Рабочая программа по литературе в 8 классе по программе Г.Меркина
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Вологодского муниципального района
«Основная общеобразовательная школа имени Е.М. Ставцева»
«Согласовано»
Руководитель МО
____________Киселёва Т. Н.
Протокол № ___ от
«____»____________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
____________ Завьялова А.Н
«____»____________2014 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ
________________Рогалева Н.В.
Приказ № ____ от
«___»_____________2014 г.
Рабочая программа
по литературе в 8 классе
учитель: Кумзерова Г.В.
2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин ,С.А.Зинин, В.А.Чалмаев/ М.: «Русское слово», 2010 года, допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная рабочая программа полностью соответствует ей и построена с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе (2004 г.), обязательного минимума содержания образования и базисного плана школы.
1. Цели и задачи программы:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
2. Учебно-методический комплект
В 2011-2012 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева 9 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3ч. «Литература. 8 класс. Автор-составитель: Меркин Г.С. - М.: ООО « ТИД «Русское слово», 2010 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.
3. Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебных планах МБОУ «Березниковская основная общеобразовательная школа им. Е.М. Ставцева» Вологодского муниципального района Вологодской области для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования отводится 385 часов:
В 8 классе выделяется 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
4. Реализация практической части программы:
развитие связной речи – 7, из них:
классные сочинения – 2 часа по повести А.Пушкина «Капитанская дочка» + 1час по комедии Н.В. Гоголя
«Ревизор»
домашние сочинения – 3:
конференция - 1
уроки внеклассного чтения - 7
Контроль знаний -2
5. Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В конце учебного курса учащиеся должны овладеть следующими важнейшими умениями:
правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное читать произведения или отрывки наизусть;
осмысливать и анализировать изучаемые в школе или прочитанные самостоятельно художественные произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
определять принадлежность произведения к одному из трёх родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады, рефераты;
уметь письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
уметь выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
уметь высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п.п
Наименование раздела и тем
Часы
Сроки
Виды деятельности учащихся
(в т. ч. по развитию связной речи)
Теория литературы.
Средства сопровождения
· четверть
1.
Введение -1ч
Своеобразие курса литературы 8 класса. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
1
2.09.
Изучающее чтение учебной статьи
Составление тезисного плана
Литература и история.
Писатель и его роль в литературном процессе.
Жанры и роды литературы.
Презентация
2.
Вн. чт. №1. Творческая защита страничек читательского дневника
1
7. 09.
Выступления с сообщениями
Защита проектов
Литературные роды
3.
Из устного народного творчества -3ч
Исторические песни: « Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», « Разин и девка- астраханка»,
( по выбору). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи.
1
9. 09.
Составление плана статьи учебника
Выяснение значения непонятных слов, составление словаря
Выразительное чтение исторических песен
Песня как жанр фольклора,
Историческая песня.
Отличие исторической песни от летописи и былины,
Песня-плач.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
4.
Исторические песни: «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Орешек». Средства выразительности, проблематика в исторической песне и песне-плаче.
1
14. 09.
Самостоятельная работа учащихся по анализу исторической песни с опорой на план для самостоятельной работы.
Историческая песня.
Тема, лирический персонаж, образно-выразительные средства, идея песни
Аудисопровождение
5.
Исторические песни: « Иван Грозный молится по сыне». Анализ произведения. Нравственная проблематика в исторической песне и песне плаче
1
16. 09.
Выразительное чтение исторических песен
Анализ произведений.
Историческая песня
6.
Из древнерусской литературы -3ч
«Сказание о Борисе и Глебе»
«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.
1
21. 09.
Выразительное чтение монологов
Наблюдение над лексикой
Слово и моление как жанры древнерусской литературы
Экспонат школьного музея
«Древнерусская литература»
7.
«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.
1
23. 09.
Выразительное чтение
Словарная работа Пересказ эпизодов
Анализ картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Житийная литература
Картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
8.
«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.
1
28. 09.
Работа с разделом учебника
«В мире художественного слова» Выразительное чтение
Анализ иллюстрации
Житийная литература
Летописный свод
Презентация
9.
Из литературы 18 века
Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Ода «Вельможа».
1
30. 09.
Словарная работа
План статьи
Словарная работа
Выразительное чтение оды
Традиции классицизма в лирическом тексте
Развитие представлений об оде.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
10
Державин Г.Р. Тема поэта и поэзии. Стихотворение Памятник»*
1
5. 10.
Анализ стихотворения по вопросам. Сопоставление стихотворений М.В.Ломоносова и Г.Р. Державина.
Традиции классицизма в лирическом тексте
Презентация
11.
Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.
1
7. 10.
Чтение, формулировка и запись выводов
Сентиментализм как литературное направление
Сентиментализм и классицизм
Жанр сентиментальной повести.
12.
Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя. Образ Лизы
1
12. 10.
Творческая работа: похвальное слово историку и писателю Различные виды чтения и пересказа
Сентиментализм
13.
14.
Из литературы 19 века 30+6+2
Поэты круга Пушкина. Читательская конференция. Предшественники и современники.
Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище»*; Батюшков К.Н. «Мой гений», «Переход русских войск через Неман» «Надпись к портрету Жуковского», « Есть наслаждение в дикой природе»; основные темы, мотивы.
Баратынский Е.А. « Разуверение», «Чудный град порой сольётся», «Муза»; Дельвиг А.А. «Романс», «Русская песня», «Идиллия». Система образно-выразительных средств
Языков Н.М. « Родина», «Пловец»*. Рылеев К.Ф. « Я ль буду в роковое время». Основные темы, мотивы
2
1210.
14. 10.
Составление тезисного плана
Выразительное чтение и анализ стихов
Выступления с сообщениями
Баллада (развитие представлений), элегия,
Жанровое образование – дума, песня, «лёгкая поэзия»,
Элементы романтизма,
романтизм
15.
Р.Р.№1 Подготовка к домашнему сочинению – письменному анализу одного стихотворения
1
19. 10.
Составление плана
Сбор материалов к сочинению
(Работа в группах. Анализ стихотворений. Использование клише)
Романтизм
16.
Пушкин А.С. 7ч+1 вн.чт +2 Р.Р. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»*,
« 19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».
1
21. 10.
Выразительное чтение, чтение наизусть
Работа с материалами рубрики «В мире художественного слова»
По желанию подготовка сообщения «Адресаты лирики Пушкина»
Послание, песня
Художественно-выразительная роль частей (местоимение)
Поэтическая интонация
Лирический герой
17.
Вн.Чт. № 2. Книги о лицейском периоде жизни А.С. Пушкина
(Гессен А. «Жизнь поэта»,
Тынянов Ю.Н. «Пушкин»
1
26. 10.
Эвристическая беседа, инсценирование
Устные сообщения
Сюжет,
Композиция, особенности языка писателя.
18.
Пушкин А.С. «Маленькие трагедии». Обзор, содержание одного произведения по выбору. Самост. характеристика тематики и системы образов по предварительному плану.
1
28. 10.
Выразит. чт. по ролям. Эвристическая беседа. Устные сообщения – самост. характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.
Трагедия
·
· четверть
19.
Пушкин А.С. «Пиковая дама» (обзор). Основная проблематика произведения
1
9.11.
Комментированное чтение
Различные виды пересказов
Характеристика образа
Система образов
20.
Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.
1
11.11.
Составление подробного плана статьи учебника
Комментированное чтение 1-ой главы
Проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история)
21.
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести
1
16. 11.
Пересказ 1-2 глав повести
Характеристика персонажей
Беседа «Воспитание Петруши Гринёва»
Система образов
22.
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Отношение писателя к событиям и героям повести
1
18. 11.
Анализ 3-5, 6-9 глав текста
Анализ эпизода художественного текста по составленному плану
23.
Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Новый тип исторической прозы
1
23. 11.
Подбор цитат для характеристики персонажей
Выразительное чтение
Проверочная работа по повести А.С.Пушкина
Исторический роман
Авторская позиция
24.
25.
Р.Р.№ 2,3 Классное сочинение и его анализ по творчеству А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (+1ч из уроков русского языка)
2
25. 11.
Эвристическая беседа
Самостоятельная работа
26.
Лермонтов М.Ю. 2+1Кавказ в жизни и в творчестве. Поэма «Мцыри»
1
30. 11.
Составления плана рассказа о роли Кавказа в жизни и в творчестве М.Ю. Лермонтова.
Сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
27.
Лермонтов М.Ю. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость. Сила духа – основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри» - любимый идеал поэта»- В.Белинский
1
2.12.
Выразительное чтение отрывков из поэмы (наизусть)*.
Обмен мнениями.
Проверочная работа по теме М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
28.
Р.Р.№ 4 Подготовка к домашнему сочинению по поэме Лермонтова М.Ю. «Мцыри»:
1
7. 12.
Выбор темы, составление планов, подбор эпиграфов, редактирование сочинений.
29.
30.
Гоголь Н.В. – 4 +1 Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь
Гоголь Н.В. Комедия «Ревизор». Творческая и сценическая история пьесы.
1
9. 12.
Устные подготовленные сообщения
Анализ афиши
комментированное чтение.
Дома: цитатный план
Драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии,
комический рассказ.
Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.
1
14. 12.
Анализ 1 и 2- го Д
Чтение в лицах
цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения
31.
Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество. Триумф Хлестакова
1
16. 12.
Различные виды чтения и
Анализ 3 и 4- го Д
Инсценирование
Фантастический элемент как прием создания комической ситуации
32.
Гоголь Н.В. «Ревизор». Основной конфликт и способы его разрешения
1
21. 12.
