Мероприятие Праздник русской матрешки


ПРАЗДНИК МАТРЁШКИ.
Цель мероприятия:
Расширить знания учащихся о русской матрешке
Задачи мероприятия:
познакомить учащихся с историей возникновения русской матрешки, отличительными особенностями росписи различных их видов;
развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного;
воспитывать любовь к народному искусству, чувство патриотизма.
( Звучит музыка № 1)
Ведущая: Добрый день, ребята. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям. О чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Раскрасавицы-подружкиЗнамениты на весь мир.Для детей они – игрушки,А для взрослых – сувенир. Матрешка
Правильно, разговор сегодня пойдет о старинной русской народной игрушке – матрешке.
Словно репка она крутобокаИ под алым платочком на насСмотрит весело, бойко, широкоПарой черных смородинок-глаз.Как две радуги выгнуты брови.Губы – мака пунцовый наряд,И румянцем, свежее моркови,Глянцеватые щеки горят. Так же с третьей, четвертой и пятой –Вынимай их одна за другой!Пусть становятся в ряд, что солдатыРдеют щеки и брови – дугой.Бус цветастых на них мы нанижем,А милей они чопорных дам,И дивятся им Лондон с Парижем.И, должно быть, завидуют нам.
Ведущий: Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Кто матрёшку создал, я не знаю,
Но известно, что сотни лет
Вместе с ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер?
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навёл зари румянец,
Неба синь плеснул в её глаза.
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну и пой, гуляй по свету,
Весели честной народ.
И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере - творце.
Ведущий: История появления матрешки в России туманна. Единого мнения о том, как появилась она в России, когда именно и как это произошло, нет. Я выбрала, на мой взгляд, самую интересную версию и верю, что она самая правдивая. Итак, слушайте.
Во 2-й половине XIX века в Москве жили-были богатые купцы Мамонтовы. Савва Иванович слыл меценатом, он любил театр и давал большие деньги на театральные постановки. Его брат, Анатолий, открыл в родовой усадьбе семьи, селе Абрамцеве, под Москвой, магазин-мастерскую "Детское воспитание" по изготовлению и продаже детских игрушек. Здесь работали настоящие народные умельцы и прекрасные художники. Чтобы расширить их "игрушечный" кругозор, из разных стран выписывались самые разные игрушки.
Однажды из Японии с острова Хонсю была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был добродушный, узкоглазый старичок Фукуруму - японское божество долголетия и счастья. Фукуруму раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, - божества рангом пониже.
Кукольные мастера и художники повертели в руках заморскую игрушку, подивились. Понравился им Фукуруму, и решили они: а что если выточить такую же русскую куклу и расписать ее. Токарь Василий Звездочкин закрепил высушенную заготовку из березы на токарном станке и выточил и ошкурил самую маленькую, нераскрывающуюся фигурку. Потом фигурку побольше, раскрывающуюся, потом еще больше - всего 8. Художник Сергей Малютин готовые фигурки расписал. Самая большая была одета в русский народный костюм - сарафан и платочек, в ней прятались девочки в фартуке, с серпом, с плошкой, мальчик в рубашке-косоворотке, девчушка с куклой, малыш в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках.
Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем. Дуняша? Маняша? Кто-то из друзей Мамонтовых, увидев новую игрушку, воскликнул: "Хороша! Типичная Матрена!" Матреша! Так и стали новые игрушки матрешками.
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал.
Игрушка --- кукла расписная,
А как назвать её, не знал.
Красивая игрушка, похожа на Танюшку,
А может, на Катюшку? – ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.
С тех пор живёт Матрёшка,
Как русский яркий сувенир.
Шагает кукла по планете,
И ею любуется весь мир.
Ведущий : В 1900 году первая матрешка под названием "Матрешка с петухом" попала на Всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы из более чем 14 стран мира были очарованы русской многоместной куклой. "Матрешка с петухом" получила золотую медаль, а в Москву посыпались заказы на большие партии матрешек.
(песня Русская матрешка- Рита Гиль)
Ведущий : Позднее матрешки распространились по всей стране, и выпускать их стали везде, где существовали деревянные промыслы.
Но где бы ни родились матрёшки – все они весёлые, пригожие.
А всё потому, что их делают талантливые и добрые народные умельцы.
Наиболее известны четыре вида матрешек: семеновская, загорская, полхов-майданская и вятская.
Танец матрешек-11 класс
1 -Девочка:Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан яркий русский сарафан. Я имею с давних пор на переднике узор. Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Город Сергиев посад, расположенный в 73 км от Москвы, обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель, которая с течением времени превратилась в крупнейший монастырь Российского государства.
В слободах и сёлах, окружавших лавру, процветало множество ремёсел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «троицкой». По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари.
 
2- Девочка:Я из тихого зеленого городка Семёнова. Я в гости к вам пришла. Букет цветов садовых розовых, бардовых В подарок принесла.
Семеновская матрешка из города Семёнова, Горьковской области. Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по – своему. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты. Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрёшка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком».
3- Девочка: Я, подружки, из Майдана. Могу я стать звездой экрана. Украшен мой наряд цветами С сияющими лепестками И ягодами разными, Спелыми и красными.
С середины XIX века в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая продавалась на ярмарках. Хоть промысел и успешно развивался, именно в 20-е годы XX века возникло много проблем. Мастеров заставили работать в колхозе, дали большие участки под огороды, устраивали кордоны и засады, не принимали товар в советских магазинах. Однако были среди них такие специалисты, которые ездили от Владивостока до Питера, продавая матрёшки, свистульки, копилки, пистолеты, стреляющие пробками. В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время определяются основные приёмы местной росписи. «Цветы с наводкой» - цветочная роспись, очерченная чётким чёрным контуром. «Цветы без наводки» - рисунок, который выписывается по фону без линейного контура. Приём «под масло» - роспись масляными или нитрокрасками по цветному фону. «Пестрение» - простейшая кистевая роспись мазками или точками. В 1960 г артель преобразуется в Полхов-Майданскую фабрику игрушек. Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера вносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки более округлые, а в росписи посуда чаще появляются сюжет
4- Девочка: Наши губки бантиком, Да щечки будто яблоки, С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. Мы матрешки вятские Всех на свете краше. Расписные, яркие Сарафаны наши.
Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампом выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком.
Ведущий: Сейчас я расскажу вам, как создается матрешка. Фигурка матрешки вытачивается из деревянного бруска. Дерево - материал доступный, податливый, хорошо окрашивается. Для изготовления матрешек используется береза или липа. Почему? Древесина у них легкая и мягкая. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки (Учитель показывает фигурку матрешки-заготовку), причем вначале делается самая маленькая неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают. Иногда поверх росписи матрешки покрываются лаком.
 
Ведущая: Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем. В авторской матрешке может соединяться сюжет народной сказки или национального костюма. По этим куклам любой ребенок может сделать первые шаги в познании нашей многонациональной Родины. Ведь каждый регион России изображал на матрешках свою региональную одежду.
Каждая матрешка загорская, семёновская, майдановская, вятская, авторская хороша по-своему. Но у них и много общего – все они символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.
Ведущая: Эй, матрешки-хохотушки, Запевайте-ка частушки! Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей!
(девочки поют частушки и танцуют)
Мы матрёшки, мы подружки,Утром рано мы встаём.Вшестером поём частушкиИ танцуем вшестером.
Мы – весёлые сестрицы!Мы – матрёшки-озорницы!Раз, два, три, четыре, пять –Любим в прятки поиграть!
Если любите вы шутку,То зажмурьтесь на минутку,Сосчитайте до пяти,Нас попробуйте найти.
Мы веселые матрешки.На ногах у нас сапожки.В сарафанах наших пестрыхМы похожи словно сестры.
Никогда мы не скучаем,Шесть у нас платочков есть,Чашек шесть у нас для чаяИ салфеток тоже шесть.
Я девчонка ничего!Не боюсь я ничего.Если я и упаду,Все равно не пропаду!
 Ведущая: Какой русский сувенир Покорил уже весь мир? Балалайка? Нет! ...Гармошка? Нет! ...То – русская матрёшка !!! Иностранцу нет желанней Куклы в красном сарафане. Детская игрушка эта, Обошла уже пол света! Так, немного и немало Символом России стала.
Ведущий: Суть русской матрешки остается прежней - дружба да любовь. Она радует своей красотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.
Ведущая: Пока будет жить матрёшка, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умный, душевный, красивый русский народ, в нашу неповторимую Родину – Россию с её зажигательными танцами ,задорными частушками и чудесными душевными песнями.
Исполнение песни «Моя Россия» (слова Н. Соловьёвой, музыка Г. Струве)