Рабочая программа по литературе 10 класс по программе под редакцией В.Я.Коровиной (базовый уровень).
Рабочая программа по литературе 10 класс по программе под редакцией В.Я.Коровиной (базовый уровень).
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской государственной программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и адаптирована мною для 10 классов. Учебник «Литература 10 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина и др. - М.: «Просвещение», 2012г.).
На изучение курса отводится 103 часа из расчета 3 часа в неделю.
Литература – дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из важнейших задач модернизации российского образования — воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. На уровне гуманитарного филологического образования эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного более определенно и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике.Цели литературного образования в средней (полной) школе на базовом уровне определены образовательным стандартом:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
учиться устному пересказу (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
научиться отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способам свободного владения письменной речью;
научиться анализу художественного произведения;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,
• сравнение, сопоставление, классификация,
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
• составление плана, тезисов, конспекта,
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Предполагаемые результаты обучения.
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В связи с особенностями преподавания литературы в старших классах и подготовкой к ЕГЭ основными формами обучения выбраны лекция, беседа, практикум, семинар. Основным видом контроля являются сочинение, задание с развернутым ответом на вопрос,теасты.
Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, развернутых ответов на вопрос, рефератов, докладов, устных ответов учащихся.
Содержание тем учебного курса
Введение.
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений.
Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Языковая реформа Карамзина.
Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Ведущие журналы («Современник», «Отечественные записки»). Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев
Литература первой половины XIX века. Творчество Г.Р.Державина
Гавриил Романович Державин — величайший лирик XVIII — начала XIX века. Жизнь и творческий путь (обзор).
Стихотворения: «Ключ», «Фелица», «Русские девушки», «Соловей», «Бог». Жанр оды в творчестве Державина, его разнообразие и преображение.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Творчество А.С.Пушкина.
1 классное сочинение.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.
Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Я пережил свои желанья...», «Если жизнь тебя обманет...», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственную смену поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. «Медный всадник».
Повторение романа «Евгений Онегин».
Творчество М.Ю.Лермонтова.
1 контрольная работа.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.
Стихотворения и поэмы: «Я не унижусь пред тобою...», «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Мой демон», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Есть речи — значенье...», «Благодарность», «Завещание». Поэма «Демон»,
Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Повторение романа «Герой нашего времени».
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Творчество Н.В.Гоголя.
1 контрольная работа.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба») Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект», «Портрет». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Повторение поэмы «Мертвые души».
В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя».
Теория литературы. Художественная условность. Образ-символ (развитие понятий).
Творчество Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого.
1 классное сочинение.
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Единство мира, обеспеченное единством противоположностей (внутреннего и внешнего, прошлого и настоящего, сна и бодрствования, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silentiит!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим...», «Полдень», «Цицерон», «Осенний вечер», «Тени сизые смесились...», «День и ночь», «Слезы людские...», «Последняя любовь». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета-практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Утонченно-чувственный психологизм любовной лирики. Отказ от социальной лирики. Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Кот поет, глаза прищуря...», «Облаком волнистым...», «Сосны», «Еще одно забывчивое слово...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии.Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...», «Двух станов не боец, а только гость случайный...».
Творчество И.А.Гончарова.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения и романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева, «„Обломов"). И. А. Гончаров как литературный критик («Мильон терзаний»).
Теория литературы. Обобщение в литературе, типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Творчество Н.А.Островского.
1 классное сочинение.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество (обзор). Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Ранние произведения Драматургия славянофильского периода. Разрыв с журналом «Москвитянин».
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова, «После „Грозы" Островского» А. А. Григорьева) и на сцене. Малый театр как «Дом Островского».
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Творчество И.С.Тургенева.
1 домашнее сочинение.
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (обзор).
«Записки охотника» как этап в развитии русской прозы и веха в творчестве Тургенева, Романы Тургенева— художественная летопись жизни русского общества, их злободневность и поэтичность.
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, ис кусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Произведения Тургенева последних лет («Таинственные повести», «Песнь торжествующей любви», «После смерти»), цикл стихотворений в прозе {«Порог», «Сон», «Как хороши, как свежи были розы...» и др.) (обзор). Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Герой-идеолог. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Творчество Н.А.Некрасова.
1 контрольная работа.
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Религиозные мотивы и их социальная огласовка. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и Гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Современная ода», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...», «Праздник жизни — молодости годы...», «Забытая деревня», «Под жестокой рукой человека...», «Сеятелям».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Стиль как выражение художественной мысли писателя.
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Творчество Л.Н.Толстого.
1 домашнее сочинение.
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии. Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Диалектика души» как принцип художественного изображения героя.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля: гармония философского, исторического и психологического мотивов, сочетание эпической манеры с летописным стилем, сатирой и глубоким лиризмом. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Чередование картин войны и мира. 1870-е годы — период кризиса в творчестве П. Н. Толстого. Повести последних лет и образ жизненного пути. Обличение социально-нравственных основ современной жизни. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятие о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Творчество Ф.М.Достоевского.
