Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по физике
ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»
Дисциплина «Физика»
Методические указания
по выполнению самостоятельной работы студентов
по профессиям:
35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства
35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно – тракторного парка
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
23.01.03.Автомеханик
19.01.17.Повар, кондитер
08.01.08.Мастер отделочных строительных работ
08.01.10 Мастер жилищно- коммунального хозяйства
15.01.25 Станочник (металлообработка)
2015 год
Перечень тем для реферирования:
Галилей – основатель точного естествознания»
Исаак Ньютон –создатель классической физики
Использование электроэнергии в транспорте»
РРРРрррРеактивные двигатели и основы работы тепловых машин
Жидкие криссталыПринцип действия тепловой машины
Асинхронные двигатели
Полупроводниковые датчики температуры
Акустические свойства полупроводников
Громкоговоритель
Современные средства связи
Ультразвук
НанотехнологииОптические явления в природе
Лазерные технологии
Молния- газовый разряд в природных условиях»
Фотоэлементы
Метод меченых атомов
Черные дыры
Перечень тем для решения самостоятельных задач
Угловая скорость
Полная энергия
Электрический ток в различных средах
Перечень тем для конспектирования
Поступательное и вращательное движение
Распределение молекул по скоростям
Электронно – лучевая трубка
Полупроводниковый диод
Несамостоятельный и самостоятельный разряд
Понятие о плазме
Движение заряженной частицы в магнитном и электрическом полях
Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле
Уравнение плоской волны
Скорость и ускорение колеблющейся точки
Виды спектров. Спектральный анализ
Электромагнитное излучение в различных диапазонах длин волн
Дифракционный спектр.
Разложение белого света призмой
Понятие о корпускулярно-волновой природе света.
Внутренний фотоэффект, его особенности.
Внутренний фотоэффект, его особенности
Биологическое действие радиоактивных излучений.
Деление тяжелых атомных ядер, цепная реакция деления.
Получение радиоактивных изотопов и их применение
Звезда как точечный источник света
Абсолютные звездные величины.
Светимость звезд.
Методические рекомендации по подготовке и написанию рефератов
Пояснительная записка.
Учебными планами средних специальных учебных заведений предусматривается написание студентами рефератов по различным дисциплинам. Такие работы являются очень важным звеном в выработке каждым студентом навыков самостоятельного изучения наук, в глубоком усвоении их положений, выводов, законов, приобретение опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо будущему специалисту в его трудовой деятельности.
Очень важно, чтобы, приступая к выполнению работы, студент осознавал ее место и роль в подготовке дипломированного специалиста и концентрировал свои усилия на самостоятельном изучении выбранной темы.
К сожалению, еще не всегда большие усилия преподавателей дают желаемый результат. Студенты, письменно раскрывая тему, допускают ошибки, от которых хочется предостеречь. В этих целях представляется целесообразным и необходимым пройти со студентами весь путь: от выбора темы реферата до осмысленного использования при изучении конкретной темы рекомендаций преподавателя. Опыт показывает, что студент нуждается в такого рода советах. Поэтому в данном пособии главное внимание уделяется методическим вопросам раскрытия содержания темы, включая составление плана, использование первоисточников, подбор фактического материала, учет замечаний преподавателя по тому или иному вопросу письменной работы.
Ознакомившись с пособием, студент может более конкретно представить требования к реферату, как с точки зрения его содержания, так и оформления, подготовки плана, раскрытие узловых вопросов темы, оценки, порядка защиты своей работы.
Написание реферата как итог самостоятельной работы студента.
Как известно, при очной форме обучения, самостоятельной работе студентов уделяется недостаточно внимания, поэтому необходимо прибегать к такой форме работы, при которой потенциал студента проявился бы в полной мере. Реферат, с одной стороны выступает как средство приобретения и углубления знаний студентом, а с другой – как форма самоконтроля, а так же контроля учебы студента со стороны преподавателя. Эта работа приравнивается к зачету, рассматривается как форма итогового контроля в учебном процессе и носит, таким образом не только обучающий, но и контролирующий характер. Столь важное назначение реферата в учебном процессе на практике реализуется не всегда. Студенты выполняют рефераты нередко формально, небрежно, с нарушением соответствующих требований.
Основной недостаток рефератов в том, что трудно установить контроль за самостоятельностью его выполнения, а значит и за сознательным усвоением учебного материала.
Однако реферат позволяет развить навыки работы с научной книгой, с критической литературой, способность обобщения материала, умение четко излагать свои мысли в письменной форме, приобретение определенного опыта для выполнения в будущем более сложных видов не только учебной работы – курсовой и дипломной, но и публичных выступлений перед квалифицированной аудиторией.
Студенту, приступающему к выполнению реферата, необходимо с самого начала уяснить, что здесь предстоит серьезная работа в процессе самостоятельного осмысления и изучения первоисточников (художественной литературы), критических статей, рецензий.
Требования к написанию реферата.
Титульный лист оформляется в соответствии с приложением №1.
Материалы, взятые для изучения и осмысления, должны быть прочитаны студентом!
Реферат должен быть вычитан и отредактирован. Желательно, чтобы он был напечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа формата А-4.
Текст следует печатать через 1,5интервал( шрифт 12) или 1 интервал (шрифт 14), соблюдая правила делопроизводства. На странице располагается 28-30 строк, в строке ~60 знаков, включая пробелы. При этом важно соблюдать следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм. Абзац должен быть равен 5 знакам. Заглавия разделов пишутся симметрично тексту(жирный шрифт), заголовки подразделов – с красной строки (курсив). Расстояние между заголовками и текстом должно быть увеличено для выделения заголовка.
Тема раскрывается по плану, разработанному самостоятельно и включающему 3-4 вопроса, а также введение и заключение.
Во введении излагаются цели и задачи работы, актуальность темы.
В заключении определяется выполнение поставленных целей и задач, делаются краткие выводы раскрываемой темы.
В основной части обстоятельно раскрываются поставленные вопросы.
Анализируются критические статьи, дается самостоятельная оценка.
Не допускается дословное переписывание учебника, текст работы пишется самостоятельно, грамотно оформляются сноски, ссылки, цитаты.
Объем реферата – 15-20 страниц.
Заканчивается работа списком использованных источников и литературы в алфавитном порядке.
На последней странице студент расписывается и ставит число.
Листы реферата должны быть пронумерованы и скреплены. Нумерация ставится в середине, в нижней части листаи начинается с 3 листа ( после содержания) и заканчивается последним. Список использованной литературы и приложения включаются в общую нумерацию листов.
Таблицы, схемы, рисунки расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию листов и помещают по возможности следом за листами, на которых приведены ссылки на эти таблицы или иллюстрации и подписывают в правом верхнем углу.
Что необходимо для выбора темы реферата?
Работа над рефератом начинается с выбора темы, обоснования ее актуальности и практической значимости. Списки тем работ предлагаются преподавателем.
Одним из важных критериев выбора темы является личный интерес студента. Он может сам предложить тему, не входящую в предложенный список. При помощи преподавателя предложенная студентом тема уточняется.
Уже на стадии выбора темы целесообразно задуматься о структуре реферата, разделить его на части и разделы.
Изучение подобранной к теме литературы должно сопровождаться выписками с целью выделения узловых вопросов, которые послужат основой для плана.
Студент должен обязательно прочесть внимательно ту книгу (или книги), по которым он намерен писать реферат. Перечитать еще раз, если книга была прочитана давно. Если студент выбрал тему по изучению поэтических произведений, то он, несомненно, должен хорошо ознакомиться с творчеством поэта.
Необходимо изучить критические статьи, аннотации, рецензии, монографии, посвященные, изучаемому автору и его произведениям. Чтение статей необходимо сопровождать выписками, пометками, отбирая нужный материал для своей работы.
Результатом первого этапа работы является составление краткого плана, который должен быть утвержден преподавателем.
Следующий этап – разработка подробного плана, написание тезисов по каждому пункту, эту работу должен так же утвердить преподаватель.
Заключительный этап работы – составление в полном объеме, в письменной форме текста реферата. Дословное копирование прочитанной литературы неприемлемо, так как противоречит самому смыслу написания реферата, не создает возможностей для получения знаний, выработки убеждений, развития способностей и дарований , приучает к литературному паразитизму, прикрывает невежество, что рано или поздно тяжело скажется на судьбе будущего специалиста.
Защита реферата.
Завершенный реферат предоставляется студентом преподавателю на рецензирование. Преподаватель делает заключение о готовности студента к защите реферата.
Критерии оценки заранее устанавливаются преподавателем и заранее сообщаются студентам.
Такими критериями могут быть:
Всесторонность и глубина раскрытия темы.
Основательность и полнота использования критической литературы.
Достоверность и обоснованность выводов.
Самостоятельность и творческий подход к разработке темы.
Логика и последовательность изложения материала.
Соответствие нормам порядка оформления работы и др.
Реферат может защищаться в присутствии студентов. Вопросы по работе могут задавать и они. Ответы на вопросы, поставленные студентами, также учитываются при выставлении оценки.
Защита реферата состоит из доклада студента (3-5 мин.) и ответов на вопросы.
Доклад должен быть емким, четким и конкретным. В нем студент должен перечислить и охарактеризовать основные цели и задачи, обосновать те или иные принятые решения, сделать выводы.
Оценка «отлично» ставится тогда, когда в работе на основе глубоких знаний первоисточников (художественных произведений) и критической литературы дается самостоятельный анализ, содержатся элементы творчества, делаются самостоятельные выводы, осуществляется аргументированный анализ произведения, связь с современными жизненными явлениями.
Оценку «хорошо» получает студент, работа которого выполнена на высоком теоретическом уровне, полно и всесторонне освещает вопросы темы, но не отличается должной степенью творческого подхода.
Оценку «удовлетворительно» имеют те работы, в которых правильно освещаются некоторые вопросы темы, но не проявилось умение логически стройно изложить материал, самостоятельно проанализировать произведения и критическую литературу, содержатся отдельные ошибочные положения и т. д.
Оценка «неудовлетворительно» ставится тогда, когда студент не может ответить на замечания рецензента, объяснить выводы и теоретические положения темы, не владеет терминологией и материалом работы, реферат не соответствует нормативным требования порядка ее оформления. В этом случае студенту предстоит повторная защита по данной теме.
Защита и оценка реферата - это подведение итогов самостоятельной работы студентов.
Защищенные рефераты студентам не возвращаются и хранятся в архиве техникума. Они могут рекомендоваться на конкурс студенческих научных работ, использоваться для выступления на студенческих научных конференциях, а так же на семинарских занятиях по соответствующим темам.
Приложение №1
ГБОУ СПО «Сосновский Агропромышленный техникум»
(нименование ОУ:16 шрифт, жирный)
Технология машиностроения
(Специальность:14 шрифт)
Литература
(дисциплина: 16 шрифт жирный)
РЕФЕРАТ
(наименование вида работы: 20 шрифт жирный, заглавные буквы)
Тема: «Поэзия серебряного века. Творчество А.Блока».
(наименование темы: 20 шрифт, жирный)
Выполнил:
студент группы 01-Б9-14-01
Сидоров Сергей Николаевич.
(шрифт 14)
Проверил:
преподаватель литературы:
Ионова Нина Викторовна
Оценка____________________
р.п. Сосновское
2015 г
Методические указания по написанию конспекта
Пояснительная записка
Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной.Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения.
Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект — незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, выступление па семинаре, конференции.
Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это — одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.
Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.
Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.
Текстуальный конспект — хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.
Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется в случаях, когда конспект составлен без глубокой проработки материала, без его усвоения. Отсюда — необходимость постоянной работы над этими видами записи.
Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект — сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.
Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений.
Составление тематического конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интеллектуальный “багаж”.
Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематический конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использованием нескольких источников.
К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая
Результатом конспектирования является запись,позволяющая ее автору немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.
Требования к оформлениювключают в себя:
обязательную запись всех выходных данных источника: автор, название, год и место издания (в случае периодического издания добавляется его название, год, месяц, номер, число, место издания);
выделение полей слева, или справа или даже с обеих сторон; на полях указываются страницы оригинала, его структурные разделы; собственные замечания по поводу конспектируемого и подзаголовки, которые отсутствуют в тексте конспектируемой работы;
наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий;
использование дополнительных визуальных средств: сдвиг текста по вертикали или горизонтали, выделение особым шрифтом значимых слов и фраз, использование различных цветов, подчеркивание, заключение ключевой информации в рамку и т.п.
К содержаниюконспекта предъявляются следующие требования:
краткость, сжатость, целесообразность каждого записываемого слова; сокращение без ущерба для смысла. Объем конспекта, как правило, меньше объема изучаемого текста в 7-15 раз. Подробное изложение материала в конспекте является его недостатком;
соответствие структуры и последовательности конспекта плану произведения;
системность, логичность, убедительность, доказательность изложения;
точность, дословность цитирования; в случае сокращения, пропуска слов в цитате ставится многоточие, заключенное в угловые скобки: <…>; обязательное указание страницы, с которой взята цитата.
Исходя из вышеизложенного, составление конспекта предполагает обязательное предварительное прочтение конспектируемой части текста– не одного-двух абзацев, а целого параграфа или главы. В процессе предварительного чтения необходимо грамотно решить следующие задачи:
сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение);
увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли;
выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста;определить детализирующую (вспомогательную) информацию;
лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.
Выделение главной мысли — одна из основ умственной культуры при работе с текстом. Во всяком научном тексте содержится информация2-х видов: основная и вспомогательная.Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса.К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов,теоретических принципов, значимые факты, датировка событий и т.п. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.Основная информация в процессе конспектирования записывается как можно полнее, вспомогательная, как правило, опускается.
Переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения является важнейшей задачей конспектирования. Обобщить — значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т.п. Читая, мы интуитивно используем некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.
Выбор ключевых слов — это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала.
Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли,положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание.Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает(если, конечно, это не библиотечная книга).
Конспекту может предшествовать план конспектируемой работы.
План — это перечень в определенной последовательности основных вопросов, рассматриваемых в конспектируемом (реферируемом) тексте.План может быть:
а) простой;
б) сложный,или развернутый (наряду с пунктами содержит подпункты);
в) тезисный,или тезисы (кратко раскрывается содержание каждого пункта, приводится по 1–2 ярких примера).
Требования к плану:
1) соответствие теме и содержанию произведения;
2)целенаправленность;
3) стройность и логичность;
4) единое основание деления;
5) соразмерность основных частей;
6) желательно, чтобы все части плана были оформлены предложениями одного типа;
7) объем плана— не более одной страницы письменного или машинописного текста (план должен быть обозримым).
Методические указания к решению задач
Как надо решать задачи по физике.
Чтобы правильно и осмысленно решать задачи по физике, необходимо следовать алгоритму:
Алгоритм «Решение задач по физике»
Внимательно прочитайте условие задачи.
Установите о каком (их) физических явлениях идёт речь в задаче.
Вспомните основные количественные и качественные закономерности, объясняющие это(и) явление.
Определите, что требуется найти в задаче.
Установите, какие физические величины даны в задаче. Не забудьте о табличных величинах.
Примечание: Иногда использование табличных величин зашифровано текстовой информацией:
-определить массу молекулы азота
-найти кол-ва вещества в массе алюминия
Переведите, если этого необходимо, физические величины в систему СИ (стандартные единицы измерения)
Определите какую(ие) количественную(ые) зависимость(и) надо использовать в решение. Для этого лучше всего определить количественные зависимости, куда входит искомая физическая величина, а также данные физических величин по условию задачи.
Использовать преобразования в физических формулах, получите окончательную расчётную формулу.
Примечание: при проверке правильности полученной формулы используйте размерность физической величины.
Например: Если мы должны найти силу F, то в результате сокращения размерности должны получить H(Ньютон), если получить, что-то другое, значит, формула получена не верно.
Выполните вычисления по полученной формуле.
Запишите ответ задачи.
Примечание: Иногда, для успешного решения задачи требуется выполнить чертёж. Помните о том, что правильно выполнит чертёж, помогает в решение задач, это 50% вашего успеха.
2.2. Решение задач
зад.№1 Какое количество вещества содержится в алюминиевой отливке массой 5,4 кг?
-?
m (Al)=5,4 кг. моль
(Al)=27
ответ:200 моль.
Зад.№2 Какой объем занимает 100 моль ртути?
V-?
(Hg)=100 моль V= V==
(Hg)=13.610Подставим m= =1,5 *10м
(Hg)=201в фор-лу(1) V=
ответ;1,5*10или 1,5 л.
Зад.№3 Чему равно число молекул в 10 г. кислорода?
N-? СИ (1)
m (O)=10 г. 0,01кг. (2) =>
(O) =32*10 выразим N;
Na=6.02*10моль N=
1,88*10
Ответ: 1,88*10
Зад.№4 На изделие, поверхность которого 50 см, нанесен слой меди толщиной 2 мкм. Сколько атомов меди содержится в покрытии?
N-? СИ
N= , но масса цинка не изве-
S=50 cм стна. Найдём массу цинка черезобъём и плотность.,Na=6.02*10моль объём найдём, зная площадь по-
верхности и толщину слоя
V=Sh=>m=ShПодставим в начальную формулу
N= Ответ:
Задачи для самостоятельного решения:
Во сколько раз угловая скорость часовой стрелки больше суточного вращения Земли?
Определить центростремительное ускорение искусственного спутника Земли, если он двигается по окружности со скоростью 7м/с, на высоте 600км от поверхности Земли
Найти общую энергию тела , если масса равна 6 кг, скорость 4м/с. А высота тела над землей 5м
Найти потенциальную энергию тела , имеющего массу 6 кг на высоте 8м
Найти общую энергию тела, если скорость равна 9м/с.Высота над землей 5м, а масса 6кг
Найти общую энергию тела , если масса равна 8 кг, скорость 3м/с. А высота тела над землей 9м
Найти потенциальную энергию тела , имеющего массу 8 кг на высоте 4м
Почему в водных растворах солей, кислот и щелочей происходит распад молекул растворимых веществ на ионы
Какое количество двухвалентного никеля можно выделить из раствора сернокислого никеля за 1 час при токе 1,5А (к3,04*10-7 )Сколько серебра выделится на катоде, если через раствор азотно- серебряной соли пропустить заряд 100Кл
Амперметр, включенный в цепь с электролитической ванной, показал 0,2А. правильно ли показание амперметра, если на катоде за 25мин выделилось 0,25г серебра (к=1,118*10-6)
Рабочая температура вольфрамового катода 2500К. могут ли электроны, обладающие средней кинетической энергией, соответствующие этой температуре, совершить работу выхода в 0,726эВ.
Определить электрохимический эквивалент хрома, если при хромировании детали за 10мин электролиза при силе тока 0,1кА она покрылась слоем хрома, масса которого 11г
Какую работу совершает электрический ток при электролизе , если выделится 1кг никеля? Напряжение равно 0,6В