Урок История русской матрешки



Тема занятия: История русской матрешки


Цели:
Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.
Оборудование к занятию:
АРМ учителя, мультимедиа, аудио .
У учащихся: альбом, краски (гуашь), кисти , карандаш ТМ, М, ластик, тряпочка.
Наглядный материал:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]“Красавица-матрешка”.
Иллюстрации с элементами росписи разных техник.
Карточки с элементами цветоведения.
Музыкальный ряд: Русские народные песни
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Объяснение нового материала.
а) беседа о возникновении и видах русской матрешки;
б) особенности изготовления и этапы росписи матрешки.
4. Практическая работа.
5. Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. На занятии нам потребуются: карандаши, ластик, кисти, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой, ну и, конечно, наша фантазия.
2. Сообщение темы занятия.
- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.

В этой молодице Прячутся сестрицы. Каждая сестрица – Для меньшей темница. (Матрешка)
Правильно сегодня мы поговорим о матрешке. В начале нашего занятия мы проведем анкету, о том что вы знаете об истории создания матрешке.
Проводится анкета для учащихся
1.Кто такая матрешка? Почему куклу назвали Матрешкой?
2. Откуда к нам пришла матрешка?
3. Кто сделал первую матрешку?
4.Сколько ей лет?
5.Как рождается матрешка?
6. Благодаря каким качествам матрешка остается любимой и
популярной во всем мире?
7.В каком веке появилась первая матрешка?
8.Какие виды матрешек вы знаете?
9. Из какого материала сделана матрешка?
10.На каком станке вытачивают форму матрешки?

3. Объяснение нового материала.
Беседа о возникновении и видах русской матрешки.
- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?
(Ответы и предположения детей)
- А на самом деле все было так
(Во время рассказа учителя идет демонстрация презентации).
Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин. Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.
- Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

Матрёшки из Сергиева Пасада
Я из Сергиева Пасада.Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан яркий русский сарафан. Я имею с давних пор на переднике узор. Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Матрёшки из Полховского Майдана
А я, подружки, из Майдана. Могу я стать звездой экрана. Украшен мой наряд цветами С сияющими лепестками И ягодами разными, Спелыми и красными.

Матрёшка семёновская
Я из тихого зеленого городка Семёнова. Я в гости к вам пришла. Букет цветов садовых розовых, бардовых В подарок принесла.

Вятская матрешка
Наши губки бантиком, Да щечки будто яблоки, С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. Мы матрешки вятские Всех на свете краше. Расписные, яркие Сарафаны наши.
Особенности изготовления и этапы росписи матрешки.
- Интересно, а как же рождается матрешка?
Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.
Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.
Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.
Сначала точит самую маленькую матрешку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...
Этапы росписи матрешки.
Шлифовка заготовки
Обводка контура узора
Прорисовывание фона
Прорисовывание деталей
Окончательная обводка
Лакировка
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам станцевать танец матрешек и немного отдохнуть.
Физкультминутка.
(Читается нараспев с движениями)
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки. Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки. Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки. Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.
4. Практическая работа
- Сегодня вам, ребята, предстоит выполнить эскиз матрешки, которую вы будете делать на следующих занятиях. Ваша матрешка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо техники росписи.
(Опираясь на иллюстрации, дети вспоминают особенности хохломской, филимоновской, полховской, загорской, семеновской, городецкой техник росписи)
- Карточки с элементами цветоведения помогут вам, ребята, вспомнить, как, опираясь на основные цвета (красный, синий, желтый), получить оранжевый, фиолетовый, зеленый цвета, а, используя белый и черный цвет, холодные и теплые оттенки.
- Итак, переходим к выполнению нашей практической части.
(Дети выполняют эскиз будущей матрешки, используя иллюстрации, карточки с элементами цветоведения; во время работы можно включить записи русских народных песен
6. Подведение итогов

Итогом работы является выставка рисунков. Каждый ребенок может дать имя своей будущей матрешке и рассказать, элементы каких техник он использовал в своей работе.
- Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке.
(Ответы и рассказы детей)
- Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. Жду вас на следующем занятии. До свидания!











13PAGE 15


13PAGE 14515




15