1 домашнее сочинение.
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество (обзор).
Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Оценка романа в критике.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. Полифонизм литературного произведения.
Творчество Н.С.Лескова.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество (обзор).
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.
Теория литературы. Формы повествования. Проблема «сказа». Понятие о стилизации.
Творчество А.П.Чехова.
1 классное сочинение, 1контрольная работа.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество (обзор).
Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова («Скучная история» и др.). Художественный объективизм Чехова («Враги», «Именины», «Гусев» и др.). Темы настоящей правды, социального и философского безумия («Дуэль», «Палата № 6»), конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль форсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Углубление понятия о драматургии. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Подтекст (начальные представления).
Из зарубежной литературы
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.( Ги де Мопассан, Генрик Ибсен, Артюр Рембо. )
Ги де Мопассан. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета.
Литература народов России.
Произведения для заучивания наизусть.
А. С. Пушкин. 3—4 стихотворения (по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. 2—3 стихотворения (по выбору учащихся).
А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Я пришел к тебе с приветом...». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта...». «Я тебе ничего не скажу...». «Какая грусть! Конец аллеи...» (на выбор).
Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с тобой бестолковые люди...». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).
A.Н. Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).
И. С. Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
● образную природу словесного искусства;
● содержание изученных литературных произведений;
● основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;
● изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
● воспринимать и анализировать художественный текст;
● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
● определять род и жанр литературного произведения;
● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
● сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
● выявлять авторскую позицию;
● выражать свое отношение к прочитанному;
● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
● владеть различными видами пересказа;
● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
● участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
● писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
● для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
● определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
● поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия.
Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ п/р В.И.Коровина.. – М.,: Просвещение, 2012.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе ХIХ века: 10 класс. В 2-х частях. – М.: Вако, 2007.
ЕГЭ-2014: Литература: сборник экзаменационных заданий / Авт.-сост. С.А.Зинин. – М.: Эксмо, 2014. (ФИПИ)
ЕГЭ-2014: Литература: реальные задания / С.А.Зинин, О.Б.Марьина, Н.А.Попова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. (ФИПИ)
Методический журнал «Литература в школе» (1996-2009 г.г.).
Оборудование и приборы.
ПК, мультимедийный проектор
Дидактический материал.
Тексты контрольных работ.
Видеофрагменты художественных фильмов «Бесприданница», «Мертвые души», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Герой нашего времени», «Пушкин: последняя дуэль».
Диски «Лермонтовские Тарханы», «Прикосновение (Лермонтов на Кавказе)», «С.-Петербург» (виртуальная экскурсия)
Презентации к урокам.
№ Наименование разделов и тем Кален-дарные сроки Дано фактически Вид занятия Использование ИКТ,дидактический Материал, проектная деятельность Задания для учащихся Виды контроля Повторение
1 Введение. Периодизация исторического и литературного развития.
Русская литература XIX века в контексте мировой
Культуры. 1нед сентЛекция с элементами беседы Презентация Пользуясь «Словарём литературоведческих терминов», вспомнить определения и характерные черты классицизма, сентиментализма, романтизма; стр23 вопросы Литература как искусство слова
2 Основные темы и проблемы литературы 19 века. 1нед сентКомбин. Схема Сообщения учащихся о Державине Сообщен. Художественное произведение
3 Г.Р.Державин. Жизнь и творческий путь. Темы и мотивы творчества. «Ключ», «Бог», «Русские девушки». 1нед сентЛекция с элементами беседы Презентация Собеседование по вопросам
Анализ худ. текстов классицизм
4 Традиции и новаторство в творчестве Г.Р.Державина. «Фелица», «Соловей». 2нед сентКомбин. ФонохрестоматПрезентация Сообщен. романтизм
5 А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально- историческое и общечеловеческое содержание. Развитие реализма в лирике, поэмах. прозе, драматургии 2нед сентКомбин. ФонохрестоматПрезентация Инд. задание: подготовить сообщение «Особенности пушкинского лирического героя» (на материале произведений, изученных ранее); выразительно читать стихотворения «Погасло дневное светило», «Элегия» Анализ эпизода Сжатый пересказ Композиция
6 Романтическая лирика А. Пушкина периода южной и михайловских ссылок. «Погасло дневное светило». «Подражание Корану», « И путник усталый на Бога роптал»
Художественные открытия лирики А.С. Пушкина 2нед сентКомбин. Репродукции Выразительно читать стихотворения «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пинде- монти». Чтение наизусть Подготовить инд. сообщение на тему «Пушкин и декабристы»
Анализ эпизода реализм
7 Тема поэта и поэзии в лирике А.П. Пушкина «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтами» 3нед сентКомбин. Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий» Пушкин и декабристы. Какое отражение получили идеи участников «Союза благоденствия» в оде 6А.С.Пушкина«Вольность»? «Подражания Корану», «Вновь я посетил», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». Сообщен. Тема поэта и поэзии в ст. «Пророк»
8 Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина «Вольность», «Свободы сеятель пустынный». 3нед сентКомбин. Фонохрестомат Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий» Чтение наизусть Анализ стих. Звуков. ср-ва худ. выраз.
