Таиланд 2016г.- Перечислите причины потери популярности.
Урок №4 Конспект Лекции:
Тема: Понятие туристского продукта. Организационные основы туризма.
Туристский продукт — комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его туристского путешествия.
Туристский продукт состоит из трёх элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары.
Тур — первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое.
4 компонента туристского продукта:
питание
транспорт
размещение
досуг
В туристский продукт входят основные и дополнительные услуги:
Основные — услуги, которые входят в туристский пакет и приобретаются туристом, по месту проживания.
Дополнительные — услуги, не предусмотренные в ваучере или путёвке, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. Не входят в основную стоимость путёвки (прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, развлечения и т. п.)Виды и типы туризма их цели и функции:
Туризм подразделяется по следующим критериям:
По источникам финансирования: социальный, коммерческий;По возрастному составу участников: детский, молодежный, для людей среднего, зрелого возраста;По виду используемых ресурсов: купально-пляжный, лечебный, экологический, горный, водный; По турпотокам: сезонный, круглогодичный; По продолжительности: краткосрочный, долгосрочный, маршрут выходного дня; По способу размещения: гостиничного типа, не гостиничного типа; По видам использованных транспортных средств: автомобильные, авиа, ж/д, теплоходные, с привлечением экзотических транспортных средств (велотуры, мотокроссы); По ведущему занятию: охотничий, рыболовный, все виды самодеятельного туризма; По социально-культурному статусу: образовательный, научный, конгрессный, митинг;По числу участников: индивидуальный, групповой; По способу организации: организационный, неорганизационный;По способу передвижения: маршрутный, стационарный, автостопом.По способу организации различают плановый и самодеятельный туризм. Плановый туризм - любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма - туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. В значительной степени плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей.
Самодеятельный туризм - специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками.
Социальный туризм - разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых. Социальный туризм рассматривается как путешествия, другие виды туристских занятий, оздоровления и отдыха, реализуемые гражданам Российской Федерациипо цене социального тура, разовых услуг социального туризмаили субсидируемые из средств, выделяемых государством насоциальные нужды; сфера профессиональной деятельности по формированию, продвижению и реализации социальных туров, разовых услугсоциального туризма; общественное движение участников социального туризма.Туризм выполняет и разнообразные функции:
- восстановительная – освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности;
- развивающая – предоставление возможностей для развития личности (расширение кругозора, творческой и организаторской деятельности);
- развлекательная – предоставление отдыхающим возможности развлечься; сюда также относят знакомство с местностью, ее жителями, организацию концертов, спортивных и других мероприятий, активный отдых;
- экономическая– проявляется через спрос и потребление туристов, а потребности туристов подразделяются на основные, специфические и дополнительные; эта функция обеспечивает восстановление трудоспособности, занятость населения, прибыль;
- социальная – рост уровня жизни населения, распределение бюджета времени и рациональное использование свободного времени.
Туроператор и турагент. Понятие. Их цели и функции на туристическом рынке.
Туроператор - организация, занимающаяся деятельностью по формированию, продвижению и реализации туристского продукта.
Туристский продукт - это право на тур, предназначенное для реализации туристу. Тур - это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Формированием туристского продукта признается деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).
Турагент - лицо, занимающееся деятельностью по продвижению и реализации туристского продукта
Таким образом, Турагент - это посредник между туристом и туроператором, он не занимается формированием туристского продукта, то есть не бронирует гостиницы, не заключает договоров с перевозчиками, экскурсоводами, гидами и т.д.
Открытые интернет источники (Википедия) дают следующие определения данных понятий:
Туроператор (туристический оператор) — организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания, рассчитывает цены на туры, передает туры турагентам для их последующей реализации туристам.
Некоторые турфирмы совмещают функции туроператора и турагента, выступая как туроператор (компания, полностью отвечающая за тур) по одному или нескольким направлениям и как турагент по многим другим направлениям, для ассортимента.
Турагент — организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором туров. Турагент приобретает туры у туроператора и реализует туристский продукт покупателю, либо выступает посредником между туристом и туроператором за комиссионное вознаграждение, предоставляемое туроператором.
Турагенты не владеют средствами обслуживания и выступают посредниками между предприятием туристского обслуживания и покупателем туристической путевки, продвигая и реализуя туристический продукт.