Урок по теме Междометие 7 класс
Урока русского языка по теме "Междометие как часть речи"
Цель урока: знакомство с междометием как особой частью речи.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся понятие о междометии как особой части речи, дать представление о пунктуационном выделении междометий в предложении;
Развивающие: развивать умение целесообразного использования междометий, выражающих значение благодарности, приветствия, развить связную речь детей, обогатить словарный состав;
Воспитательные: воспитывать культуру общения.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание коллаборативной среды.
Чтение стихотворения «Здравствуйте» (у.518)
II. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового материала.
1. Определение задачи и цели урока.
Слово учителя: Ребята, на столах у вас части речи, распределите их по группам.
- Какая часть речи осталась? Почему?
- Определите тему урока. Какую цель можно поставить на уроке?
Запись темы урока. Заполнение таблицы ЗХУ
Знакомство с Оценивающими листами.
Сегодня в работе принимают участие несколько групп: актеры, историографы
2. Повторение изученного.
Слово учителя: Из изученного курса русского языка вы знаете, что все части речи делятся на две неравные группы, какие?
– Знаменательные или самостоятельные части речи и служебные.
– Почему они получили такое название?
– Знаменательные или самостоятельные – слова, обладающие самостоятельным лексическим значением, то есть служащие названиями предметов, действий, качеств, свойств.
– Служебные – служащие для связи слов, предложений, образования наклонений глагола. Нам необходимо определить место междометия среди всех этих частей речи.
3.Проблемные вопросы: В чем заключается особенность междометия?
Каково его происхождение?
Слово предоставляется нашему “Театру миниатюр” – группе актеров.
“Сказка – миниатюра”.
Действующие лица:
Королева Грамматика,
Имя существительное,
Имя прилагательное,
Местоимение,
Глагол,
Междометие.
Примечание: у всех на груди таблички с названиями частей речи.
Сказка.
Королева: Дорогие ребята, сегодня вам предстоит удивительная встреча: вы познакомитесь с новой частью речи.
Прилагательное: С какой это частью речи?
Существительное: Что это за часть речи?
Королева: А это особая часть речи, и называется она – междометие.
Глагол: Ой, знаем – знаем. И нет в ней ничего особого. Вот мы все что-нибудь обозначаем.
Существительное: Да – да! Я, например, предмет.
Прилагательное: Ну, а я его признак.
Глагол: Я – действие.
Существительное: Да. А у междометий только одно на уме да на языке: Ах! Ох! Караул!
Глагол: Поэтому и живут отдельно от нас.
Королева: Все верно, милые части речи, но вы, сами того не замечая, не обошлись сейчас в разговоре без них, потому что междометие – это особая часть речи, которая выражает различные чувства, настроения, побуждения к действию, не называя их.
Междометие:
Мне, – сказало Междометье. (Королева.)Интересно жить на свете.Выражаю поощренье, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье,Возмущение, привет…Те, кого охватит страх,Произносят слово (все учащиеся хором): Ах!У кого тяжелый вздох,Произносят слово: Ох!Кто встречается с бедой,Произносит слово: Ой!Кто отстанет от друзей,Произносит слово: Эй!У кого захватит дух,Произносит слово: Ух!
Королева:
Ах, как трудно жить на свете,Не усвоив междомений.
Местоимение: А когда возникло междометие?
Историческая справка.
Междометие – словообразовательная калька XVIII века. От лат. Interjection – междометие, возникло первоначально в виде междуметия. Буквально междометие значит “брошенное (вставленное) между полнозначными словами”.
Под влиянием сложных слов с соединительными гласными “о” – “е” первоначальная форма междуметие изменилась в междометие.
В английском языке существует слово interjection, имеющее два значения: 1. восклицание, 2. грамматическое междометие.
Слово учителя. Спасибо всем!
III. Изучение нового материала (в группах) по технологии ЖИГСО. Формативное оц-е.
1 группа- с.217
2 группа- с.218
3 группа-с.219
4 группа-с.220
IV. Закрепление нового материала.
Индивидуальная работа с уч-ся (ЗПР)
Карточка. Вставить пропущенные междометия.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого …
Зазеленеет старый пень, когда услышит …
Если больше есть не в силах, маме скажем мы …
Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече …
И во Франции, и в Дании на прощанье скажут …
Задание 1.
Найдите звукоподражательные слова. (ключ(2, 4, 5,8 ,9,10) на слайде. Взаимопроверка)
1. Тьфу!
2. Ква-ква.
3. Брысь!
4. Динь-динь.
5. Курлы-курлы.
6. Всего хорошего.
7. Тс…
8. Чух – чух.
9. Кар-кар.
10. Кря-кря.
11. Ай-ай!
