Открытое занятие на тему: «Выполнение цветочных узоров Полхов-Майдана на примере росписи матрешки».


Муницыпальное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Художественная школа народных промыслов «Артель»
Открытое занятие на тему:
«Выполнение цветочных узоров Полхов-Майдана на примере росписи матрешки».
Подготовила преподаватель отделения
«Художественная роспись. Батик»
МОУ ДОД «ХШНП «Артель»
Кашина Олеся Николаевна
г. Железногорск
2014 г
Конспект занятия.
Разработала: преподаватель отделения «Художественная роспись. Батик».
МОУ ДОД «ХШНП «Артель» Кашина Олеся Николаевна
Дата проведения занятия: 25.04.2014
Тема занятия. Выполнение цветочных узоров Полхов-Майдана на примере росписи матрешки.
Вид занятия. Практический.
Цели занятия:
а) образовательные:
б) развивающие:
в) воспитательные. познакомить обучающихся с работами современных мастеров, с характерными особенностями формы и росписи игрушек из Полхов- Майдана, закрепить знания детей о народном промысле Полхов-Майдана.
закрепление знаний обучающихся о росписи, истории ее возникновения, элементах росписи;
обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров: развивать умение самостоятельно создавать композицию, гармонично размещая детали на заготовке; формировать графические навыки обучающихся через использование разнообразных приемов росписи: «цветы», «травки»; развивать мышление учащихся, учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, отбирать материал по заданной теме; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для данного промысла элементы и цветовую гамму; развивать чувство ритма, творчество, фантазию; формировать графические навыки.
воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитывать в детях любовь к народным традициям, эстетические чувства посредством изучения народных промыслов.
Задачи занятия. Познакомить с красотой и богатством цветочных узоров Полхов-Майдана, с основными цветочными элементами и расписать заготовку матрешки.
Методы и методические
приемы. Словесные, наглядные, практические.Оборудование занятия
для преподавателя:
для обучающихся. Зрительный ряд: изделия Полхов-Майдана, фотографии и рисунки элементов, таблицы работ современных мастеров, образцы Полхов-Майданской росписи, открытки, репродукции, плакаты «Полхов-Майдан».
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Деревянная заготовка матрешки, гуашь, кисти, баночка для воды, альбом, салфетка, палитра.Структура занятия. 1.Организационный момент (1-2 мин.).
2.Постановка целей и задач занятия (1-2 мин.).
3.Обьяснение материала(10-15 мин.).
4.Закрепление материала(15-25 мин.).
5.Итоги занятия(3-5 мин.).
6.Окончание занятия(1 мин.).
Содержание занятия.
Этап занятия. Деятельность
преподавателя Деятельность обучающихсяФормирование УУД (универсальные учебные действия).
1.Организационный момент.
Создание эмоционального настроя на занятие.
Взаимное приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию.
Здравствуйте!
Начинаем наше занятие. Здравствуйте! Регулятивные: умение организовать свою деятельность.
2. Постановка целей и задач занятия. Сегодня на занятии мы выполним цветочные узоры Полхов-Майдана на примере росписи матрешки.
Внимательно слушают цели и задачи занятия. Познавательные: развитие способности смыслового восприятия текста.
Регулятивные: умение организовать свою деятельность.
3. Объяснение материала.
Звучит русская народная музыка.
Перед детьми расписной сундучок.
Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ.
Вопрос?
Чем же может быть наполнен такой сундучок?
Но игрушки, что здесь лежат, особенные. А особенность их в том, что, они созданы руками народных русских мастеров.
Вопрос?
Как вы думаете, какой росписью украшены игрушки?
Вопрос?
В чем особенность Полхов-Майданского промысла?
Вопрос?
Какие мотивы используют полхов-майданские мастера в росписи игрушек и сувениров?
Все это
придает неповторимость не только знаменитым игрушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например: вазы, бочонки, полочки и многое другое.
Сегодня на занятии особое внимание уделим Полхов-майданской матрешке.
Внимательно рассмотрите матрешку и назовите характерные особенности.
Полхов-майданские матрешки можно сразу узнать по удлиненному силуэту; маленькому овалу головы; платок, покрывающий голову без узелка со свободно спадающими концами, расписан одним цветом.