9 Религиозно- философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Эллегия», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны» 3нед сентКомбин. ФонохрестоматПрочитать поэму «Медный всадник», ответить на вопрос: Какое развитие нашла в поэме тема «маленького человека»?
Чтение наизусть Звуков. ср-ва худ. выраз.
10 Философская лирика А.С. Пушкина. «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», 4нед сентКомбин. ФонохрестоматОбраз маленького человека в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и «Шинели» Н.В. Гоголя.
Гоголя. Почему именно Пушкин первым в русской литературе создал образ «маленького человека»?
Скульптура: памятник Петру I работы Фальконе (1782 г.). вдохновенное лицо императора, созданное М. Калло. Смогли ли авторы памятника Петру Первому передать величие личности русского императора? Близок ли «Медный всадник» Пушкина образу государя, созданному Фальконе? Анализ стих. Новаторство
11 Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» 4нед сентКомбин. С.-Петербургвиртуал. экскурсия Сообщения учащихся, анализ текста. Тестиров. Автор
12 Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. 4нед сентКомбин. Репродукции Диск «Пушкин в зеркале 2-х столетий» Анализ худ. текста
Сообщения учащихся Сжатый пересказ Словесные средства худ.выраз.
13 Социально- философские проблемы поэмы «Медный всадник». Диалектика пушкинских взглядов на историю. 1нед октКомбин. Фонохрестомат Репродукции Подготовиться к сочинению.Определить основную мысль сочинения по произведениям русской литературы первой половины XIX века Анализ эпизода Звуков. ср-ва худ. выраз.
14 Контрольная работа
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX века 1нед октСемин. ФонохрестоматНайти материал в учебнике истории о социально-политической обстановке в России 1850- 60 гг. XIX века Система стихос.
15 М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. основные темы и мотивы творчества. «Нет
, я не Байрон, я другой». Романтизм и реализм в творчестве поэта. 1нед октКомбин. Фонохрестомат Портрет«Прикосновение (Лермонтов на Кавказе»
Презентация Историческая обстановка в России 1850-60 гг. XIX века (Крымская война и смерть Николая Первого; противостояние либералов и демократов в общественной жизни страны; подготовка и проведение реформы 1861 года). Демократизация русского искусства/создание артели молодых художников во главе с И.Н. Крамским, положившей начало товариществу передвижников, и возникновение сообщества композиторов (Могучая кучка) Сообщен. Звуков. ср-ва худ. выраз.
16 Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова «Молитва», «Я матерь Божия, ныне с молитвою» 1нед октКомбин. Фонохрестомат,Лермонтовские Тарханы Подготовить индивидуальное сообщение на тему: жанр молитвы Чтение наизусть Система стихос.
17 Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. «Валерик», «Сон» 2нед октКомбин. Диск «Поэзия Лермонтова в музыке» Анализ. текста
Анализ текста
Звуков. ср-ва худ. выраз.
18 Анализ стихотворения «Завещание» 2нед октПрактикум Фонохрестомат Определить основные этапы развития внутреннего конфликта. Анализ стих. Система стихос.
19 Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен…» 2нед октКомбин. Фонохрестомат Наизусть Сообщен. Анализ стих. 20 Мечта о гармоничном и прекрасном в человеческих отношениях. «Выхожу один я на дорогу». 3нед октКомбин. Фонохрестомат Наизусть .Инд.
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова Наизусть Анализ стих. Словесные средства худ.выраз.
21 Урок контроля
Сочинение по творчеству М. Лермонтова 3нед октСемин. ФонохрестоматПодготовка проектов
Сочинение 22 Урок контроля
Сочинение по творчеству М. Лермонтова 3нед октКомбин. Заочное путешествие в Петербург Гоголя Сочинение Тропы
23 Н.В. Гоголь . Жизнь и творчество. «Вечера на хуторе близ Диканьки». 4нед октКомбин. Презентация Групповые задания: подобрать материал о сатире Гоголя Сжатый пересказ Словесные средства худ.выраз.
