Программа История.Краеведение.Воронеж-малая Родина Центр дополнительного образования Реальная школа
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Реальная школа»
(МБУДО ЦДО «Реальная школа»)
Принята на заседании
методического (педагогического) совета
от «___» _____________ 2016___г.
Протокол № __________________
Утверждаю:
Директор МБУДО ЦДО «Реальная школа»
_____________________А.В. Золотарева
«___» ________________ 20____г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«История. Историческое краеведение. Воронеж-малая Родина»
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации: 1год
Автор-составитель:
Салоутина Татьяна Ивановна,
педагог дополнительного образования
Воронеж
2016 г.
Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История. Историческое краеведение. Воронеж-малая Родина» относится к углубленному уровню и имеет туристско-краеведческую направленность.
Данный уровень включает программы, предполагающие выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и, как вариант, профессионального самоопределения обучающихся. Происходит обучение в процессе участия в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности.
Данный уровень ориентирован на развитие и профессиональное становление личности.
Рекомендуется использовать образовательные технологии, направленные на развитие мотивации, самоопределение и самореализацию: проектно – исследовательские, творческо-продуктивные, дифференцированного и индивидуального обучения, модульного обучения, учебной дискуссии, проблемного обучения, игровые, дистанционного обучения.
Задачи:
1. Обучающие: дать углублённые знания по выбранному профилю предметной области – краеведение, микроистория; обучить конкретной поисковой, исследовательской, творческо-продуктивной деятельности в избранном виде специализации по предметной области; обучить методам создания условий для самостоятельной и проектной деятельности.
2. Развивающие: развить умение использовать приобретенные знания и навыки в сочетании с природными задатками, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности; развить творческий потенциал и потребности творческого подхода к решению образовательных задач и жизненных проблем; развить мотивацию на дальнейший выбор пути своего профессионального развития в избранном виде деятельности (как вариант, через продолжение образования в среднем специальном или высшем учебном заведении; развить устойчивую мотивацию на самообразование и интеллектуальное совершенствование по выбранному профилю в предметной области).
3. Воспитательные: воспитать устремлённость, усидчивость и терпение в достижении творческих результатов деятельности; воспитать проявление собственной гражданской позиции, направленной на защиту уважительного отношения к собственному выбору дальнейшего профессионального развития; воспитать уважительное отношение к сверстникам и взрослым и др.
Ожидаемые результаты:
Знание способов моделирования, описания и оформления продукта творческой и проектно-исследовательской деятельности.
Демонстрация понимания целей, задач, найденного способа решения проблем.
Самоанализ успешности и результативности решения проблемы; описание полученного продукта деятельности, его практическая направленность в рамках предметной области.
Умение представить творческую и проектно-исследовательскую работу, оценив в ней необходимый объем профессиональных знаний и навыков, использованных для решения той или иной задачи.
Умение найти альтернативное решение в условиях ресурсных ограничений.
Формирование метапредметных характеристик личности: приобретение личного социального опыта, развитие трудолюбия, организованности, собранности, чувства долга, ответственности и требовательности к себе; наличие гражданской позиции; знание маршрута своего профессионального развития.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что основным объектом изучения является исследования локально-исторического характера, что в концепции современной исторической науки является крайне актуальным. По мнению современного итальянского учёного И.Эмара, сформировавшего принципы «новой исторической науки», государство является не абстрактным единством, а плодом действия определённых социальных сил. Поэтому в современных исторических исследованиях акцент смещается с изучения истории государств к изучению процессов на микроисторическом уровне, связанном с отдельными населёнными пунктами или даже отдельными семьями, личностями. Сторонники точки зрения И.Эмара подчёркивают, что исследования локально-исторического характера могут привести к глубоким и серьёзным обобщающим выводам. «Исследование различных сторон повседневной жизни населения: демографической, духовной и т.д. может происходить только на микроисторическом уровне микроисторические исследования при их широком географическом охвате дают возможность приходить к фундаментальным выводам, значительно характеризующим многие вопросы истории».
Программа курса «Историческое краеведение. Воронеж-малая Родина» разработана для внеурочной деятельности школьников-старшеклассников, посещающих группу экскурсоводов, проявляющих интерес к историческим и филологическим дисциплинам и выбравших для дальнейшего профессионального обучения вузы гуманитарного профиля.
При изучении курса используются новые методики преподавания, новые педагогические технологии: разработаны методические материалы, направленные на активную работу старшеклассников с адаптированными и неадаптированными историческими источниками по краеведению и истории России с древнейших времён до начала XXI века, что позволяет развивать практико-ориентированную деятельность учащихся, их творческие способности, умение самостоятельно анализировать информацию и делать выводы, формулировать свою позицию по важным общественным проблемам и публично аргументировано отстаивать её.
Программой предусмотрена проектная деятельность учащихся, связанная с составлением и оформлением материалов экскурсий по городу Воронеж как на русском, так и на английском языке, что позволяет формировать практические навыки учащихся в овладении смежными науками в рамках внеурочной деятельности. Кроме того, указанные материалы будут способствовать активной коммуникативной деятельности учащихся. Эта деятельностная составляющая курса может быть отнесена к использованию новых решений актуальных проблем ДО
Место курса «Историческое краеведение. Воронеж-малая Родина» в учебном плане: программа курса состоит из 4 модулей и рассчитана на 324часа в год:
36 часов по теме «Библиографические требования к подготовке научно-исследовательской работы по истории Воронежа» из расчета 1 час в неделю.
«Работа и историческими источниками»- 108 часов – из расчёта 3часа в неделю.
«Экскурсии по городу»-3часа в неделю- 108часов за год.
«Индивидуальные консультации» -72 часа- 2 часа в неделю.
Проектная деятельность охватывает 9, 10 и 11 классы. Особенностью проектов на старшей ступени образования (1011 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения общего образования данными в рекомендациях по организации внеурочной деятельности учащихся. На изучение курса выделяется 9 часов в неделю, как дополнительное образование
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего и дополнительного образования. Современные развивающие программы начального профессионального образования включают проектную деятельность во внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Цель программы: создать условия для развития мышления и раскрытия индивидуальных особенностей учащихся, осознания ими своих возможностей через изучение исторических процессов и явлений на микроисторическом уровне, связанном с отдельными населёнными пунктами или даже отдельными семьями, личностями; формирования компетенций межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
Задачи программы:
1. Проводить обучающие семинары для учащихся старших классов по выполнению проектно-исследовательской работы.
2. Развивать ресурсную базу дополнительного образования, отвечающую системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность.
3. Проводить мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности.
4. Организовывать консультации с коллегами по методике работы над проектами и исследовательской деятельностью учащихся.
Ведущие формы и методы организации занятий:
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Учитель организует работу над проектами поэтапно.
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.
Работу над проектом разбивается на пять этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация проблема, заключённая в ней и осознанная человеком, поиск способов разрешения проблемы решение.
Этапы работы над проектом:
1. Поисковый
Моделирование идеальной ситуации
Анализ имеющейся информации
Определение потребности в информации
Определение и анализ проблемы
Сбор и изучение информации
2. Аналитический.
Постановка цели проекта.
Анализ ресурсов.
Определение задач проекта
Планирование продукта.
Определение способа разрешения проблемы
Анализ имеющейся информации
Анализ рисков
Определение потребности в информации
Составление плана проекта: пошаговое планирование работ
Сбор и изучение информации
3. Практический
Выполнение плана работ
Текущий контроль
4. Презентационный
Предварительная оценка продукта
Презентация продукта
Планирование презентации и подготовка презентационных материалов
5. Контрольный
Анализ результатов выполнения проекта
Оценка продукта
Оценка продвижения
Основные формы контроля (измерители обученности):
1. создание мини - проекта.
2. тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе);
3. творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.)
4. выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров;
5. результаты решения тестов.
6. участие в научно-практических конференциях и олимпиадах
Итогом изучения курса является защита проектной работы «Экскурсия по городу Воронеж», представление на школьном, региональном уровне.
Реализация целей и задач осуществляется следующими условиями работы:
1. Материальные условия:
- наличие помещения для занятий группы экскурсоводов и для проведения обучения;
- технические средства (компьютерный класс, аудио- и видео- материалы, доступ в Интернет и т. д.).
2. Организационные условия:
- создание программы курса
- проведение дополнительных занятий по развитию речи
-осуществление индивидуального контроля
- организация экскурсионной деятельности участников группы проектной деятельности
3. Психологические условия:
-создание условий работы, в которых формируются отношения сотрудничества, доверия и взаимоуважения
Описание метода проектов – это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Это принципиально новый метод в педагогических технологиях XXI века, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность, направленная на обучение детей элементарным приемам совместной работы в ходе разработки проекта.
Основными условиями применения метода проектов являются:
существование значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная;
применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
структурирование этапов выполнения проекта;
самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Урок проектной деятельности содержат примерно одинаковые этапы:
организационный;
формулирование темы и целей;
подготовительный;
собственно проектной деятельности;
практического применения;
самоанализ;
подведение итогов;
Обязательно должны присутствовать три момента: выбор, планирование и критика проекта.
Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок) и конкретной деятельности (все остальные уроки). В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы. С учетом работы со старшеклассниками это могут быть такие группы: «аналитики», «экспериментаторы», «иллюстраторы», «испытатели». Такое деление на группы является сквозным. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп следует продумать заранее с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков» и «испытателей».
Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Он строился по-разному в зависимости от содержания занятия.
Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом занятии подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Здесь следует уточнить, что в нашем случае проект рассматривается как разработка определенной темы, результатом которой является определенный продукт.
Четвёртый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах. Причём работа может быть организована по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках, содержащих проектную деятельность, когда идёт обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвёртом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Общей для всех уроков цикла является единая технология работы групп. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и так далее. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «иллюстраторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».
Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но это не умаляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при необходимости может внести коррективы.
Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
возможностью осуществления силами одного ученика или коллектива;
содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
навыки, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
заинтересованностью ученика.
Программа рассчитана на 1год.
Годовая нагрузка для каждого года обучения составляет 324 часа.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Во время приема и формирования учебных групп проводится первичная диагностика способностей обучающихся и тестирование, направленное на выявление уровня общей эрудиции, понимания содержания визуальной и вербальной информации.
Возраст учащихся: от 15 до 17 лет.
Форма организации деятельности обучающихся на занятии – индивидуально-групповая
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа.
Во время занятий предусмотрены 10-15 минутные перерывы для отдыха.
Количество учащихся в группах: до 12 человек.
Программой предусмотрена аттестация учащихся, направленная на выявление вводного, текущего, промежуточного и итогового уровня теоретических знаний, развития практических умений и навыков, сформированных компетенций и их соответствия прогнозируемым результатам.
Вводный контроль проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки учащихся.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала и на формирование практических умений и навыков.
Промежуточный контроль проводится 2 раза в год в декабре и мае в форме тестирования по технологии ЕГЭ по истории.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении учащимися результата обучения в виде проекта по выбранной теме, предусмотренного программой.
Формы аттестации учащихся:
беседа;
тест;
наблюдение в деятельности и специально созданных ситуациях;
проблемные задания;
задания на самопрезентацию;
задания на составление резюме и личной профессиональной перспективы;
психологические методики;
презентации;
практические работы;
игры, викторины, праздники;
тестирование, собеседование;
выполнение учебно-исследовательских работ;
творческие отчеты и др.
Критериями оценки уровня освоения программы являются:
соответствие уровня теоретических знаний учащихся программным требованиям;
свобода восприятия теоретической информации;
самостоятельность работы;
осмысленность действий;
соответствие практической деятельности программным требованиям;
уровень творческой активности учащегося: количество реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала;
качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по собственной инициативе.
Список литературы для преподавателя
Баранникова.М.И. Иторико-культурное краеведение: учебно-методическое пособие/М.И.
Баранникова.-Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет.2012.
