Урок литературного чтения. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».


Урок литературного чтения во 2 классе
Тема урока. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Цели урока:
Предметные: знать и называть фамилию, имя и отчество известного баснописца И.А.Крылова; понимать, что такое юмор и юмористическое произведение; пользоваться приёмами выборочного чтения, быстро находить в знакомом тексте доказательства своих мыслей.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, рефлексировать по поводу успехов или неуспехов на уроке.
Познавательные: формирование умения отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы, способствование развитию логического мышления, творческих способностей, памяти, внимания, речи; находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении, анализировать текст под руководством учителя, выделять основную мысль произведения и нравственный урок.Коммуникативные: участвовать в дискуссии, выражать свободно своё мнение, толерантно относиться к мнению сверстников, проявлять уважение к различным точкам зрения, прислушиваться к тому, что говорят другие.
Личностные: проявлять желание читать и перечитывать произведения И.А.Крылова, усвоить главный урок, извлечённый из рассказа, высказывать стремление руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях, Воспитание интереса к чтению, трудолюбие, чувства взаимопомощи.
Оборудование урока: проектор, магнитофон, учебники, выставка книг с баснями И.А.Крылова.
Ход урока
I Организационный момент.На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
(Проверка готовности к уроку, психологический настрой)
Обозначьте свое настроение значком на карточке. II Артикуляционная гимнастика.III Проверка домашнего задания.Проверяется умение читать выразительно басню И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука».
Читают басни собственного сочинения или рассказ похожий на басню.
IV Актуализация знаний.-Кого называют баснописцем?
-Что такое басня?
-Что называют моралью?
-Сейчас проведём игру «Доскажи словечко» и вы узнаете о ком будем читать сегодня басню.
Без работы хоть убей,
Жить не может ......(муравей). На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? Стрекоза.
-О ком будем читать басню сегодня на уроке ?-Кто написал эту басню?
V Работа по теме урока.- Тема урока: Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». (Слайд 15)
1. Работа над заголовком.
Можем ли мы уже по названию басни определить, о чём пойдёт речь?-Какова мораль данной басни?
2.Прослушивание записи басни «Стрекоза и Муравей».
(сеанс воображения, слушают и представляют картины по данной басне)
3. Словарная работа.
- Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
попрыгунья - тот, кто все время вертится , прыгает, не сидит на местепомертвело – стало безжизненно - бледным тоска - грустьвешних - весенниймурава - молодая траварезвость - подвижность, веселость удручена - огорченавскружить - обманутьпоплясать - танцевать
4. Физминутка. Изобразите движения героев басни: стрекоза летает, муравей колет дрова, муравей пилит дрова, стрекоза пляшет.
5.Самостоятельное чтение басни. (жужжащее чтение)
6. Анализ басни.
-Главные герои басни? Черты характера ?-Представьте Стрекозу. Какой она изображена в басне?
Слова для справок: легкомысленная, хвастливая, беззаботная.
-Как её называет автор? (Попрыгунья)
Вывешивается иллюстрация Стрекозы. (Слайд 16)
-Он её осуждает или смеётся над ней?
-А как вы относитесь?
-Каким изобразил Крылов Муравья?
Слова для справок: трудолюбивый, веселый, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивый, жадный, беспечный, хитрый. -Как он относится к своему герою?
-А как вы относитесь к Муравью?
Вывешивается иллюстрация Муравья. (Слайд 17)
Устно доказать, почему так считаете.(выборочное чтение из басни)
-Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
-Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
-Что вам показалось в этой басне смешным, а что поучительным?
-Почему стрекоза не получает сочувствия?-Раскаивается ли стрекоза в своём поведении?
7.Работа над пословицами.
Дома к сегодняшнему уроку вы готовили пословицы о труде.
-Помогите мне разобраться в этой путанице и найти те, которые ближе всего подходят к морали этой басни.
-Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни? Поспешишь… …потехе – час. Лето пролежишь… …людей насмешишь. Семь раз отмерь… …зимой с сумой побежишь. Много захочешь… …один – отрежь. Делу – время… …последнее потеряешь
-Какова мораль данной басни? (Слайд 18)
-Делу время - потехе час. (Слайд 19)
Сначала сделай дело, а потом отдыхай.
8. Чтение басни вслух по ролям.
9.Словесное рисование.
VI Итог урока.
-Что запомнилось, понравилось, не понравилось на уроке?
-Рисунком изобрази свое настроение в конце урока.
Оценивание работ обучающихся на уроке.
VII Домашнее задание: выучить басню наизусть, нарисовать рисунки к любимым басням (по желанию). Узнайте, кто еще, кроме И. А. Крылова писал басни?