Методическая разработка урока по русскому языку на тему Междометие как часть речи (7 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 «Выбор»
Находкинского городского округа





Междометие
как часть речи

Методическая разработка
урока русского языка в 7 классе















Тема урока. Междометие как часть речи Цели:
сформировать у обучающихся понятие о междометии как части речи;
дать представление о пунктуационном выделении междометий в предложении;
развивать умение целесообразно использовать междометия в речи для выражения различных чувств;
работать над развитием внимания;
вырабатывать культуру поведения в общественном месте.


Тип урока: урок объяснения нового материала.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, мобильный телефон, толковый словарь С.И.Ожегова.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока.
Основные понятия: самостоятельные и служебные части речи, междометие, орфограмма.
Эпиграф к уроку

Ах, как трудно жить на свете, Не усвоив междометий.   Ц. Ангелов


Ход урока
I.Актуализация опорных знаний
1.Какой раздел науки о языке «отвечает» за изучение частей речи?
2.Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных частей речи?
II.Мотивация учебной деятельности
1.Словарный диктант Спасибо, благодарю, до свидания, спокойной ночи, извините, простите, здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, привет, всего хорошего.
Учитель. Каким словом можно объединить все эти слова?
Раздается звонок с мобильного телефона
- Ой, телефон! Извините, пожалуйста, завуч звонит, наверное, что – то очень важное!
- Алло! (нетерпение)
-Здравствуйте, Оксана Ивановна!(удивление)
- Ах, конечно, у меня урок. (сожаление)
- Батюшки, опять «двойка»!? (досада)
- Ох, некогда мне! Ну да ладно, постараюсь помочь (отчаяние, сомнение) .

III.Постановка целей и задач урока
Учитель. Ребята, простите, пожалуйста, мне следовало отключить телефон до начала урока или при получении сигнала, но раз уж так получилось, что вы слышали наш разговор, давайте используем его для изучения нового материала.
Давайте обратимся к словам, с которых начинались мои ответы и попытаемся определить, к какой части речи они относятся: ой, алло, а, ах, батюшки, ну, ох.
Задание 1.
Учитель. Назовите эти слова. Знакомы ли они вам? Что выражают? Какие именно чувства они выразили? (нетерпение, радость, удивление, сожаление, досада, призыв к действию, отчаяние, сомнение). Где употребляются? С какой интонацией выделяются в речи?

IV.Работа над темой урока
Учитель. К какой группе частей речи мы их можем отнести? Самостоятельная или служебная часть речи?
- Называют ли они предмет, признак, действие, количество? (Нет)
- Являются ли они членами предложения? (Нет)
- Являются ли достаточным условием для образования предложения? (Нет)
- Изменяются ли слова «Ой, ох, ах, боже мой»? Можем ли мы отнести их к самостоятельным частям речи? (Нет)
Учитель. Проверим, может, это служебная часть речи.
- Служат ли они для выражения отношения между словами в словосочетании и предложении или устанавливают отношения между целыми предложениями? (Нет)
Вносят ли дополнительные оттенки в значения самостоятельных слов? (Нет)
Участвуют ли в образовании слов или их форм? (Нет)
Можем ли мы отнести данные слова к служебным частям речи? (Нет)
Вывод. Данные слова не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Это особая часть речи, которая называется междометие.
Дети записывают в тетрадь тему урока
Историческая справка От лат. Interjection – междометие, возникло первоначально в виде междуметия. Буквально междометие значит “брошенное (вставленное) между полнозначными словами”. Под влиянием сложных слов с соединительными гласными “о” – “е” первоначальная форма междуметие изменилась в междометие. В английском языке существует слово interjection, имеющее два значения: 1) восклицание, 2) грамматическое междометие. Перфикс inter имеет значение взаимодействия, т.е. между частями речи. Учитель. Что выражает междометие? Работа с толковым словарем. V. Работа по изучению нового материала
Задание1. (Выполняется по учебнику Русский язык для 7 класса под редакцией М.М. Разумовской)
Учитель. Обратимся к учебнику (стр. 227). Прочитайте параграф 40 и определите, еще какими признаками обладает междометие (бывают производные и непроизводные, могут выступать в значении других частей речи). Задание 2.
Учитель. Давайте выясним, каково назначение междометий? Определите их Послушайте стихотворение А.Тетивкина, поставьте нужные междометия и запишите их в тетрадь.
«Мне,- сказало Междометье,-
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье Возмущение, привет
Те, кого охватит страх,
Произносят слово «Ах!».
У кого тяжелый вдох
Произносят слово «Ох!».
Кто встречается с бедой,
Произносит слово «Ой!».
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!»
У кого захватывает дух,
Произносит слово «Ух!»
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
Учитель. Какие чувства выражают междометия? (поощренье, похвалу, упрек, восхищение, запрет, благодарность и т. д.)

VI. Закрепление изученного
Слайд 1. Учитель. Рассмотрите рисунки. Какие междометия можно употребить в данных речевых ситуациях? Обратите внимание на интонацию, мимику и жесты.
Учитель. Попытаемся обобщить сведения, которые мы получили об этой необычной части речи – междометии.
Междометие – это особая часть речи, которая
- не изменяется;
- выражает различные чувства и волевые побуждения, но не называет их
- употребляются в разговорной речи, чаще в диалоге;
- чаще произносится с восклицательной интонацией.

Задание 3. Учитель. Состатавьте и произнесите предложения, в которых указанные междометия выражали бы разные чувства. Три предложения запишите, не забывая выделять междометия знаками препинания.
Слайд 2.



угроза
у одобрение
восторг

огорчение
ах страх
радость

испуг
ой удивлениен
недовольство



Задание 4.
Учитель. Для закрепления материала выполним упражнения. Запишите предложение, поставьте знаки препинания, где это необходимо. Подчеркните междометия.
Слайд 3.Стоп Не будем с тобой нынче ссориться Слайд 4. Эй борода Как проехать отсюда к Тимошкину
Слайд 5. Ну, - сказал я, - выкладывай, что тебе нужно
Слайд 6. Она вскрикнула: «Ай не он Не он!» - и упала без памяти.
Слайд 7. Чу песня знакомые звуки Хорош голосок у певца
Слайд 8. Ура мы ломим гнуться шведы
Слайд 9.Ба Знакомые все лица
Слайд 10.Ушица ей-же-ей на славу сварена
Слайд 11.Батюшки туча-то какая находит
Слайд 12. «Ау » - раздался снова голос Евлампии
Задание 5.
Учитель. Самостоятельно выполняем упражнение 490. Составить варианты предложений, используя данные в скобках междометия.
Задание 6. Слайд 13.
Учитель. Чтобы убедиться, насколько вы поняли, что такое междометие, я предлагаю вам составить диалоги на тему «Встреча друзей», «В библиотеке». Используйте этикетные междометия.
VIII. Обобщение изученного:
Учитель. Кто понял, что такое междометие? Слайд 14.
Междометие – это особая часть речи, которая
- не изменяется;
- выражает различные чувства и волевые побуждения, но не называет их:
- не является членом предложения;
- может употребляться в значении других частей речи;
- бывают производные и непроизводные;
- употребляются в разговорной речи;
- на письме выделяются запятыми или восклицательным знаком.

IX.Рефлексия
1.Согласны ли вы с эпиграфом к нашему уроку?
2.Что в изученном сегодня для вас самое главное?
3.Какие задания вызвали у вас затруднения?
X. Слайд 15. Домашнее задание (на выбор) 1.Записать по одной строчке из песни, где есть междометие. 2.Выполнить упражнение 486

Благодарю за работу!








13PAGE 15


13PAGE 14615