Методическая разработка на тему:Натюрморт на контрастные сочетания цвета.


МКОУДО «Кореневская детская школа искусств имени А.М.Руденко».
Курской области Кореневского района
Методическая разработка по живописи
для 1-го класса отделения ИЗО (9-11 лет)
Тема: «Натюрморт на контрастные сочетания цвета »
9 часов (3 занятия по 3 учебных часа)
разработала: преподаватель отделения ИЗО Шапкина С.Н.

п. Коренево 2017
Содержание.
1     Введение.
2.      Основная часть.
3.      Заключение.
4.      Список использованных источников.
5.      Приложения.
Введение.
 Методическая разработка на контрастные сочетания цвета в натюрморте предназначена для обучающихся первого класса отделения ИЗО.
Данная разработка направлена на повышение качества преподавания натюрморта благодаря применению дополнительных учебных и методических заданий, в том числе информационных.
  Сегодня, когда осуществляется переход к гуманно-личностной педагогике, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала учащегося, эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческой свободы каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.      Творческое развитие, саморазвитие может и должно стать одной из главных стратегий и принципов современной педагогики. Развитию творческой свободы, повышению уровня овладения творческой деятельностью, творческому саморазвитию, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить школьников. Как это сделать? Этот вопрос занимает многих преподавателей.    Каждый  ребенок уникален и талантлив - это  целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в  том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему - человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.   Общие возрастные особенности у каждого  ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более  эмоциональным, другой - менее. Память, мышление, внимание могут быть самыми различными у разных детей.     Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельство творчество обладает большой притягательной силой для обучающихся. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных задач. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.
Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка — это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.Научить ребёнка — смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.     Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться, игровая форма организации занятия активизирует детей. Рисование – самый доступный способ совместить приятное с полезным: ребенок воспринимает рисование как игру, причем более увлекательную, чем серьезнее к ней относится учитель. Поэтому создание игровых ситуаций на уроке, распределение ролей игры постоянное условие в процессе обучения.     Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета. Научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.     Помогают развитию чувства цвета занятия живописью. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков - все это процессы, в которых много приятных ощущений. Преподавателю изобразительного искусства в своей практике приходиться сталкиваться с множеством проблем и вопросов, касающихся методики преподавания таких понятий, как цвет, контрасты, светлота, насыщенность, нюанс цвета.
Как научить ребёнка видеть цвет, воспринимать его, манипулировать с ним - это лишь немногие вопросы, на которые приходится искать ответы на протяжение всей педагогической деятельности.
Проработав преподавателем 7 лет в школе искусств на отделении ИЗО я наблюдаю, что лишь немногие дети 1-го года обучения с удовольствием смешивают краски, для большинства обучающихся 1-х классов не свойственно смешивать цвета, они пользуются краской из баночки, не утруждая себя смешиванием цвета, нахождением его оттенков. Отношение ребёнка к цвету очень просто, он воспринимает цвет как знак, у него солнце жёлтое, небо синее, трава зелёная. Если в набор красок вместо жёлтого цвета мы поместим любую производную от жёлтого (охра, зеленовато - жёлтый, разбелённый жёлтый), она его удовлетворит для раскрашивания солнца. При этом обучающийся может рисовать охристо-грязным цветом, а про себя проговаривать: "Солнышко у меня жёлтенькое". Другим примером является то, когда ребёнок на вопрос: "Какого цвета небо?" отвечает: "Голубое", а изображает его на бумаге синим (той краской, которая находится в наборе красок). Из этого можно сделать вывод: задуманный образ цвета не соответствует реально используемому в рисунке, ребёнок этого не замечает. На занятиях живописи следуя программе ведётся поэтапное ознакомление обучающихся с цветоведением, но многим детям сложно находить разнообразие цветовых оттенков, и применять их в лепке объёма предметов. Поэтому я решила найти новый метод (проблемный, поисковый) осваивания обучающимися цветового многообразия, научиться видеть цветовые нюансы, контрасты цвета. Изучая подробнее эту задачу по методической литературе и интернет ресурсам я нашла новый подход к решению данной задачи –это разложение цветового пятна на оттенки. Работа будет требовать аккуратности, нахождение большого количества цветового оттенка, а торопыг будет сдерживать в спешке быстрее закончить работу, так как дети 8-9 лет стремятся быстрее увидеть результат своей работы, совершенно не прилагая усилия к живописному многообразию цвета.
.      Основная часть.
  Тема: «Натюрморт на контрастные сочетания цвета »
Тема по плану общеразвивающей общеобразовательной программы для обучающихся отделения ИЗО 1-го класса. 3 занятия по 3 часа (9часов).
Цели:
1.Закрепление понятия «локальный цвет». Постановка глаза у детей на восприятие цветовых отношений больших локальных пятен.
2. Разложение каждого цветового пятна на оттенки ( разных по тону, теплохолодности и насыщенности).
Задачи:
Обучающие:
закрепить полученные знания о свойствах акварельных красок;
формировать умение согласовывать цветовые сочетания, интерес и потребности в использовании цвета в творчестве через эмоционально-образное изучение возможностей цвета;
формировать навыки последовательного ведения живописной работы.
Развивающие:
развивать умения обучающихся воспринимать цвета и правильно воспроизводить их по трем параметрам: цветовому тону, насыщенности и светлоте
Воспитывающие:
Воспитывать творческое отношение к изобразительной деятельности;
Воспитывать эстетический вкус, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, усидчивость, аккуратность.
Рекомендации по организации и методике изучения темы.
изучение теоретических и практических основ цветоведения осуществляется в тесной взаимосвязи с показом практического использования их в творчестве мастеров живописи;
формирование целостного представления о многообразии цвета осуществляется посредством изучения свойств локальных (простых, сложных) цветов и их оттенков при доминантном изучении свойств одного какого-либо цвета в каждом тематическом блоке уроков;
реализация взаимосвязи процессов восприятия и цветовоспроизведения достигается посредством разработки и введения специальных комплексных упражнений, направленных на формирование умений тонкой зрительной дифференцировки цветовых оттенков и овладение техническими приемами воспроизведения их в изобразительной деятельности;
на уроках используются: разнообразный натурный материал, упражнения, учебные таблицы, дидактические материалы;
осуществляется индивидуальный подход к формированию цветовосприятия и цветовоспроизведения.
Материалы: бумага формат А3, акварель, кисть для акварели, баночка для воды, палитра, салфетка.
Тип урока: комбинированный, теория – 1 час, практика 8 часов
Технологии обучения: проблемное, групповое, личностно-ориентированное.
Формы обучения: индивидуально-групповая; практические.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные (частично –поисковый), личностные;
Прогнозируемые результаты: — развитие практических навыков акварельной живописи в натюрморте;
— поиск цветовых отношений;
— формирование реальных представлений о своих художественных способностях.
Зрительный ряд: репродукция работ художников, педагогический рисунок (техника работы в акварели по сухому листу), цветовой круг, таблицы по светлоте, тону, насыщенности и теплохолодности цветов, этапы выполнения натюрморта.
живописные произведения. И. Левитан «Март», «Золотая осень», К. Коровин «На террасе», «Бумажные фонари», К.Моне «Руанский собор»;Теоретическая база.Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкиной, Н. Н. Ростовцева, Б.М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой и других. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и живописи; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.
Теория: рассказ о природе света и цвета, спектральном круге, восприятии цвета глазом и методе бокового виденья, просмотр методического пособия.
План реализации методической цели и задач:
I. Просмотр методического материала с пояснениями.
II. Практическая часть.
Скомпоновать натюрморт в листе.
Нарисовать предметы в характере
Этюд на большие цветовые отношения. 2 часа. Формат А3.
Этюд на разложение каждого локального пятна на оттенки, не разрушая его цельности (цветовой характеристики пятна). 6 часов. Формат А3.
Последовательность ведения этюда на большие цветовые отношения:
Учебная постановка из овощей и фруктов на контрастном фоне:
Красный помидор на зелёной драпировке, желтая груша на синей драпировке.
Используя метод бокового виденья (восприятия цвета через соседний цвет) прописать фон: смотрим на предметы – чувствуем общий оттенок фона.
Прописать предметы обобщенными локальными пятнами: смотрим на фон – чувствуем цвет предмета.
Написать общий цвет плоскости, концентрируя взгляд на предметах.
Прописать собственные и падающие тени, общим цветовым пятном, концентрируя взгляд на освещенных участках предметов.
Давая понятие о цветовой гармонии, о многообразии цветовых оттенков, холодных и теплых, дополнительных и сближенных цветах, нужно объяснить, что такое тон в живописи, локальный цвет.
Содержание урока:
(На доске вывешиваются дидактические таблицы, картины художников, детские работы. Ученики сидят за мольбертами, на мольбертах кнопками закреплена бумага формата А3 с подготовительным рисунком под живопись. На табуретках около каждого ученика приготовлены акварельные краски, кисти, палитра, вода для рисования).I. Оргмомент. Подготовка детей к восприятию нового материала.
Сегодня урок живописи у нас будет посвящен контрасту. На этом уроке мы с вами познакомимся с контрастными цветами и выполним этюды овощей и фруктов на контрастном фоне.
Мы с вами изучили многие законы колористики, познакомились с цветовым кругом, с теплыми и холодными цветами, узнали, что цвет может быть светлым и темным, ярким и приглушенным, отличаться по светлоте и насышенности. А вот те цвета, которые находятся напротив друг друга в цветовом круге принято считать контрастными. Находясь рядом они только усиливают свою силу, свою насыщенность. Работа с таблицами .II. Теоретическая часть: выявление проблемы и объяснение нового материала, необходимого для решения поставленных задач.
Контраст в переводе с итальянского – «противоречие, противопостовление. В изобразительном искусстве контрастом называется сочетание противоположных друг другу качеств и свойств, либо цвета, либо фактур красочного слоя, либо различных живописных приемов. Например: темный цвет – светлый цвет; теплый – холодный; округлые линии – угловатые линии; крупные живописные мазки – мелкие мазки. Таблица.
И в жизни тоже, как и в живописи много противоположностей. Лето и зима, осень и весна. Какие контрасты-противоположности вы нашли в этом примере.
Выяснили, что контраст может быть тоновой по светлоте и цветовой: между теплыми и холодными оттенками, между дополнительными цветами (противоположными на цветовом круге), между хроматическими и ахроматическими цветами. Основными наиболее яркими, сильными цветовыми контрастами теплых и холодных цветов являются следующие пары : желтый – фиолетовый; оранжевый – синий; красный – зеленый; белый – черный. Работа с дидактическими таблицами «Контраст», «Группа гармонических сочетаний контрастных цветов»
Художники используют в своих работах закон цветового контраста, чтобы выразить свое эмоциональное отношение, состояние и, конечно же, стараются очень гармонично соединить эти яркие цвета. Вот посмотрите на эту картину – здесь использован так называемый «осенний контраст», олицетворяющий собой «золото» осенней листвы и отчаянно синее небо. Анализ и просмотр картины И.Левитана «Золотая осень»
- Постарайтесь определить пары контрастных цветовых сочетаний, на которых основывается цветовая гармония этой картины…( А.Лентулов «У Иверской церкви», А.Матисс «Женщина в шляпе»)
И сегодня мы с вами на уроке будем выполнять этюд фруктов именно в контрастной гамме, вам предстоит написать желтую грушу на синей драпировке, и красный помидор на зеленой драпировке. Помимо такой сложной задачи – как гармонично прописать яркие цвета вам необходимо решить и другую – передать тональность постановки, объем предметов и освещение.
- Какие основные градации светотени вам знакомы? Ответы детей: свет, полутень, тень и т.д.
- Что такое рефлекс?
- Что такое собственная тень?
- Что такое локальный цвет предмета?
- Какой же локальный цвет у перца?
- Как же он изменяется под воздействием освещения и тени?
Ответы детей: на свету локальный цвет холодный, в тени – теплее.
У вас у каждого есть полоски белой бумаги. Итак, давайте попробуем подобрать локальный цвет перца, теперь подберем цвет перца на свету и цвет теневой части. Мы видим, что локальный цвет не может быть одним и на свету и в тени, он изменяется от холодного к тёплому. Но стоит не забывать о тесной взаимосвязи предмета с окружающей средой, а этого можно достичь только через рефлексы.
Перед началом работы используя личностно-ориентированные технологии, которые характеризуются гуманистической и психотеропевтической направленностью,стараюсь дать всем положительный настрой на работу в начале урока (шутки, юмор, пожелание успеха,нацеливаю на то, что у них всё обязательно получится), подбадриваю слабых, неуверенных в себе учащихся. Стараюсь  проявлять внешне выраженное, материализованное в словах, мимике, пластике, действиях. Расположить каждого ребенка вниманием, заботой, нежностью, признательность, восхищением. Общение с классом начинается еще на перемене.


III. Анализ задания
Итак, послушайте задание. Для успешного выполнения работы вам необходимо:
Выполнить этюд. передать цветом объем предметов, соблюдая тональные отношения (светлый предмет на темном фоне, темный предмет на светлом фоне), связать контрастные предметы с окружающей средой, при помощи рефлексов.
Вспомним этапы ведения работы в цвете.
На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта,
На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. На цвет теней влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.
На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Работа завершена.
В итоге будет оцениваться, как вы умеете: передавать многообразие цветовых оттенков предмета, лепить форму предмета, передавать освещение, работая над рефлексами, пространство, аккуратно выполнять заливки
IV. Практическая работа учащихся
Во время самостоятельной работы учащихся слежу за выполнением задания, проявляя индивидуальный подход к учащимся, комментируею их действия, исправляю ошибки, помогает советами. Используя здоровьесберегающие технологии слежу за осанкой детей за мольбертом, методом сравнения работы с постановкой- переводится взгляд ребёнка с ближнего рисунка на дальний план, в связи с чем тренируется зрения обучающегося. Во время работы ребёнок может встать со своего места, что бы поменять воду в баночке, поставить свою работу к постановке что бы сравнить с натурной постановкой со своего рабочего места, что также способствуе смене деятельности, небольшому отдыху. Соблюдаю психологический климат на уроке (взаимоотношения среди обучающихся, сотрудничество), эмоциональные разрядки (шутки, улыбка, музыкальная минутка). Использую мотивацию деятельности (похвала, поддержка, соревновательный момент), слежу за температурой и свежестью воздуха в аудитории, освещением и чистотой. По окончании ученики выставляют свои работы.
V. Анализ и оценка работ
Итак, вы выполнили этюды овощей и фруктов на контрастном фоне, сейчас мы посмотрим работы и попытаемся оценить их по следующим критериям:
Решение локального цвета - объём, форма предмета;
Связь со средой;
Аккуратность работы.

VI. Подведение итогов урока.
Преподаватель проводит просмотр и обсуждение работ учащихся на данном этапе выполнения задания.
Используются методы: поощрения, метод создания ситуции успеха, и интереса к дальнейшей работе над заданием.
- Ребята, с какими цветами вы познакомились сегодня на уроке? Что узнали нового о цветовом контрасте? Какие пары контрастных цветов вы запомнили?
На следующем уроке вам необходимо продолжить работу над 3 и 4 этапам ведения работы, и мы приступим к усложнению задачи.
Последовательность ведения этюда на разложение каждого локального пятна на оттенки:
Учебная постановка из предметов быта и фруктов тёплой цветовой гаммы на холодном фоне драпировки.
Предварительный рисунок разбить на клетки по форме предметов, включая фон и плоскость.
Найти цветовые оттенки фона, заполняя клетки цветом, от контура предметов.
Прописать оттенки предметов по клеткам, учитывая форму предметов, цветовые рефлексы и отражения предметов (влияние цвета предметов друг на друга и плоскость), а так же собственные и падающие тени.
Прописать оттенками плоскость рядом с предметами и дальше.
Преподаватель обучает последовательному ведению работы над натюрмортом: уметь закомпановать, грамотно нарисовать предметы постановки и завершить работу, обращая особое внимание на решение поставленной художественной задачи.
Преподаватель подчеркивает необходимость композиционного решения листа, а также призывает стараться видеть большими цветовыми отношениями, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещения.
Учитель описывает технические возможности акварельных красок, рассказывает, что в окружающей среде один и тот же предмет под влиянием этой среды, не меняя своего локального цвета, приобретает различные оттенки. Писать красками — это значит видеть всю сложность цветовых взаимоотношений, это значит учиться видеть и передавать соотношения цвета: теплого и холодного, темного и светлого и учиться брать эти цветовые соотношения в гармонии. В работе необходимо найти разницу между освещенной и теневой стороной предмета. Для создания объема в предметах необходимо учесть, что при дневном освещении свет на предметы падает холодный, а тени будут тёплыми; Таким образом, сочетание теплого и холодного на свету или в тени, а также при переходе из одной формы в другую, помогает передать объем изображаемого предмета. Для наилучшего понимания разницы теплых и холодных оттенков цвета учащимся предлагается такое наглядное пособие как шкала теплохолодности . Также цвет может менять светлоту, насыщенность.

Спектральный круг.











Сделаем три важных для живописца вывода.
Первый — восприятие цветов зависит от того окружения, в котором цвета находятся (как в натуре, так и в картине).
Второй — передавая цвета натуры, живописец сравнивает их друг с другом и добивается того, чтобы в картине они воспринимались в тех же взаимных отношениях, как и в натуре. Правильность цветовых отношений, и в первую очередь отношений по светлоте (в терминологии художников — тональных отношений), играет важнейшую роль в решении любой живописной задачи, будь то передача освещения, объемности формы, пространства, материала.
Третий — в живописи можно решить любую цветовую задачу, несмотря на; ограниченность красочной палитры, если использовать взаимодействие цветов. И цвета меняются в зависимости от освещения.
Перед практической работай обучающимся предлагается решить проблему в самостоятельном определении пары контрастных цветовых сочетаний по живописным произведениям. И. Левитана «Март», «Золотая осень», К. Коровина «На террасе», «Бумажные фонари», К.Моне «Руанский собор»;Практическая работа
. Для успешного выполнения работы обучающимся необходимо:
выполнить этюд. передать цветом объем предметов, соблюдая тональные отношения (светлый предмет на темном фоне, темный предмет на светлом фоне), связать контрастные предметы с окружающей средой, при помощи рефлексов.
Вспомнить этапы ведения работы в цвете.
На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта,
На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. На цвет теней влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.
На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.
Во время самостоятельной работы учащихся учитель следит за выполнением задания, проявляет индивидуальный подход к учащимся, комментирует их действия, исправляет ошибки , помогает советами. По окончании ученики выставляют готовые работы.
Работы обучающихся к первому заданию на большие цветовые отношения



Обучающиеся справились с заданием каждый в меру своих индивидуальных способностей. Уяснили для себя, что каждый предмет имеет свой локальный цвет, который в освещенной и в теневой части приобретает множество оттенков, а также влияние контраста дополнительных цветов на локальный цвет. Приступая к следующему заданию на разложение каждого локального пятна на оттенки следует повторить понятие о цветовой гармонии, о многообразии цветовых оттенков, холодных и теплых, дополнительных и сближенных цветах .Следующее задание с проблемной ситуацией - частично- поисковый метод.
Обучающиеся уже хорошо усвоили, что локальный цвет предметов изменяется на свету и в тени, что контрастные по цвету предметы можно гармонично вписать в постановку при помощи рефлексов от драпировки и соседних предметов. Любой цвет в соседстве с другим цветом зрительно изменяет свои свойства. В нашем случае цвета предметов являясь дополнительными, в соседстве друг с другом изменяют свой цветовой тон в сторону дополнительного цвета, и таким образом появляется большое количества цветовых оттенков. И теперь перед обучающимися ставиться проблема- разложение каждого локального пятна на оттенки. Нужно самостоятельно найти как можно больше цветовых оттенков на каждом предмете, не забывая о форме предмета и его освещённости.
Иллюстрации к этюдам на разложение каждого локального пятна на оттенки.

Учебная постановка.

Проложение учащимся первых цветовых оттенков освещённой и теневой частей кувшина.

В виду разных индивидуальных способностей, обучающиеся по разному справляются с поставленной задачей.

Разложение каждого локального пятна на цветовые оттенки
по квадратикам с учетом освещения предметов.

.




Критерии успешности выполнения практической работы:
Выразительная композиция.
Тоновой разбор.
Нахождение множества оттенков.
Выполнение работы живописными пятнами.
Нахождение разницы между коричневыми, желтыми и оранжевыми предметами.
Передача объема и пространства.
Исходя из представленных критериев, практическая работа была выполнена учащимися с разной степенью успешности в зависимости от усвоения обозначенных правил и законов, изученных в ходе проведения беседы по теме урока.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Преподаватель:
— С какими трудностями вы столкнулись при выборе цветов соответствующих многоцветной гармонии? (Выбор цветов и оттенков на этюде и соответствие цветов и оттенков в постановке )
— Какой этап был самым трудным? ( определить степень завершённости)
— Какой этап был самым интересным? (Деталировка, просмотр работ и сравнение себя с другими)
— Какие перспективы обозначились у каждого по этому виду художественной деятельности?
( Есть желание ещё повторить эту работу, написать другую)
Заключение 
В процессе выполнения практической части работы на тему «Натюрморт на контрастные сочетания цвета » были решены учебные и творческие задачи, был получен незаменимый опыт, необходимый для дальнейшего изучения программы по живописи, практики, а также для разработки методики обучения рисованию натюрморта.
В процессе наблюдения за практической деятельностью детей в выполнения работы было выявлено, что новая форма работы над изучением контраста в цвете формирует умение согласовывать цветовые сочетания, интерес и потребности в использовании цвета в творчестве через эмоционально-образное изучение возможностей цвета; развивает умения обучающихся воспринимать цвета и правильно воспроизводить их по трем параметрам: цветовому тону, насыщенности и светлоте, воспитывает творческое отношение к изобразительной деятельности, эстетический вкус, умение видеть прекрасное в окружающей жизни.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, было установлено, что учащиеся по разному справились с поставленными задачами, но все работы были намного живописнее по цвету, чем работы сделанные ранее. Таким образом, можно отметить, что в опыт, полученный обучающимися при выполнении практической работы в новой форме поможет видеть многообразие цветовых оттенков при помощи рефлексов соседних предметов и драпировки в последующих учебных работах.
Список литературы 
Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Книга. — М.: «Просвещение», 1989. — 192с.
Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. Научно-популярная литература. — СПб.: Питер, 2007. — 191с.
Волков Н.Н. Цвет в живописи. Книга. — М.: «Искусство», 1985. — 480с.
Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие — 2-е изд. — М.: «Искусство», 2004. — 175с.
Зайцев Н.Н. Наука о цвете и живопись. Книга. — М.: «Искусство», 1986. — 147с.
Иттен И. Искусство цвета. Книга. — Издатель Д. Аронов, 2007. — 96с.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: «Агар», 1998. — 334с.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений — 4-е изд. — М.: «Просвещение», 2011. — 175с.
Неменский Б. М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. — М.: «Просвещение», 2005. — 140с.
Поташник М.М. Требования к современному уроку. Метод. пособие. — М.: Центр пед. образования, 2008. — 270с.
Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. — М.: «Просвещение», 1982 — 158с.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. — М.: Агар, 2000. — 251с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Книга. – М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2004. — 224с.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. М.: «Московские учебники», 1998. — 95с.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции. М.: «Московские учебники», 1998. — 79с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок. Живопись. Нар. искусство. Декор. искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2008. — 365с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд. — М.: «Академия», 2008. — 312с.
Сайт: Библиотекарь.ру – ttp://www.bibliotekar.ru/kVenecianov/index.htm
Сайт: Журнал «Русское искусство» – http://www.rusiskusstvo.ru/
Сайт: Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.lgb.ru/psi/shtml
Сайт: Методсовет – http://metodsovet.su/
Сайт: Открытый класс – http://www.openclass.ru/
Сайт: Открытый класс – http://www.openclass.ru/node/215682
Сайт: Социальная сеть работников образования «Наша сеть» – http://nsportal.ru/
Сайт: Фестиваль педагогических идей – http://festival.1september.ru
Сайт: Художникам.ру – http://hudozhnikam.ru/nauka_o_cvete/59.html
Сайт: Энциклопедия искусств – http://www.artprojekt.ru/