Анализ текста (5Д), выявляющий авторский замысел. Дискуссия
Анализ иллюстраций
Немая сцена
Проверочная работа по теме Н.В.Гоголь «Ревизор»
33.
Р.Р. №5 Классное сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
1
23. 12.
Самостоятельная работа – сочинение на одну из тем по выбору:1.Почему обманулся городничий? 2.Над чем и как смеётся Н.В.Гоголь? 3. Уездный город глазами столичного гостя.
4. Тему формулируют сами учащиеся.
34.
Тургенев И.С. -2ч Основные вехи биографии писателя. Повесть «Ася»: возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев
1
28. 12.
Выборочное чтение.
Различные виды пересказа, Составление развёрнутого плана (тезисный план) ответа по теме «Творческая история повести «Ася»
Лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести.
·
·
· четверть
35.
Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини
1
11.01.
Дискуссия, письменная характеристика персонажа,
отзыв о прочитанном
Психологический портрет,
Развитие представлений о сюжете, авторская позиция
36.
Вт.Чт. № 3 Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века:
Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берё-за», «Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс»
1
13. 01.
Выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос, устный анализ одного стихотворения (по выбору)
Выразительные средства художественной образности
37.
Некрасов Н.А. Основные вехи биографии Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зелёный шум». Человек и природа в стихотворениях Некрасова.
1
18. 01.
Творческое чтение лирических произведений, составление словаря для характеристики лирического персонажа
Стих «Тройка»*(или другое-на выбор?
Фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
38.
Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы»*, «Целый мир красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.
1
20. 01.
Выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического произведения.
39.
Островский А.Н. - 2ч +1 .Краткие сведения о писателе. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета
1
25. 01.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения
Развитие представлений о драматическом произведении
40.
Островский А.Н. «Снегурочка». Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки
1
27. 01.
Чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к характеристике Снегурочки. Дома: творческие задания
Речевая характеристика персонажа
41.
Р.Р. №6 Конференция. Островский А.Н. В мире художественного слова пьесы «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке
1
1.02.
Конференция. Выступления с творческими заданиями.
Темы:1. «Снегурочка» и устное народное творчество. 2.Роль, которую я хотел бы сыграть в пьесе «Снегурочка». 3. Исполнители пьесы и оперы
Н.А. Римского-Корсакова
Развитие представлений о драматическом произведении
42.
Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество». Автор и герой в повести.
1
3. 02.
Различные виды чтения
Участие в беседе
Автобиографическая проза
43.
Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест. Истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа.
1
8. 02.
Различные виды чтения и пересказа,
Композиция и фабула рассказа.
44.
Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
1
10. 02.
Тезисный план к домашнему
сочинению-рассуждению на одну из тем: 1.Почему рассказ называется «После бала»?
2.Как Л.Н.Толстой разоблачает полковника?
Мотив
Тема
Идея
45.
Контрольная работа №1 - тест
по теме «Из литературы 19 века»
1
15. 02.
Тест
Проверка знаний
46.
Из литературы 20 века
Горький М. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказы: «Мой спутник», «Макар Чудра».
1
17. 02.
Различные виды чтения и пересказа, цитатный план
Традиции романтизма, жанровое своеобразие сказка)
47.
Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа. Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности
Художественное своеобразие ранней прозы Горького
1
22. 02.
Различные виды чтения
Письменный ответ на вопрос
Традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
48.
Вн.Чт.№4 А.Грин «Алые паруса»
Вопросы любви, добра и доброты в повести.
1
24. 02.
Составление вопросов для обсуждения повести
Эвристическая беседа
Повесть, романтизм, сюжет, композиция, система образов
49.
Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»
Наизуст ь - стихотворение по выбору учащихся
1
29. 02.
Выразительное чтение
Устный отзыв о прочитанном произведении
Неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
50.
О О серьёзном с улыбкой (сатира начала XX века) (2ч.)
Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.
1
2.03.
Различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.
Расширение представлений о понятиях Литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм.
51.
Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа: от литературного анекдота к фельетону, от фельетона к юмористическому рассказу.
1
7. 03.
Участие в эвристической беседе.
Выполнение заданий к разделу «В мире художественного слова»
Расширение представлений о понятиях Литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм.
52.
Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта 50 -60-х годов
1
9. 03.
Выразительное чтение.
Анализ стихотворения по плану
Лирика, лирический герой,
Художественная идея.
53.
Р.Р. № 7 Тема красоты в лирике Заболоцкого Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению «Что есть красота?»
1
14. 03.
Выразительное чтение наизусть*
Тропы и фигуры,
Лирика, лирический герой,
Художественная идея.
54.
Астафьев В.П. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».
1
16. 03.
Устные рассказы о жизни писателя. Различные виды чтения.
Эвристическая беседа по вопросам учебника.
Рассказ, сюжет, образ рассказчика, образ автора
55.
