МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ КУРСА «СПЕЦИАЛЬНЫЙ РИСУНОК» НА ТЕМУ: «ЦВЕТОВОЙ КРУГ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ КУРСА «СПЕЦИАЛЬНЫЙ РИСУНОК»
НА ТЕМУ:
«ЦВЕТОВОЙ КРУГ»
Обозначение цветов и их использование облегчается, если пользоваться порядковыми системами цветов. При этом важно выделить не только желтый, красный и синий цвет. Для профессиональной практики это более чем недостаточно. Рассмотрим некоторые из таких порядковых систем.
Треугольник основных цветов
Цвета, которые нельзя получить посредством смешения, называют основными цветами или первичными. Это - желтый, красный и синий цвет. В равностороннем треугольнике каждый из этих цветов должен покрывать равноценную поверхность.
Хотя и существует порядковые системы, в которых некоторые другие цвета тоже обозначаются как основные (например, у Освальда - это зеленый цвет), все же они имеют свою специфику. А для флориста скорее всего необходимо понятие "естественного" порядка цветов, которое используются в области прикладного искусства, которое помогает нам осознанно использовать цвета.
Шестицветный естественный круг
Если смешать два основных цвета, то получим чистую цветовую смесь или вторичные краски. Площадь круга разделена в этом случае на шесть равновеликих секторов. Основные цвета расположены в каждом втором поле. В свободном поле между желтым и красным образуется смесь из обоих цветов, а именно - оранжевый цвет. Между красным и синим находится фиолетовый, а между синим и желтым - насыщенный зеленый. На нашем рисунке - это дополнительные треугольники. Эти смешанные цвета возникают посредством смешения двух одинаковых частей первичных красок разного цвета. Эти шесть цветов находятся в одинаковой последовательности в радуге. Таким образом, этот цветовой круг является естественным цветовым расположением.
Двеннадцатицветный естественный круг
Шестицветный круг может быть расширен сколь угодно многими смешенными цветами, которые содержат соответственно различные части двух основных цветов. Если ограничиться соответственно тремя смешанными цветами между двумя основными цветами, возникает двеннадцатицветный естественный круг. Желтый, как самый светлый, расположен вверху; далее, направо, цвета изменяются к красному, слева находится синий с соседними смешанными цветами.
Каждый из упомянутых основных цветов имеет равную сферу влияния в цветовом круге, его воздействие охватывает половину круга. Автором этого круга является Гете.
Каковы же названия этих цветов? Исходя из цветового круга Оствальда, они будут иметь одно название, у флористов уже становятся обыденными названия красок по Бисальскому и его атласу цветов. Мода с ее постоянными меняющимися названиями не дает нам возможности "закрепить" за каждым цветом точное название. Поэтому то, как Вы их будете называть, зависит от Вас самих.
На каких примерах можно увидеть эти чистые цвета?
Желтый - лимоны, примулы
Желто-золотой, желто-оранжевый - шафран
Оранжевый - апельсины, календула
Оранжево-красный - настурция
Красный - кармин
Пурпурный, красно-фиолетовый - пион, рубин
Фиолетовый - аметист
Голубой цвета ультрамарин - дельфиниум
Сине-фиолетовый - индиго (краска экзотических растений)
Синий - василек, аквамарин (драгоценный камень)
Бирюзовый, сине-зеленый - бирюза (драгоценный камень)
Зеленый - насыщенно-зеленые листья, изумруд
Цвет свежей листвы, желто-зеленый - молодая листва
Эти названия цветов происходят из цветового круга Оствальда, их так же часто употребляют флористы.
Но цвета изменяются не только по оттенку цвета, но и по освещенности. Желтый цвет является самым светлым чистым цветом, а фиолетовый - самым темным цветом в цветовом кругу. Также по освещенности этот переход от более светлого к более темному должен происходить равномерно.
Цветовой шар
Все цвета в цветовом шаре чисты, т.е. они светятся ясно и интенсивно. Чистоту цвета также называют качеством или интенсивностью. В нашем живом мире существует очень мало чистых цветов. Обычно мы видим смешанные цвета, во флористике в том числе.
Оттенками смешанных цветов являются:
Пастельные краски в сочетании с частями белого цвета
Цветовые оттенки в сочетании с серыми или черными частями, а также потемнения
Смеси из частей всех трех основных цветов
Филипп Отто Рунге (1777-1810), художник и современник Гете, разработал цветовой порядок, который называется цветовойшар или цветовой глобус. Он, как и земной шар, разделен на параллели с экватором и меридианами, которые заканчиваются в полюсах. Вокруг экватора размещен двеннадцатицветный естественный круг, верхний полюс покрыт белым, нижний - черным цветом.
Между чистыми, пестрыми цветами экватора и нецветными полюсами находятся смеси из соответственно чистой краски с белым цветом ( вверху шара находятся пастельные краски) или с черным (внизу шара - темные оттенки или потемнения).
Каждый пункт на этом цветном глобусе может быть обусловлен долготой и широтой, что делает возможным определение названия цвета посредством соответствующей системы исчисления.
Цветовая шкала
Практически невозможно создать какую-либо порядковую систему для смешанных цветов из-за огромного разнообразия комбинаций цветов и соотношения частей красок. Поэтому обычно ограничиваются цветовыми шкалами, или прямыми смешанныхцветов. Они представляют собой прямую, связывающую два выбранных цвета с постепенными переходами от одного к другому. Если, например, белый и черный цвета находятся на крайних точках, серые тона разных оттенков будут между ними, и эту шкалу нецветных красок называют серым сопровождением.
Треугольники смеси или квадраты смеси составляются аналогично, но они уже исходят из трех или четырех цветов. В этих фигурах всегда возникают цветовые группы, являющиеся смесью многих полутонов гармоничного соединения.
В областях этих полутонов лежат цвета, в которых нуждается флорист, чтобы соединять различные цвета. Иногда даже он сам изготовляет такую цветовую смесь, чтобы применить ее в декоративных досках, сосудах или сухом материале экспозиций.
Ссылки по теме:
Цветовые настроения Цветовой порядок Ритмичный ряд Цветовой контраст Печеночники Цветковые Гидры Законы групп ограничений и иерархии Хлопни, крикни, свистни Цветовая гармония малых контрастовСписок литературы
Иоханнес Иттен. "Искусство цвета". Москва, Д. Аронов, 2000, перевод с немецкого Л. Монаховой