Внеклассное мероприятие Посиделки в русской избе
МКОУ «Большебичинская основная общеобразовательная школа»
Подготовила и провела: учитель начальных классов
Шарапова М.Н.
Февраль 2012 г.
Цели: 1.Расширить кругозор детей в области русской
культуры;
2. Развить интерес к дальнейшему изучению
культуры русского народа;
3. Воспитание любви к культуре русского народа.
Оборудование: аудиозапись с русскими народными
песнями, цветные платки и шали,
костюмы героев сказки: заяц, волк,
медведь, лягушка, мышка, дед, собака,
яблоко, атрибуты русской избы: печь,
самовар, деревянные ложки, крынка,
кружки, выставка поделок детей.
Учитель и девочки в сарафанах, у каждой рукоделие, мальчики в цветных рубашках с кушаком, сидят на скамейках.
Учитель: Здравствуйте, гости дорогие!
Ведущий 1: Здесь и красные девицы
Ведущий 2: Добры молодцы кругом
Оба: Все уселись за столом.
Вед. 1: Будет всем вам здесь приятно.
Побывать у нас в гостях.
Вед. 2: Песни русские попеть
В русский пляс с душой пуститься.
Вед. 1: пирогов отведать вкусных,
Вед. 2: И чайку напиться всласть.
Оба: Все мы рады видеть вас!
Вед. 1: А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а
пирогами.
Вед. 2: Будут вам и пироги.
А сейчас посидим рядком
Да поговорим ладком.
Учитель: А ведь поговорить у нас есть о чем. Каждый из вас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого с вашего дома, с вашей улицы, с вашего села вам прежде всего открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое.
Учитель : Наше древнее государство называлось Киевская Русь. Ее населяли разные народы со своей культурой. Тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как войны опустошали Русскую землю. Но и в часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в свое светлое будущее – все это находило отражение в его творчестве. А наш народ был поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье- все отразилось в творчестве наших далеких предков.
Давайте представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого.
Вед. 2:Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому. Собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто шьет.
Вед. 1: Но какая работа без песни?
А там и до пляски недалеко.
(звучит запись русской народной песни)
Меняется мелодия, девушки откладывают рукоделия, начинается хоровод под песню «А я по лугу».
Круг разрывается, выходит молодец.
Девушки поют:
Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява,
А бородушка кучерява,
Кудри вьются до лица,
Люблю Ваню молодца.
Вед.: А теперь мы вас приглашаем на пляс.
Играет гармонь, поют частушки
Выхожу и начинаю
Первую начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Встанем девицы рядком
Да частушки пропоем.
Да и мы, пожалуй, встанем
От подружек не отстанем
Эй, девчушки- хохотушки,
Запевайте-ка частушки
Запевайте веселей
Чтоб порадовать гостей.
Если б не было воды
Не было б и кружки
Если б не было девчат
Кто бы пел частушки.
Ох и звонки планочки
У твоей тальяночки
Ты играй, играй звончей,
Чтобы было веселей.
Не пошла бы я плясать
Да надо выходку казать
Вот и пляска, вот и я
Вот и выходка моя.
На гулянку собиралась
Маменька ругалась,
Папенька сидел, как пень,
Ему ругаться было лень.
А у нас во дворе
Квакали лягушки
А по лужам босиком
Прыгали девчушки.
Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботиночках
Все ребята говорят,
Что я как картиночка.
А мою соседку Настю
Вовка «Сникерсом» сманил.
Ох, зачем почти до марта
В школу ей портфель носил.
Забыл Дима причесаться
Стоят волосы торчком
Подошла к нему корова
Прилизала языком.
Саша дома забыл ручку
Забыл дома и дневник.
Про такого дружно скажем :
«Нерадивый ученик».
Все: В нашей школе, пусть не новой
Дружно, весело живем.
Приезжайте чаще в гости.
С хлебом-солью мы вас ждем.
