Приемы работы с текстом на уроке окружающего мира по теме Славные дела Минина и Пожарского
Работа с текстом как средство получения
предметных и метапредметных результатов обучения
Приемы фишбоун, ромашка Блума, синквейнС целью достижения предметных и метапредметных результатов в учебной деятельности педагоги в своей практике используют разнообразные методы и приемы.
В технологии критического мышления имеется целый ряд приемов, большинство из которых будут весьма эффективны именно при работе с текстом. Это такие приемы как: кластер (гроздь ассоциаций), фишбоун (рыбий скелет), пирамидная история , инсерт (активное чтение с маркировкой), синквейн (нерифмованное пятистишие), двухчастный дневник (таблица типа цитата-комментарий), бортовой журнал (что знал – что узнал), толстые и тонкие вопросы и т.д.
Использование этих приемов позволяет добиваться формирования культуры чтения, включающей в себя:
-умение ориентироваться в источнике информации,
-пользоваться разными стратегиями чтения,
-адекватно понимать прочитанное,
-сортировать информацию с точки зрения ее важности («отсеивать» второстепенную информацию и акцентировать внимание на главном),
-делать выводы и обобщения.
Рассмотрим некоторые из перечисленных приемов.
Прием ФИШБОУН (рыбий скелет) – чаще всего используется при работе с текстом проблемного характера, требующего выявления причино-следственных связей. Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу.
В «голове» схемы записывается проблема,
на верхних косточках схемы дети записывают причины, обусловившие возникновение данной проблемы,
на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие вышеперечисленных причин,
«хвосте» схемы - выводы.
Прием «РОМАШКА БЛУМА» - использование классификации вопросов известного американского психолога и педагога Бенджамина Блума. Умение задавать продуманные вопросы хорошо отрабатывается при работе с текстами любых типов и жанров. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.
Первый лепесток – простой вопрос. Простые вопросы – это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля (зачет, тест).
Второй лепесток — вопрос-интерпретация. Объясняющие вопросы обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно – следственных связей.
Третий лепесток – оценочный вопрос. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?».
Четвёртый лепесток – практический вопрос – вопрос направлен на установление взаимосвязей между теорией и практикой. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»
Пятый лепесток – творческий вопрос – в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Шестой лепесток – уточняющий вопрос. Обычно эти вопросы начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?». Цель этих вопросов – представление ученику возможности для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
Прием СИНКВЕЙНА обычно используется на стадии рефлексии. Это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество.
Существуют определённые правила написания синквейна:
1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; 2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Рассмотрим конкретные примеры использования данных приемов в начальной школе.
Урок окружающего мира по теме "Славные дела Минина и Пожарского".
Прием ФИШБОУН (рыбий скелет) – групповая работа по первой части текста.
«голова» (проблема) - смутные времена;
верхние косточки (причины) – долгие войны, смерть Ивана Грозного и его сыновей, три неурожайных года, ослабление государства;
нижние косточки (факты) – разорение страны, частая смена царей, голод, народные волнения;
«хвост» (вывод) – вторжение поляков, страна в опасности.
Прием «РОМАШКА БЛУМА» (шесть вопросов) – групповая работа по второй части текста. Составить свои вопросы и записать на обратной стороне лепестков.
Первый лепесток – простой вопрос.
В каком году ополчение освободило Москву от польских захватчиков?
Кто возглавил ополчение?
Второй лепесток — вопрос-интерпретация.
Почему много людей откликнулось на призыв Кузьмы Минина?
Третий лепесток – оценочный вопрос.
Почему ополчению удалось одержать победу над поляками?
Четвёртый лепесток – практический вопрос.
Как бы вы отнеслись к призыву Минина на месте нижегородца того времени?
Пятый лепесток – творческий вопрос.
Если бы к ополчению нижегородцев по пути к Москве не присоединялся другой народ, удалось бы России одержать победу?
Шестой лепесток – уточняющий вопрос.
То есть ты говоришь, что если бы русский народ не объединился, то победить поляков не получилось бы?
Прием СИНКВЕЙНА (нерифмованное пятистишье) – индивидуальная работа по третьей части текста. Желающие зачитывают свои сочинения.
Мои примеры.
Смута
Тревожная, беспокойная
Разорять, голодать, волноваться
Народ начал восставать
Опасность Ополчение
Большое, могучее
Собралось, двинулось, победило
Русский народ свободен
Единство Единство
Народное, сильное
Не сдалось, победило, освободило
Слава нашим предкам
Свобода
Дополнительно по времени.
Прием КЛАСТЕР позволяет охватить избыточный объем информации.
Последовательность действий при его составлении проста и логична:
1.Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Прием КЛАСТЕР (гроздь ассоциаций) – фронтальная работа по второй части текста.
Ключевое слово – ополчение
Ветви грозди –
Кузьма Минин (хозяйственник) и Дмитрий Пожарский (военачальник)
Разветвление -
деньги драгоценности зерно дворяне крестьяне стрельцы
одежда лошади … ремесленники торговцы
История рассказывает нам о разных временах и событиях: добрых и радостных, горьких и жестоких. Об одной из недобрых страниц истории нашей страны этот рассказ.
Смутные времена
Царь Иван Грозный во времена своего правления вел долгие войны, которые расширили границы государства. Но войны эти привели к разорению страны.
В конце 16 века умер Иван Грозный. Следом и два его наследника. Прекратился царский род. После этого на троне за короткий срок сменилось много царей.
В начале 17 века в стране три года подряд были неурожаи. Из-за этого случился страшный голод. Много людей умерло от нехватки продуктов питания.
Не имея больше сил терпеть такую жизнь, народ начал восставать. Народные волнения охватили многие территории России.
Этот сложный период в истории стали называть смутным.Воспользовались смутой польские и шведские короли. Их войска вторглись в Россию. Вскоре поляки заняли Москву. Страна оказалась в опасности.
Славные дела Минина и Пожарского
В это тяжелое время спас страну большой город на Волге – Нижний Новгород. Староста этого города – Кузьма Минин - организовал сбор средств для создания большого войска-ополчения. Чтобы собрать деньги, он обратился с призывом к горожанам. Нижегородцы откликнулись. Они несли на площадь кто что мог: деньги, драгоценности, меха, одежду, мешки с зерном. На собранные деньги стали набирать полки…
Много народа из разных мест шло в ополчение. Были здесь дворяне, казаки, стрельцы, крестьяне, ремесленники, торговцы. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановили выбор на князе Дмитрии Пожарском. Он был способным военачальником и мудрым человеком.
Пожарский возглавил войско, хозяйством и деньгами в нем ведал Кузьма Минин.
В марте 1612 года двинулось ополчение из Нижнего Новгорода к Москве. По дороге к нему присоединялся народ из других городов и деревень. К концу лета подошли войска к Москве.
Тут Минин и Пожарский узнали, что на помощь врагу, засевшему в Кремле, пришли новые войска из Польши. Пытались поляки прорваться через ополченцев, но не смогли. Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе конницы переправился через Москву-реку и нанес неожиданный удар по врагу. Затем в бой вступили основные силы ополчения под командованием Пожарского. Поляки дрогнули, а потом бежали, бросая пушки и знамена. Множество возов с провизией досталось ополченцам. Голодавшие в Кремле поляки их не получили. Через два месяца штурмом были взяты окрестности Кремля. Вскоре сдали и Кремль. Москва была освобождена.
Навеки остался в памяти народной подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Свидетельство тому – бронзовый памятник на Красной площади. Его установили в 19 веке. На нем написано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Итог
Использование данных приемов позволяет добиваться формирования культуры чтения, включающей в себя следующие умения:
- ориентироваться в источниках информации,
- пользоваться разными стратегиями чтения,
- адекватно понимать прочитанное,
- сортировать информацию с точки зрения ее важности («отсеивать» второстепенную информацию и акцентировать внимание на главном),
- схематизировать текст;
- выделять ключевые слова;
- ранжировать факторы по степени их важности;
- определять смысл использованных понятий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- сравнивать и анализировать;
- подбирать примеры;
- задавать разнообразные вопросы;
- делать выводы и обобщения.