Проект Развитие познавательного интереса через экологическое воспитание
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «Искорка ГОРОДА ТОМСКА
ДЦ «Теремок»
Педагогический проект
«Развитие познавательного интереса через экологическое воспитание »
База выполнения проекта: ДЦ «Теремок»
Участники проекта: группа детей (5 - 7 лет), родители.
Срок реализации: 2014 – 2015 учебный год (сентябрь-май)
Проект: социально - практической направленности
Руководитель проекта:
Педагог дополнительного образования
Семенова Людмила Степановна
Почтовый адрес: 634027 г. Томск, ул. Мира, 31, ДЦ «Теремок»
Содержание
Пояснительная записка.3
Основная часть..6
Этапы реализации проекта..6
Результаты и результативность...8
Заключение....9
Источники информации...11
Приложение1.12
Приложение2.13
Проект социально - практической направленности
Номинация: Педагогический проект
Автор: Семенова Людмила Степановна,
педагог дополнительного образования
Участники проекта: дети группы кратковременного пребывания (5 - 7 лет), родители воспитанников
Тема: «Развитие познавательного интереса через экологическое воспитание»
Образовательное учреждение: МБОУ ДОД ДДТ» Искорка» ДЦ «Теремок»
Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет, созданная в среде POWER POINT, редактор POWER POINT.
Пояснительная записка
1 Актуальность темы. Почему данная тема взята для исследования?
«Ученье – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием» В.А.Сухомлинский
Идея приобщения детей к природе имеет глубокие корни в педагогической науке. Еще К.Д, Ушинский придавал большое значение сближению детей с природой. Во время реализации данного проекта я использовала метод организованного взаимодействия с родителями воспитанников.
Актуальность темы обусловлена тем, что:
Деятельность человека в природе часто неправильная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия
Существует необходимость учить детей заботиться и сохранять богатства окружающего мира природы (не быть только потребителями)
Необходимо развивать познавательный интерес к природе и её объектам, тем самым помогая формировать экологическую культуру дошкольника
2.Объект проекта. Определение предмета исследования. Что подлежит изучению?
Процесс формирования познавательного интереса по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
2а.Предмет проекта
Педагогические условия формирования познавательного интереса к окружающему миру природы
3. Постановка проблемы. В чем заключается проблема?
В ныне действующем законе «Об охране окружающей природы» (20.2002 г.) в главе 13 «Основы формирования экологической культуры» дается содержательная сторона этого процесса: что в стране устанавливается «система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывая весь процесс дошкольного и школьного образования.» Проектный метод как наиболее универсальный дает возможность вести работу по развитию познавательного интереса в разных видах деятельности через интеграцию.
Экологическое воспитание обучающихся в дошкольный период детства является одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности на современном этапе. И проблема заключается в том, что:
Есть требования закона «Об охране окружающей природы»- охват всего процесса дошкольного и школьного образования, но выполняются они ещё не полно
Существует противоречие между экологической грамотностью населения и прописанными экологическими стандартами в мире
Недостаток положительных примеров взрослых
Низкий уровень экологических знаний и культуры у дошкольников
Необходимость формировать нравственную позицию отношения к миру природы, её объектам, чтобы дети могли не только потреблять, но умели и хотели созидать
4. Проблема проекта: На какие вопросы предстоит ответить?
1.Какие педагогические возможности и условия могут обеспечить экологическое воспитание у детей дошкольного возраста, их познавательного интереса к миру природе?
2.Какая информация по экологическому воспитанию заинтересует и детей и их родителей?
3.Выбор формы взаимодействия с участниками проекта, разработка этапов реализации проекта?
Цель проекта:
Воспитание социально активного дошкольника, бережного отношения к богатству природы, ответственного за состояние окружающей среды
Задачи проекта:
Формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальная задача)
Развивать эстетические чувства (видеть и чувствовать красоту природы, желание сохранять)
Участие детей в посильной деятельности (охрана и защита природы и её объектов)
Развивать познавательный интерес через интеграцию разных видов деятельности, интересы ребенка (игровая, познавательная, творческая деятельность, исследовательские опыты и эксперименты, участие в конкурсах)
Собрать информацию о природе родного края, о водных объектах
Сибири (интернет, энциклопедии, библиотека, дом книги, бибколлектор)
Разработать мероприятия по реализации проекта
Дать рекламу проекта для родителей и педагогов
Создать атмосферу сотрудничества с родителями воспитанников,
объединить их усилия для участия в реализации проекта
Оформить методический материал по экологии под общим названием «Мир природы»
Тема позволяет сформировать у детей уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствующих усвоению конкретных сведений о природе (растения, животные, явления природы, экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, что станет залогом успеха в экологическом воспитании и образовании дошкольников)
5. Выдвижение гипотезы. Каким может быть предполагаемый ответ?