(все садятся)
Вед.2: Устали девушки, присели и снова замелькали руки в работе. И вдруг
Вед.1: Остановились руки, замерли все. Что же произошло?
Оба: А вот что
Дети рассказывают сказки: бытовую «Вредная барыня» и волшебную «Морозко».
Учитель: Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика. Кто вам больше понравился из наших рассказчиков? Чем? А кто авторы этих сказок? Да, автора у них нет. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом их был народ.
Вед.1: Но сказки не только слушали, нередко их разыгрывали.
Инсценировка русской народной сказки «Рукавичка».
Вед.2: А еще с давних времен народ создавал не только сказки, но и другие произведения. Какие?
-пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, загадки.
Вед.1: А какие же посиделки без прибаутки и небылицы? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное -они всегда веселые.
Вед.2: И прибауткам и небылицам запрещалось только одно: быть нескладехами и неряхами. И звучат они красиво, и запоминаются легко.
Звучат прибаутки и небылицы.
Вед.1: Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки.
Вед.2: Вот тут начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы ее произносили не только как можно скорее, но и чисто и красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам еще одно имя - чистоговорки.
Итак, состязание начинается: кто первый?
Конкурс скороговорок.
Вед.1: Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печи
Раздается стук в дверь.
-Кто же это? Входите!
Входит Лесовик.
Лесовик: Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам из далека. Угадайте, где я живу, откуда пришел:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем.
Что это за дом? Правильно, я пришел из лесу. В моем заповедном лесу каких только подарков нет.
Там, где в травах ветер сладкий.
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Что в нем лежит, вы узнаете, коль загадки отгадаете. Иду я ельником после дождя, смотрю:
В лесу под елкой крошка-
Только шапка, да ножка.
Достает из кузовка крохотный грибок.
В моем лесу растет кустарник, а в нем
Мальчишка-крошка в костяной одежке.
У этого мальчика шапочка зеленая
До ушей надвинута. Что это за мальчик?
(Дети отгадывают, он достает и называет лесные орехи.)
-А вы, ребята, загадки знаете? Очень хочется послушать. Кто сумеет загадать самую сложную, а кто окажется самым сообразительным.
Пускаем яблоко.
Дети и гости загадывают загадки.
Вдруг девушка обнаруживает, что у нее пропал платок, ищет и не может найти.
-Кто взял мой платок? Что же мне делать?
Мальчик: Я знаю волшебное слово и мы сейчас найдем, у кого он. Смотрите: на воре шапка горит.
Один мальчик хватается за голову, чем и выдает себя. Платок возвращают хозяйке.
Учитель: Какое волшебное слово помогло найти платок?
Что это такое?
По кругу пускаем яблоко. Каждый называет пословицу.
Учитель 1: Быстро время летит. Скоро по домам расходится. А на прощание расскажу одну сказочку согласны ?
Жил-был царь, у царя был двор ( как вы думаете, интересную я вам расскажу сказку?) На дворе кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала. Что за удивление? Ладно уже расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Хотите?
Вокруг колодца ходили журавль да овца, съели они стожок сенца а не сказать ли с конца? Сказать?
Учитель 2: Нет уж! Давай лучше я вам расскажу другую
Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени по отчеству Квакушка, вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела, да завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала - выдернула хвост, да завязила нос
Дергала, дергала, дергала - выдернула нос, да завязила хвост.
Учитель 1: Ну что это ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка! Что же дальше?
Учитель 2: Что дальше? А дальше то же: дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос.
Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей.
Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка.
Пока любитель сказок не догадался, что его разыгрывают.
Это докучные сказки, от слова «докучать». Слушатели докучали сказочнику, а сказочник – слушателям.
Входят родители, на тарелках пироги.
-А вот и пироги поспели вкусные да пышные. Угощайтесь, гости дорогие.
Вед. 1: И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир
Вед. 2: Вам сказки, а нам – бублики связка.
Вед.1: Вам сказки. А нам пироги, да сласти.
Посиделки в русской избе