Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Погасло дневное светило» (9 класс)
Анализ элегии А.С.Пушкина «Погасло дневное светило»
В сущности, он любил только свою музу и
облекал в стихи всё, что видел.
М.Н.Волконская «Записки»
Бесспорно, стало истиной, что А.С.Пушкин принадлежит к числу самых талантливых поэтов мира. По оригинальности мысли, жанровому своеобразию нет ему равных. Гармония его стихов точность выражений поражает всякого, хоть немного одарённого вкусом к слову чувством.
Прелестная его элегия «Погасло дневное светило» завораживает слух неповторимым высоким слогом, глубиной чувств и мысли, изяществом формы.
В статье «О ничтожестве литературы русской» Пушкин писал: «Писателей, которые пекутся более о мысли, истинной жизни, ждёт забвение. И далее добавляет: » Не грех и в стихах иметь мысли». Вот такое небольшое лукавство, так характерно было для нашего великого поэта. Известно и то, как он ревностно относился к рифме, размеру: «Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке очень мало». И тут гениальный поэт немного лукавит: в его поэзии встречается до ….
Его никогда не удовлетворяла упрощённая форма рифм, основанная только на созвучии. И в элегии «Погасло дневное светило» отдельно взятые рифмы: дальным – печальным; впечатлений – наслаждений – заблуждений; обман – туман – океан даже в контексте создают ряд ассоциативных понятий: разочарование, страх, грусть. Именно эти особенности проявления человеческих чувств находят отражение в характерелирического героя .А.С.Пушкин прошёл свою школу ученичества и достойно вышел из неё, отдав дань признания общепризнанным гениям: Карамзину, Ломоносову, Сумарокову, Радищеву, Байрону, Гёте и, конечно, кумиру своей юности Г.Р.Державину. Творцы бессмертные, питомцы вдохновенья!
Вы цель мне кажете в туманах отдаленья,
Лечу к безвестному отважною мечтою,
И, мнится, гений ваш промчался надо мной!
Это четверостишие из стихотворения «К Жуковскому» написано за четыре года до «Элегии», и между двумя понятиями – «отважною мечтой» и « мечта знакомая» - лежит бездна: Пушкин всего только за четыре года не только стал известен, но у него сформировался свой стиль, своё видение мира, и именно это попытаемся определить в элегии.
Как уже сказано выше, А.С.Пушкин огромное значение придавал ритмической стороне стихов, интонации и, конечно же, мысли. В воспоминаниях лирического героя по мере значимости проходят чередой образы, такие близкие поэту:
Где музы нежные мне тайно улыбались;
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость
И сердце хладное страданью предала
Образ лирического героя с наибольшей полнотой раскрывается во всём творчестве поэта, и отдельно взятое стихотворение может выражать различные состояния лирического героя. В этом смысле элегия подтверждает мысль о связи между личностью поэта и созданным им художественным образом, хотя в литературоведении существуют разные взгляды на образ лирического героя. Некоторые исследователи не советуют отождествлять его с личностью поэта, т.к. это ведёт к упрощённому пониманию творчества автора. Другие же соотносят мысли, чувства поэта, сложившиеся в определённый момент жизни, с мыслями лирического героя. Мы придерживаемся второй точки зрения, потому что испытанные только самим чувства становятся самыми яркими, эмоциональными.
Пушкин в августе 1820 года находится в вынужденном путешествии – изгнании и проводит незабываемые дни в кругу семьи генерала Раевского.
«Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провёл я посреди семейства почтенного Раевского… Счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, - горы, сады, море, друг мой, любимая моя надежда – увидеть опять полуденный берег и семейство Раевского»,- пишет он брату Л.С.Пушкину.
Он очарован морем, его мощью, красотой, но в противовес ему он, как «послушное ветрило» не до конца боролся за свою свободу и вынужден был покориться чужой воле, отправившись в ссылку.
В стихотворении поэт оглядывается назад и с горечью признаёт, чтомногое в жизни он потратил впустую.
Я вспомнил прежних лет безумную любовь.
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Конечно, Пушкину только 21 год, он полон сил и дерзости творить, а разочарование – это дань моде, юношескому максимализму.
Младшая дочь Мария, впоследствии жена декабриста С.Г.Волконского, вызвала у Пушкина глубоко скрытое, взволнованное чувство.
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою, С любовью лечь к её ногам, - пишет он позже в романе «Евгений Онегин», вспоминая весёлую игру на берегу впервые увиденного моря, так его поразившего
Но счастливое время путешествия кончилось, и наступило тоскливое ожидание новой встречи.
Может, это и есть ключ к пониманию идейного содержания элегии, ведь сама жанровая форма становится выражением грустных раздумий, воспоминаний лирического героя. Мотивы одиночества, разочарований, тоски и боязнь отвергнутой любви пронизывают всю элегию. Выразительные эпитеты «потерянная младость», «сердце хладное», «наперсницы порочных заблуждений» - всё это в прошлом, а впереди «пределы дальние»:
Земли полуденной волшебные края:
С волненьем и тоской туда стремлюсь я,
Воспоминаньем упоённыйИ снова ключевое слово «тоска», не дающая ему успокоиться, неизвестность, которая и волнует, и пугает:
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман.
Глаголы в форме прошедшего времени смягчают боль, утешают и оттачивают мысль о непостоянстве чувств и о вечности мироздания
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан!
Этот рефрен, осложнённый риторическими обращениями, играет важную композиционную роль – он завершает элегию, и это даёт право судить о лирическом герое как о герое, который вступает в новую в жизнь на новый этап отношения к жизни, и это освобождает его от тоски и иллюзий. Увлечение романтическими образами Байрона, балладами Жуковского, таинственный мир переживаний, эти образы – «корабль», «печальные берега», «туманная родина», «обманчивые моря» - всё очень понятно и близко поэту, и в эту пору творчества личность самого поэта становится принципом построения образа лирического героя, ведь поэт-романтик, по выражению Жуковского, смотрит на жизнь «сквозь призму сердца». Это глубоко личная поэзия, но ни торжественный александрийский стиль стихов, ни классический слог, возможно, унаследованный Пушкиным от Ломоносова и Сумарокова, не скроют от нас душевное состояние самого поэта, его впечатлений о прекрасных днях, проведённых в Крыму, и может быть, именно этот период стал переломным в жизни великого поэта, когда ученичество, подражательство начинают тяготить, и начинается поиск новых форм, но благоговейное отношение поэта к тем дням свято:
Погасло дневное светило,
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан!