План-конспект урока Железо, его строение, свойства, нахождение в природе и применение.
МОУ «Грицовский ЦО им. Д.С.Сидорова»
План-конспект урока
Железо,
его строение, свойства,
нахождение в природе
и применение.
Выполнила: учитель I квалификационной категории
Шамина Виктория Викторовна
2016 год
Класс: 9 класс
Тема урока – Железо, его физические и химические свойства, нахождение в природе,
применение (первый урок темы)
Тип урока – формирование и закрепление новых знаний
Вид урока – смешанный (используется несколько видов деятельности примерно одинаковых по
времени)
Цель методическая: продолжить внедрение компетентностного подхода к обучению на уроках
химии, как метода формирования умений действовать в заданной учебной ситуации.
Цели образования:
Обучения – продолжить знакомство с особенностями научного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами, нахождением в природе и применением на примере железа.
Воспитания – формирование культуры общения, чувства сопричастности общему делу, умения работать коллективно через работу в парах, группе; воспитание культуры умственного труда, сохранения своего здоровья, соблюдения техники безопасности при работе с кислотами, щелочами.
Развития – развитие познавательных интересов, умения определять цель, выдвигать гипотезу через выполнение исследовательской работы; навыков самостоятельной работы и способность к рефлексии, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах.
Методы и методические приемы – исследовательский, поисковый, лабораторная работа, работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа, тестирование.
Оборудование и реактивы для учителя – штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой, железо металлическое, колбы с кислородом, хлором, серой, разбавленные растворы соляной, серной, азотной кислот, концентрированные растворы серной и азотной кислот, раствор сульфата меди (II);
проектор, компьютер;
программное обеспечение: компьютерная презентация и ЭОР к уроку.
Оборудование и реактивы для учащихся - штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой, железо металлическое, разбавленные растворы соляной, серной, азотной кислот;
Литература для учителя:
1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор
О.С.Габриелян).// Программа общеобразовательных учреждений. Химия М.: Дрофа, 2007.
2. Габриелян О.С. Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2007.
3. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. «Химия. 9класс» Настольная книга учителя
химии. М.: Дрофа, 2007.
4. Габриелян О.С., Химия. Методическое пособие (8-9) М.: Дрофа, 2000.
5. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2008.
Литература для учащихся:
1. Габриелян О.С. Химия, 9 класс, М.: Дрофа, 2007.
2. О.С.Габриелян, Н.П. Воскобойникова. «Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы». –
М.: Дрофа, 2007.
3. Рябов М.А. Тесты по химии. Общая характеристика химических элементов. Металлы.: 9 класс:
к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс»/ М.А.Рябов, Е.Ю.Невская. – М.: Издательство
«Экзамен», 2010.
4. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 9 класс /Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2011.
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент Введение в тему урока История открытия железа Беседа о свойствах железа.
Личностные УУД: внутренняя позиция школьника, учебно-познава-тельная мотивация
Формулировка темы, целей урока, выдвижение гипотезы Фронтальная беседа по вопросам Установление причинно-следственной связи строения, свойств, нахождения в природе и применения.
Запись темы урока в тетрадях.
Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные УУД: познавательная инициатива, планирование, прогнозирование.
Актуализация опорных знаний о железе Выполнение упражнения с помощью ЭОР:
1. Характеристика по положению в
ПСХЭ;
2. Строение атома Fe – как элемент
побочной подгруппы;
3.Сравнение свойств и вывод об
активности Fe.
1) Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна. ООО «Дрофа», 2011. (тема «Железо»)
2) http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i-svoystva-zheleza.html Обучающиеся делятся на команды, выполнив задание, отвечают с места. Ответы комментируются и обсужда-ются, сверяются с ответами на экране и переносятся в тетрадь.
Познавательные УУД:
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия структури-рование знаний, использование знаково-символических средств, осознанное и произвольное построе-ние речевого высказывания в устной форме, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
Выражение своих мыслей в соответ-ствии с задачами и условиями комму-никации, формулирование и аргумен-тация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Исследование физических свойств железа Введение понятий: технически чистое и химически чистое железо
1) Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна. ООО «Дрофа», 2011. (тема «Железо»)
2) http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-42567-20 Обучающиеся рассматривают коллекции «Железо и его сплавы» на столах и высказывают свои предположения о возможном применении железа на основе его физических свойств.
Личностные УУД:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Познавательные УУД:
выдвижение гипотез и их обоснование.
Исследование химических свойств железа
I. Фронтальная беседа:
1. Повторение общих
химических свойств
металлов;
2. Инструкция по технике
безопасности;
II. Проведение исследования:
1. Учитель подходит для
консультирования и
контроля к каждой группе;
2. Демонстрация ЭОР:
1) Взаимодействие железа с
парами воды при высокой
температуре (700-9000С);
2) Взаимодействие железа
с горячей разбавленной
азотной кислотой;
3) Взаимодействие железа с
очень разбавленной
азотной кислотой;
4) Взаимодействие железа с
концентрированными
растворами щелочей
3. Демонстрационный опыт:
Взаимодействие железа с
H2SO4 (конц.) и HNO3 (конц.).
4. Подведение итогов
исследования
1) http://school -collection.edu.ru/catalog/res/a1337a04-a2fb-d1d2-daaf-f78f7369049f/view/
2) Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна. ООО «Дрофа», 2011. (тема «Железо»)
3)http://fcior.edu.ru/card/9954/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-zheleza.html4) http://fcior.edu.ru/card/7930/stroenie-i- svoystva-zheleza.html I. Обучающиеся на основе своих
знаний об общих химических
свойствах металлов, высказывают
свои предположения о свойствах
железа, о сходствах и различии с
другими металлами и о способах
доказательства.
II. Обучающиеся по очереди говорят о
цели своих исследований, проводят
лабораторную работу в парах:
1 группа – Взаимодействие железа с
неметаллами (с кислородом,
серой, хлором) при
нагревании;
2 группа – Взаимодействие с разбав-
ленной соляной и серной
кислотами;
3 группа – Взаимодействие с разбав-
ленной азотной кислотой;
4 группа – Взаимодействие с водными
растворами солей (сульфа-
том меди (II)) (в соответст-
вии с положением железа в
электрохимическом ряду
напряжений металлов).
Ученики рассказывают о своих наблюдениях, результаты выводятся на экране, проводится связь между свойствами и применением.
Познавательные УУД:
Анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, использование знаково-символических средств, поиск необходимой информации, моделиро-вание и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.), установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуни-кации, учет разных мнений, координи-рование в сотрудничестве разных позиций, достижение договоренностей и согласование общего решения, разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников, управление поведением партнера, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач.
Регулятивные УУД:
Волевая саморегуляция, познавательная инициатива.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Тренировочная фронтальная работа по составлению уравнений химических реакций с помощью ЭОР
1) http://fcior.edu.ru/card/6603/trenazher-prevrashchenie-zheleza-i-ego-soedineniy.html2) http://fcior.edu.ru/card/898/trenazher-svoystva-zheleza.html Составление уравнений реакций. Взаимоконтроль.
Познавательные УУД:
Подведение под понятие, использова-ние общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, выведение следствий.
Регулятивные УУД:
Контроль, коррекция, волевая саморегуляция.
Коммуникативные УУД:
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
Железо в природе Демонстрация ЭОР и коллекции руд, содержащих железо.
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-42567-20 ФизминуткаЛичностные УУД:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Самостоятельная работа с проверкой по эталону Выполнение теста
http://fcior.edu.ru/card/11633/testy-po-teme-zhelezo-i-ego-soedineniya.html Познавательные УУД:
Анализ, сравнение, классификация, использование знаково-символических средств, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, самостоятельная адекватная оценка правильности, выделение и формулирование проблемы.
Регулятивные УУД:
Самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, волевая саморегуляция, познавательная инициатива, осущест-вление самоконтроля по результату и по способу действия результатов действия, внесение необходимых корректив.
Коммуникативные УУД:
Координирование разных позиций с учетом разных мнений, достижение договоренностей и согласование общего решения.
Личностные УУД:
развитие этических чувств и регуляторов морального поведения
Включение в систему знаний и повторение
Фронтальная беседа При ответе ученик пользуется опорным конспектом
Познавательные УУД:
Анализ, синтез, сравнение, классификация, выделение необходимой информации, моделирование, преобразование модели, умение структурировать знания, построение речевых высказываний, подведение под понятие, выведение следствий и доказательств.
Коммуникативные УУД:
Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, постановка вопросов, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, управление поведением партнера.
Личностные УУД:
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Домашнее задание § 14, составить электронные презента-ции о свойствах железа, истории открытия, получении, применении, нахождении в природе, влиянии на организм человека, перспективах применения железа и его соединений.
Рефлексия учебной деятельности на уроке Сегодня на уроке я узнал…
Я удивился…
Теперь я умею…
Я хотел бы узнать… Познавательные УУД:
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
Эмпатия, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.
Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности.