Методическое пособие. Разноуровневые задания по русскому языку с казахским языком обучения. (8 класс))
Разноуровневые задания
по русскому языку для 8 класса c казахским языком обучения
З.М.Асанова учитель русского языка и литературы
КММ «Букенчинская средняя общеобразовательная школа»
ВКО, город Семей
Актуальность проблемы - осуществление самостоятельной работы обучаемых. Недостаточное развитие самодиагностики знаний, умений, самоконтроля успешности обучения по теме; недостаточная разработка и применение дифференцированных учебных заданий; неэффективное использование обратной связи преподавателя и учащегося; неумение самостоятельно приобретать необходимые знания, недостаточные навыки работы с источниками.
В связи с этим назрела необходимость в развитии у обучаемых самостоятельности мышления: развитие умения переходить от описания явлений к их анализу, от запоминания к пониманию, превращая тем самым поток информации в систему знаний.
Цель данного методического пособия:
- расширение знания учащихся по разделам русского языка;
- доказательство значимости тем в теоретическом и практическом
плане;
- организация самостоятельной работы учащихся по закреплению, обобщению, повторению изученных тем.
Задания составлены по аналогии с заданиями в учебниках для 8 класса с казахским языком обучения.
Бадамбаева Г.А. Учебник для 8 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения.
Данный материал был апробирован в данной школе.
Словосочетание
I уровень
1. Продолжите выражение:
Словосочетание – это
2. Дайте определение:
Согласование – это такой способ связи ...
Примыкание – это такой способ связи ...
Управление – это такой способ связи ...
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы:
Бездонн.. бочка, бел медведь, полярн ночь, весел песня, полев цветы, растут где (то), жители лес .
II уровень
1. Разберите словосочетания:
Посмотреть ласково, рассказывать интересно, отвечать охотно. Бескрайние долины, плыть на лодке, белые ночи, рассказывать сказку.
2. Составьте словосочетания:
Заниматься, гимнастика; стрелять, из, пушка; играть, на, барабан; стоять, на лед; красивый, песня; охранять, природа; весенний, солнце.
III уровень
1. Спишите. Произведите разбор предложений.
Тихонько наступает весна. Тает снег. Скоро прилетят птицы. Зеленые листья мягким ковром укроют землю.
2. Выпишите из 4-го предложения все словосочетания и разберите.
Простое предложение
1уровень
Завершите предложение.
А) Простое предложение, грамматическая основа, которого состоит из двух главных членов, называетсся
Б) Простое предложение, грамматическая основа, которого состоит из одного члена предложения называется
2. Дополните следующую блок-схему:
3.Вставьте пропущенные буквы:
Искутво – зеркал жизни. Вся истори искутва – это истори лдей, их жзни и борбы.
Искутво по-своему отражает обществеую жзнь. Надо обратится к искутву, чтобы узна о прошлом или настоящем.
2 уровень
1.Подчеркните грамматическую основу в предложениях.
Преподаватели училища побаивались Саврасова. Юношеские годы Левитана прошли в тяжелой нужде и лишениях.
2. Составьте предложения с данными словами.
Искусство, без не, ни, может быть, ученые, инженеры, просто, хорошие люди. Сумерки, дома, женщину, у, встретил, в, калитки, своего, Левитан, молодую, как-то. Хохотать, ему, дурачиться, и , хотелось.
3. Выполните синтаксический разбор предложения.
Неприязнь к Саврасову переносили на его любимого ученика – Левитана. Картина была признана недостойной медали.
уровень
По содержанию иллюстративного материала составить текст, употребляя односоставные предложения
(Портреты работы И.Е.Репина).
Гр.№1- с целью описания окружающего пейзажа.
Гр. № 2 - с целью описания внешнего вида героя.
Гр. № 3 – с целью описания внутреннего состояния героя
Главные члены предложения
1 уровень
1.Продолжите выражения.
Подлежащее и сказуемое
Подлежащее обозначает
Простое глагольное сказуемое –
Составное именное сказуемое –
Составное глагольное сказуемое-
2 уровень
1. Определите способы выражения подлежащего на основе данных
примеров;
Ураганы сгибают небо.
Я люблю свою Родину.
Жить – Родине служить.
К славному подвигу каждый готов.
Встречающие пришли рано.
Большие сидели за столом, а маленькие играли в песочнице.
Наше завтра будет прекрасно.
Пять лет на солдатские плечи легли.
Около четырехсот корреспондентов съехалось сюда на процесс.
Княгиня с княжной сидели на скамейке.
2 Обоснуте принадлежность данных сказуемых к сказуемым
составным глагольным.
1. Мы продолжали готовиться к походу.
2. Инструкторы могут научить многому.
3. Из ряда предложений определить предложение с составным именным сказуемым.
1. Образование – десять классов.
2. Дни становятся короче.
3. Он оказался агрономом.
Уровень
1.Составьте предложения, в которых подлежащими будут данные
ниже сочетания;
Отец с сыном .
