Программа учебной дисциплины Основы материаловедения по профессии среднего профессионального образования Мастер общестроительных работ.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
БОУ СПО ВО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
имени А.А.Лепехина»
____________________________________________________________

Утверждаю
Директор БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум
имени А.А.Лепехина ________________ /И.П.Суркова/
«____»_______________20___ г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД 01 Основы материаловедения
2012г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 270802.09 мастер общестроительных работ.
Организация-разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А.А.Лепехина»
Разработчики:
Суркова И.П., преподаватель БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А.А.Лепехина»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО мастер общестроительных работ в части освоения основных видов профессиональной деятельности.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников по профессиям. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы материаловедения» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять механические испытания образцов материалов;
использовать физико-химические методы исследования металлов;
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материалы;
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
основные сведения о металлах и сплавах;
основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, их классификацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 64
в том числе: лабораторно - практические работы 36
контрольные работы 2
дифференцированный зачет 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 32
в том числе: Поиск информации по заданной теме из различных источников.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовка к контрольной работе.
Оформление практических работ.
Изучение материала учебника по заданной теме.
Подготовка к итоговому зачету.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Наименование тем Содержание учебного материала, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень усвоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Основы материаловедения 31 Тема 1. 1
Строение и свойства металлов и сплавов Содержание учебного материала 10 Предмет и задачи дисциплины, его значение для сварщика. Из истории материаловедения. Структура дисциплины. Область применения материалов. Литература для изучения дисциплины. Основные сведения о металлах и сплавах. Классификации материалов, использующихся в профессиональной деятельности. Атомно-кристаллическое строение металлов. Основные типы кристаллических решеток. Физические и химические свойства. Деформация и разрушение. Механические свойства. Технологические и эксплуатационные свойства. Электрические свойства. Тепловые свойства. Магнитные свойства. Определение кристаллизации. Схема процесса кристаллизации. Полиморфные превращения в металлах. Диаграммы состояния. Коррозия и способы защиты. 2
Лабораторно – практические работы 6 Определение твердости металлов и сплавов.
Исследование свариваемости металлов и сплавов. Самостоятельная работа обучающихся5 Поиск информации по заданной теме из различных источников.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Подготовка к контрольной работе. Тема 1.2
Основы выбора материалов Содержание учебного материала 4 Схема выбора материала для производства. Экономическая эффективность материалов. Производство материалов и экология. 2
Лабораторно – практические работы 2 Выбор материалов для профессиональной деятельности. Самостоятельная работа обучающихся2 Поиск информации по заданной теме из различных источников.
Оформление практических работ. Контрольная работа по разделу «Основы материаловедения». 1 Раздел 2.
Обработка металлов и сплавов 14 Тема 2. 1
Обработка металлов и сплавов Содержание учебного материала 10 Виды и назначение термической обработки. Характеристика отжига, нормализации, закалки и отпуска. Режимы обработки. Дефекты и брак при термической обработке. Химико-термическая обработка. Механические испытания металлов. Технологические испытания и пробы. Методы исследования металлов 2
Лабораторно – практические работы 6 Механические испытания образцов материалов.
Физико-химические методы исследования металлов. Самостоятельная работа обучающихся3 Поиск информации по заданной теме из различных источников.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Раздел 3.
Конструкционные материалы 31 Тема 3.1
Чугуны Содержание учебного материала 4 Производство чугуна. Классификация чугунов. Структура и свойства чугуна. Маркировка. 2
Самостоятельная работа обучающихся2 Изучение материала учебника по заданной теме.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Тема 3.2
Стали Содержание учебного материала 8 Производство стали. Общая классификация сталей. Углеродистые стали. Легированные стали. Инструментальные стали и твердые сплавы. Стали, устойчивые против коррозии. Стали и сплавы с магнитными и электрическими свойствами. Высокопрочные стали. Жаростойкие и жаропрочные стали и сплавы. Сплавы «с памятью». Аморфные сплавы (металлические стекла). 2
Лабораторно – практические работы 4 Определение марки стали по искре.