24 Сатирическое начало в сборнике «Миргород» 4нед октКомбин. Анализ сцен Анализ эпизода Композиция
25 «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя 4нед октТворчеспрактикРепродукции Ответить на вопрос «Как Гоголь изображает «маленького человека» Анализ эпизода Фантастика
26 Н.В. Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. 2нед ноябКомбин. Репродукции Подобрать материал, характеризующий Петербург Гоголя из текста
Анализ эпизода Сопоставление
27 Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» 2нед ноябКомбин. ФонохрестоматАнализ худ. текста
Анализ эпизода Герой-рассказчик и автор-рассказчик
28 Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя 2нед ноябКомбин. Сочинение Сочинение Лит. критика
29 Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя 3нед ноябТворчеспрактикСочинение Сочинение Драма
30 Обзор русской литературы второй половины 19 века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и критики. 3нед нояблекция Инд. задания Сообщен. Классическая литература
31 Ф. И.Тютчев . Жизнь и творчество Единство мира и философия природы в его лирике. «Не то, что мните вы , природа». 3нед ноябКомбин. Презентация Познакомиться со стих.: «Умом Россию не понять...», «Эти бедные селенья...», «Над этой тёмною толпою». Какое развитие в поэзии Тютчева получил мотив иррациональной любви к Родине?
Анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова,
посвящённых теме Родины.
Философская поэзия
32 Ф. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как хорошо, ты, о море ночное…», «Природа –сфинкс» Человек и история в лирике Ф. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «эти бедные селенья», «Нам не дано предугадать», «Умом Россию не понять» 4нед ноябКомбин. ФонохрестоматПознакомиться со стихотворениями «О, как убийственно мы любим...», «К.Б.» («Я встретил вас и всё былое...), «Последняя любовь». Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему «Денисьевский цикл» Ф.И. Тютчева»
Анализ стихотворений
Худож. ср-ва выразит.
33 Любовная лирика Ф. Тютчева. Любовь как
стихийная сила и «поединок роковой».
«О, как убийственно мы любим», «К.Б.» 4нед ноябКомбин. «Золотой фонд поэзии» любовная лирика Пушкина («Я вас любил...», «Я помню чудное мгновенье...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла..»)и Лермонтова («Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»).
Какое развитие по сравнению с произвед. Пушкина и Лермонтова получает тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева? Познакомиться со стихотворением А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье...»; подумать: «почему данное стихотворение называли манифестом «чистого искусства»? наизусть Худож. ср-ва выразит.
34 А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы
«Даль», «Это утро, радость эта», «Еще весны душистой нега», «Летний вечер тих и ясен», «Я пришел к тебе с приветом». 4нед ноябСемин. «Золотой фонд поэзии» Познакомиться со стихотворениями «Это утро, радость эта...», «Ещё майская ночь», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Я пришёл к тебе с приветом...». Подготовить анализ одного из стихот. Сравнительный анализ стих Фета «Шепот, робкое дыханье...» и пародии на него Д. Минаева Лирич. произв, жанр
35 Любовная лирика А. Фета.
«Шепот, робкое дыханье»,» Сияла ночь,луной был полон сад» Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.
4нед ноябКомбин. Презентация Сравнительный анализ языка поэзии и языка музыки в ходе знакомства с романсами, написанными на стихи Фета наизусть Импрессионизм, Худож. ср-ва выразит.
36 А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы творчества
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка» Любовная лирика А.К.Толстого. «Средь шумного бала, случайно…», «Острою секирою ранена береза…» 1нед дек Комбин. Презентация Анализ стихотворений А.К. Толстого Анализ романс
37 Жизнь и деяния господина де Лень (литературный монтаж о жизни и творчестве И.А. Гончарова). Место романа « Обломов» в трилогии. Особенности композиции романа. Его проблематика. 1нед дек Комбин. Презентация Подготовить краткий пересказ первой части романа; комментированное чтение «Сна Обломова» Анализ эпизода Конфликт
38 Обломов «»коренной народный наш тип. Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. 1нед дек Сцены из фильма Подготовить сопостав. анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Почему любви Ольги Ильинской Обломов предпочёл покой в доме вдовы Пшеницыной Сжатый пересказ Анализ эпизода
39 « Два типа любви в романе И. А. Гончарова «Обломов». Авторская позиция и способы ее выражения. 2нед дек Комбин. Музыка: ария «Casta diva» из оперы В. Беллини «Норма». Музыка: ария «Casta diva» из оперы В. Беллини «Норма». Ответить на вопрос: как музыкальное произведение передаёт романтический накал любовного чувства главного героя романа? Почему ария вызывает у Обломова сильнейшее эмоциональное потрясение? Сообщен. Сравнение
40 «Что такое Обломовщина?"Художественное своеобразие стиля романа Гончарова «Обломов». Роман «Обломов» в русской критике. 2нед дек семинар Сцены из фильма Подготовить сравнительный анализ образов Обломова и Штольца, результаты сравнения занести в таблицу Анализ эпизода Сравнение
41 А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. "Отец « русского театра» 2нед дек Комбин. Презентация Читать драму «Гроза» Анализ эпизода драма
42 Драма « Гроза». История создания, система образов. 3нед дек Семин. Выписать цитаты , характеризующие Дикого и Кабаниху. Тестиров. Образ, конфликт
43 Драма «Гроза» Приемы раскрытия характеров. Своеобразие конфликта. Смысл названия. 3нед дек Комбин. Отрывки из спектаклДать характеристику отношений Катерины и Бориса. Сообщен. Система образов
44 Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «темного царства» 3нед дек Комбин. Отрывки из спектаклСоставить характеристику « темного царства» Сообщен. Сжатый пересказ Композиция
45 Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблема пьесы. 4нед дек Комбин. ФонохрестоматДомашнее сочинение по драме Островского « Гроза» тест Гротеск
46 И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе. 4нед дек Комбин. Презентация Проанализировать один из рассказов из «Записок охотника» Анализ эпизода Звуков. ср-ва худ. выраз.
47 И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» 4нед дек Комбин. Отрывки из фильма Анализ сцены «Приезд Базарова к Кирсановым» Анализ эпизода Реализм, роман
48 Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. 2нед янвКомбин. ФонохрестоматВыписать цитаты. Характеризующие Базарова Анализ эпизода конфликт
49 «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Сторонники и противники Базарова. 2нед янвКомбин. Анализ худ.текста Составить список тем, по которым они спорят
Сообщен.Сжатый пересказ конфликт
50 Любовь в романе «Отцы и дети» 2нед янвКомбин. ФонохрестоматАнализ худ. текста
Анализ эпизода 51 Анализ эпизода смерти Базарова.
3нед янвКомбин. Репродукции Анализ худ. текста
Анализ эпизода Эссе
52 Споры вокруг романа «Отцы и дети».
Подготовка к домашнему сочинению 3нед янвПрактикум Написать сочинение Домашнее сочинение «Стихотворения в прозе»
53 Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной». 3нед янвКомбин. Фонохрестомат Портрет Сообщения учащихся.
Наизусть Сообщен. Звуков. ср-ва худ. выраз.
54 Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…» и др. 4нед янвКомбин. ФонохрестоматСтихи «Элегия», «Вчерашний день в часу шестом», «Музе», «Поэт и гражданин» Анализ стих. Звуков. ср-ва худ. выраз.
55 Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу 4нед янвКомбин. Фонохрестомат Портрет
Портрет Панаевой неизвестного художника.
Совпадает ли облик лирической героини стихов Некрасова с портретом Панаевой?
Какие черты характера этой незаурядной женщины подчеркнулхудожник?«Денисьевский» цикл Тютчева.
Как соотносится восприятие любви как «рокового поединка» двух сердец в произведениях Тютчева с изображением «страстного, мятежного» чувства в стихотворениях Некрасова? наизусть Система стихос.
56 Тема любви в лирике Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…». 4нед янвКомбин. ФонохрестоматПроект «Образ музы в лирике Некрасов Познакомиться со стихотворениями «в дороге», «Забытая деревня».Какими предстают отношения народа и власть предержащих в произведениях Некрасова? Чтение наизусть Разв. ответ на вопрос Звуков. ср-ва худ. выраз.
57 «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». 1нед феврКомбин. «Золотой фонд поэзии» Познакомиться с портретами помещика Оболта Оболдуева и князя Утятина (главы«Помещик» и «Последыш). Составить связный рассказ на тему
«Судьба «дворянских гнёзд» в пореформенную эпоху» Сообщен. Фольклор
58 Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Русь в поэме. Тема социального и духовного рабства. 1нед феврКомбин. Фонохрестоматподготовить рассказ от лица одного из героев поэмы о его судьбе и видении идеала сча-. стья (Яким Нагой, Савелий-«бога- тырь святорусский», крестьяне- правдоискатели, Ермила Гирин, Матрёна Тимофеевна, Гриша Добро- склонов) рассказ от лица одного из героев Звуков. ср-ва худ. выраз.
59 Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» 1нед феврЛекция Схема Анализ образов героев поэмы, представителей народного мира Анализ образов «Вечные» образы
60 Особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. 2нед феврКомбин. Презентация Тестиров. 61 Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Жанровое своеобразие 2нед феврКомбин. ФонохрестоматНарисовать эскиз обложки к роману «Преступление и наказание» (можно составить коллаж). Перечитать гл. 1, 2, 3 части 1; гл. 1, 2 части 2; гл. 4 части 4; гл. 6 части 6. Подготовить выборочный пересказ на тему: «Каким предстаёт перед нами Петербург Достоевского?» Сжатый пересказ Композиция
62 Русская действительность в художественном мире романа. В Петербурге Достоевского. Приёмы создания образа города 2нед феврКомбин. Репродукции части 2; гл. 6 части 5. Подготовить ответ на вопрос: какую роль в романе играют уличные сцены? Анализ эпизода Роман, образ автора
63 Раскольников среди униженных и оскорблённых. Портрет, пейзаж, интерьер, их художественная функция. Художественные открытия Достоевского в освещении темы «маленького человека» 3нед феврКомбин. Сцены из фильма Перечитать главу 5 части 3; главу 4 части 5. Подумать над вопросом: «в чём заключается смысл теории Раскольникова? Как в разговоре с Порфирием Петровичем и с Соней герой Достоевского пытается обосновать своё право «Разрешить себе кровь по совести»? Анализ эпизода Словесные средства худ.выраз.