Леонтович В.А., Савичев А.С.. Исследовательская и проектная работа школьников/ В.А.Леонтович, А.С.Савичев – М.: «ВАКО»-2014.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М. 2013.
Сергеева В.П. Проектно - организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М. 2013.
Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2014.
Литература для учащихся:
Амелькин А.О. История создания русского флота. – Воронеж, 1997.
Анисимов Е.В. Время петровских реформ/ Е.В. Анисимов.. – Л, 1989.
Баранникова.М.И. Иторико-культурное краеведение: учебно-методическое пособие/М.И. Баранникова.- Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет.2012.
Баранникова.М.И Рабочая тетрадь№1 к учебному пособию «Историко-культурное краеведение
Воронежской области.10-11 классы» Для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Учебно-методическое пособие./ М.И. Баранникова. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края.-2015.
Баранникова.М.И Ррабочая тетрадь№2 к учебному пособию «Историко-культурное краеведение Воронежской области.10-11 классы» Для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Учебно-методическое пособие./ М.И. Баранникова. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края.-2015.
Воронеж:4 сезона: Фотооальбом/Автор текста и пер. на англ. яз. А.Е.Гвоздев.-2-е изд., перераб. И допол. –Воронеж: Полярис.- 2013.
Воронежский край с древнейших времен и до конца XVII века./Сост. В.П. Загоровский. – Воронеж, 1976.
Воронежский фронт // Из серии «Земля Воронежская. Живая память» / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 2005.
Глазьев В.Н. Воронежские воеводы/В.Н. Глазьев. - Воронеж, 2007.
Гринько А. В боях за Воронеж. /А.В. гринько.– Воронеж, 1985.
Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия./ В.П. Загоровский. – Воронеж, 1992.
Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я./ В.П. Загоровский – Воронеж, 1982.
Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. / В.П. Загоровский – Воронеж, 1989.
Загоровский В.П., Загоровская С.Е. Пребывание и деятельность Петра I на воронежской земле./ В.П. Загоровский, С.Е.Загоровская. – Воронеж, 1993.
Люби и знай родной край/Под ред. Б.Я..Табачникова. – Воронеж, 2009.
Панова В.И.История Воронежского края: учебно-методическое пособие/ В.И.Панова - Воронеж, 2004.
Полевой Ю.Л. Воронежцы. Знаменитые биографии в истории края/Ю.Л. Полевой.- Воронеж, 2007.
Попов П.А Воронеж. История города в названиях улиц/П.А.Попов.- Воронеж,2003.
Российского флота начало. – Литиздат России, 2000.
Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность/Г.А. Чесноков.- Воронеж,1999.
Учебно-тематический план (Модуль «Экскурсии по городу. Историческое краеведение»-3часа в неделю- 108часов за год).
Программа.
Вводное занятие. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина .3ч
Тема №1.Древние культуры на территории Воронежского края -6ч. Теория-2ч, практика-1ч
Роль археологии в изучении древних культур. Природно-климатические условия. Памятники культуры каменного и железного веков на территории Воронежского края. Характеристика памятников сарматской, аланской и славянской культуры.Точки зрения учёных на происхождение слова «Воронеж».Контроль знаний по теме.
Тема №2. Воронежский край в период Удельной Руси-6ч. Теория-3ч, практика-3ч
Атрибуция неадаптированного исторического источника
Тема№3. Воронеж-крепость в XVI-XVIIвв.-6ч. Теория-2ч, практика-4ч
Города-крепости Белгородской черты на территории современной Воронежской области.
Подготовка материала для проведения экскурсии по теме «Воронеж-город-крепость».
Презентация экскурсионного материала по теме «Воронеж-город-крепость».
Тема№4.Воронеж и петровские реформы.-10ч Теория-4ч, практика-6ч
Азовские походы 1695, 1696гг. Петр I в Воронеже. Современники Петра на Воронежской земле. Воронеж-колыбель русского флота. Таврово. Кораблестроительные верфи. Первые Петровские корабли. Гото Предистинация. Экскурсия.
Тема№5. Воронеж в истории России 18 века. -10ч. Теория-2ч, практика-8ч
Пожары 1748 и 1773г. и новая застройка города. ЕкатеринаII и воронежская губерния.
Административная реформа 1775г. и город Воронеж. Люди и время: известные люди воронежской земли 18века. Работа с историческими источниками 18века.Пожары 1748 и 1773г. и новая застройка города. ЕкатеринаII и воронежская губерния. Административная реформа 1775г. и город Воронеж. Люди и время: известные люди воронежской земли 18века. Работа с историческими источниками 18века
Тема№6. Народное просвещение в Воронежской губернии.-10ч. Теория-5ч, практика-5ч.
Роль епископа Митрофана в открытии первых школ. Школы в Воронеже в18веке: 1703г.-адмиралтейская «Русская школа», цифровая школа 1716г, гарнизонная школа в Павловской крепости-1725г. Епархиальная школа для подготовки священников и учителей духовных училищ. Открытие в 1745г. Воронежской духовной семинарии. Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине 18-начале 19в. Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в начале 20 века. Становление советской школы. Система образования в Воронежской области в 1940-1970-ые годы. Современная школа. Высшая школа и наука. Формирование навыка создания презентации по проектной деятельности. Контроль выполнения проекта.
Тема№7. Художественные ремёсла и промыслы в Воронежской области.-10ч. Теория-5ч, практика-5ч
Художественные ремёсла и промыслы как часть национальной культуры. Домашнее узорное ткачество. Ковровый промысел. Ручное вышивание. Ремесло изготовления народного костюма. Женский народный костюм крестьянки воронежской губернии как исторический источник Промыслы в Воронежском крае: бисеронизание, кожевенно-обувной промысел, валяльный промысел, художественная обработка древесины, плетение из природных материалов. Развитие гончарного дела, изразцового искусства, обработки металла, стеклоделания. Воронежская игрушка. Нетрадиционные ремёсла современного Воронежского края Музейные экспозиции и выставки, праздники. Экскурсия. Урок-мастерская.