Анализ микроструктуры углеродистой стали. Самостоятельная работа обучающегося4 Поиск информации по заданной теме из различных источников.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Тема 3.3
Цветные металлы и сплавы Содержание учебного материала 6 Алюминий и его сплавы. Медь и ее сплавы. Титан и его сплавы. Магний и его сплавы. Баббиты. Маркировка область применения, свойства цветных металлов и сплавов. 2
Лабораторно – практические работы 2 Анализ микроструктуры цветных металлов и сплавов. Самостоятельная работа обучающегося3 Поиск информации по заданной теме из различных источников.
Подготовка к контрольной работе. Тема 3.4
Неметаллические материалы Содержание учебного материала 3 Пластмассы: виды, свойства, применение. Резина: свойства, область применения. Древесина и
древесные изделия. Технические клеи. Лакокрасочные материалы. Графитоуглеродные материалы. Абразивные материалы. Прокладочные, уплотнительные и электротехнические материалы: классификация, свойства, применение. Лабораторно – практические работы 1 Определение характеристик неметаллических материалов. Самостоятельная работа обучающегося1 Поиск информации по заданной теме из различных источников. Контрольная работа по темам «Чугуны», «Стали», «Цветные металлы и сплавы». 1 Раздел 4.
Электротехнические материалы 6 Тема 4.1 Электротехнические материалы Содержание учебного материала 4 Классификация электроматериалов. Проводниковые материалы. Полупроводниковые материалы. Диэлектрики. 2
Самостоятельная работа обучающегося2 Поиск информации по заданной теме из различных источников. Лабораторно – практические работы. Определение характеристик электротехнических материалов
Раздел 5.
Технологические материалы 2
8 Тема 5.1
Технологические материалы. Содержание учебного материала 4 Смазочные материалы: область применения. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам. Твердые и пластичные смазки. Охлаждающие материалы: область применения. Виды. Свойства. 2
Самостоятельная работа обучающегося4 Поиск информации по заданной теме из различных источников.
Оформление лабораторно-практических работ.
Подготовка к итоговому зачету. Итоговый дифференцированный зачет 1 Всего: 79 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Материаловедение».
Оборудование лаборатории:
Рабочее место преподавателя: 1.
Рабочие места обучающихся: 15.
Учебная документация.
Комплект плакатов (стендов) для оформления лаборатории.
Комплект рисунков, схем, таблиц, кодотраспарантов для демонстраций.
Доска маркерная.
Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты, слайды, диафильмы).
Объемные наглядные пособия:
Модели;
Макеты, муляжи;
Наборы деталей и элементов конструкций;
Демонстрационные установки (стенды).
Оборудование для проведения лабораторно - практических работ.
Средства обучения для обучающихся:
Учебники, учебные пособия;
Сборники задач, заданий, упражнений;
Руководство по выполнению лабораторно - практических заданий и упражнений.
Учебно-методическая литература для преподавателя.
Электронные учебники.
Технические средства обучения:
Демонстрационный (мультимедийный) комплекс.
Телевизор с видеомагнитофоном и DVD – плеером.
Диапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Моряков О.С. Материаловедение. – М.: Издательский центр «Академия», 2010
Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело. – М.: Ростов н/Д., 2005
www.dic.akademic.ru- справочник
www.materiall.ru – материалы по темам курса
www.svarkainfo.ru – справочные материалы
Дополнительные источники:
Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторно - практических занятий и контрольных работ, выполнения обучающимися индивидуальных самостоятельных заданий.
Результаты обучения
(усвоенные знания, освоенные умения) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знание основных свойств и классификации материалов, использующихся в профессиональной деятельности. Оценка результата контрольной работы на определение знаний основных свойств и классификации материалов, использующихся в профессиональной деятельности.
Знание наименования, маркировки, свойств обрабатываемого материалов. Оценка результата самостоятельной работы.
Знание правил применения охлаждающих и смазывающих материалов. Оценка результата самостоятельной работы.
Знание основных сведений о металлах и сплавах. Оценка устного ответа.
Знание основных сведений о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, их классификации. Оценка устного ответа.
Оценка результатов лабораторно-практических работ.
Умение выполнять механические испытания образцов материалов. Оценка результатов лабораторно-практической работы на выполнение механических испытаний образцов материалов.
Умение использовать физико-химические методы исследования металлов. Оценка результатов лабораторно-практической работы на выполнение физико-химических методов исследования металлов.
Умение пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов. Оценка результата самостоятельной работы.
Умение выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности. Оценка результата самостоятельной практической работы.
Оценка результата дифференцированного зачета