Урок-практикум на тему:Путешествие на фабрику химической чистки

Урок – практикум на тему:
«Путешествие по фабрике химической чистки»
Как сделать учение для детей интересным, увлекательным делом? В.А.Сухомлинский справедливо считал, что надо озарить его “светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры”. Этому способствуют современные технологии в обучении.
Девиз урока: «Химия чистит, химия красит,
Жизнь она вашу этим украсит!»
Цели и задачи:
- формировать навыки коллективного общения учащихся, развивать их коммуникативные способности и умение преобразовать и использовать полученную информацию как основу научного мировоззрения, то есть стимулировать становление личности учащихся через реализацию ключевых компетенций;
- развивать интерес и познавательную активность учащихся;
- обобщение и систематизация знаний по строению, химическим свойствам и применению непредельных хлорзамещенных углеводородов;
- развивать у учащихся эстетический вкус;
- отрабатывать практические навыки постановки эксперимента в процессе коллективной деятельности.
План урока:
Вступительное слово учителя.
Сообщение о работе фабрики химической чистки.
Маркировка текстильных изделий.
Ознакомление с общими правилами чистки и пятновыведения.
Классификация пятен.
Химическая эстафета.
Практическая работа по выведению пятен (работа с инструкционными картами).
I вариант. Жиромасляные пятна (выведение “Эванолом”, пастой №7,
средствами “AMWAY”).
II вариант. Чернильное пятно (выведение “Ватензолом”, средствами “AMWAY”).
III вариант. Пятно от чая (выведение “Таннидином”, средствами “AMWAY”).
Подведение итогов урока.
Содержание урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня наш урок-практикум мы превратим в путешествие по фабрике химической чистки. Сколько раз Вы проходили мимо вывески
”Химическая чистка”, сколько раз Вы несли и сдавали вещи, которые трудно вычистить дома – пальто, костюмы. И, конечно же, Вам будет интересно узнать: как и чем чистят вещи на фабрике химической чистки.
Вещи принимают в срочную и общую чистку. На “Фабрике химической чистки” работает обслуживающий персонал по специальностям: приемщик, сортировщик, аппаратчик, пятновыводчик, отпарщик. В основном это женщины, обладающие терпением, аккуратностью, желанием сделать человека красивее и наряднее.
Ученик 1. Сообщение о работе фабрики химической чистки, об использовании двух технологий чистки.
Первая технология- это “сухая” чистка. Сначала с вещей удаляют пятна, а затем проводят общее обезжиривание. Этот процесс механизирован и напоминает стирку, но вместо воды применяют летучие растворители: трихлорэтилен, перхлорэтилен или “тяжелый” бензин (уайт-спирт). При обработке растворителем жир растворяется и освобождает ”сцементированную” им грязь – минеральные частицы и прочие вещества, которые таким образом отмываются от волокон ткани.
Ученик 2. Знакомит с технологической схемой фабрики химической чистки (схема 1 прилагается).
Прием вещей в чистку.
Сортировка, она осуществляется по цвету и видам ткани.
Пятновыведение, зачистка рукавов и тех мест, которые более загрязнены.
Осуществляют ”cухую” чистку “КХ - 023”, “Чайка”, “Радуга-50”.
Помещают белье в специальные машины емкостью не более 17 кг. В этих машинах изделия обрабатывают хлористыми растворителями, здесь же они моются, отжимаются, пропитываются (аппретирование) и сушатся. Операция длится 45 минут при to 450-500 .
Изделие вынимают из машины и осуществляют глажение на паровоздушном манекене или с помощью пресса.
Мелкий ремонт: пришив пуговиц, замена подклады, выдача вещей.
Ученик 3. Вторая технология. Некоторые виды тканей из искусственных и синтетических волокон чистить растворителем нельзя, кроме того, не все краски стойки к растворителям. Такие вещи, которые изготовлены из нестойких волокон, окрашенные нестойкими красителями, имеющие клеевые швы или прокладки, чистят, применяя вторую технологию - мыльно-содовую обработку (водную). Она предназначена для вещей из плотных тканей. Водная обработка в меньшей мере механизирована, чем чистка растворителями и напоминает стирку.
Ученик 4. Сообщение о маркировке изделий. (Приложение 3).
Если Вы внимательны к своей одежде, то Вы, наверное знаете, что на каждом изделии есть ярлык со знаком, указывающим как стирать, гладить и чистить эту вещь. Эта единая система маркировки разработана Центральным научно-исследовательским институтом швейной промышленности. Давайте с ней ознакомимся (см. Приложение 3). Обращаем внимание на то, что для сухой чистки применяются хлористые растворители: трихлорэтилен и перхлорэтилен.
Учитель. Сейчас к Вашему вниманию предлагаем химическую эстафету, результаты которой покажут какое представление, Вы имеете о хлорзамещенных непредельных углеводородах, которые являются хорошими растворителями. Итак, в настоящей эстафете победит та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Жюри – учителя химии, присутствующие у нас на уроке. Начинают эстафету учащиеся 10 класса, затем учащиеся 8 класса (гости), которые только что начали изучение химии, далее учащиеся 9 класса и заканчивают эстафету учащиеся 11 класса. Создадим 2 команды:
I – “Протон”, II – “Нейтрон”.
Первая команда выполняет задание на левой половине доски, а вторая – на правой половине доски. Каждый участник начинает выполнять свое задание только после того, как предыдущий член команды справится со своим заданием. Поднятый вверх мелок означает, что эстафета окончена.
Победители эстафеты получают призы.
Задания химической эстафеты.
1.Записать молекулярную формулу: а) трихлорэтилена, б) перхлорэтилена (10 класс).
2. Найти Мр этих веществ (8 класс) – гости.
3. Изобразить структурную и электронную формулы этих веществ
(9 класс).
4. Записать характерные химические реакции для этих веществ
(11 класс).
Учитель. Для того, чтобы грамотно чистить вещи, необходимо знать происхождения пятна и общие правила чистки и пятновыведения.
Ученик5. Сообщает о классификации пятен (Приложение 2).
Пятна классифицируют на четыре группы:
Жирные и масляные пятна.
Пятна органического происхождения.
Чернильные пятна.
Пятна ржавчины.
Общие правила чистки и пятновыведения:
О пятне все важно знать, чтобы к чистке приступать.
Удалить пятно легко – коль не старое оно.
Чтобы зря не тратить труд – сделать пробу не забудь.
Чтобы не было границы, нужно щеткой потрудиться.
И от края к середине чистят ткани во всем мире.
Практическая работа
Девиз: “Нет проблем для тех ребят,
кто знания в жизнь внедряд”.
Выполняем работу согласно инструкционным картам по 1,2,3 вариантам. Оборудование (на каждом столе): кристаллизатор с водой, вата, резиновые перчатки, фильтр, реактив (по вариантам), ткань с пятном, инструкционная карта, утюги, две-три гладильные доски.
Инструкционная карта (1 вариант). Выведение пятен жиромасляного происхождения:
Наденьте на большой и средний палец правой руки резиновые напальчники или перчатку.
Подложите под пятно на ткани фильтровальную бумагу.
Откройте пятновыводитель ”Эванол”.
Аккуратно ватным тампоном от края к середине протрите пятно.
Если пятно не удалось вывести, повторите все еще раз.
Смойте водой.
Просушите ткань, прогладив горячим утюгом.
Инструкционная карта(2 вариант). Выведение пятен органического происхождения:
Наденьте на большой и средний палец правой руки резиновые напальчники или перчатку.
Подложите под пятно на ткани фильтровальную бумагу.
Откройте пятновыводитель ”Таннидин”.
Аккуратно ватным тампоном от края к середине протрите пятно.
Если пятно не удалось вывести, повторите все еще раз.
Смойте водой.
Просушите ткань, прогладив горячим утюгом.
Инструкционная карта(3 вариант). Выведение пятен чернильного происхождения:
Наденьте на большой и средний палец правой руки резиновые напальчники или перчатку.
Подложите под пятно на ткани фильтровальную бумагу.
Откройте пятновыводитель ”Ватензол”.
Аккуратно ватным тампоном от края к середине протрите пятно.
Загрязненный тампон замените на чистый.
Смочив чистый тампон пятновыводителем, еще раз протрите пятно.
Смойте водой.
Просушите ткань, прогладив горячим утюгом.
Учитель. Мы освоили технику пятновыведения и научились выводить пятна. Не всегда представляется возможность отнести вещь в химическую чистку, поэтому нужно еще знать, как в домашних условиях избавиться от пятен на одежде.
Ученик. Ознакомимся с выведением пятен на одежде в домашних условиях, используя приложение 2.
Учитель. Мы пришли к выводу о том, что занятие, проведенное сегодня, было очень полезным для всех, потому что каждый должен быть опрятным и аккуратным, а для этого нужно не только беречь, но и уметь ухаживать за своей одеждой.
Помните: чтобы проникнуть в тайны многих явлений, надо хорошо знать химию.










Приложение 1





Приложение 2
Классификация
пятен
Эффективные препараты
для выведения
Домашняя
химчистка


I. Жирные и масляные
пятна
“Вици”, “Минутка”, “Момен-
тальный”, “Ирень”, “Агидель”,
“Эдамол”, “Эванол”, паста№7,
cредства “AMWAY”.
Потереть ацетоном или бензином, ускоряется при пропаривании, на 2-4 часа засыпать мелом.


II. Пятна органичес-
кого происхождения
(ягод, чая)

“Волшебница”, “Пятновывод-
ной карандаш”, “Ирень”,
“Таннидин”, средства “AMWAY”
Засыпать поваренной
солью и промыть во-
дой или в растворе:
1 масс.ч. щавелевой
кислоты;
2 масс.ч. лимонной
кислоты и 50 масс.ч.
воды.



III. Чернильные пятна
“Пятновыводитель черниль-
ных” пятен, “Салфетка для
удаления пятен от шариковой ручки”, “Ватензол”, средства
“AMWAY”
Теплым полным мо-локом или простоква-
шей, смесь глицерина
и этилового спирта,
затем промыть.




IV. Пятна ржавчины



“Вици-2”, “Ирень”
Положить заверну-
тый в марлю лимон и
прижать горячим
утюгом, погрузить на
3-5 минут в р-р уксус-
ной кислоты(2 столо-вые ложки на стакан
воды) при t0 - 800-900.


Приложение № 3




приложение 1приложение 315