Конспект урока по химии в 10 классе Строение алкенов. Гомологи и изомеры алкенов. Изомерия: уг-леродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. Свойства, получение и применение алкенов. Правило Марковникова.


Конспект урока на тему
Строение алкенов. Гомологи и изомеры алкенов. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. Свойства, получение и применение алкенов. Правило Марковникова.
Цель:
Обучающие - познакомиться с этиленовыми углеводородами, их составом, строением, свойствами и способами получения. Научиться определять алкены, называть их и составлять формулы гомологов и изомеров.
Развивающие:- развивать умение рационально планировать свою деятельность, продолжить    формирование умений применять приемы сравнения, систематизации, составления уравнений химических реакций;- развивать монологическую  речь.
Воспитательные: - воспитывать у школьников интерес к учению;- стремление добиваться успехов в учебе за  счет добросовестного отношения к своему труду Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Экран,ноутбук, набор для изготовления молекул, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, серная кислота концентрированная, этанол, , штатив, спиртовка, спички, пробка с газоотводной трубкой, спички.
Ход работы.
Организационный момент (1 мин) проверить готовность учащихся к уроку.
Актуализация опорных знаний
Приложение №1
Изучение нового материала ( мин )
Впервые этилен был получен в 1669 году немецким химиком Иоганном Бехером нагреванием этилового спирта с концентрированной серной кислотой. В то время открытие ученого не оценили по достоинству. Этилен более ста лет после его открытия не имел собственного названия. В к. 18 века выяснилось, что при взаимодействии с хлором «газ Бехера» превращается в маслянистую жидкость, и его назвали олефином - «рождающий масло». Затем это название распространилось на все углеводороды, имеющие строение подобное этилену.
Этиленовые (олефиновые ) углеводороды или алкены - это углеводороды, в молекулах которых имеется одна двойная связь между атомами углерода.
Давайте попробуем вывести общую формулу углеводородов ряда этилена: у алканов общая формула? CnH2n +2 С2Н6 этан С2Н4 этен, в молекуле алкенов на 2 атома водорода меньше, поэтому общая формула CnH2n. Обратите внимание, что изменилось в названии углеводородов? Суффикс -ан меняем на -ен.
Строение: Молекула C2H4 имеет плоскостное строение, тип гибридизации sp2 , одна σ и π связь.
С помощью набора для изготовления моделей собрать молекулы этана и этилена.
Изомерия: Что такое изомерия? Изомеры? Какой тип изомерии характерен для алканов? Для алкенов?
Типы изомерии
Структурная (углеродного скелета, положения двойной связи, межклассовая)
Пространственная (цис- и транс-).
Задание №1 определить тип изомерии у веществ. (приложение №1).
Ученики самостоятельно выполняют задание, вместе разбирают пространственную изомерию.
Номенклатура: Давайте вспомним правила названия по номенклатуре ИЮПАК. (у учащихся на столах карточки с правилами названия веществ). Необходимо назвать вещества из карточки с заданием №2 (приложение №2). Ученики самостоятельно выполняют задание, проверяют у доски.
Физические свойства: (самостоятельная работа с учебником) С2-С4 газы, С5-С16 – жидкости, С17-… твердые вещества. Алкены плохо растворимы в воде, но хорошо растворяются в органических растворителях.
Получение: заполнить таблицу по учебнику
Название реакции Уравнение реакции Способ получения
дегидрирование крекинг Дегидратация Д.О. получение этилена из этилового спирта в присутствии концентрированной серной кислоты (получить этилен, обесцвечивается раствор бромной воды).
Видеоопыт
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e659f378-5a0f-07e2-5491-fe1ca9d05442/index.htmПорядок выполнения работы.
В пробирку налить смесь, состоящую из 1 мл этилового спирта и 2 мл серной кислоты концентрированной (лучше, если используется смесь, приготовленная заранее) и опустить в нее немного песка. Это нужно сделать для равномерного кипения жидкости. К пробирке присоединить пробку с газоотводной трубкой и укрепить ее в лапке штатива.
В 1–ю пробирку налить 1 мл бромной  воды
Проверьте прибор на герметичность, погрузив конец газоотводной трубки в 1–ю пробирку. Прогрейте всю пробирку со смесью и продолжайте несильно нагревать то место, где находится жидкость. Что происходит с бромной водой?
Химические свойства
Этилен горит ярким желтым пламенем.
Реакции окисления
Горение:
Видеоопыт:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/80d12abd-df02-dd41-7770-f1cd1f794ccf/index.htm
Этилен горит ярким оранжеватым пламенем, в то время как этан — голубым. Это происходит потому, что массовая доля углерода в алкенах несколько выше, чем в алканах с тем же числом атомов углерода.
Окисление перманганатом калия в растворе:
Видеоопыт:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2fde3eb-37b0-b327-af25-099e3fa00573/index.htm

Алкены окисляются перманганатом калия в растворе с образованием гликолей (двухатомных спиртов), при этом происходит обесцвечивание фиолетового раствора перманганата калия.
Реакции, в которых происходит обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия, являются качественными для определения непредельных соединений
Реакции присоединения
3) Гидрирование (присоединение водорода)
Модель процесса гидрирования этилена
4) Галогенирование (присоединение хлора, брома)
При использовании раствора брома в воде (бромной воды), имеющей желтовато-коричневую окраску, происходит ее обесцвечивание, что вы и наблюдали в ранее проведенном опыте.
5) Гидрогалогенирование (присоединение галогеноводородов)


6) Гидратация (присоединение воды)

7) Полимеризация (особый тип реакций присоединения, в которых молекулы низкомолекулярного вещества (мономера) соединяются друг с другом с образованием крупных молекул полимера, макромолекул).

Обобщение закрепление: (5 мин) учащиеся говорят о том, что они узнали на уроке и выполняют задания 2,3(Приложение 2,3)
Д/з п4.упр5
Подведение итогов, анализ работы на уроке, выставление оценок.
Приложение 3
Назовите соединение:
1
СН3-СН=СН-СН2-СН-СН2 -СН3
|
С2Н5
2 СН3-СН=С - СН-СН2-СН2- СН3
| |
СН3 СН3
3 СН 3
|
СН3-С=С-СН2-СН-СН3
| |
СН3 СН34
СН3-СН2-СН2-С=СН-СН3
|
СН3
5 СН3-СН=СН-СН2-СН-СН3
|
СН3
6 СН2==С – СН2-СН2-СН3
|
СН3
Приложение 2
Найдите среди предложенных веществ изомеры
А) СНз –CН=CH–CH2-CH3 В) CH3 –CH2 - CH= CH2
Б) CH3-CH2–CH2 –CН= CH2 Г) CH3 -CH –CH= CH2
CH3
Приложение 1
Тест «Алканы».
1.Общая формула алканов:
А) CnH2n +2 б) CnH2n в) CnH2n - 2 г) CnH2n +4
2) Алканы иначе называют:
А) этенами б) ненасыщенными углеводородами в) насыщенными углеводородами г) олефинами
3. В лаборатории реакцию алканов с галогенами называют реакцией:
А) гидрирования б) дегидратации в) свободнорадикального замещения г) реакции Вюрца4.Определить молекулярную формулу углеводорода, который содержит 85,71% Карбона и 14,29 % Гидрогена. Относительная плотность углерода по водороду 42.