64 Теория Раскольникова и её развенчание в романе. Проблема нравственного выбора. Психологизм прозы Достоевского 3нед феврКомбин. ФонохрестоматИзобразительное искусство:
Иллюстрация Д. Шаринова«Родион Раскольников в каморке».
как на рисунке передана тема одиночества Раскольникова в мире людей; почему мать главного героя, в разговоре с сыном называя жилище сына «дурной квартирой», похожей на гроб, приходит к выводу: «Я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик»?
Каким предстаёт помещение, где обитает Раскольников, в разных частях «Преступления и нак.? Анализ эпизода Словесные средства худ.выраз.
65 Трагические противоречия характера главного героя. Роль внутренних монологов и снов в раскрытии самосознания героя 3нед феврКомбин. Сцены из фильма Групповые задания: подготовить материал для сравнительного анализа «Раскольников и Лужин», «Раскольников и Свидригайлов». С какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова? Анализ эпизода образ автора
66 Раскольников и его двойники. Лужин и Свидригайлов – «сильные мира сего» 4нед феврКомбин. Репродукции Подготовить материал для сравнительного анализа образов Раскольникова и Сони.
Анализ эпизода «Соня и Раскольников за чтением истории о воскрешении Лазаря» Анализ эпизода позиция автора
67 «Правда» Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения 4нед феврКомбин. Сцены из фильма Изобразительное искусство: сопоставив описание внешности Сони в романе с её изображением на иллюстрации Шмаринова «Соня Мармеладова со свечой» Можно ли этот рисунок назвать психологическим портретом героини? Анализ эпизода Роль эпизода
68 Раскольников и Порфирий Петрович. Тема веры и безверия на страницах романа 4нед феврКомбин. ФонохрестоматПодготовить комментированное чтение эпилога романа Сообщен. Словесные средства худ.выраз.
69 Роль эпилога в романе. Интерпретация будущего в романе Достоевского (4сон Раскольникова) 1нед март Комбин. Репродукция Анализ худ. текста
Анализ эпизода психологизм
70 «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения» 1нед март Комбин. Пушкин «Станционный смотритель», «Медный всадник»; Н.В. Гоголь «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине». Какое развитие в произведении Ф.М. Достоевского полумили пушкинские и гоголевские традиции в изображении «маленького человека»? Сжатый пересказ Словесные средства худ.выраз.
71 Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание» 1нед март Комбин. Сочинение Сочинение 72 Личность Л.Н.Толстого, писателя и философа 2нед март Комбин. Портрет Презентация, «Севаст. рассказы» Сообщен. Автор
73 Война в изображении Л.Толстого. «Севастопольские рассказы» 2нед март Комбин. Сцены из фильма Анализ худ. текста
Анализ эпизода Рассказ
74 История создания романа «Война и мир». Смысл названия романа, антитеза как центральный композиционный приём 2нед март Комбин. Фильм С. Бондарчука «Война и мир» История: Наполеоновские войны, участие России в заграничных походах 1805-07 гг. Отечественная война 1812 года. История восстания декабристов, реабилитация «людей 1825 года» при восшествии на престол Александра Второго Сжатый пересказ Композиция
75 Изображение светского общества. Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер» 3нед март Комбин. Репродукции Подготовить комментированное чтение эпизодов, изображающих Шенгра бенское и Аустерлицкое сражения.
Анализ эпизода Словесные средства худ.выраз.
76 Изображение в романе войны 1805 – 1807 гг. Истинный и ложный героизм в изображении Толстого. Образы Тушина и Тимохина 3нед март Комбин. ФонохрестоматИндивидуальное задание: составить историко-
литературный монтаж на тему «Заграничные походы русской армии», включив в него такие эпизоды, как «Смотр в Браунау» (т.1, ч. 2, гл. 1-2), «Переправа через Энс» Анализ эпизода Герои романа
777 «Мысль семейная» в романе Толстого (семейный уклад Ростовых, Болконских, Курагиных). Толстовский идеал семьи 3нед март Комбин. ФонохрестоматАнализ худ. текста
Анализ эпизода Словесное рисование
78 Пейзаж в романе Толстого «Война и мир». Москва и Петербург в романе 4нед март Комбин. Репродукции Анализ худ. текста
Анализ эпизода Пейзаж
79 Изображение Отечественной войны в романе. Героизм всего русского народа. Народ – движущая сила истории. Толстовская философия истории 1нед апрКомбин. Сцены из фильма Анализ худ. текста
Анализ эпизода Словесные средства худ.выраз.
80 Бородинская битва как идейно-композиционный центр романа. 1нед апрКомбин. Сцены из фильма Составить сравнительную характеристику полководцев Анализ эпизода Образ
81 «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. 1нед апрКомбин. Сцены из фильма Анализ худ. текста
Сжатый пересказ Сравнение.