Осознание значения экологии происходит тогда, когда уже становятся ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не остается уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания отрицательно сказываются на здоровье огромного количества людей.
-Предполагаю, и мне приятно будет отметить, что после моих занятий по ознакомлению с окружающим миром природы, во время реализации проекта и после его окончания, после совместной работы с родителями воспитанников начнет меняться поведение детей, их отношение к окружающей природе.
-Не менее важно и то, что будет становиться другим и мировоззрение родителей. От взаимоотношений человека и природы во многом зависит наше здоровое будущее!
-Предполагаю, что дошкольники, более полно познакомившись с миром природы, впоследствии будут интересоваться природой во всем ее разнообразии:
Детям будет интересно познавать окружающий мир природы
Они будут думать о своих поступках и их последствиях по отношению к окружающему миру природы
Чувствовать ответственность за сохранность его богатства и красоты
Возникнет понимание того, что каждый человек причастен тому, чтобы было благополучие в окружающей природе
6. Проверка гипотезы
Метод опроса (анкетирование)
-Для исследования мнения родителей, я составила анкеты и провела анкетирование. В анкетировании приняли участие все родители детей группы кратковременного пребывания. Проанализировав анкеты, пришла к выводу, что эта тема интересна не только мне, но и большинству родителей воспитанников.
Наблюдение и тестирование
-Наблюдала за детьми во время организованных занятий, беседовала, как они относятся к флоре и фауне, какие у них любимые животные, растения и т.д. Пришла к выводу, что у дошкольника может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Дети дошкольного возраста эмоционально восприимчивы к миру природы. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, они захотят узнать еще больше.
Исследование разных источников
-Прослушала курс лекций по «Основам компьютерной грамотности и работы и работы в сети Интернет» в 2012 г.
-В интернете подбирала и изучала соответствующий материал по экологическому воспитанию дошкольников. Очень интересный материал для знакомства детей с родным краем: Звёздный ключ, легенды о реке Томь, о Белом озере.
-Много полезной информации дают краеведческие музеи, которые сосредотачивают, хранят и пропагандируют ценный материал по ознакомлению с природой родного края.
-Интересен практический материал, который предлагают коллеги, например, по исследовательской деятельности.
-Делаю вывод, что знания, полученные в результате опытов и экспериментов, значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире и природе, что получены репродуктивным путём. Такие занятия по экспериментированию своей необычностью напоминают детям фокусы.
Теоретическое обоснование проекта:
1.Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой
2.Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания можно найти в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова.
3.Психолого-педагогическое обоснование экологического воспитания младших школьников отражено в работах Л.И.Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, П.М. Якобсона
4.О значении краеведческого материала в воспитательной работе писали в своих трудах Т.А. Бабакова, Л.П. Салеева и другие.
5.Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах академика Н.Н. Моисеева. Он утверждает, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
6.Психолог А.Н. Леонтьев отмечает, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Младший школьник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, в альтруистической деятельности. Младшему школьнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.
Сбор и создание сборника материала
-Мною было собрано много материала по экологическому воспитанию: дидактические игры, опыты и экспериментирование, материал для исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность увлекает дошкольников, дает возможность находить ответы на поставленные вопросы, видеть результат и делать выводы. Весь этот материал оформлен в сборнике в виде альбомов, ширмы.
- Работая над заданной темой, подбирала и составляла методический материал по теме экологического воспитания дошкольников.
Разработка плана проекта, оформление проекта
-Собрав необходимый материал по познавательному развитию детей, изучив результаты анкетирования, наблюдения, тестирования, в разработке проекта старалась построить процесс экологического образования в соответствии с современными требованиями. Осваивая новые педагогические технологии, систематически совершенствую содержание и методы экологического воспитания и образования дошкольников. Основная работа в оформлении проекта, печатании текста выполняла я сама, т.к. владею работой с компьютером.