Двое солдат
Стая гусей
Никто из нас
Каждый из студентов
Второстепенные члены предложения
1 уровень
1. Докончите определения
Дополнение – это
Обстоятельство– это
Определение– это
Приложение – это
2 уровень
1.Разобрать по членам предложения.
Высоко взметнулись скульптуры мемориала в Алматы, посвященные
Маншук Маметовой и Алие Молдагуловой.
Гордо и отважно выступают они вперед, первые из женщин-казашек, получившие звание Героя Советского Союза.
Вопрос об увековечении памяти юным Героям всегда волновал казахстанцев. Скульптор Баймагамбетов С.К, возглавивший работу творческого коллектива, завершил проект в 1997. В 2001 году памятник в целях сохранности взят под опеку государства.
3 уровень
1.Рассмотрите фотоматериалы, познакомьтесь с историей создания мемориала;
- Прочитайте текст.
- Подчеркните обстоятельства разного значения.
Памятник 28 панфиловцам в парке их имени Панфилова.
Парк 28 героев-панфиловцев, расположен в самом сердце города. Это место приобрело известность Мемориалом славы, Аллеей Памяти и Вечным Огнем. Могучие дубы парка своими кронами ушли далеко в небо. А рядом неповторимый в своей строгости и величии монумент Славы с вечным огнем, сооруженный в 1975 году в честь 30-летия победы над фашисткой Германией. Скульпторы А.В. Артимович, В.В. Андрющенко, Р.А. Сейдалин, В.В. Ким, увековечили один из эпизодов Великой Отечественной войны – бой у разъезда Дубосеково.
«Однородные члены предложения»
1 уровень
Продолжите фразу: Члены предложения, которые отвечают и являются одним и тем же называются .
Подчеркните однородные члены предложения:
А ветер мягкий и сырой глаза тихонько закрывает. Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб. Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.
2 уровень
1.Вставьте пропущенные знаки препинания.
Ученики отвечали ясно четко просто. Этот край очень богат лесами и торфом сеном и картофелем молоком и ягодами. В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
2. Расставьте знаки препинания в схемах:
О О и О; Не только О но и О; Ни О ни О ни О;
и О и О и О и О.
3 уровень
1. По следующим схемам составьте предложения.
[ О: О,О,О ]. [ О, О, О – О ].
.. О и О.
.. О или О
2. К данным рядам слов подберите обобщающее слово:
Лев, тигр, леопард. Кукла, мяч, зайчик, Буратино. Сосна, ель, пихта, кедр. Подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.
«Местоимение»
1 уровень
1. Дайте определение
Местоимение – это
2.Назовите разряды местоимений. Приведите примеры.
2 уровень
1. Спишите, раскрывая скобки.
(Не) у кого, (ни) кого, (ни) кто, (не) чем, (не) с кем, (ни) кому, (ни) к кому, (ни0 что, (не) к чему.
2. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания.
(Ни) чего я (не ) боюсь но (ни) с кем я (не) брнюсь.
Рдиться – рдился а (ни) к чему (не) пригодился.
Не стыдно млчать, коли (не) чего сказать.
Кто (то) терем прибирал, да хозяев поджидал.
3. Перепишите, подчеркните местоимения.
А) Все равно – глаза твои, как море,
Голубым колышутся огнем.
Б) От луны свет большой
Падает на нашу крышу.
В)Не нашлось мое колечко.
Г) Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
3 уровень
Написать эссе на тему: «Моя Родина»
«Глагол»
1 уровень.
1.Образуйте глаголы в повелительном наклонении ед. и мн. ч
Рисовать, думать, играть, прыгать, плыть.
2.Образуйте глаголы в сослагательном наклонении ед. и мн. ч.
Скакать, умываться, обнять.
3. Докончите пословицы из правого столбика
Землю красит солнце, а нашел береги
Труд кормит, а человека труд
Нет друга - ищи, а лень портит.
4.Распределите глаголы по видам.
Писать, рисовать, написать, прочитать, бежать, нарисовать, читать, писать, прибежать.
2 уровень
1.Спишите, вставьте пропущенные буквы, определите вид глагола.
Лиса пдружилась с Журавлем и позвала его в гости. Пшел журавль в гости к Лисе. А Лиса варила манной каши, рамазала по тарелке и потчует Журавля.
2.Спишите, определяя время глагола. Разберите по членам предложения одно предложение.
Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Дрогнула и погасла последняя звезда.
3 уровень
1.Выберите из скобок глагол в нужной форме.
Я случайно (видел, увидел) среди деревьев три небольшие березки. Они (стояли, постояли) на тихой травянистой полянке, их гибкие ветки (свисали, висели) к земле. Белые стволы (засияли, сияли) молодо, ясно, радостно.
2. Составьте диалог, используя глаголы в повелительном наклонении на тему: «В библиотеке».
«Причастие. Деепричастие. Наречие»
1 уровень
Вставьте пропущенные слова:
Наречие – это .., обозначает .., отвечает на вопросы.., имеет суффиксы
Причастие – это .. форма глагола, которая обозначает .., но представляет его в виде . лица или .. .
Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов
Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов
Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов
Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов
Деепричастие - .. форма глагола, которая обозначает .
Деепричастие несовершенного вида образуются с помощью суффиксов ..
Деепричастие совершенного вида образуются с помощью суффиксов ..
2 уровень
Вставьте пропущенные буквы:
Тень от навис...их деревьев упала на вду. Сорва..ные трвы мы сушли в кнгах. Белка, упав на куст, (не) разбилсь. Дрога петляла то вправ,то влев . Издалек.. доносился шум в..тра. Утро сег..дня (по) зимн..му хлодное.
Выделите суффиксы причастий:
Любящий, идущий, разбросанный, прожитый, построенный, принятый, живший.
3 уровень
1. Составьте миниатюру на слово:
М
О
Д
А
Разберите по членам предложения:
Варан открывает пасть и выпускает воздух, громко шипит, ударяя хвостом направо и налево.
Имя числительное
1 уровень
Допишите выражение.
Имя числительное – это
Заполните таблицы:
№1
Числительные
Разряд
Что обозначают?
Количественные
Порядковые
На какие вопросы отвечают?
Как изменяются?
№2
Числительные
по составу
количественные
Порядковые
Простые
Сложные
Составные
2 уровень
Запишите цифры словами.
7,8,11, 13,20, 21,50,101,200,500,1000.
От количественных числительных образуйте порядковые в именительном падеже единственного числа.
Восемь, семнадцать, два, один, сорок.
уровень
1.Прочитайте.
Два- двое, три-трое, четыре-четверо, пять-пятеро, шесть-шестеро, семь-семеро, восемь-восьмеро, девять – девятеро.
2.Чем отличаются приведенные пары числительных? Для ответа используйте модель образования собирательных числительных.
+ -еро
3.Запишиетс каждым собирательным числительным словосочетнание.
Служебные части речи
1 уровень
1.Продолжите определения.
Предлоги- это...
Союзы- это...
Частицы-это...
2.Заполните таблицу. Правописание служебных частей речи
Служебные части речи
Правописание служебных частей речи
Слитное
Раздельное
Через дефис
Предлоги
Союзы
Частицы
2 уровень
1.Перепишите, раскройте скобки.
1) Далеко из (за) деревьев, из (за) ветвей долетала песня. 2) Из (под) обрыва начали вылетать птицы. 3) (В) течении мая чаще дули (северо) восточные ветры. 4) (В)следствии какой-то задержки (в) пути лошади отстали.
5) Что(бы) ни делал, делай по совести. 6) Марина рассказала почти то (же) самое, что и её племянница. 6) Станция (не) далеко отсюда. 7) Калитку отворив, выходит девушка (не) смело. 8) Наш командир приказов своих (ни) когда не отменял.
2.Образуте от данных слов новые с помощью приставки не-
Внимательность – невнимательность (рассеянность), одобрение - . , счастье - . , порядок - .. , покорность - , воля - ., устойчивость - .., зависимость - .
Слова для вставки в скобках: порицание, беспорядок, строптивость, рабство, колебание, зависимость.
3 уровень
1.Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор подчеркнутого предложения.
Проснувшись, я (в) начале (не) понимаю, какое время суток. (По) видимому, (всё) таки равеет: (не) яркие лучи сонца проникают (с) верху в пр открытый люк и раеиваются над прочно сколоче..ыми нарами. Парход кчает (по) прежнему. Беспрстанно наб..гают мощные волны, и он, содргаясь всем корпусом, опа..но клнится (на)бок.
С трудом поднимаюсь (в) верх по укой ленице, уск.льзающей (из)под ног, и выхожу на палубу. (Ни)кого из паажиров, конечно, (н.)где (не) увидишь. Океан ра..вирепел. Стою, схватившись за кнат, и прклоняюсь перед мужеством матросов, (не) провляющих (н..) тени страха или растеряости.
Список использованной литературы
1. Бадамбаева Г.А., Тюлебаева М.А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобрзовательных школ с казахским языком обучения. – Алматы: «Мектеп»,2012.
2. Бадамбаева Г.А., Тюлебаева М.А. Русский язык: Правила и упражнения по орфографии и пунктуации. Учебное пособие для 8 класса. – Алматы: «Мектеп», 2004.-96 с.
3.Быстрова Е.А., Сапронова Т.Ф. Русский язык. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения. –М.:Дрофа, 2009.-222 с.
4.Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе: универсальная рабочая тетрадь в 2 тетрадях. – М.: ВЛАДОС. 1995, 160 с
5. Современный русский язык /Под ред. Д.Э. Розенталя. - М., 1984.
6. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке.М ., 1980.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
Односоставные предложения
ъђЗаголовок 2Заголовок 315