Тема№8. Архитектура Воронежской области. 15ч. Теория-10ч, практика-5ч
Рождение города и его архитектурная эволюция(16-18вв). Архитектурный облик Воронежа в 19веке. Воронеж в начале 20века-40-ые годы. Воронеж во второй половине 20века. Заочное путешествие по улицам города. Оформление материала для проведения экскурсии по городу.
Тема№9.Изобразительное искусство в Воронежской области-10ч.Теория-5ч, практика-5ч
У истоков воронежской живописи. Эпоха знаменитостей. Художники 19-начала 20 века.
Художники и меценаты земли воронежской. Развитие музейного дела в начале 20 века. Становление советского изобразительного искусства в нашем крае.Изобразительное искусство в воронежском крае в 30-90-ые годы 20века. Экскурсия в музей или выставочный зал
Тема№10.Музыкальные традиции в воронежском крае.-9ч.Теория-4ч, практика-5ч.
Воронежский театр-центр музыкальной культуры в 19веке. Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа. Воронежский симфонический оркестр. Музыкальная культура Воронежа 30-90гг 20века. Посещение спектакля в театре оперы и балета
Тема№11. Театральное искусство Воронежской области. 9ч. Теория-4ч, практика-5ч. Театр в Воронеже: становление. Воронежский театр в 19веке. Воронежский театр в 20 веке. Театры городов Воронежской области. Посещение спектакля в драматическом театре
Тема№12. Контроль знаний по курсу-5ч. Теория-0ч, практика-5ч. Представление проекта. Защита проекта. Исследовательская деятельность. Защита выполненной работы
Учебно-тематический план (Модуль «Экскурсии по городу. Историческое краеведение»-3часа в неделю- 108часов за год )
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
1-3
Вводное занятие. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина
3
2
1
Беседа, тестирование
1-6
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
Древние культуры на территории Воронежского края
Роль археологии в изучении древних культур.
Природно-климатические условия.
Памятники культуры каменного и железного веков на территории Воронежского края.
Характеристика памятников сарматской, аланской и славянской культуры.
Точки зрения учёных на происхождение слова «Воронеж»
Контроль знаний по теме.
6
3
3
Презентация на выбранную тему.
През
·ентация
Конспект.
Тестирование.
2-6.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
Воронежский край в период Удельной Руси
Атрибуция неадаптированного исторического источника.
6
2
4
Самостоятельная работа по атрибуции неадаптированного исторического источника
(летопись)
Карта
Контурная карта
Схема
Видовая открытка
3-6
3.1.
3.2.
3.3.
.4.
3.5.
3.6.
Воронеж-крепость в XVI-XVIIвв.
Города-крепости Белгородской черты на территории современной Воронежской области.
Подготовка материала для проведения экскурсии по теме «Воронеж-город-крепость».
Презентация экскурсионного материала по теме «Воронеж-город-крепость».
6
2
4
Проектная деятельность.
Анализ исторической информации.
Подборка видового ряда.
Подборка вербального сопровождения.
Оформление материала.
Рецензирование и оппонирование.
4-10
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.
4.10.
Воронеж и петровские реформы.
Азовские походы 1695, 1696гг.
Петр I в Воронеже.
Современники Петра на Воронежской земле.
Воронеж-колыбель русского флота.
Таврово. Кораблестроительные верфи.
Первые Петровские корабли.
Гото Предистинация. Экскурсия.
10
4
6
Проектная деятельность.
Анализ исторической информации.
Подборка видового ряда.
Подборка вербального сопровождения.
Оформление материала.
Рецензирование и оппонирование
Отчёт об экскурсии.
5-10.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.-5.10
Воронеж в истории России 18 века.
Пожары 1748 и 1773г. и новая застройка города
ЕкатеринаII и воронежская губерния.
Административная реформа 1775г. и город Воронеж.
Люди и время: известные люди воронежской земли 18века.
Работа с историческими источниками 18века.
10
2
8
Самостоятельная работа по атрибуции неадаптированного исторического источника
(летопись)
Карта
Контурная карта
Схема
Видовая открытка
Рецензирование и оппонирование
6-10.
Народное просвещение в Воронежской губернии
10
5
5
6.1
Роль епископа Митрофана в открытии первых школ.
6.2.
Школы в Воронеже в18веке: 1703г.-адмиралтейская «Русская школа», цифровая школа 1716г, гарнизонная школа в Павловской крепости-1725г. Епархиальная школа для подготовки священников и учителей духовных училищ. Открытие в 1745г. Воронежской духовной семинарии.
Презентация на выбранную тему.
Презентация
Конспект.
Тестирование.
6.3
Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине 18-начале 19в
Презентация на выбранную тему.
Презентация
Конспект.
Тестирование.
6.4.
Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в начале 20 века.
Презентация на выбранную тему.
Презентация
Конспект.
Тестирование.
6.5.
Становление советской школы
Беседа
6.6.
6.7
Система образования в Воронежской области в 1940-1970-ые годы
Презентация
6.8.
Современная школа. Высшая школа и наука
Презентация Конспект.
6.9
Презентации по проектной деятельности
Консультация
Презентация на выбранную тему.
Презентация
Конспект.
Тестирование.
6.10.
Контроль выполнения проекта
7-10.
Художественные ремёсла и промыслы в Воронежской области
10
5
5
7.1
Художественные ремёсла и промыслы как часть национальной культуры.
7.2
Домашнее узорное ткачество. Ковровый промысел. Ручное вышивание.
7.3
Ремесло изготовления народного костюма.
7.4
Женский народный костюм крестьянки воронежской губернии как исторический источник
Презнтация о костюмах, изготовленных в ДО Реальная школа.
7.5
Промыслы в Воронежском крае: бисеронизание, кожевенно-обувной промысел, валяльный промысел, художественная обработка древесины, плетение из природных материалов.
7.6.
Развитие гончарного дела, изразцового искусства, обработки металла, стеклоделания..
7.7.
Воронежская игрушка
7.8.
Нетрадиционные ремёсла современного Воронежского края Музейные экспозиции и выставки, праздники.
7.9.
Экскурсия. Урок-мастерская.
7.10
Контроль выполнения проектной (исследовательской) деятельности.
8.
Архитектура Воронежской области.
15
10
5
8.1.
8.2.
Рождение города и его архитектурная эволюция(16-18вв)
8.3
8.4.
Архитектурный облик Воронежа в 19веке.
8.5.
8.6.
Воронеж в начале 20века-40-ые годы.
8.7.
8.8.
Воронеж во второй половине 20века.
8.9.
8.10.
Заочное путешествие по улицам города.
8.11
8.15.
Оформление материала для проведения экскурсии по городу.
9.
Изобразительное искусство в Воронежской области.
10
5
5
9.1.
У истоков воронежской живописи.
9.2
Эпоха знаменитостей. Художники 19-начала 20 века.
9.3.
Художники и меценаты земли воронежской.
9.4
Развитие музейного дела в начале 20 века
9.5
Становление советского изобразительного искусства в нашем крае.
9.6
Изобразительное искусство в воронежском крае в 30-90-ые годы 20века
9.
7.-8-9-10
Экскурсия в музей или выставочный зал
10-9.
Музыкальные традиции в воронежском крае.
9
4
5
10.1.
Воронежский театр-центр музыкальной культуры в 19веке.
10.2.
Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа
10.3.
Воронежский симфонический оркестр
10.4
Музыкальная культура Воронежа 30-90гг 20века.
10.
5-6-7-8-9
Посещение спектакля в театре оперы и балета
11-9.
Театральное искусство Воронежской области
9.
4.
6
11.1
Театр в Воронеже: становление.
11.2.
Воронежский театр в 19веке
11.3.
Воронежский театр в 20 веке
11.4.
Театры городов Воронежской области.
11.
5-6-7-8-9
Посещение драматического театра.
12-5.
Контроль знаний по курсу.
5
-
5
12.1
Представление проекта.
12.2.
12.3
Защита проекта
12.
4
-5
Исследовательская деятельность. Защита выполненной работы
Всего-108часов.
Программа внеурочной проектной деятельности по курсу «Историческое краеведение». Модуль «Индивидуальные консультации»
2 часа в неделю- 72часа за год.
Вводное занятие. Выбор темы научной работы 3ч. Теория-0ч, практика-3ч.
Тема №1. Работа с историческими источниками.-10ч. Теория-3ч, практика-7ч.
Изучение литературы по теме. Работа по подбору научных статей, видового ряда, текстов, схем по теме проектной деятельности. Реферирование и конспектирование текста. Оформление теоретической части проекта. Методы и формы исследовательской деятельности. Работа с историческим источником. Письменные исторические источники. Графические и картографические исторические источники. Особенности их использования. Публицистика как исторический источник. Особенности использования публицистики. Мемуары как исторический источник. Особенности использования мемуаров. Внутренняя и внешняя критика исторического источника. Контроль знаний по теме.
Тема №2.Правила оформления научной работы- 12ч. Теория-4ч, практика-8ч.
Библиографические требования к написанию работы по истории. Оформление тезисов к работе. Составление плана работы. Составление списка литературы. Практическое занятие по формированию и использованию библиографической грамотности.
Тема №3. Подготовка текста устного выступления по выбранной теме.-4ч. Теория-1ч, практика-3ч.
Составление письменного доклада. Составление текста устного выступления.
Тема №4. Оформление презентации и видового ряда к устному выступлению. -4ч. Теория-1ч, практика-3ч.
Составление текста слайдов. Графическое оформление слайда.
Тема №4. Подготовка раздаточного материала. Теория-1ч, практика-3ч. Подготовка и оформление анкет. Информационные листы с материалами и статистическими данными.
Тема №5. Оформление аннотации к работе.-4ч. Теория-3ч, практика-1ч.
Структура аннотации. Требования к содержанию.
Тема №6. Правила написания отзыва на научную работу. -6ч . Теория-3ч, практика-3ч.
Структура отзыва. .Содержание и терминология. .Оформление отзыва на научную работу.
Тема №7. Оппонирование. -6ч. Теория-3ч, практика-3ч.
Требования к тексту оппонента. Речь оппонента. Практикум
Тема №7. Оформление и представление научной работы на заседании исторической секции в школьном НОУ.- 3ч. Защита проекта.
Тема №8. Выступление на заседании секции истории и историографии в ВГУ в рамках работы НОУ.-3ч
Тема №9. Проведение экскурсий по теме проектной деятельности.-10ч. Теория-2ч, практика-8ч.
Резерв учебного времени-2ч.
Тематическое планирование внеурочной проектной деятельности по курсу «Историческое краеведение». Модуль «Индивидуальные консультации»2 часа в неделю- 72часа за год.
№№
пп\п
Тема занятия
часы
дата
примечание
11-3
.
Вводное занятие
Выбор темы научной работы
3ч
4
44-13
5
5
5
5
4
Работа с историческими источниками.
1.Изучение литературы по теме
2.Работа по подбору научных статей, видового ряда, текстов, схем по теме проектной деятельности.
3.Реферирование и конспектирование текста. Оформление теоретической части проекта.
4.Методы и формы исследовательской деятельности.
5.Работа с историческим источником. Письменные исторические источники.
6. Графические и картографические исторические источники. Особенности их использования.
7Публицистика как исторический источник. Особенности использования публицистики.
8.Мемуары как исторический источник. Особенности использования мемуаров.
9.Внутренняя и внешняя критика исторического источника.
10.Контроль знаний по теме.
10ч
114-26
Правила оформления научной работы
12ч
114-15
1-2..Библиографические требования к написанию работы по истории
2
116-17
3-4. Оформление тезисов к работе
2
118-19
5-6.Составление плана работы
2
220-21
7-8.Составление списка литературы
2
222-23
224-25
9-10. Практическое занятие по формированию и использованию библиографической грамотности
11-12.Контроль умения оформления итогов проектной деятельности в соответствии с библиографическими требованиями
2
2
226-27
228-29
Подготовка текста устного выступления по выбранной теме.
1.Составление письменного доклада
2. Составление текста устного выступления
4ч
2
2
330-31
332-33
Оформление презентации и видового ряда к устному выступлению
1.Составление текста слайдов.
2. Графическое оформление слайда.
4
2
2
334-35
336-37
Подготовка раздаточного материала
1. Подготовка и оформление анкет.
2. Информационные листы с материалами и статистическими данными.
4ч.
2
2
338-39
440-41
Оформление аннотации к работе
Структура аннотации.
Требования к содержанию.
4ч.
2
2
442-43444-45446-47
Правила написания отзыва на научную работу.
1. Структура отзыва.
2.Содержание и терминология.
3.Оформление отзыва на научную работу.
6ч.
2
2
2
448-49-50-51-52-53
Оппонирование.
Требования к тексту оппонента.
Речь оппонента.
Практикум
6ч.
2
2
2
554-55
556
Оформление и представление научной работы на заседании исторической секции в школьном НОУ
3ч.
557-58-59
Защита проекта.
Выступление на заседании секции истории и историографии в ВГУ в рамках работы НОУ
3ч
660-70
Проведение экскурсий по теме проектной деятельности
10ч
771-72
Резерв-2ч.
ПРОГРАММА внеурочной проектной деятельности по курсу «Историческое краеведение».
Модуль «Библиографические требования к оформлению материалов проектной и исследовательской деятельности по истории»
1 час в неделю- 36часов за год.
Вводное занятие. -2ч. Теория-1ч, практика-1ч.
Тема №1 Библиографические требования к составлению и оформлению плана работы. -2ч. Теория-1ч, практика-1ч.
Тема №2 Библиографические требования к составлению и оформлению плана работы-2ч. Теория-1ч, практика-1ч.
Тема №3. Библиографические требования к составлению и оформлению списка литературы. Теория-1ч, практика-1ч.
Тема №4. Правила реферирования научного текста. Теория-1ч, практика-1ч. Тема №5. Правила аннотирования. Теория-1ч, практика-1ч.
Тема №6. Правила оппонирования. Теория-1ч, практика-1ч.
Тема №7. Правила участия в дискуссии. Теория-1ч, практика-1ч.
Тема №8. Диспут. Материалы для участия в диспуте Теория-1ч, практика-1ч.
Тема №9. Социологический опрос. Составление текстов анкет.
Тема №10. Дебаты. Правила участия в дебатах. Составление тезисов к оппонированию. Теория-1ч, практика-1ч.
Тема №11. Визуальный и вербальный ряд в выступлении. Теория-1ч, практика-1ч.
Тема №12. Оформление работы. Теория-1ч, практика-1ч.
Тема №13. Публичная защита проекта. Теория-1ч, практика-1ч.
Резерв-4ч.
Тематическое планирование внеурочной проектной деятельности по курсу «Историческое краеведение».
Модуль «Библиографические требования к оформлению материалов проектной и исследовательской деятельности по истории»
1 час в неделю- 36часов за год.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
1-2
Вводное занятие.
2
1
1
Беседа, тестирование
3-4
Библиографические требования к составлению и оформлению плана работы
2
1
1
Составление плана.
5-6
Библиографические требования к составлению и оформлению структуры работы
2
1
1
Тестирование.
7-8
Библиографические требования к составлению и оформлению списка литературы
2
1
1
Составление списка литературы
9-10
Правила реферирования научного текста.
2
1
1
Реферирование.
11-12
Правила аннотирования
2
1
1
Составление аннотации.
13-14
Правила оппонирования
2
1
1
Оппонирование.
15-16
Правила участия в дискуссии.
2
1
1
17-18
Диспут. Материалы для участия в диспуте.
2
1
1
Оформление материалов для участия в диспуте
19-20
Социологический опрос
2
1
1
Составление текстов соцопроса на заданную тему.
21-22
Анкетирование
2
1
1
Составление текстов анкет
23-24
Публичное выступление
2
1
1
Составление тезисов к публичному выступлению.
25-26
Дебаты. Правила участия в дебатах
2
1
1
Составление тезисов к оппонированию
27-28
Визуальный и вербальный ряд в выступлении
2
1
1
Презентация.
29-30
Оформление работы.
2
2
31-32
Публичная защита проекта
2
2
33-34
35-36
Резерв-4ч
Программа
внеурочной деятельности по курсу «Историческое краеведение».
Модуль «Работа с историческими источниками»
3 часа в неделю- 108часов за год.
Вводное занятие. Источниковедение как вспомогательная историческая дисциплина.-3ч. Теория-2ч., практика-1ч.
Тема№1.Исторические источники о процессе образования государства у древних восточных славян. 7ч. Теория-3ч., практика-4ч.
Расселение и занятия древних восточных славян. Первые киевские князья. Теории образования государства у древних восточных славян. Практическая работа с текстом из ПВЛ. Оценка периода историками и современниками.
Тема№2. Исторические источники о процессе политической раздробленности на Руси.11. Теория-5ч., практика-6ч.
Основные политические центры Удельной Руси: Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Киевское княжество. Причины и последствия раздробленности. Борьба Удельной Руси с вызовом с Запада и Востока.
Особенности развития хозяйства и культуры Удельной Руси. Политический портрет: Люди и время. Работа с картографическими источниками. Атрибуция исторического источника. Оценка периода историками и современниками. Оценка периода историками и современниками
Тема №3. Исторические источники о процессе складывания Руси Московской.-16ч. Теория-7ч., практика-9ч.
Причины возвышения Москвы и усиления Московского княжества. Исторические источники о Куликовской битве. Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века. Создание единого централизованного государства. Московское государство в конце XV- начале XVI века. Церковь и государство в конце XV- начале XVI века. Ереси и православная церковь. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва-третий Рим». Митрополит Марий и Иван IV. Митрополит Филипп и Иван IV. Реформы Избранной Рады. Становление представительной монархии. Внешняя и внутренняя политика Иван IV. Культура и быт населения России в первой половине XVI века. Россия на рубеже XVI-XVII веков. Правление Бориса Годунова. Оценка периода историками и современниками.
Тема№4. Исторические источники о социально-политических процессах в России первой половины XVII века.7ч. Теория-3ч., практика-4ч.
Смутное время. Феномен самозванчества. Новые явления в экономике России. Власть и церковь. Народные движения. Внешняя политика. Образование и культура. Оценка периода историками и современниками.
Тема№5. Исторические источники о развитии Россия во второй половине XVII века. -4ч. Теория-2ч., практика-2ч.
Внешняя политика. «Бунташный» век. Власть и церковь. Церковный раскол. Оценки периода историками и современниками
Тема№6. Исторические источники о России при Петре I.-6ч. Теория-2ч., практика-4ч.
Реформы Петра I. Северная война.Народные движения в первой четверти XVIII века.
Образование и культура в первой четверти XVIII века. Историки о реформаторской деятельности Петра I. Оценка периода историками и современниками.
Тема№7. Исторические источники о внутренней и внешней политике России во время дворцовых переворотов.-6ч. Теория-2ч., практика-4ч.
Источники о царствовании Екатерины I и ПетраII. Верховный тайный совет. Источники о царствовании Анны Иоанновны. Кондиции. Бироновщина. Кабинет. Источники о царствовании Елизаветы Петровны. Конференция при Высочайшем дворе. Московский университет. Источники о царствовании ЕкатериныII. Оценка периода историками и современниками
Тема№8. Исторические источники о внутренней и внешней политике России первой половины XIX века -6ч. Теория-2ч., практика-4ч.
Источники о царствовании АлександраI. Источники об Отечественной войне 1812г. Источники об общественном движении декабристов. Либерализм и консерватизм в царствовании АлександраI. Источники о царствовании НиколаяI.Оценка периода историками и современниками.
Тема№9. Исторические источники о внутренней и внешней политике России второй половины XIX века. -5ч. Теория-2ч., практика-3ч.
Источники о Крымской войне. Источники о либеральных реформах Александра II 1860-1870-ых годов. Источники о русско-турецкой войне 1877-1978гг. Источники о царствовании Александра III. Оценка периода историками и современниками
Тема№10.Исторические источники о социально-политических процессах в России первой четверти XXвека. -6ч. Теория-2ч., практика-4ч
Источники о царствовании НиколаяII. Источники о русско-японской войне. Источники о первой русской революции 1905-1907гг. и о февральской революции 1917г. Источники об октябрьской революции. Источники о гражданской войне, политике военного коммунизма и НЭПе. Оценка периода историками и современниками
Тема№11.Исторические источники о социально-политических процессах в России второй четверти XXвека-6ч. Теория-2ч., практика-4ч.
Исторические источники об особенностях построения основ социалистического общества в СССР. Исторические источники о попытках решении национального вопроса в СССР
Исторические источники об особенностях развития науки и культуры, изменениях в быту населения СССР.СССР перед началом Великой Отечественной войны. Исторические источники об участии СССР в Великой Отечественной войне. Оценка периода историками и современниками.
Тема№12.Исторические источники о социально-политических процессах в России третьей четверти XXвека-6ч. Теория-2ч., практика-4ч.
Исторические источники об особенностях восстановления хозяйства после ВОВ в СССР.
Исторические источники о борьбе за власть после смерти И.В. Сталина. Исторические источники об «Оттепели». Исторические источники о Карибском и Берлинском кризисах.
Исторические источники о реформе А.Н. Косыгина. Оценка периода историками и современниками
Тема№13.Исторические источники о социально-политических процессах в России конца XXвека -6ч. Теория-2ч., практика-4ч.
Исторические источники о периоде «застоя». Исторические источники о периоде руководства СССР Ю.В. Андроповым, К.У.Черненко. Исторические источники о периоде «Перестройки» Горбачёва М.С. Исторические источники о периоде управления страной Б.Н. Ельциным. Исторические источники о распаде СССР и постсоветской РФ.
Оценка периода историками и современниками.
Тема№14.Исторические источники о социально-политических процессах в России начала XXI века- 6ч. Теория-2ч., практика-4ч.
Исторические источники о реформе политической системы Российской Федерации в конце 20-начале 21века. Исторические источники об особенностях внутренней и внешней политики современной России. Исторические источники о культуре и науке в современной России. Исторические источники о развитии спорта в современной России. Олимпиада в Сочи. Время и люди: выдающиеся деятели политики, науки и культуры начала 21 века. Оценка периода историками и современниками.
Резерв учебного времени-4ч.
Тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Историческое краеведение».
Модуль «Работа с историческими источниками»
3 часа в неделю- 108часов за год.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
1-3
Вводное занятие. Источниковедение как вспомогательная историческая дисциплина
3
2
1
Беседа, тестирование
4-11
4
5
6
7-8
8-10
Тема№1.Исторические источники о процессе образования государства у древних восточных славян.
Расселение и занятия древних восточных славян.
Первые киевские князья.
Теории образования государства у древних восточных славян.
Практическая работа с текстом из ПВЛ
Оценка периода историками и современниками
7
1
1
1
2
2
3
4
Работа с источниками-ПВЛ
11-21
11-12
13
14-15
16
17
18-19
20
21
Тема№2. Исторические источники о процессе политической раздробленности на Руси.
Основные политические центры Удельной Руси: Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Киевское княжество.
Причины и последствия раздробленности.
Борьба Удельной Руси
С вызовом с Запада и Востока.
Особенности развития хозяйства и культуры Удельной Руси.
Политический портрет: Люди и время.
Работа с картографическими источниками.
Атрибуция исторического источника.
Оценка периода историками и современниками. Оценка периода историками и современниками
11
2
1
2
1
1
2
1
1
5
6
Работа с источниками
22-
36
22
23-
24
25
26
27
28-29
30
31
32
33
34
35
36
Тема №3. Исторические источники о процессе складывания Руси Московской.
