Характеристика УМК по литературе для 6 класса под редакцией В.Я. Коровиной
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра развития образования
Самостоятельная работа по теме
«Анализ учебников-хрестоматий (УМК) для 6 класса»
Выполнил:
Макаревич Светлана Андреевна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Богородская ООШ Рузского района.
Научный руководитель:
канд.пед. наук, доцент___________Хренова О.М.
Москва 2015
2
Характеристика УМК по литературе для 6 класса по рабочей программе
под редакцией В.Я.КоровинойЛиния УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной переработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Эти учебники принадлежат к завершенной линии.
Согласно авторской рабочей программе, изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературе;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко - литературных сведений и теоретико - литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
А также на выполнение следующих задач обучения:
- формирование представления о специфике литературе как искусства слова;
- развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей; развитие аналитического и образного мышления, формирование речевой культуры;
- развитие личности ребёнка, его познавательных и созидательных способностей;
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации и активной адаптации в обществе.
3
На мой взгляд, в учебниках реализованы цели, содержание и технология изучения литературы, заявленные в авторской рабочей программе.
Учебник-хрестоматия состоит из 2-х частей. Основной принцип расположения произведений – историко-литературный ( УНТ, древнерусская литература, произведения русских писателей 18 века, произведения русских писателей 19 века – это содержание первой части) Во второй части этот принцип сохраняется не в полной мере, потому что сначала ребятам предлагается познакомиться с произведениями русских писателей 20 века, а потом идут разделы «Из литературы народов России», «Из зарубежной литературы» (здесь представлены мифы Древней Греции), « Произведения зарубежных писателей», что может служить примером нарушения историко-литературного принципа подбора и структурирования учебника. А в каждом новом разделе учебника мы можем увидеть жанровый принцип( например, в первой части раздел УНТ содержит главы «Обрядовый фольклор» и «Пословицы и поговорки», а это жанры УНТ), или хронологический принцип (во второй части, например, в разделе «Произведения русских писателей» сначала идут произведения, не связанные с конкретной тематикой, а потом дан подраздел, посвященный Великой Отечественной войне).
В учебниках представлены как эпические, так и лирические произведения. Лирика сменяется прозой и наоборот. Представлено также много различных жанров : календарно-обрядовые песни, пословицы, поговорки, летопись ( из «Повести временных лет»), сказание («Сказание о белгородском киселе»), басня ( И. И. Дмитриев и И. А. Крылов), роман («Дубровский» А. С. Пушкина), повесть ( «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Алые паруса» А. С. Грина), новелла ( «Маттео Фальконе» П. Мериме), поэма (отрывки из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера), сказка-быль («Неизвестный цветок» Платонова, «Кладовая солнца» Пришвина) и т. д. Эти и многие другие произведения хрестоматий разнообразны по своему пафосу. В баснях Крылова или в «Толстом и тонком» Чехова, например, явно прослеживаются и юмор, и ирония, и сарказм. Стихотворения Тютчева, Фета, Баратынского, Есенина, Ахматовой и др. поэтов романтичные, также как и «Алые Паруса». А, например, в стихотворении «Железная дорога» Некрасова намного больше трагизма, чем во многих прозаических произведениях.
Образовательный и воспитательный потенциал произведений я бы оценила в общем положительно. В хрестоматиях отобраны произведения, которые затрагивают разные сферы жизни, где-то заставляют задуматься о собственных поступках, о тяготах военного времени, об их гражданской позиции, гражданском долге. Ребятам очень нравится размышлять о судьбах мальчишек из «Бежина луга» Тургенева, о том порядке вещей в мире, о котором
4
разговаривают ребята. Они живо обсуждают, что же случилось с Павлом? Неужели на самом деле водяной голосом Васи звал его, предупреждал об опасности, или хотел его заманить в омут? А вот стихотворение Некрасова «Железная дорога» я бы убрала из 6 и поставила в более старшие классы. Мне кажется, что оно еще трудновато для понимания в их возрасте. До них не «доходит» в полной мере смысл стихотворения, или вообще дети понимают не так, как надо, оно не вызывает у них должных эмоций.
