Конспект урока по теме: Междометие как часть речи
Разработка урока русского языка в технологии деятельностного метода с применением интерактивной системы оценки качества знаний Votum
Предмет: русский язык
Класс:7
Тема урока: Междометие как часть речи.
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Образовательные цели:
дать понятие о междометии как особой части речи;
показать грамматические признаки и роль междометий;
познакомить с разрядами междометий;
Новое знание: узнать «междометие» как часть речи, его морфологические признаки и три типа междометий по значению.
Пробное задание: Найти в тексте междометия, определить их значения и аргументировать свой выбор.
Фиксация затруднения:
1. Мы не смогли найти междометия.
2. Мы нашли междометия, но не знаем их значений.
3. Мы нашли междометия и можем объяснить ответ, но не уверены в правильности обоснования.
Причина затруднения: не знаем, какие слова называются междометиями, и какие они имеют значения и морфологические признаки.
Цель деятельности: узнать, какие слова называются междометиями, какие морфологические признаки они имеют, три типа междометий.
Ход урока
Требования к этапу
Содержание
Выполняемые УУД
1) Организовать актуализацию
требований к ученику со стороны
учебной деятельности («надо»).
2) Организовать деятельность учащихся
по установке тематических
рамок («могу»).
3) Создать условия для возникновения
у ученика внутренней потребности
включения в учебную деятельность
(«хочу»).
Ребята, пока мы с вами шли на урок, кто-то написал для нас пословицы и поговорки, давайте их прочитаем: (слайд 1)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Ученье лучшее богатство.
Без букв и грамматики не учатся математике.
Как вы думаете, о чем говорится в каждой из них?
О значимости какого предмета говорит последняя?
А зачем хорошо знать русский язык?
А вы уже все знаете о русском языке?
Вы готовы получать новые знания по русскому языку?
Коммуникативные
Познавательные
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Зафиксировать актуализированные
способы действий в речи.
3) Зафиксировать актуализированные
способы действий в знаках
(эталоны).
4) Организовать обобщение актуализированных
способов действий.
5) Организовать актуализацию
мыслительных операций, достаточных
для построения нового знания.
6) Мотивировать к пробному учебному
действию («надо»-«могу»-«хочу»),
7) Организовать самостоятельное
выполнение пробного учебного
действия.
8) Организовать фиксацию индивидуальных
затруднений в выполнении
учащимися пробного учебного
действия или в его обосновании.
Ребята, чтобы мы могли двигаться вперед, что должны сделать сейчас? (повторить то, что изучили ранее)
Какие две большие группы частей речи мы изучили подробно? (самостоятельные и служебные)
Какие части речи относятся к самостоятельным? Почему?
Какие части речи относятся к служебным? Почему?
Актуализация
Что вам помогает определить часть речи?
Сейчас вам предстоит выполнить задание: вписать нужные слова в каждую из двух групп: самостоятельные части речи и служебные. (слова помещены на слайде: стол, ах, бегать, увы, цветок, ох, за, бы, ура, прелестный, об, браво, и, ни).(слайд2 )
Сравните свои ответы с эталоном.(слайд 3)
Стол, цветок, бегать, прелестный
За, ни, бы, и, об.
-Какие слова вы не выписали ни в одну из групп? (ах, увы, браво! ох, ура! ) эти слова выводятся на слайде. (слайд 4)
- Попробуйте изменить эти слова. Изменяются ли они? (Нет.)
- Можно ли к ним задать вопрос? (нет)
-Как вы думаете, являются ли они членами предложения?
Какой вывод мы можем сделать? (что есть слова, которые не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи и выражают чувства, но не называют их!).
-Ребята, это междометия, особая часть речи!
-Как вы думаете, для чего они нам нужны?
Выполнение пробного действия:
Найдите в тексте междометия;
определите их значения по разряду;
обоснуйте свой выбор (письменно). (слайд 5)
Коль заблудишься в лесу,
Закричишь: -Ау!
Если друг подвел при всех,
Ты ему с упреком: -Эх!
Матч на первенство двора-
Побеждаем мы: -Ура!
(Лариса Ищенко)
-Алло, я Вас слушаю, - ответил Саша.
-Пожалуйста, выслушайте меня.
(на следующем слайде тот же текст с выделенными междометиями)
(слайд 6)
-Кто смог найти междометия?
-Кто определил их значения?
-Кто допустил ошибки?
-Кто может доказать свой выбор?
Фиксация затруднения в новом действии
-Что вы не смогли сделать, выполняя данное вам задание? (доказать, что выделенные слова-междометия, определить их значения)
-Как вы думаете, почему вы не смогли этого сделать? (не знаем признаков данной части речи, не знаем разрядов междометия)
Регулятивные
Регулятивные
Познавательные
Познавательные
Коммуникативные
Познавательные
Познавательные, регулятивные.
познавательные
Выявление места и причины затруднения
Организовать фиксацию места
(шага, операции), где возникло затруднение.
Организовать соотнесение своих
действий с используемыми эталонами
(алгоритмом, понятием
и т. д.).