Астафьев В.П. «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
1
21. 03.
Различные виды чтения, составление сложного плана ответа на вопрос, подбор эпиграфа
Рассказ, сюжет, образ рассказчика, образ автора
56.
Вн.Чт.№ 5 Стихи поэтов 20 века о войне. «Музы не молчали»
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»; Д.С. Самойлов «Перебирая наши даты...»; К.М. Симонов «Жди меня»; М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату», «Катюша»; П.Г. Антокольский «Сын» (отрывки из поэмы); О.Ф.Берггольц «Памяти защитников »;М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
1
24. 03.
Выразительное чтение,
Сообщение учащихся Творческая история стихотворения «Катюша».
Составление литературно-музыкальной композиции
Тема стихотворения
Стилизация
Устная народная поэзия
Аудисопровождение
Презентация
·V четверть
57.
Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».
1
4.04.
Различные виды чтения, цитатный план
Дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
58.
Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав
1
6. 04.
Выразительное чтение наизусть*
отрывков из поэмы.
Анализ произведения.
Участие в литературной беседе.
Поэма, образ автора, художественная идея
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
59
Вн.Чт. №6 «Судьба Отчизны»
Л.Л. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В.Исаковский. «Катюша»;
М. Л. Светлов. «Веселая песня»;
Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;
Г.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля»
В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.
1
11. 04.
Составление литературно-музыкальной композиции
Выразительное чтение.
Тропы и фигуры,
лирика,
лирический герой, художественная идея
Презентация
Аудисопровождение
60.
Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина
Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести.
1
13. 04.
Составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.
Развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Презентация
61.
.
Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского».
Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости. Мотивы милосердия, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
1
1
18. 04.
Составление характеристики персонажа.
Участие в дискуссии
Характеристика литературного героя.
Стилистический приём
Мотив
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
62
Из зарубежной литературы
Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем. Сценическая история пьесы. «Ромео Джульетта» на русской сцене.
1
25. 04.
Чтение по ролям.
Подготовка сообщений.
Чтение по ролям.
Участие в литературной беседе.
Трагедия (основные признаки жанра).
Презентация
63.
Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Проблема отцов и детей.
1
25. 04.
Участие в дискуссии.
Чтение по ролям.
Видеофильм
64.
Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота.
1
Участие в дискуссии, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Анализ иллюстраций к роману.
Роман, романный герой.
65.
Сервантес М. Роман « Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
1
Литературная беседа.
Различные формы чтения и пересказа.
Презентация
66.
Вн. Чт. №7 Перечитывая любимые страницы (по произведениям зарубежной литературы)
1
Презентация любимых книг зарубежной литературы
Отзыв. Рецензия. Эссе.
67.
Контрольная работа №2 - тест по теории литературы
1
Выполнение тестовых заданий контрольной работы.
68.
Анализ контрольных работ.
Викторина «Домашнее чтение»
Рекомендация чтения на лето.
1
Работа над ошибками и недочётами теста. Групповая работа – ответы на вопросы викторины
Презентация
Содержание учебной программы для 8 класса
Введение(1ч.)
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества (3ч.)
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы (3ч.)
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое
многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века – 4ч.
Г. Р. ДЕРЖАВИН (2ч.)
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. КАРАМЗИН (2ч.)
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» новая эстетическая реальность. Основная
проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-
правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».
Из литературы 19 века - 25 + 6
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники (2ч. + 1)
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение
в дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».
Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».
А.С.ПУШКИН (7ч. +2ч.)
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (2ч.+1 )
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри любимый идеал
Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник»
Н.В. ГОГОЛЬ (4ч. + 1ч.)
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации
комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».
И.С. ТУРГЕНЕВ (2ч.)
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)
Н.А.НЕКРАСОВ (1ч.)
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А. А.ФЕТ (1ч.)
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:
Н. И. Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие
А.Н. ОСТРОВСКИЙ (2ч. +1)
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. ТОЛСТОЙ (3ч.)
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план
сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Контрольная работа - Тест (1ч.)
Из литературы XX века 12часов + 1 час
М. ГОРЬКИЙ (2ч.)
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького. Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода по Руси»
В.В..МАЯКОВСКИЙ (1ч.)
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский художник и актер».
Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном с улыбкой (сатира начала XX века) (2ч.)
II. Л. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота к фельетону, от фельетона к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (1ч. + 1ч.)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 5060-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».
В.П. АСТАФЬЕВ ( 2ч.)
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:
А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;
Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;
М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;
К.М. Симонов. «Жди меня»;
П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »;
М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;
Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;
Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ (2ч.)
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:
Л.Л. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;
В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;
Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;
М.В.Исаковский. «Катюша»;
М. Л. Светлов. «Веселая песня»;
Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;
Г.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля»
В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.
В .Г. РАСПУТИН (3ч.)
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы 4часов
У.ШЕКСПИР (2ч.)
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джулетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М.СЕРВАНТЕС (2ч.)
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Контрольная работа - ТЕСТ - 1ч.
Анализ контрольной работы.
Рекомендация книг для домашнего чтения. 1ч
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контрольная работа №1- тест. Тема: «Из литературы 19 века»
Вариант 1
1. Основатель русского романтизма. А). Пушкин; Б) Жуковский; В). Тютчев; Г. Батюшков;
2 .Элегия «Сельское кладбище», которую перевёл Жуковский, написана:
А). Байроном; Б). Шекспиром; В). Томасом Греем; Г. Р).Бёрнсом;
3. Золотым веком русской литературы называют: А). 18 век; Б). 19 век; В). Первую половину 20 века;
4. Детские годы К.Н. Батюшкова прошли: А). в Вологде; Б). в Москве; В). в Даниловском;
5. Кто из перечисленных поэтов не был лицеистом? А). Пущин; Б). Кюхельбекер; В). Рылеев; Г). Дельвиг;
6. Кто посетил Пушкина в период его ссылки в Михайловском: А). Пущин; Б). Кюхельбекер; В). Данзас; Г). Горчаков;
7. Жанр стихотворения Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!»: А) ода; Б)элегия; В) послание; Г) идиллия;
8. Исторические персонажи, не представленные в пушкинском творчестве:
А). Пётр 1; Б). Емельян Пугачёв; В). Степан Разин; Г). Пётр Болотников;
9. Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу:
А) «Честь лучше бесчестья; Б) «Долг платежом красен»; В) «Береги честь смолоду»;
10. Черты характера и особенности поведения Маши Мироновой, способствующие раскрытию её образа:
А) слабость, нерешительность, трусость; Б) гордость, эгоизм, пренебрежение к людям;
В) самоотверженная любовь, бескорыстие, чувство долга;
11. «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это :
А. строка из поэмы «Мцыри»; Б. библейское изречение;
В. строка из стихотворения Лермонтова; Г. строка из «Корана»;
12. Юноша Мцыри пытается бежать из монастырского плена ради:
А. мести; Б.свободы; В. поиска родных и близких; Г. бегства за границу;
13. Пьеса Гоголя называется :
А. «Сорочинская ярмарка»; Б. «Вечера на хуторе близ Диканьки»; В. «Нос»; Г. «Ревизор»;
14. Фамилия городничего в комедии Гоголя: А. Ляпкин-Тяпкин; Б. Сквозник-Дмухановский; В. Добчинский;
15. Кто первым принял Хлестакова за ревизора и разнёс это известие по городу:
А) служащие гостиницы; Б) Бобчинский и Добчинский; В) купцы; Г.) Шпёкин;
16. Узнав правду о Хлестакове, городничий: А) испугался, что все теперь будут над ним смеяться;
Б) негодовал, что не смог увидеть в нём глупого, никчемного мальчишку; В) обрадовался, что он не ревизор.
17. Городок, где развиваются события повести «Ася» И.Тургенева, расположен: А) на Эльбе; Б) на Темзе; В)на Сене; Г) на Рейне;
18. Автор оперы «Снегурочка»: А) Чайковский; Б) Глинка; В) Римский –Корсаков; Г) Даргомыжский;
19. Какой художественный приём лежит в основе рассказа Толстого «После бала»:
А) эпитет; Б) контраст; В) олицетворение; Г) гипербола;
20. Соотнесите родовое имение и фамилию писателя:
А) Ясная Поляна ... 1.А.Пушкин
Б) Михайловское... 2.И. Тургенев
В) Спасское-Лутовиново... 3. Н.Некрасов
Г) Грешнёво... 4. Л.Толстой
21. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - это эпиграф комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Как вы понимаете смысл этого эпиграфа? Дайте развёрнутый ответ.
22. Как вы думаете, почему в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» нет портрета Петра Гринёва?
Дайте развёрнутый ответ.
Дополнительное задание. Создайте проект наброска стенда «А.С.ПушкинКонтрольная работа №1- тест. Тема: «Из литературы 19 века»
Вариант 2
1. Литературное направление, к которому принадлежал В.А.Жуковский: А. сентиментализм; Б. классицизм; В. романтизм; Г. реализм;
?
2. Пушкин обращался к поэзии , опыт которого высоко ценил, восхищался им: «Что за чудотворец этот!», « сделал для русского языка то же самое, что Петрарка для италианского». О ком идёт речь?
А. о В.А.Жуковском; Б. о К.Н. Батюшкове; В. о Е.А. Баратынском; Г. о А.А. Дельвиге;
3. «Арзамас» - это:
А. название альманаха; Б. название литературного кружка; В. название поэтического сборника; Г. псевдоним поэта;
4. Основная тема стихотворения Пушкина, начинающегося слова «Роняет лес багряный свой убор»:
А. любовь; Б. природа; В. лицейская дружба; Г. жизнь и смерть;
5. Исторический труд о Пугачёве был назван Пушкиным:
А. «История бунта»; Б. «История Пугачёвского бунта»;
В. «История Пугачевщины»; Г. «История Пугачёва»;
6. Швабрин, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», переходит на сторону восставших и вызывает у читателей неприятие. Почему?