Историко-литературные сведения, предъявленные в учебниках, мне кажутся в принципе достаточными, чтобы обеспечить понимание произведений. Мне нравятся статьи, которые даны перед баснями Крылова, они на понятном для ребят языке поясняют значение басен «Осел и соловей», «Листы и корни», «Ларчик». Вступительная статья о Пушкине живо и интересно рассказывает о лицейских годах поэта, много интересных для учеников фактов о том, как раньше учились. Но многие вступительные статьи, рассказывающие о биографии писателей, на мой взгляд, слишком перегружены датами, перечислениями названий произведений, написанных ими. Дети совсем не запоминают их. Мне кажется не очень удачной статья о А. С. Грине. Когда рассказывается о его тяжелой судьбе и испытаниях, выпавших на долю писателя, углубляются в историю (про партию эсеров, которые помогли писателю дезертировать, членство в этой партии). Также мне не понятно, почему, например, биография Д. С. Самойлова практически не содержит о нем сведений. Кроме того, что он поэт фронтового поколения и, как многие его сверстники, со студенческой скамьи ушел на фронт.
Во второй части учебника есть хорошая статья, которая посвящена выразительному чтению: « Учимся читать выразительно. Художественное чтение и задачи чтеца». Также мне кажется плюсом, что в конце учебников есть раздел «Литературные места России». Он не столько важен для литературы, сколько для общего развития школьника. В конце второй части дан словарь имен, краткий словарь литературоведческих терминов и список литературы для прочтения летом.
Словарь литературоведческих терминов содержит достаточный объем информации о понятии жанра произведения и видах жанров( определение баллады, басни, драмы, комедии, легенды, мифа, поэмы и др.), определения основных размеров стиха( амфибрахий, анапест, дактиль, ямб), определения изобразительно-выразительных средств языка(аллитерация, антитеза, гипербола, метафора, метонимия, инверсия, сравнение и др.), основные литературоведческие термины (диалог, герой, композиция, рассказчик, ритм, рифма, эпиграф и др.). То есть можно сделать вывод, что для анализирования текстов произведений есть все необходимые теоретико-литературные понятия.
5
Вопросы и задания в учебнике довольно разнообразны, есть задания и репродуктивного, и творческого характера. Минусом будет, пожалуй, то, что задания после стихотворных произведений большим образом направлены на поиски литературных тропов, сводятся к разбору текста на его составляющие с точки зрения литературоведения, а эмоциональность, настроения, чувства, которые передает автор, как бы остаются на периферии. А хотелось бы, чтобы в первую очередь мы улавливали именно эмоциональную составляющую. Например, когда проходится раздел «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» даются 6 вопросов и заданий. И почти в каждом из них есть подвопрос типа: «Найдите олицетворения и объясните их роль в стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи…». Какие образы возникают у вас при чтении стихотворения?» Почему бы сначала не спросить у детей о тех образах, которые возникают у них после прочтения, а потом уже сказать о том, что именно благодаря олицетворению поэт добился такого эффекта? Все-таки задания после прозаических текстов мне кажутся более соответствующими логике работы над их тематикой.
В учебнике еще представлена такие рубрика, как «Будьте внимательны к слову». В ней даны задания, которые совмещают в себе и русский язык, и литературу. Например, после изучения «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева есть такие задания: «Составьте небольшой словарик «сибирских» диалектизмов, местных слов. Подумайте, почему писатель использовал их в своем произведении, а не заменил их другими словами». Есть рубрика «Писатели улыбаются», где представлены юмористические произведения (Чехов «Толстый и тонкий», В. М. Шукшин «Срезал» и др.).
Также хрестоматии содержат иллюстративный материал. Его достаточно много, и он часто бывает задействован в заданиях. Например, когда изучается «Бежин луг» Тургенева, одно из заданий предлагает ребятам, пользуясь иллюстрацией, сравнить, совпадает ли их представление о внешности мальчишек с тем, как они изображены на иллюстрации. Иллюстрации помогают ребятам понять текст, представить, как выглядят герои, пофантазировать.
В дополнение к учебникам идет фонохрестоматия. Она действительно помогает в работе, потому что в ней собраны произведения, которые читают известные авторы, хоровые коллективы. Также есть рабочие тетради и пособие «Читаем, думаем, спорим…», но, к сожалению, я с ними еще не работала.
В данный момент я не работаю с 5 классом, но с учебниками познакомилась и могу сказать, что между 5 и 6 классами соблюдается преемственность и усложнение материала. С
6
каждым годом, встречаясь с ранее уже изучаемыми авторами, даются новые сведения о них самих, болеее сложное по идее и замыслу произведение данного автора.
В общем в хрестоматиях нет очень больших по объему произведений, поэтому прочитать их по силам каждому ученику. Другой вопрос в том, что каждое произведение каждый отдельный ученик может понять по-своему, вследствие чего на его осмысление может понадобиться дополнительное время.
Я работаю по УМК В.Я.Коровиной около двух лет. Вполне довольна этим комплектом. За исключением того, что некоторые произведения я бы переставила в другие классы.