Причины возвышения Москвы и усиления Московского княжества.
Исторические источники о Куликовской битве.
Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века.
Создание единого централизованного государства.
Московское государство в конце XV- начале XVI века.
Церковь и государство в конце XV- начале XVI века. Ереси и православная церковь. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва-третий Рим».
Митрополит Марий и Иван IV. Митрополит Филипп и Иван IV.
Реформы Избранной Рады. Становление представительной монархии.
Внешняя и внутренняя политика Иван IV.
Культура и быт населения
России в первой половине XVI века.
Россия на рубеже XVI-XVII веков. Правление Бориса Годунова.
Оценка периода историками и современниками.
16
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
7
9
Работа с источниками
37-
43
37
38
39
40
41
42
43
Тема№4. Исторические источники о социально-политических процессах в России первой половины XVII века.
Смутное время. Феномен самозванчества
Новые явления в экономике России.
Власть и церковь. Народные движения.
Внешняя политика.
Образование и культура.
Оценка периода историками и современниками.
7
1
1
1
1
1
1
1
3
4
Работа с источниками
44-48
44
45
46
47
48
Тема№5. Исторические источники о развитии Россия во второй половине XVII века.
Внешняя политика
Бунташный век.
Власть и церковь. Церковный раскол
Оценки периода историками и современниками.
4
1
1
1
1
2
2
Работа с источниками
49-54
49
50
51
52
53
54
Тема№6. Исторические источники о России при Петре I.
Реформы Петра I.
Северная война.
Народные движения в первой четверти XVIII века.
Образование и культура в первой четверти XVIII века.
Историки о реформаторской деятельности Петра I.
Оценка периода историками и современниками.
6
1
1
1
1
1
1
2
4
Работа с источниками
55-61
56
57
58
59-60
61
Тема№7. Исторические источники о внутренней и внешней политике России во время дворцовых переворотов.
Источники о царствовании Екатерины I и ПетраII. Верховный тайный совет.
Источники о царствовании Анны Иоанновны. Кондиции. Бироновщина. Кабинет
Источники о царствовании Елизаветы Петровны. Конференция при Высочайшем дворе. Московский университет.
Источники о царствовании ЕкатериныII.
Оценка периода историками и современниками
6
1
1
1
2
1
2
4
Работа с источниками
62-
67
62
63
64
65
66
67
Тема№8. Исторические источники о внутренней и внешней политике России первой половины XIX века
Источники о царствовании АлександраI.
Источники об Отечественной войне 1812г.
Источники об общественном движении декабристов.
Либерализм и консерватизм в царствовании АлександраI.
Источники о царствовании НиколаяI
Оценка периода историками и современниками
6
1
1
1
1
1
1
2
4
Работа с источниками
68-73
69
70
71
72
73
Тема№9. Исторические источники о внутренней и внешней политике России второй половины XIX века.
Источники о Крымской войне.
Источники о либеральных реформах Александра II 1860-1870-ых годов.
Источники о русско-турецкой войне 1877-1978гг
Источники о царствовании Александра III.
Оценка периода историками и современниками
5
1
1
1
1
1
2
3 Источники о царствовании
Работа с источниками
74-79
74
75
76
77
78
79
Тема№10.Исторические источники о социально-политических процессах в России первой четверти XXвека.
Источники о царствовании НиколаяII.
Источники о русско-японской войне.
Источники о первой русской революции 1905-1907гг. и о февральской революции 1917г.
Источники об октябрьской революции.
Источники о гражданской войне, политике военного коммунизма и НЭПе.
Оценка периода историками и современниками
6
2
4
Работа с источниками
80-87
80
82
83
85
86
87
Тема№11.Исторические источники о социально-политических процессах в России второй четверти XXвека
Исторические источники об особенностях построения основ социалистического общества в СССР.
Исторические источники о попытках решении национального вопроса в СССР
Исторические источники об особенностях развития науки и культуры, изменениях в быту населения СССР.
СССР перед началом Великой Отечественной войны.
Исторические источники об участии СССР в Великой Отечественной войне.
Оценка периода историками и современниками
6
1
1
1
1
1
1
2
4
Работа с источниками
88-93
88
89
90
91
92
92
Тема№12.Исторические источники о социально-политических процессах в России третьей четверти XXвека
Исторические источники об особенностях восстановления хозяйства после ВОВ в СССР.
Исторические источники о борьбе за власть после смерти И.В. Сталина.
Исторические источники об «Оттепели»
Исторические источники о Карибском и Берлинском кризисах.
Исторические источники о реформе А.Н. Косыгина.
Оценка периода историками и современниками
6
1
1
1
1
1
1
2
4
Работа с источниками
93-97
93
94
95
96
97
98
Тема№13.Исторические источники о социально-политических процессах в России конца XXвека
Исторические источники о периоде «застоя».
Исторические источники о периоде руководства СССР Ю.В. Андроповым, К.У.Черненко.
Исторические источники о периоде «Перестройки» Горбачёва М.С.
Исторические источники о периоде управления страной Б.Н. Ельциным.
Исторические источники о распаде СССР и постсоветской РФ.
Оценка периода историками и современниками
6
1
1
1
1
1
1
2
4
Работа с источниками
99-104.
99
100
101
102
103
104
Тема№14.Исторические источники о социально-политических процессах в России начала XXI века
Исторические источники о реформе политической системы Российской Федерации в конце 20-начале 21века.
Исторические источники об особенностях внутренней и внешней политики современной России.
Исторические источники о культуре и науке в современной России.
Исторические источники о развитии спорта в современной России. Олимпиада в Сочи.
Время и люди: выдающиеся деятели политики, науки и культуры начала 21 века.
Оценка периода историками и современниками.
6
1
1
1
1
1
1
2
4
Работа с источниками
105-108
Резерв учебного времени.
4ч
Мизис Ю.А. Проблемы микро- и макроистории в учебном процессе в вузе:Проблемы методологии исследоаний. Инновационные подходы к координации научно-образовательной деятельности//Материалы совещания.29-31 января 2013г.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15