На этой основе организовать выявление
и фиксацию во внешней речи
причины затруднения - тех конкретных
знаний, умений или способностей,
которых недостает для
решения исходной задачи и задач
такого класса или типа вообще.
-Какое задание вы должны были выполнить?
(найти междометия, определить их значения и доказать свой выбор)
- Что у вас на этом этапе возникло? (затруднение)
- Но вы поняли, чего не знаете? Отсутствие какого знания мешает вам двигаться вперед? (на какие разряды делятся междометия)
Регулятивные, познавательные
IV Построение проекта выхода из затруднения
Организовать построение проекта
выхода из затруднения:
Учащиеся ставят цель проекта
Учащиеся уточняют и согласовывают
тему урока.
Учащиеся определяют средства
Учащиеся формулируют шаги, которые
необходимо сделать для реализации
поставленной цели.
-Ребята, какую цель вы поставите перед собой сейчас? (Узнать, что такое междометие, какие разряды имеет междометие)
-Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 7)
(Междометие как часть речи)
- Запишите тему урока в тетради.
-Что нам может помочь открыть новое знание?
(учебник)
-Давайте выполним упражнение 434 на стр.259 по заданию.
-Как вы думаете, почему междометие занимает особое положение среди других частей речи?
-Имеет ли оно лексическое значение? Изменяется ли, выполняет синтаксическую функцию как самостоятельные части речи?
- Производны ли междометия?
-Давайте составим план открытия нового знания.
(составляется вместе с учителем):
Прочитать слово, подумать, можно ли его отнести к какой-либо самостоятельной или служебной части речи.
Выражает ли это слово чувства и не называет их.
Если это междометие – определить его разряд.
Сравнить свои выводы с информацией учебника.
Регулятивные
Регулятивные, познавательные
Коммуникативные, познавательные
V Реализация построенного проекта
1) Организовать реализацию построенного
проекта в соответствии
с планом.
2) Организовать преодоление
затруднения.
5) Организовать возможность
применения нового способа
действий для решения заданий
данного типа.
-Давайте выполним то задание, с которым вы не все справились. (слайд 8)
- С чем вы не справились?
-Пользуясь составленным планом, давайте попробуем найти междометия, определить их значения (разряд) и обосновать свой ответ.
-Теперь мы смогли определить разряд междометий? (да)
Регулятивные
VI Первичное закрепление во внешней речи
Организовать усвоение детьми
нового способа действий
-Теперь давайте потренируемся в применении ваших новых знаний.
- Сейчас вы будете выполнять задания по рядам.
- Но сначала все вместе попробуем определить, какие междометия зашифрованы на картинках. (слайд 10-16)
Итак, какие междометия зашифрованы: (слайд 17)
- Распределите их по разрядам, составьте предложения. Итак, 1 ряд учеников – междометия, выражающие чувства, 2 ряд учеников – междометия, выражающие побуждение к действию, 3 ряд учеников – междометия, выражающие формы приветствия, прощания.
-Итак, проверим, что у вас получилось.
(слайд 18)
1. ой, ого, ура.
2. стоп, алло.
3.здравствуйте, до свидания)
Коммуникативные, познавательные
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Упр.435 с.259
выполните альтернативное задание:
-постройте таблицу из четырех столбцов (3 разряда междометий + производные междометия)
Распределите междометия, встретившиеся в упражнении, по столбцам.
- Встретились ли вам примеры, которые следует включить сразу в два столбца? (да, это производные междометия, которые также могут быть охарактеризованы с точки зрения разряда)
Эталон: (слайд 19)
Междометия, выражающие чувства
Междометия, выражающие побуждение к действию
Междометия, выражающие формы приветствия
Производные междометия
Увы. Ага! Ба!Увы!Боже!
Вперед!
Здравствуйте!
Пожалуйста!
Боже!Вперед!
Регулятивные
VIII Включение в систему знаний и повторение
- Ребята, где вам могут пригодиться новые знания?
(в том числе и в жизненных ситуациях)
-сейчас продумайте каждый по одной жизненной ситуации с любым из трех разрядов междометий и запишите ее!
Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные
IX Рефлексия учебной деятельности
-Какую цель мы сегодня ставили на уроке?
-Мы достигли ее?
Экспресс-диагностика
-Междометие относится к самостоятельным частям речи (да/нет)
-междометие –особая часть речи, не относится ни к самостоятельным, ни к служебным. (да/нет)
- междометие является членом предложения (да/нет)
- междометие может указывать на побуждение к действию (да/нет)
-слова ох, ай, бац, солнечно, увы – междометия (да/нет)
Ребята, теперь посмотрим на отчет. Обратите внимание, какие оценки вы получили.
-А как вы оцениваете свою деятельность на уроке, обоснуйте? (учитель спрашивает детей, соглашается или не соглашается с их оценкой.)
-Назовите ключевые слова урока?
-Продолжите фразу: «Я провел этот час не напрасно» (слайд 20)
Домашнее задание: правило с. 259, упражнение 436 по заданию. (слайд 21)
Коммуникативные,
регулятивные,
познавательные,
личностные
15