Конспект урока ИЗО Матрёшкины потешки


Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе.
Учитель: Кияйкина Анжелика Викторовна
Тема: «Матрёшкины потешки».
Цели урока:
- совершенствовать приёмы рисования – правильную передачу формы и пропорций, умение самостоятельно решать декоративное оформление предмета;
- развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать, творческую активность детей, наблюдательность,
- воспитывать аккуратность и любовь к произведениям народного творчества.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные:
Сформировать положительное отношение к уроку.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Способствовать стремлению к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Способствовать проявлению самостоятельности.
Регулятивные:
Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке.
Коммуникативные:
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Развивать умение работать с информацией.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться на бумаге.
Оборудование:
альбомы; принадлежности для рисования; иллюстрации матрёшек; матрёшки; индивидуальный раздаточный материал (шаблоны матрёшек); иллюстрация карусели, выполненная на листе ватмана; светофорчики; компьютер; зкран; проектор; презентация с тестом; диск с народными мелодиями и песнями; выставка книг по теме.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Игры, сказки – всё для вас! За работу!
В добрый час!
2. Подготовка к восприятию нового материала (эмоциональное включение в урок).
(Стихотворения раздаются детям по желанию за день до урока).
1 ученик. Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки!
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
2 ученик. Как у нашей, у хохлатки, Нынче вывелись цыплятки.
А из одной скорлупочки Матрёшки вышли в юбочке.
3 ученик. Шли подружки по дорожке
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.
4 ученик. Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.
В монтаже участвуют дети в русских народных костюмах.
3. Постановка темы и цели урока.
- Ребята, как вы думаете, какая тема сегодня на уроке?
- А что мы будем делать сегодня?
- А кто знает, когда появились матрёшки?А где?
4. Работа над новым материалом.
Включается тихая русская народная мелодия.
Рассказ учителя.
- Многие считают, что матрешки появились на свет давным-давно. Но на самом деле этой забавной игрушке нет еще и ста лет. Первую матрешку создал русский художник Сергей Малютин,
(Демонстрируется иллюстрация первой матрешки и ее автора).
- Про матрешку можно иногда услышать такую шутку, что она вылупилась из яйца.
- Как вы думаете, почему?
Дети высказывают свои предположения.
- Ребята 1 группы провели исследование по этому поводу, и вот, что они выяснили.
- С давних времен на Руси делали деревянные яйца, украшенные различными рисунками и узорами (демонстрируется иллюстрация).
В каждом яйце было до десяти сюрпризов.
- Что напомнила вам эта информация?
(показывается современное яйцо – киндер-сюрприз).
- Тогда на яичке было нарисовано изображение седоусого старичка. Но краски тогда были блеклыми, неяркими. Но тогда, в то время, эта игрушка не пользовалась спросом. (Иллюстрация).
- Вот почему, говорят, что матрешка вывелась из яйца.
Рассказ продолжает учитель:
- Тогда русский художник Сергей Малютин расписал игрушку по-своему. Это было изображение славной милой девочки в русском сарафанчике. Который был украшен цветочками. С тех пор эта кукла стала очень популярной. Первые матрешки появились в городе Семенове. Эти матрешки и до сих пор так и называются – семеновские матрешки. Позднее стали делать матрешек в городе Загорске и Полхов-Майдане. Матрешки, создаваемые в разных городах, хоть и имеют общие черты, внешне очень различаются.
- Ребята 2, 3, и 4 групп тоже провели исследование и выяснили, в чем отличие этих матрешек.
Дети демонстрируют матрешек и проводят обобщение.
- В руках семеновской матрешки или на ее фартуке – огромный букет цветов. Алые розы, красные маки, незабудки. Васильки, ягоды и листья собраны в красивый букет. Букет главенствует, он даже больше лица матрешки.
-У загорской матрешки, в отличии от семеновской, в руках узелок или корзина. Платок, рукава кофты, фартук украшены пестрыми узорами. Поэтому часто эту матрешку раньше называли Пестрешкой.
- Мастера Полхов-Майдана любят яркие, контрастные цвета. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы буйно цветущие ветки цветов или ягод сплошным ковром заполнили весь центр фигуры. Фигурка майдановской матрешки менее округлая, она как бы вытянута в длину. Это создается с помощью кокошника, который обязательно присутствует в облике майдановской матрешки.


Физминутка.
5 ученик. Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки матрешки.
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.
6 ученик. Весь народ глядит в окошки
Танцевать пошли матрешки.
Восемь стали танцевать,
А четвертая играть.
Дети имитируют движения езды, танцуют под веселую музыку, повторяя за ведущими.
5. Первичное закрепление.
Тест.
Когда появились первые матрешки?
А - 1000 лет назад
Б - 100 лет назад
В - давным-давно
Автор матрешки –
А – Сергей Малютин
Б – Иван Малявин
В – Сергей ПронягинЭлемент семеновской матрешки –
А – кокошник
Б – корзинка
В – букет
Пестрешкой называли -
А – майдановскую матрешку
Б – загорскую матрешку
В – семеновскую матрешку
У майдановской матрешки –
А – кокошник
Б – букет
В – узелок или корзинка
Самопроверка.

Рефлексия. Оцените свою работу светофорчиками.

6. Включение нового знания в систему заданий.
Продолжение рассказа учителя.
- Первые матрешки были одноместными. Затем стали делать двуместные и трехместные матрешки. Сейчас делают «восьмерки» и даже 15-местные матрешки. А есть и такие мастера, которые сотворили 50 сестричек матрешек и даже семейку из ста этих забавных сестричек. Высота самой большой матрешки – 1 метр, а самая маленькая в мире матрешка величиною с пшеничное зернышко.
- Мы с вами привыкли видеть матрешку с лицом милой озорной девчушки, а есть и такие матрешки, которые похожи на веселых мальчуганов и называются такие семейки «Русские парни», «Русские богатыри».
Демонстрация матрешек.
- Есть матрешки, которые создают целую семейку. Они так и называются «Хорошая семейка» (Демонстрация).
Физминутка.
Гимнастика для глаз.Тренажёр «Дорожка».
(Методика КПН, доцента В.А.Ковалёва).
7. Практическая работа.
- Сегодня мы попробуем создать каждый свою матрешку. Конечно, в росписи можно использовать элементы росписи Семенова, Загорска, Полхов-Майдана и даже Хохломы и Гжели.
(Демонстрация матрешек).
- Но пусть у каждого из вас получится своя собственная и неповторимая матрешка – посланница счастья и добра.
Раздаются шаблоны детям. Дети расписывают шаблоны под тихое звучание музыки.
Рефлексия. «Комплимент» Удачно закончить этот этап урока (на положительной ноте) словами: - похвалю себя за…

7. Итог урока.
Готовые детские работы размещаются на доске (иллюстрация карусели).
7 ученик. Сели мы на карусели,
На качели дружно сели.
Сто знакомых встретили
На поклон ответили.
Рефлексия.
- Закончите фразы:
- Мне помогло … - Было интересно… - Было трудно… - Мне захотелось… - У меня получилось… - На следующем уроке мне бы хотелось……