82 Партизанское движение (на материале 3 части IV тома). «Мысль народная» в романе. Русский солдат в изображении Толстого, значение образа Т.Щербатого 1нед апрКомбин. Репродукции «Пьер Безухов и Платон Каратаев»;
сравнительный анализ образов А. Болконского и Пьера Безухова Сообщен. Анализ эпизода Лит. герой
83 Значение образа Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Проблема национального характера 2нед апрКомбин. ФонохрестоматКраткий пересказ эпизодов, связанных с изображением Пьера Безухова: т. 2, ч. 1, гл. 3-6; т. 3, ч.З, гл. 5, 26- 29, 33; эпилог.сообщение на тему «Пьер Безухое и Платон Каратаев».
Подготовить сравнительную характеристику образов Андрея Болконского и Пьера Безухова
Анализ эпизода Авторская концепция
84 Поиски своего места в жизни князя Андрея. Приёмы изображения душевного мира героя («диалектика души») 2нед апрКомбин. Сцены из фильма Чтение и полноценное восприятие эпизодов, связанных с изображением «взлётов и падений» Пьера Безухова
Анализ эпизода Мир героя
85 Путь идейно-нравственных исканий Пьера Безухова. Роль портрета, пейзажа, внутреннего монолога и диалогов в романе 2нед апрКомбин. Репродукции Краткий пересказ эпизодов, связанных с изображением в романе Наташи Ростовой (т. 1,4.1, гл.8, 10, 16- 17; т. 2, 4.1, гл. 15; т.2, ч.З, гл.2, 14- 17; т. 2,4.4, гл.7,10; т. 2% 4.5, т. 8-10 Анализ эпизода Словесные средства худ.выраз.
86 Женские образы в романе. Толстовский идеал женщины – матери. В чём истинная красота человека? 3нед апрКомбин. Репродукции Краткий пересказ эпизодов, изображающих поворотные моменты в жизни Наташи Ростовой т. 1, ч.З, гл. 16, 19; т. 2, ч. 2, гл.8,11-13; т.2, ч.З, гл. 4- 6, 19; т. 3,ч. 2, гл.5, 16, 25, 36-37; т. 4, ч. 1, гл.32. Анализ эпизода Характеристика героя
87 Наташа Ростова и пути к счастью. 3нед апрКомбин. ФонохрестоматНарисуйте графическую схему «ПутьНаташи к счастью» Анализ эпизода 88 Художественные открытия Толстого и мировое значение тв-ва писателя. Экранизация романа 3нед апрКомбин. Сцены из фильма Подготовиться к сочинению, составить план анализа одного из эпизодов «Войны и мира» (по выбору) Экранизация
89 Подготовка к домашнему сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» 4нед апрКомбин. Тестиров. План
90 Н. С. Лесков: личность писателя. «Очарованный странник»» и Иван Флягин. Поэтика названия повести. 4нед апрКомбин. Портрет Презентация. Смысл заглавия повести Лескова. Пользуясь словарём, выяснить лексическое значение слова «праведник» Сообщен. Композиция
91 Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. 4нед апрКомбин. ФонохрестоматКак сочетаются в произведении Лескова фольклорные и агиографические традиции; каких былинных героев напоминает вам Иван Северьянович; как в хронике проявляется сказовое начало? тест Герой-рассказчик и автор-рассказчик
92 М.Е. Салтыков – Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок Салтыкова- Щедрина 1нед мая Комбин. презентация Анализ сказки по выбору Сжатый пересказ гротеск
92 Обзор романа Салтыкова- Щедрина «История одного города» Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников. 1нед мая Лекция с элементами беседы Презентация Изобразительное искусство: какое воплощение в рисунках Кукрыниксов, А.Е. Яковлева и А. Самохвалова, к «Истории одного города» нашли гипербола и гротеск? Тестиров. Сквозные темы
93 А.П. Чехов. Жизнь и творчество.
Путь художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова .Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90годов.
« Человек в футляре» 1нед мая Комбин. Презентация Сообщения учащихся
Подготовить инсценирование одного из ранних рассказов Чехова Тестиров. Композиция
94 Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. « Дом с мезонином», « Дама с собачкой», « Случай из практики», «Черный монах». 2нед мая Комбин. ФонохрестоматПрочитать рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч»; почему отклонение современной жизни от нормы Чехов пытается обнаружить не в исключительных, резко бросающихся в глаза случаях, а в обыденном течении жизни? Сообщен Лирика
95 Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».
Люди, которые «проглядели жизнь», или нужен ли нам «человек с молоточком»? 2нед мая Комбин. Сообщения учащихся Словесное рисование Словесные средства худ.выраз.
