План-конспект урока Смута 7


План конспект урока по теме: «Смута в российском государстве».
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. М., «Просвещение», 2009 г.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с началом Смутного времени, охарактеризовать причины, ход и основные этапы Смутного времени;
Воспитательные:
указать на то, что неверные политические шаги и меры по отношению к поданным, могут, привести к ненависти, возникновению оппозиции и заговора;
на примере убийства Лжедмитрия I указать на отрицательное отношение к жестокости, насилия как способа решения проблем;
формирование у учащихся интереса к истории и историческим личностям, активной жизненной позиции на примере личности и деятельности Бориса Годунова, Василия Шуйского;
определить опасность, нависшую над Российским государством в ходе Смуты, гражданской войны и интервенции;
Развивающие: совершенствование умений познавать, рассуждать, анализировать, сравнивать, выделять главное, правильно делать выводы, высказывать свою точку зрения, систематизировать свои знания, в логической последовательности изучать и излагать материал, формулировать вопросы, участвовать в аналитической беседе или дискуссии, работать с документами учебника, составлять план, разбираться в разных видах наглядности (выбрать). Задачи:
объяснение исторических терминов и понятий
работа с историческими документами
работа с исторической картой
Оборудование урока:
карта «Россия в XVII веке»; портреты основных участников Смутного времени, учебник
Вопросы учителя Предположительные ответы учащихся
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
Назовите тему предыдущего урока?
Помните ли вы, когда произошли эти события?
Венчание на царство Федора Ивановича.
Трагическая гибель царевича Дмитрия в Угличе.
Избрание на царство Бориса Годунова.
Восстание Хлопка.
Указ об «урочных летах».
Учреждение патриаршества.
Кто был избран первым патриархом
Кто выдавал себя за «чудом спасшегося» царевича Дмитрия и был назван Лжедмитрием I Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
1584 г.
15 мая 1591 г.
1598 г.
1603 г.
1597 г.
1589 г.
Иов
Монах Григорий Отрепьев
Работа по карточкам
Охарактеризуйте основные направления внешней политики Бориса Годунова
Перечислите русские города, отошедшие к России по итогам русско-шведской войны 1590-93 гг.
Перечислите крепости, построенные при Борисе Годунове, указав при этом их географическое положение
Западное направление ( русско-шведская война 1590-93 гг., возврат русских городов, захваченных в ходе Ливонской войны);
Восточное направление ( освоение Западной Сибири и Приуралья, включение в 1598 году территории Западной сибири в состав Российской империи);
Южное направление ( укрепление системы обороны, переход Катехии под русское покровительство в 1587 году)
Ивангород, Ям, Копорье, КорелаНа западе – Смоленск; на юге – Воронеж, Курск, Белгород; на севере – Архангельск; в Поволжье – Самара, Саратов, Царицын, Астрахань; в Сибири – Тобольск, Тюмень, ТараБеседа с учащимися по вопросу:
Какое историческое значение для личной судьбы Годунова и для судьбы России имела гибель в Угличе царевича Дмитрия? Для Годунова – событие изменившее его жизнь, так как послужило его возвеличиванию и избранию на царский престол, для России – пресечение законной династии и начало новой эпохи.
Индивидуальный опрос:
Расскажите классу о личности Б.Годунова и его роли в истории нашей страны.
Расскажите ход русско-шведской войны 1590-93 гг.
Укажите на карте места и назовите годы важнейших сражений русско-шведской войны 1590-93 гг.
Укажите на карте крепости, отошедшие к Российской империи по итогам русско-шведской войны.
Презентация о личности Бориса Годунова
Указать границы государств к началу войны, описать действия турецкой и русской армии и флота по стрелкам
Указать и назвать места и годы сражений, обозначенные на карте
Ивангород, Ям, Копорье, КорелаИзучение нового материала
Работа учителя Деятельность учащихся
Тема: Смутное время в Российском государстве
Причины и суть Смутного времени
Учитель знакомит учащихся с понятием Смута.
Смутное время – так называют начало XVII века в России
Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни – экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию, нравственность.
Причины Смутного времени заключались в обострении: социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV при его приемниках
Работая с текстом пар.2, со статьей «Причины и суть смутного времени», определяют и характеризуют причины Смуты. Фиксируют в тетрадь причины:
Пресечение законной московской династии
Хозяйственная разруха (голод, запустение центральной части русских земель)
Ужесточение политики закрепощения крестьян
Увеличение налогового гнета
Массовые народные волнения
Противоречия между боярами и дворянами
Ослабление центральной власти
Царствование Лжедмитрия I
Знакомство учащихся с основными событиями царствования Лжедмитрия I
30 июля 1605 г. – венчание на царствование
Меры по переустройству государства
- стал бороться с мздоимством чиновников;
- запретил брать взятки (каралось смертной казнью);
- повысил должностные оклады;
- каждый день присутствовал на заседаниях Боярской Думы, быстро решал государственные дела;
- лично принимал дважды в неделю челобитные и выслушивал челобитчиков;
- нарушил вековой русский обычай послеобеденного отдыха; любил гулять по Москве, заходил в ремесленные лавки, разговаривал с купцами;
- любил охоту и мог единолично охотиться на зверя;
- не осенял себя крестным знамением, не разрешал себя окроплять святой водой. За учителем читают документ «Русский историк В.О.Ключевский о Лжедмитрии I» на стр.21 учебника. Вместе с учителем делают выводы.
Внимательно рассматривают портрет Лжедмитрия I на стр.14 учебника и дают характеристику.
Заговор 17 мая 1606 г.
Выявить причины недовольства Лжедмитрием I среди господствующих слоев России
Описать ход событий в ночь с 16 на 17 мая 1606 г. ( убийство Лжедмитрия I)
Вместе с учителем выявляют причины недовольства политикой Лжедмитрия I среди господствующих слоев:
1) непредсказуемость царя;
2) отстранение от власти бояр;
3) нарушение вековых русских обычаев;
Слушают рассказ учителя о ходе событий заговора в ночь с 16 на 17 мая 1606 г.
Записывают в тетрадь дату переворота
Царствование Василия Шуйского
Рассказ о коротком царствовании Василия Шуйского, в котором обязательно отмечается, что этот царь стал первым российским царем, который присягнул своим подданным (дал «крестоцеловальную запись»)
Работают с текстом учебника на стр.15 и фиксируют в тетрадь: царь поклялся:
Не допускать безграничного самовластия;
Не слушать каких-либо ложных доносов;
Полагаться только на справедливое расследование.
Восстание Ивана БолотниковаИспользуя карту, учитель рассказывает о ходе восстания под руководством Ивана Исаевича Болотникова 1606-1607 гг. Фиксируют в тетради дату и причины восстания под руководством И.И.Болотникова1606-1607
Недовольство проводимой политикой Василия Шуйского, вера в спасшегося царевича Дмитрия
Домашнее задание §2 (стр.12-17)
Выучить понятия, термины по теме.
Ответить на вопросы и задания в конце параграфа на стр. 20.
Прочитать документы на стр. 21-23.
Подумать над ответами к вопросам по документам (стр. 22, стр.23).