Взаимодействие с родителями воспитанников по заявленной проблеме
-Также изучала опыт работы и технологию взаимодействия с родителями (индивидуальные беседы, дифференцированный подход к каждой семье, тематические консультации, обсуждение творческих работ и др.) Ставлю цель: создать атмосферу общности интересов, которые помогут наладить контакты с семьей. Было очень важно создать атмосферу сотрудничества с родителями моих воспитанников. Необходимо, опираясь на семью, совместными усилиями помочь детям осознать, что окружающий мир, природа – это общая ценность для всех людей. Ребенок должен научиться выполнять законы общего «дома природы». Поэтому, важно было найти пути взаимодействия с родителями воспитанников.
Ресурсное обеспечение (основы организации работы – приложение1)
-Изучение нормативно-правовых документов
-Кадровое: педагоги, родители
-Профессиональная компетентность в области экологии с точки зрения родителей
-Комплексность в различных видах деятельности
-Информационное: достоверные экологические сведения (литература, энциклопедии, журналы;
использование интернет)
-Ресурсы участников проекта
-Использование инноваций (исследовательская деятельность, взаимодействие с родителями, проектный метод)
-Личностное развитие
-Сотрудничество педагогов и родителей дошкольников
Основная часть
ЭТАПЫ реализации проекта
1 этап – подготовительный: (сентябрь – октябрь)
Формирование замысла проекта, выбор темы проекта;
Изучение психолого-педагогической литературы;
Поиск и изучение методической литературы об экологии:
-информация, форма, методы и приемы на тему: «как знакомить дошкольников с
природой»);
-использование ресурсов интернета, материала библиотек, энциклопедий, литературы из
книжного магазина;
- анализ собранного материала
Подбор художественной литературы по теме: «детям о природе» для ознакомления,
чтения и изучения; рекомендация ее родителям для совместного чтения с ребенком
Разработка реализации проекта; вынесение его на обсуждение с родителями
воспитанников
Определение организационных и содержательных условий, направлений, форм, методов
экологического обучения и воспитания учащихся.
Создание условий для исследовательской, практической деятельности учащихся по
изучению и сохранению природы родного края.
этап основной: (ноябрь – март)
Сбор энциклопедического материала: водные объекты Томской области, легенды о водных пространствах родного края; изучение и анализ собранной информации
Проведение консультации для родителей:
1.«Как обогатить детские впечатления»
2.«Экологическое воспитание дошкольников»;
3.Советы и рекомендации: «Как поощрить ребенка за заботу о природе»
Цель: Использование возможностей семьи в формировании у детей
любви и бережного отношения к природе, привлечение родителей
к взаимодействию.
Сотрудничество с семьей: творческое задание для родителей
и воспитанников (результаты в виде альбомов):
-«Путешествие по родному городу» - (достопримечательности: музеи,
памятники);
-«Моя зеленая планета» (места отдыха в Томске: Ботанический сад,
Буфф –сад, Белое озеро, Лагерный сад, Набережная реки Томи и др.)
-О впечатлениях лета: «Лето на воде; Лес полон чудес; Во саду ли, в
огороде»;
-Изготовление поделок из природного материала к празднику «Осень»
и оформление выставки «Вместе с мамой, вместе с папой»
-Фотовыставка «Дети и животные»
Разработка мероприятий по направлениям: познавательные,
практические (природоохранные), исследовательские,
развлекательные. Внедрение в воспитательно – образовательный
процесс эффективных методов и приемов по расширению у детей
кругозора об окружающем с использованием ИКТ:
-Оформление игры «Маленькая лаборатория» для исследовательской
деятельности
-Подбор дидактических и интерактивных игр по экологии для детей:
«Наш дом – природа»; Упражнения с элементами игровой информатики
-Изготовление поделок из бумаги в стиле «оригами»; тема: животные и птицы
-Выставка разных видов животных к игре «Зоопарк»
-Подбор материала по теме открытого занятия: беседы и рассказы о
животных с детьми, чтение художественной литературы, заучивание
стихотворений и разгадывание загадок о животных и птицах и т. д.
-Разработка цикла тематических занятий: «О воде и водных объектах»
-День открытых дверей
-Открытое занятие «Путешествие в королевство животных»
-Сочинение сказок детьми о природе и ее объектах (в том числе:
коллективной)
-Описание простейших опытов и экспериментов с разными веществами
и включение их в комплексные занятия по исследовательской
деятельности
-Изучение: «Правила поведения человека с животными» по картам-
схемам.
-Игра-викторина: «Нам это интересно»
-Заучивание стихотворений о природе и ее обитателях. Инсценировка
стихотворений.