Задание 2.
Графическая работа. Составьте предложения только с междометиями. Проверка консультантами.
1. [Ау!...]
2. [Гав-гав!...] +
3. [Эй…]
4. [Алло!...]
5. [Мяу!...] +
6. [Здравствуйте, …]
7. [Ох!...]
А теперь небольшой тест, как вы поняли сегодняшнюю тему.
Тест ФИО да нет
1. Междометие – это служебная часть речи +
2. «Вон!» - это побудительное междометие +
3. «Всего хорошего!» - это эмоциональное междометие +
4. Междометия воспроизводят звуки, издаваемые человеком или животным. +
5. «Кря-кря» - это звукоподражательное слово +
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3» 5
V.Рефлексия. Заполнение таблицы ЗХУ и Листов оценивания.
VI.Домашнее задание.
На «5» сочинение – сказку на тему «Дружба междометий со звукоподражательными словами»
Всем остальным – п. 63-64 выучить правила, упр.503 письменно
Группа № Консультант
ФИ ученика Мозговая атака 1 задание
2 задание Тест Общий
балл оценка
Критерии выставления оценки за урок:
Мозговая атака
Все время молчал, только переписывал в тетрадь
0 баллов Принимал участие в обсуждении
1 балл Зачитывал ответы
на вопросы
или озвучивал
общие выводы
2 балла Активно
обсуждал в группе, отвечал на некоторые вопросы
3 балла Активно
обсуждал в группе,
предлагал ответы на вопросы, идеи,
отвечал в группе
4 балла
Максимальное количество баллов – 19 – оценка «5»
15-18 баллов –оценка «4»
11-14 баллов –оценка «3»
0-10 баллов –оценка «2»
Группа № Консультант
ФИ ученика Мозговая атака 1 задание
2 задание Тест Общий
балл оценка
Критерии выставления оценки за урок:
Мозговая атака
Все время молчал, только переписывал в тетрадь
0 баллов Принимал участие в обсуждении
1 балл Зачитывал ответы
на вопросы
или озвучивал
общие выводы
2 балла Активно
обсуждал в группе, отвечал на некоторые вопросы
3 балла Активно
обсуждал в группе,
предлагал ответы на вопросы, идеи,
отвечал в группе
4 балла
Максимальное количество баллов – 19 – оценка «5»
15-18 баллов –оценка «4»
11-14 баллов –оценка «3»
0-10 баллов –оценка «2»
Группа № Консультант
ФИ ученика Мозговая атака 1 задание
2 задание Тест Общий
балл оценка
Критерии выставления оценки за урок:
Мозговая атака
Все время молчал, только переписывал в тетрадь
0 баллов Принимал участие в обсуждении
1 балл Зачитывал ответы
на вопросы
или озвучивал
общие выводы
2 балла Активно
обсуждал в группе, отвечал на некоторые вопросы
3 балла Активно
обсуждал в группе,
предлагал ответы на вопросы, идеи,
отвечал в группе
4 балла
Максимальное количество баллов – 19 – оценка «5»
15-18 баллов –оценка «4»
11-14 баллов –оценка «3»
0-10 баллов –оценка «2»
Тест ФИО да нет
1. Междометие – это служебная часть речи 2. «Вон!» - это побудительное междометие 3. «Всего хорошего!» - это эмоциональное междометие 4. Междометия воспроизводят звуки, издаваемые человеком или животным. 5. «Кря-кря» - это звукоподражательное слово 0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3» Тест ФИО да нет
1. Междометие – это служебная часть речи 2. «Вон!» - это побудительное междометие 3. «Всего хорошего!» - это эмоциональное междометие 4. Междометия воспроизводят звуки, издаваемые человеком или животным. 5. «Кря-кря» - это звукоподражательное слово 0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3» Тест ФИО да нет
1. Междометие – это служебная часть речи 2. «Вон!» - это побудительное междометие 3. «Всего хорошего!» - это эмоциональное междометие 4. Междометия воспроизводят звуки, издаваемые человеком или животным. 5. «Кря-кря» - это звукоподражательное слово 0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3» Тест ФИО да нет
1. Междометие – это служебная часть речи 2. «Вон!» - это побудительное междометие 3. «Всего хорошего!» - это эмоциональное междометие 4. Междометия воспроизводят звуки, издаваемые человеком или животным. 5. «Кря-кря» - это звукоподражательное слово
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3» Тест ФИО да нет
1. Междометие – это служебная часть речи 2. «Вон!» - это побудительное междометие 3. «Всего хорошего!» - это эмоциональное междометие 4. Междометия воспроизводят звуки, издаваемые человеком или животным. 5. «Кря-кря» - это звукоподражательное слово 0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3» “Сказка – миниатюра”.