96 «Нет, больше так жить невозможно...». Анализ рассказов «Дама с собачкой» и «Невеста» 2нед мая Комбин. ФонохрестоматПрочитать «Дама с собачкой» и «Невеста». Нарисовать иллюстрацию к одному из рассказов Сообщен Женские образы
97 «Вечные истины» и их отражение
в рассказе «Студент» 2нед мая Комбин. ФонохрестоматИзобразительное искусство: иллюстрации учащихся? рассказам А.П. Чехова.
Ответить на вопрос: удалось ли юным иллюстраторам передать своеобразие мира героев Чехова? Какова роль художественной детали на ваших рисунках и в произведениях писателя Сжатый пересказ 98 Особенности драматургии А. Чехова. Пьеса «Вишневый сад». История создания, жанр. Система образов. 3нед мая Комбин. Репродукции Подготовить устное сообщение о Ермолае Лопахине; обратить внимание на приёмы создания его характера (речь, манеру поведения, детали внешности). Подготовить выразительное чтение монолога Лопахина из третьего действия: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость...» Сообщен комедия
99 Символ сада в комедии «Вишневый сад»
Загадка Ермолая Лопахина:
«хищный зверь» или «нежная душа»? 3нед мая Лекция Отрывки из спектакля Связный рассказ о Ермолае Лопахине;чтение монолога Лопахина из третьего действия;
самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;
анализ конфликта пьесы и способов создания образа Лопахина Сжатый пересказ Символ, конфликт
100 «Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская 3нед мая Составить развёрнутый план ответа на вопрос: в чём заключается новаторство Чехова- драматурга? Реализм
101 Западноевропейская литература второй половины XIX века: (Мопассан, Ибсен, Рембо.) 4нед мая Лекция Портрет Анализ худ. текста
Прочитать рассказ Мопассана «Ожерелье» Сжатый пересказ Герой-рассказчик и автор-рассказчик
102 Творчество Г. де Мопассана «Ожерелье» 4нед мая Комбин. Портрет Анализ худ. текста
Сообщен Композиция
103 К.Хетагуров. «Осетинская лира». Специфика художественной образности. Список литературы на лето 4нед мая Устная рецензия Рецензия.
Проект «Образ музы в лирике Некрасова» (урок 53)
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы.
Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе. 2004 г.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. – п/р В.Я.Коровиной. – М., Просвещение, 2008.
Литература. Развернутое тематическое планирование. 9-11 классы. О.А.Арисова и др. – Волгоград, 2013.
Литература, рекомендованная для учащихся.
Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. — М., 1982.
Лотман Ю.М. А.С.Пушкин. Исследования и статьи.— М., 1996.
Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. — М., 1976.
Непомнящий В. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. — М., 1983.
Михаил Лермонтов: pro et contra. — СПб., 2002.
М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. — Л., 1979.
Лермонтовская энциклопедия. —Л., 1981.
Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе: проблемы поэтики. — М., 2002.
Коровин В.И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. — М., 1973.
Коровине. И. Поэтом рожденное слово//Лермонтов М. Ю. Стихотворения и поэмы. — М., 2002.
Коровин В. И. Драматург и романист//Лермонтов М. Ю. Проза и драматургия. — М., 2002.
Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. — М., 1985.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988.
Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. — М., 1995.
Манн Ю. В. В поисках живой души. — М., 1987.
Маркович В. М. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. — Л., 1989.
Николаев Д. П. Сатира Гоголя. — М., 1984.
Осповат А. Л. «Как слово наше отзовется...». — М., 1980.
Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева. — М., 1962.
Толстогузов П. Н. Лирика Ф. И.Тютчева: поэтика жанра. — М., 2003.
Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1971.
Боткин В. П. Стихотворения А. А. Фета// Боткин В. П. Литературная критика, публицистика, письма. — М., 1984.
Бух штаб Б. Я. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. — Л., 1990.
Дружинин А. В. Стихотворения А. А. Фета//Дружинин А. В. Литературная критика. — М., 1983.
Илюшин А. А. Стихотворения и поэмы А. К. Толстого. — М., 1999.
Недзвецкий В. А. Романы И. А. Гончарова. — М., 1996.
Журавлева А. И., Макеев М. С. Александр Николаевич Островский. — М., 1997.
Костелянец Б. «Бесприданница» А.Н.Островского.— Л., 1982.
Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». —М., 1982.
Маркович В. М. Человек в романах И.С.Тургенева.—Л., 1975.
Аникин В. П. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». — М., 1973.
Бойко М. Лирика Некрасова. — М., 1977.
Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880—1900-е годы. — М., 2000.
Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н.Толстого «Война и мир». — М., 1987.
Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. — М., 1970.
Кожинов В. В. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. — М., 1971.
Дыханова Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. — М., 1980.
Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. —Л., 1987.
Образовательные диски.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 10 класс.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 9 класс.
Русская литература. 8-11 класс. Мультимедийная энциклопедия.
Литература. Мультимедийный курс. 5-11 классы.
Золотой фонд поэзии. Россия, ХIХ век. Романтизм.
«Пушкин в зеркале 2-х столетий»
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page4http://www.openclass.ru/