Лицо обрамляют «кудри». Раньше женщины убирали волосы под кокошник, девицы - под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри». Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки. Лицо матрешки порой изображали одним черным цветом и окружали забавными кудряшками.
Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль цветочной росписи. Они стремились так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди.
Вопрос?
Какие основные цвета использовали мастера?
Ответ.
Старинными русскими вещами и игрушками.
Ответ.
Игрушки украшены Полхов-Майданской росписью.
Ответ.
Для Полхов-майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего, это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.
Сувениры и матрешки отличаются от всех необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия – «тарарушки».
Ответ.
В росписи игрушек и сувениров полхов-майданские мастера используют «цветы», «травки», «бутоны», «ягоды».
Ответ.
Использовались такие цвета как, синий, зеленый, красный, желтый и обязательно черный цвет для обводки элементов.
Познавательные: умение результативно мыслить и работать с информацией; ознакомление с цветочными узорами Полхов-Майданской росписи.
Личностные: развитие эстетических чувств, духовно- нравственное развитие, формирование особого отношения к художественной росписи.Коммуникативные:
умение общаться, взаимодействовать, находить общий язык, иметь собственное мнение.
4. Закрепление материала.
Творческая мастерская.
Физкультминутка
Сейчас мы с вами будем в роле мастеров и выполним Полхов-Майданскую матрешку.
Роспись матрешки выполняется в четыре этапа:
- грунтовка,
- «наводка»,
- окраска,
- лакировка.
Роспись начнем с прорисовки черным контуром образа матрешки.
Берем черный цвет и выполняем небольшую голову матрешки, с условным изображением лица, которое обрамляют кудряшки в виде спиралек. Находим середину лица и от середины вправо и влево прописываем по три кудряшки. На голове около волос традиционно выполняется цветок - трилистник.
Далее прорисовываем овал, заменяющий передник. Руки у Полхов-Майданской матрешки не изображаются, и весь передник заполняет пышный цветок с листьями и бутонами.
Сначала изображается самый крупный цветок. Например, цветок шиповника, затем бутончики и ягодки, после все элементы соединяются стебельками, веточками и листочками.
Закончился этап «наводка».
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И работу продолжаем.
Следующий этап окраска.
Для окраски используют традиционные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Путем смешивания исходных красок получали другие цвета. Например, фиолетовый получали при смешивании красного и синего.
Начнем с самого крупного цветка на переднеке и трилистника на платке. Затем выполним бутоны и листья.
Платок распишем красным цветом, сарафан зеленым. Выполнение прорисовки образа матрешки.
Повторение движений за преподавателем.
Продолжение выполнения матрешки.
Выполнение элементов росписи.
Регулятивные: работа по образцу.
Личностные: составление своего узора.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с преподавателем и со сверстниками.
5.Итоги занятия. Молодцы! Отличные у вас получились матрешки.
Вопрос?
Какие элементы использовались при разработке цветочной композиции ?Давайте проанализируем ваши творческие работы.
Проведем анализ работ в форме коллективного просмотра-выставки. Ответ.
При разработке цветочной композиции для матрешки использовались: листья, веточки, ягоды, бутоны, цветы.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
6.Окончание занятия. На этом занятие закончено.
До свидания. До свидания.
Список литературы. 1. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 304 с., 16 с. ил.: ил.
2. Столяренко Л.Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- 448 с.
3. Классные часы: 8 класс / Авт – сост. А.В.Давыдова. – М.: ВАКО, 2012.- 288 с. - (Учебный год).
4. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс /Л.А. Неменская, И.Б. Полякова, Т.А. Мухина, Т.С.Горбачевская/; под ред. Б.М. Неменского. – Просвещение , 2012. -159 с.: - ISBN 978- 5- 09- 028335- 9.
5. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.-224с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).
6. Евсеев И.С. Роспись посуды и аксессуаров /И.С. Евсеев-Ростов н /Д.: Феникс, 2006.-252, [1] с.: ил. - (Мастерская).
7. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» /В.С. Бадаев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.-32с., 40с. ил.: ил. (Учебное пособие для вузов).Приложение