А. Швабрин нарушил присягу.
Б. Швабрин – антипод Гринёва, а Гринёв – положительный герой.
В. Швабрин – человек безнравственный, он нарушает присягу и переходит на сторону восставших, преследуя корыстные цели.
7. Мцыри – это: А. служащий монах; Б. неслужащий монах; В. имя героя; Г. прозвище героя;
8. «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это:
А.строка из поэмы «Мцыри»; Б. библейское изречение; В. строка из стихотворения Лермонтова; Г. строка из «Корана»;
9. Жанр «Ревизора»: А. драма; Б. комедия; В. трагедия; Г. мюзикл;
10. Имя слуги Хлестакова: А. Савельич; Б. Осип; В. Никита; Г. Пётр;
11. Хлестаковщина – это: А. беззастенчивое, безудержное хвастовство и неосмысленные, неожиданные для самого героя действия;
Б. настоящее, светлое чувство влюблённого; В. жестокая насмешка над провинциальной барышней;
12. Первоначальное название пьесы А.Островского:
А. «Девушка-Снегурочка»; Б. «Снегурочка»; В. «Снегурушка»; Г. «Девушка – Снегурушка»;
13. Скульптором Н.А. Андреевым и архитектором И.П. Машковым создан памятник А.Н. Островскому и установлен в Москве:
А. перед зданием Большого театра; Б. перед зданием Малого театра; В. перед Первой московской губернской гимназией;
14. Кто писал о том, что .. « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:
А. Добролюбов; Б. Тургенев; В. Чернышевский; Г. Достоевский;
15. Имя главного героя автобиографической трилогии Л.Толстого «Детство. Отрочество. Юность»:
А.Сашенька; Б. Коленька; В. Николенька; Г. Андрюша;
16. «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска» - вспоминал Иван Васильевич об ощущениях:
А. на балу; Б. перед балом; В. после бала;
17. Имя одноимённой повести И.С.Тургенева: А. Лиза; Б.Ася; В.Вера; Г. Екатерина;
18. Целью военной службы А.А. Фета было:
А. получение дворянства; Б. получение наград; В. военная карьера; Г. получение больших денег;
19. Какими событиями навеяно стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны»?
А. русско-японской войной; Б. войной с Наполеоном; В. войной со шведами; Г. войной с англо-французами;
20. Соотнесите учебное заведение и фамилию писателя:
А) Московский университет 1. А. Пушкин
Б) Царское село. Лицей. 2. А. Островский
В) Казанский университет 3. Н. Гоголь
Г) Нежин Гимназия высших наук. 4. Л. Толстой
21. 22*. В повести Пушкина «Капитанская дочка» Пугачёв по дороге в Белгородскую крепость рассказывает Гринёву калмыцкую сказку « Однажды орёл спрашивает у ворона: скажи ворон-птица, отчего живёшь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего тридцать три года?...». как вы понимаете её иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя?
Дополнительное задание. Создайте проект наброска стенда «Н.В. Гоголь»Контрольная работа №2. Итоговый тест- проверка знаний по теории литературы.
1. Тема произведения: А) главная идея Б) объект отражения В) конкретная описанная ситуация
2. Литературные жанры – это:
А) эпос, лирика, драма Б) роман, трагедия, эпиграмма В) политический роман, социальная драма, философская элегия
3. Вид церковной литературы – жизнеописания святых - это: А) агиография Б) биография В) география
4.Торжественное, патетическое стихотворное произведение- зто А) послание Б )элегия В) ода
5.Направление в литературе и искусстве конца 18-го – первой половины 19 века, боровшееся с канонами классицизма, утверждавшее национальное и индивидуальное своеобразие, изображавшее идеальные чувства и героев, стремящихся к свободе – это
А) сентиментализм Б) реализм В) романтизм
6. Творческий метод Лермонтова в поэме «Мцыри»: А) сентиментализм Б) романтизм В) классицизм;
7. В основе сюжетного действия лежит: А) композиция Б) конфликт В) фабула
8.Композиция рассказа Толстого «После бала»: А) последовательная Б) ретроспективная В) рамочная
9. Завязка – это:
А) момент возникновения или обнаружения конфликта
Б) событие, определяющее начало действия В) первое появление главного героя
10. Приведите примеры завязки, кульминации и развязки некоторых произведений
11. Слова автора в тексте пьесы – это: А. эпиграф; Б. ремарка; В. реплика; Г. монолог;
12.Узнав об обмане Гринёва, Пугачёв устремил на него «огненные свои глаза». Словосочетание «огненные глаза» содержит:
А. аллегорию; Б. гиперболу; В. метафору;
13. В характере героя:
Как серна гор , пуглив и дик,
И слаб и гибок, как тростник -
автор использует:
А. сравнение; Б. гиперболу; В. метафору;
14. В сцене вранья комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» используется: А. антитеза; Б. гипербола; В. сравнение;
15 .В предложении «Море огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло» - А.М. Горький прибегает к:
А. сравнению; Б. гиперболе; В. метафоре; Г. олицетворению
16. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы:
А) Пугачёв 1) оренбургские генералы
Б) Швабрин 2) Екатерина II
В) «енералы» Пугачёва 3) Гринёв
17. Определите стихотворный размер, использованный М.Ю.Лермонтовым в поэме Мцыри»:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей. А) анапест Б) дактиль В) амфибрахий г) ямб
18.В рассказе В.Распутина «Уроки французского» изображения учительницы и ученика «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самоё дыхание»; «перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишкас разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах» представляют собой:
А. описание; Б. повествование; Г. рассуждение
19. Прочитайте заключительные строки трагедии «Ромео и Джульетта»
Нам грустный мир приносит дня светило –
Лик прячет с горя в облаках густых.