-Создание медиакопилки
этап – заключительный: (март – май)
Подготовка плакатов к конкурсу «Моя зеленая планета» в рамках
общероссийских Дней защиты от экологической опасности;
изучение: «Правила безопасного поведения в лесу», «Правила
поведения с животными»
Оформление результата проекта в виде альбомов:
1. «Мои первые рассказы» (сочинения детей);
2. «Поделки из природного материала»;
3. «Мое путешествие по родному городу»;
4. «Впечатления лета: лето на воде, лес полон чудес, во саду ли, в огороде»
Возможные негативы
Отсутствие финансирования
Выбор формы взаимодействия с семьёй
Затруднения родителей: как развивать у дошкольников познавательный интерес
Способы коррекции
Предложить поиск благотворительной или спонсорской помощи
Во взаимодействии с семьёй воспитанников использовать индивидуальный подход, учитывая их возможности, желание. Исходя из компетентности родителей по экологическому воспитанию детей, выбирать формы взаимодействия и сотрудничества, одновременно повышая свои и их знания по предложенной теме
Провести консультацию с родителями о том, как рационально распределять время, чтобы у детей не было утомляемости, разумно поддерживая их познавательный интерес; предлагаемый материал должен соответствовать возрасту детей
Разнообразить методы и приемы на занятиях, в играх по экологическому воспитанию и образованию, отдавая предпочтение игровым методам и приемам, используя здоровьесберегающие приемы
9. Результаты проекта
Формирование и обобщение накопленных представлений о природе
Самовыражение через близкие детям формы деятельности
Проявление фантазии, творчества и трудолюбия участников проекта
Создание атмосферы сотрудничества с родителями воспитанников
Воспитание начальной экологической культуры у дошкольников
Участие в мероприятиях образовательных учреждений
9а. Результативность (наши успехи и достижения):
Участие детей в конкурсах:
областной конкурс «Экологическая сказка» с детьми группы кратковременного пребывания (получено 5 Дипломов 1 степени)
областной конкурс для детей «Здоровье-здорово» (получены 3 Диплома 1степени)
конкурс рисунков и плакатов детей: День защиты от зкологической опасности (получено «Благодарственное письмо» - ДДТ «Икорка»)
детский конкурс «Таланты Каштака» номинация: декламация (Диплом, стихотворение «О дружбе со щенком»)
Всероссийский творческий конкурс для детей «Придумай сказку» (Грамота)
фестиваль детского творчества «Улыбка» (Благодарность ДДТ «Искорка»)
Взаимодействие: дети – педагог – родители
1.Родители воспитанников творчески и красочно оформили вместе с детьми:
-книги-альбомы: о «Путешествии по родному городу», об «Экскурсия в музеи»;
-фотоальбомы творческого задания о впечатлениях лета: «Лето на воде», «Лес полон чудес» «Во саду ли в огороде»
2.Изготовление поделок «Вместе с мамой, вместе с папой» из природного материала после совместных экскурсий на природе
3.Поделки выполнены с фантазией и стали украшением выставки «В гармонии с природой» на мероприятии во время праздника «Осень»
4. Соблюдение правила поведения детей в лесу: важно было то, что дети во время прогулок на природе не ломали ветки, не рвали растения, не топтали грибы
5.Оформление игры « Маленькая лаборатория», в которой есть разделы:
-«природный материал»: (мох, галька, уголь, береста, опилки, гриб-трутовик, др.)
-«опыты с водой» (емкости разного размера и цвета)
-«сыпучие продукты» (разные виды круп, соль, сахар и др.)
Восточная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
6.Составлен сборник опытов с природным материалом, с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр (используется во время экспериментирования, на которых мои воспитанники учатся высказывать различные гипотезы, определять их истинность или ложность)
7.Сделана подборка материала о родном крае: легенды о реке Томь, о Белом озере; информация и иллюстрации о природном памятнике – Звездный ключ
8.Подборка дидактических и интерактивных игр о природе и ее обитателях: использование их как активные методы обучения на занятиях, а также для диагностики.
9.Оформлена книга – ширма «Мои первые наблюдения», куда вошли сочинения детей «Маленькие сказочки о воде», «Мое любимое животное»; коллективное сочинение сказки «Волшебный родничок»
10.Оформлен методический материал под названием «Мир природы»
Заключение
10. Выводы:
Осуществлена идея проекта, реализованы её задачи, достигнута цель. В ходе реализации проекта отслеживаю положительную динамику роста знаний экологического воспитания со стороны детей и родителей. Совместная работа с родителями важна и дает хорошие результаты. Отмечаю высокую активность дошкольников и родителей наших воспитанников.
Об их активности и заинтересованности говорят наши достижения и успехи, участие в конкурсах, а также отзывы со стороны родителей (приложение3)
В своем проекте могу выделить следующие положительные моменты экологического воспитания детей дошкольного возраста:
Повышение его эффективности, дано начало развития экологической культуры у дошкольников: они знают, что надо бережно обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе.
Воспитание стойкой привычки соблюдения правила поведения в
природе при поддержке и одобрении со стороны взрослых
Умение проводить простейшие опыты и эксперименты
Увеличение количества участников проекта через сотрудничество
с семьей
Участие в мероприятиях учреждения, в конкурсах разного уровня
образовательных учреждений
Укрепление позитивного имиджа за счет внедрения
инновационной работы по экологическому воспитанию детей
Но чтобы реализовать задачи экологического воспитания более объёмно и шире, прихожу к выводу, что необходимо более активное взаимодействие нескольких составляющих:
Экологическое воспитание дошкольников
Экологическая развивающая среда
Совместная работа с родителями
Работа с педагогами
Связь с социумом
11. Социальная значимость проекта
-Нашим материалом по экологическому воспитанию во время презентации заинтересовались педагоги, которые могут использовать его в своей работе.
-Во время работы по реализации проекта у родителей и детей повысилась самооценка. Появилась возможность участвовать в конкурсах и детям дошкольникам.
-Самое главное у детей появился интерес к заявленной теме. В дальнейшем они смогут решать проблемы и вопросы экологического направления.
-Знания детей о родном крае, об окружающей природе, ее обитателях способствуют развитию у них экологической культуры. У дошкольников уже не будет потребительского отношения к окружающему миру, природе, её объектам. Такие чувства, такое отношение к миру природы было необходимо заложить и развивать у детей в дошкольном возрасте. Важно не упустить время!
12. Планы на будущее
Продолжать взаимодействие с родителями воспитанников, вносить разнообразие в содержание и формы сотрудничества с ними;
Моя работа с родителями будет состоять из следующих компонентов: Ориентация родителей на процесс воспитания экологической культуры, которая развивает интерес родителей к этому процессу и привлекает их к активному участию в нем;
Педагогическое просвещение (консультирование, педагогическая помощь, деловые игры) повышает заинтересованность родителей в повышении у детей экологической культуры, систематизирует имеющиеся у них знания, вооружает практическими приемами работы с детьми;
Домашний практикум: продолжать планировать разные виды творческих заданий («о любимых летних играх детей», «изготовление гербарий», «наблюдение за ростом растений», конкурс «наша коллекция») – эта форма работы родителей с ребенком, направленная на совершенствование его развития.
Проводить с родителями беседы об активном отдыхе с детьми, который расширяет границы жизни дошкольников и формирует навыки безопасного поведения во время отдыха.
Совместными усилиями решать проблемные вопросы, стимулирующие формирование позитивного поведения детей в разных жизненных ситуациях.
Вместе с родителями провести акции по защите окружающей природы (оформление плакатов, изготовление цветов из пластика и др)
На территории ДЦ необходимо дополнить оформление «Экологической тропы», где дети до занятия наблюдают за изменениями природы, закрепляют название деревьев, кустов, цветов, поливают цветы на клумбе, которые они высаживали вместе с взрослыми. А в зимнее время не оставляют без внимания зимующих птиц.
13.Подготовка к презентации исследовательского материала; весь материал структурируется, оформляется с использованием наглядного материала
Для оформления проекта были использованы возможности текстового редактора WORD.
Итоговый материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT. Некоторый иллюстративный материал найден в сети ИНТЕРНЕТ.
14.Источники информации
1.Закон «Об охране окружающей природы» (20.2002 г.), глава 13 «Основы формирования экологической культуры»
2.Детская энциклопедия, Издательство «Росмэн», Москва 2005
3.Источник интернет (информация о легендах, памятники природы и др.)
4.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе
ознакомления с природой, Москва Просвещение, 1987
5.Лучич М. В. Детям о природе, Издательство "Просвещение", 1991
6.Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного
материала, Издательство Просвещение, Москва 1992
7.Денисенкова Н., Маврина И. Ваш ребенок познает мир (Как знакомить
малышей с природой) // Журнал "Дошкольное воспитание", 2000
8.Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.