Королева: Дорогие ребята, сегодня вам предстоит удивительная встреча: вы познакомитесь с новой частью речи.
Прилагательное: С какой это частью речи?
Существительное: Что это за часть речи?
Королева: А это особая часть речи, и называется она – междометие.
Глагол: Ой, знаем – знаем. И нет в ней ничего особого. Вот мы все что-нибудь обозначаем.
Существительное: Да – да! Я, например, предмет.
Прилагательное: Ну, а я его признак.
Глагол: Я – действие.
Существительное: Да. А у междометий только одно на уме да на языке: Ах! Ох! Караул!
Глагол: Поэтому и живут отдельно от нас.
Королева: Все верно, милые части речи, но вы, сами того не замечая, не обошлись сейчас в разговоре без них, потому что междометие – это особая часть речи, которая выражает различные чувства, настроения, побуждения к действию, не называя их.
Междометие:
Мне, – сказало Междометье. (Королева.)Интересно жить на свете.Выражаю поощренье, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье,Возмущение, привет…Те, кого охватит страх,Произносят слово (все учащиеся хором): Ах!У кого тяжелый вздох,Произносят слово: Ох!Кто встречается с бедой,Произносит слово: Ой!Кто отстанет от друзей,Произносит слово: Эй!У кого захватит дух,Произносит слово: Ух!
Королева: Ах, как трудно жить на свете,Не усвоив междомений.
Местоимение: А когда возникло междометие?
Историческая справка.
Междометие – словообразовательная калька XVIII века. От лат. Interjection – междометие, возникло первоначально в виде междуметия. Буквально междометие значит “брошенное (вставленное) между полнозначными словами”.
Под влиянием сложных слов с соединительными гласными “о” – “е” первоначальная форма междуметие изменилась в междометие.
В английском языке существует слово interjection, имеющее два значения: 1. восклицание, 2. грамматическое междометие. Перфикс inter имеет значение взаимодействия, т.е. между частями речи.
Изучение нового материала (в группах) по технологии ЖИГСО.
1 группа- с.217
2 группа- с.218
3 группа-с.219
4 группа-с.220
Задание 1.
Найдите звукоподражательные слова и составьте предложения.
1. Тьфу!
2. Ква-ква.
3. Брысь!
4. Динь-динь.
5. Курлы-курлы.
6. Всего хорошего.
7. Тс…
8. Чух – чух.
9. Кар-кар.
10. Ай-ай!
Задание 2.
Графическая работа. Составьте предложения только с междометиями.
1. [Ау!...]
2. [Гав-гав!...] +
3. [Эй…]
4. [Алло!...]
5. [Мяу!...] +
6. [Здравствуйте, …]
7. [Ох!...]
Изучение нового материала (в группах) по технологии ЖИГСО.
1 группа- с.217
2 группа- с.218
3 группа-с.219
4 группа-с.220
Задание 1.
Найдите звукоподражательные слова и составьте предложения.
1. Тьфу!
2. Ква-ква.
3. Брысь!
4. Динь-динь.
5. Курлы-курлы.
6. Всего хорошего.
7. Тс…
8. Чух – чух.
9. Кар-кар.
10. Ай-ай!
Задание 2.
Графическая работа. Составьте предложения только с междометиями.
1. [Ау!...]
2. [Гав-гав!...]
3. [Эй…]
4. [Алло!...]
5. [Мяу!...] +
6. [Здравствуйте, …]
7. [Ох!...]
Карточка.
Вставить пропущенные междометия.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого …
Зазеленеет старый пень, когда услышит …
Если больше есть не в силах, маме скажем мы …
Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече …
И во Франции, и в Дании на прощанье скажут …
Карточка.
Вставить пропущенные междометия.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого …
Зазеленеет старый пень, когда услышит …
Если больше есть не в силах, маме скажем мы …
Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече …
И во Франции, и в Дании на прощанье скажут …
Карточка.
Вставить пропущенные междометия.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого …
Зазеленеет старый пень, когда услышит …
Если больше есть не в силах, маме скажем мы …
Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече …
И во Франции, и в Дании на прощанье скажут …
Карточка.
Вставить пропущенные междометия.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого …
Зазеленеет старый пень, когда услышит …
Если больше есть не в силах, маме скажем мы …
Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече …
И во Франции, и в Дании на прощанье скажут …
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Союз
Предлог
Частица
Междометие
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Союз
Предлог
Частица
Междометие
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Союз
Предлог
Частица
Междометие
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Союз
Предлог
Частица
Междометие
Имя существительное
Знаю Хочу знать Узнал
Знаю Хочу знать Узнал
Знаю Хочу знать Узнал
Знаю Хочу знать Узнал