Идём, рассудим обо всём, что было.
Одних – прощенье, кара ждёт других.
Но нет печальней повести на свете.
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Что можно назвать главной темой пьесы:
А. пагубность вражды и раздоров; Б. утверждение радостей земной жизни; Г. бессмертную силу любви.
20. Рассказ Н.А. Тэффи «Свои и чужие» - произведение сатирическое, саркастическое, юмористическое? Свой ответ обоснуйте.
21. Напишите небольшое сообщение. Эпиграфом возьмите слова В.П. Астафьева «если в жизни будет трудно, если случится беда, надо бежать не от людей, а к людям», тему сформулируйте самостоятельно.
Учебно-методические средства обучения.
1. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3ч./ Автор-составитель: Меркин Г.С. - 5-е изд. - М.: ООО « ТИД «Русское слово», 2010 г.
2. Липина Е.Ю. Литература 5-9: тесты. - М.: «Дрофа», 2004.
3. Портреты писателей
4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 8 класс. CD-POM fop Windows 5. В помощь школе. 10фильмов на одном диске. DVD Коллекционное издание 502.
Тестовые задания проверочных работ
(Предложенные тестовые задания проверочных работ учителем могут быть использованы на уроке частично,
а также они помогут организовать литературную игру «Умники и умницы» ).
1. Проверочная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1. Повествование в повести ведется от лица:
А) автора; Б) повествователя; В) Миши Мироновой; Г) Петра Гринёва; Д) Пугачёва;
2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью :
А) композиции; Б) эпиграфов; В) вставных элементов; Г) прямой авторской оценки; Д) выбора героя;
3. Какие исторические личности упоминаются в повести:
А) Фридрих 2; Б) граф Миних; В) Григорий Орлов; Г) Екатерина 1; Д) Елизавета 1; Е) Екатерина 2;
4.Назовите художественные приёмы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачёва:
А) прямая авторская оценка; Б) портрет; В) эпиграфы; Г) речевая характеристика; Д) отношение других персонажей; Е) вставные элементы;
5. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова –
А) единственный женский персонаж; Б) стоит в центре сюжета; В) носительница высокой нравственности и чести; Г) дочь погибшего русского офицера;
6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета:
А) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
Б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше
В) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении
Г) развязка 4) знакомство Гринёва с главной героиней повести
7. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва:
А) характеризует Гринёва; Б) предвещает развитие отношений двух персонажей; В) характеризует Пугачёва; Г) подчёркивает кровожадность Пугачёва;
8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»:
А) автору; Б) Екатерине 2; В) Петруше Гринёву; Г) Петру Андреевичу Гринёву – автору мемуаров; Д) Савельичу;
9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы:
А) Пугачёв 1) оренбургские генералы
Б) Швабрин 2) Екатерина 2
В) «енералы» Пугачёва 3) Гринёв
10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачёва:
А) былины Б) загадки В) сказки Г) песни Д) пословицы Е) мифы
11. Какую главу предваряет собой эпиграф:
« В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп? –спросил он ласково» (А.Сумароков)
А) «Суд» Б) «Арест» В) «Приступ» Г) «Незваный гость» Д) « Мятежная слобода»
12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»:
А) проблема любви Б) проблема чести, долга, милосердия В) проблема роли народа в развитии общества Г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства
13. Каким показан в повести Савельич:
А) забитым, безгласным крепостным Б) послушным, рабски преданным своим господам
В) глубоким, наделённым чувством собственного достоинства Г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком
14. Отметьте верное суждение: Литературный характер – это-
А) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;
Б) художественное изображение человека; В) персональные черты, присущие герою;
15. Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»:
А) путь, дорога; Б) могила; В) буря, буран; Г) орёл, ворон; Д) кинжал; Е) виселица;
16.Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва:А) ум, сметливость; Б) лень, бездеятельность; В) удальство, широта натуры; Г) склонность к пьянству;
17. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую»
А) Марии Мироновой; Б) Василисы Егоровны; В) Екатерины 2; Г) Авдотьи Васильевны;
2. Проверочная работа по теме М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
1. Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:
А) былин Б) Библии В) древнерусских летописей г) стихотворения Горация
2. В чём заключается смысл эпиграфа:
А) восстание против судьбы Б) раскаяние, безнадёжное смирение В) защита прав человека на свободу
3. Определите жанр произведения:
А) баллада Б) элегия В) поэма-исповедь Г) притча
4. Какие рифмы использовал автор в поэме «Мцыри»:
А) женские рифмы Б) мужские рифмы В) и те, и другие
5. К какому литературному направлению можно отнести поэму:
А) сентиментализм Б) реализм В) романтизм Г) классицизм
6. Что можно назвать символом свободы в поэме:
А) степь Б) Кавказ В) барса г) девушку-грузинку
7. Выделите черты романтизма в поэме:
А) бурная, неистовая природа Б) гибель героя В) герой одинок и не понят миром Г) введение сна героя в сюжет поэмы
Д) мотив борьбы, мятежа
8. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»:
А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе
Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу
В) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю
Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета
9. Определите стихотворный размер, использованный М.Ю.Лермонтовым в поэме:А) анапест Б) дактиль В) амфибрахий г) ямб
10. Какой момент в сюжете поэмы является центральным:
А) побег из монастыря Б) встреча с девушкой В) бой с барсом Г) гибель Мцыри
11. В исповеди Мцыри звучит:
А) гнев, негодование Б) смирение, покаяние В) грусть, размышление Г) утверждение своей правоты
12. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ:
А) проявляется любовь автора к Кавказу Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя В) связь с историей России Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы
13. В чём заключается основная идея произведения:
А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения Б) тоска по воле В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма
3. Проверочная работа по теме Н.В.Гоголь «Ревизор»
Вариант 1
1. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор» - верный:
А) придуман Н.В.Гоголем Б) подарен автору А.С.Пушкиным В) взят из других источников (книг, газет и т.д.)
2. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:
А) рассказы Хлестакова Б) страх В) недоразумение Г) известие о приезде ревизора
3. Отметить черты, характерные для чиновников –персонажей комедии:
А) взяточничество Б) халатность В) страх перед начальством Г) глупость Д) гостеприимство Д) использование служебного положения в личных целях
4. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии:
А) юмор Б) сарказм В)сатира Г) ирония
5. Отметить, какой приём использован автором в приведённом отрывке: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов»:
А) сравнение Б) гипербола В) алогизм Г) гротеск
6. Какому персонажу комедии принадлежат слова: « И странно: директор уехал –куда уехал, неизвестно. Ну натурально , пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет. Мудрено. Кажется. и легко на вид, а рассмотришь –просто чёрт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры. Можно представить себе. Тридцать пять тысяч одних курьеров!»
А) Сквознику-Дмухановскому Б) Тряпичкину В) Хлестакову
7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:
А) перезагруженность комическими ситуациями Б) частая смена действия В) две развязки сюжета
8. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
9. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета:
-экспозиция
-завязка
- развитие действия.
-кульминация.
- развязка.
10. Вспомните. Какой эпиграф Н.В.Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?
Вариант 2
1.Отметить, какие социальные слои отображены в «Ревизоре»:
А) чиновничество Б) крестьянство В) духовенство Г) купечество Д) мещанство Е) помещики
2. Отметить, как построена система взяточничества в среде чиновников:
А) у каждого чиновника есть такое «право» Б) в отношении взяток существует определённая субординация
В) каждый решает сам, как брать взятки
3. Отметить, к какой группе можно отнести город, изображённый Гоголем в комедии:
А) уникальный, вобравший все пороки России Б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами
В) типичный российский провинциальный город
4. Отметить, есть ли в комедии положительный персонаж:
А) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным Б) Мария Антоновна В) да, это разоблачительный смех самого Н.В.Гоголя
5. Отметить, какой приём использован автором в приведённом отрывке : «в бельэтаже. У меня одна лестница стоит.А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся : графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: жжж..Иной раз и министр.»:
А) сравнение Б) гипербола В) алогизм Г) гротеск
6. Какому персонажу комедии принадлежат слова: «.потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора»:
А) Хлестакову Б) Тряпичкину В) Сквознику-Дмухановскому
7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:
А) малое количество персонажей Б) частая смена лирического героя В) немая сцена Г) автор видит себя одним из героев
8. Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?
9. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета:
-экспозиция
-завязка
- развитие действия.
-кульминация.
- развязка.
10. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чём, по вашему мнению, думают участники?
15