9.Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения.
Управление ДОУ. - 2004. - N 4. - с.84 - 92.
10.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду - М.: Сфера, 2004.
11.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность
старших дошкольников. Ребенок в детском саду. - 2002. - N 3, 4,5. –
2003, N 1.
12.Костюченко М. Экспериментируем! // Дошкольное воспитание. - 2006. - №8.
13.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование.
Старший дошкольный возраст. М.: Пед. общество России, 2003.
14.Окружающий мир. Неживая природа - М., Издательство ООО “ДОС”,
2008. - 136 с. Организация экспериментальной деятельности
дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004.
15.Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. /
Дошкольное воспитание. - 2005.N 1.
16.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой
деятельности. // Дошкольное воспитание. - №6 - 2007. - с.13.
Приложение1
Необходимые виды деятельности, которые использую во время реализации проекта:
Основа организации работы с дошкольниками:
Личностное ориентирование
Непрерывность, системность
Постепенность (пошаговость), следование от простых, доступных
заданий к более сложным, (комплексным)
Повторяемость материала (цикличность повторения)
Комплексность или взаимодополняемость
Максимальное разнообразие предоставленных возможностей
Межредметная связь
Ориентировка на реальный уровень развития детей; (здоровье,
интересы, возможности каждого ребенка); переход к новому этапу
обучения после усвоения предыдущего материала.
Виды деятельности:
1.Тестовые и открытые занятия: (демонстрация знаний и умений). Работу с детьми провожу через непосредственно образовательную, игровую и другие виды деятельности
Игры (дидактические и интерактивные, настольно-печатные,
творческие, словесные, подвижные, физминутки с имитацией
движений животных и птиц и др.)
Экскурсии (использую технологию взаимодействия с родителями)
Экоконкурсы
Эковыставки
Инсценирование сказок, элементы театральной деятельности
Праздники о природе и ее обитателях, временах года, утренники.
2. Виды занятий, проводимые с детьми в течение года:
Практические (с элементами исследовательской деятельности,
Простейшие опыты и экспериментирование с водой, с воздухом,
глиной, песком и др.)
Интегрированные
Путешествия (в разные страны)
Конкурс («Хлебный колосок», «Мир животных»)
Занятия фантазийные и открытого полета мыслей («придумаем
необычное, несуществующее животное»; «как я стал
путешественником»; «я – директор зоопарка»)
Викторины (о животных, о птицах, о цветах, о морских
обитателях); Изготовление поделок из бумаги по типу «оригами»
(животные и птицы)
Экологические игры (растения лугов, полей, садовые растения;
откуда хлеб пришел)
Экологические ситуации:
«чтобы было бы, если не стало воды на земле»;
«письмо зеленому другу; письмо веселой капельке» и т.п.)
Экскурсии (по «экологической тропе» ДЦ «Теремок»)
Встречи (с белочкой в Лагерном саду; с птицами на площадке; с
бабочками в музее)
3. Большую роль в воспитании детей имеет заполнение экологического
пространства (развивающая среда):
уголок природы
«творческие лаборатории»
«экологический светофор»
экологические настольные игры
«загадочная шкатулка»: материал для разгадывания ребусов,
кроссвордов и т.д.
карта «путешествий»
карты-схемы, картины, иллюстрации (о правилах безопасного
поведения в лесу; с животными в зоопарке)
«шляпа-мудрости»-пословицы , загадки, стихи
4. Совместная работа с родителями
Словесные и наглядные формы работы с родителями:
беседы, консультации
оформление альбомов на разные темы
оформление игры «Маленькая лаборатория» и т.д.
помощь в оформлении фотовыставки
собрание для родителей
день открытых дверей
оформление стендов («Поведение в лесу», «Если ты потерялся»)
праздники (День птиц, День семьи и др.)
Экскурсии на природе
5. Взаимодействие педагогов имеет большое значение в формировании
экологической культуры у детей дошкольного возраста:
Педагог-организатор
Музыкальный руководитель
Педагог по рисованию
Руководитель кружка по конструированию
6. Связь с социумом нужна для создания единого экологического
пространства:
Библиотека (читальный зал, выставки)
Музыкальная школа
Музеи (природы, краеведения и др.)
Кружковая деятельность
Приложение2
13PAGE 15
13PAGE 14215