Конспект урока Изо в 6 классе по теме Живописные средства выявления формы, объема, фактуры предмета

Тема: Живописные средства выявления объема, формы, фактуры, материала предмета.
Цель: Раскрыть сущность светотени в живописи; определить цветовые отношения светотени , особенности передачи материалов предметов..
Развивать цветочувствительность, наблюдательность, образное мышление, фантазию; совершенствовать умения и навыки в технике акварельной живописи.
Воспитывать аккуратность, терпение, активизировать творческую инициативу учащихся.

Оборудование: материалы: лист белой бумаги, кисти, акварель, трафареты, цветная бумага.
Зрительный ряд: В.Ван Гог «Белые розы», фотографии компьютерные Белый медведь на красном, синем, желтом фоне»,
Музыка: Э.Пьеха «Где то на белом свете», «Песня медведицы из к,ф «Умка», А.Пугачева «Куда уехал цирк», «Цирк»

Ход урока:
1.Организационный момент.
Волшебник цвет – его капризы
Всегда приносят нам сюрпризы!
Он поднимает настроение,
Дает в работе вдохновенье!
- А какого цвета настроение у вас? ( Показ на красках)
2. Мотивация учебной деятельности.
- А хотите попасть в цирк? Каким по цвету вы его представляете? Да, цирк- это много красок, яркого настроения, много света.
3. Актуализация опорных знаний.
Нас встречает старый знакомый. (Песня Умки). Кто это? Кто помнит, какого цвета Умка? Это какая окраска – хроматическая или ахроматическая? Поднимите правильный ответ. Правильно, белый цвет не несет цветовой нагрузки.
Но в цирке Умку окружают яркие разноцветные предметы. Каждый из них имеет локальный цвет (посмотрите подсказки на столе)
Давайте вспомним, какого они цвета. Я называю предмет, вы – его локальный цвет( морковь, свекла, апельсин, лимон, цирковой манеж, крокодил, обезьяна, уж, лев, лиса, еж ).Итак, локальный цвет - (ответ ребенка).
4. Цель урока Все предметы, которые попадают на арену имеют объем, форму, фактуру (мяч круглый и гладкий, манеж мягкий и красный, трапеция гладкая и блестящая). Их цвет влияет друг на друга и волшебно меняет.
Помочь разобраться решил Умка . Посмотрите на экран:
Показ презентации «Волшебство цвета». Объявление темы урока
Что зрительно делает предмет объемным? Правильно, свет и тень. В тоне это выглядит так: свет светлый - тень темная. Когда же предмет имеет цвет, все будет по другому: свет светлый и теплый – тень темная и холодная (дерево на снегу на солнце - синяя), свет светлый и холодный – тень темная и теплая. В тень от красного и желтого мяча мы добавим холодный цвет (синий), в тень от синего мяча – немного красного. А если предмет находится среди других предметов, то он приобретает и отраженный от них цвет. Рефлекс приносит в тень подчас самые неожиданные цвета.
(Фотографии Умки)
Освещенная часть предмета (свет) получает больше всего лучей ( свет из окна – холодный оттенок, лампа- теплый) , а тени будет иметь противоположные качества. Полутень- сохраняет локальный цвет, в собственных и падающих тенях будет появляться цвет соседних предметов. Блестящие предметы (трапеции, мячи дают много отражений и цветных бликов, а мягкий бархат арены - мягкие цветовые переходы)
- А теперь, что бы убедиться в этом, проведем опыт: У вас на столах листы цветной бумаги и белые палатки. Поставьте палатку на разный фон и определите те места, где появляется цветной рефлекс и цветные блики отражающиеся от фона. Итак, как вы думаете, будет ли шерсть нашего медвежонка белой? Да, на ней появится отражение красной арены и яркого мяча, с которым он выступает. Он приобретет обусловленный цвет. Быстро и правильно нарисовать медвежонка вам помогут схемы или трафареты.
3. Схема работы: Открываем альбомы, рисуем арену, мяч, медведя. Прежде, чем нарисовать его цветом, пробуем цвет на палитре. Расскажите гостям, как правильно подготовить краски к работе. Какой кистью лучше работать , тонкой или толстой. Как легче нарисовать арену, по- сухому, или по влажной бумаге? Обратите внимание, как художник изобразил шерсть – прерывистой линией. Можно использовать тонкую кисть и серую краску. Главное для нас сегодня, как выглядит мишка на арене, а не как одеты зрители. Арена в цирке всегда красная, а вот мячи – разноцветные. Определите, с какой стороны падает свет, куда ложится тень и попытайтесь самостоятельно определить, какой цвет она приобретает.
4.Индивидуальная работа с учащимися. Музыка.
5.Анализ работ. При анализе обращать внимание на правильное цветовое выражение. Как ты думаешь, справился ли с цветовой задачей? Девиз на доске : «Сделаешь раз по сто – получится просто. П.А.Федотов»
6. Что нового вы узнали сегодня о цвете предметов? А какого цвета сейчас у вас настроение?
7. Дом. задание: Закончить работу, экспериментировать с цветовой средой и предметами, сфотографировать, зарисовать.




Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ст. № 85









Урок получения новых знаний. “Живописные средства выявления объема, формы, фактуры, материала предметов»
Предмет Изобразительное искусство. 6 класс.


Подготовила учитель
Изобразительного искусства
ДОШ № 85
Матренина Наталья
Станиславовна




















Донецк 2012 г.












15