Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику под редакцией В.Я.Коровиной
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, Москва, «Просвещение», 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Содержание курса литературы в 8 классе
Количество часов
Всего – 70 часов; в неделю – 2 часа
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, Москва, «Просвещение», 2014.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение, 2013.
Распределение учебных часов по разделам
Введение - 1 час;
Устное народное творчество – 2 часа;
Из древнерусской литературы -3 часа;
Из русской литературы 18 века – 2 часа;
Из русской литературы 19 века – 33 часа;
Из русской литературы 20 века – 23 часа;
Из зарубежной литературы - 4 часа;
Итоговые уроки – 2 часа.
Дополнительная литература:
По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.: Айрис-пресс, 2000
И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001
И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003
Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985
Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980
А также:
- видеофильмы, поставленные по произведениям классиков;
- аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;
- иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;
- тестовый материал для контроля знаний;
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
№
Тема урока
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся,
форма урока
Формы контроля
Планируемые результаты освоения материала.
Информационное сопровождение
Домашнее задание
Сроки
1
Вводный. Литература как искусство слова. Связь литературы с историей, интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа
Изучение нового материала
Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя
Урок-исследование
Фронтальный опрос
Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства;
Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ,
Знать основные жанры УНТ;
Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Иллюстрации к произведениям УНТ, портреты писателей-классиков.
Заполнить анкету
2
Русские народные песни, отражение в них жизни народа. Особенности хоровых и лирических песен
Изучение нового материала.
Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни;
Исполнение песни «Моей семьи».
Урок-концерт
Индивидуаль-ный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы. Работа в парах
Дать понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях;
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Аудиозапись русских народных песен.
Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях.
3
Особенности содержания и художественной формы исторических народных песен как жанра фольклора
Изучение нового материала.
Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен.
Урок-практикум
Самостоятель-ная работа.
Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край;
Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни.
Тексты песен.
Задания на с.13-17
4
Тема защиты русских земель от набегов врагов, изображение бранных подвигов главного героя в «Житии Александра Невского». Художественные особенности воинской повести и жития.
Углубление ЗУН
Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа
Урок-наблюдение
Фронтальный опрос.
Составление таблицы
Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы;
Знать закономерности произведений словесного искусства народа нашей страны.
Заполнить опорную таблицу цитатами. Подготовить устную характеристику Александра Невского
5
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-размышлению «Праведник и защитник Русской земли» по повести «Житие Александра Невского»
Урок развития речи. Формирование речевых навыков и умений
Опорная таблица. Устная характеристика
Блиц-опрос.
Формирование навыков построения устного и письменного высказывания, умения составлять характеристику героя
Сочинение
6
Урок внеклассного чтения. «Повесть о Шемякином суде» - бытовая сатирическая повесть 17 в.
Углубление ЗУН
Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа
Урок проблемный
Ответы на вопросы
Понятие идейно-художественного содержания повести;
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении;
Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ,
7
Слово о Д.И.Фонвизине – драматурге и сатирике. «Недоросль» как классицистическая комедия, правила ее построения и изображения героев.
Изучение нового материала
Знакомство с биографией Фонвизина, комментированное чтение комедии, словарная работа.
Урок-путешествие в историю.
Ответы на вопросы
Расширение литературных знаний: понятие о классицизме как литературном направлении;
Уметь читать с выражением тексты различных жанров, определять основную мысль, тему, проблему текста;
Анализировать эпизод, составлять рассказ о герое, используя различные приёмы;
Иллюстрации к повести, к времени её написания.
Прочитать фрагменты комедии в учебнике. Чтение по ролям. Подготовить вопросы по комедии
8
Сатирическая направленность комедии «Недоросль», проблема воспитания истинного гражданина
Совершенствование ЗУН
Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа.
Урок - беседа
Участие в аналитической беседе, работа в группах
Уметь различать черты классицизма и романтизма;
Знать порядок составления характеристики литературного героя;
расширить представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Схема характеристики героя.
«В чем я вижу актуальность комедии Фонвизина «Недоросль»?»
9
И.А.Крылов. Критика «Общественного договора» Ж.-Ж.Руссо в басне «Лягушки, просящие царя»
Комбинированный урок
Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию.
Урок-викторина
Ответы на вопросы урока и вопросы викторины
Расширение имеющихся знаний о баснях;
Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны;
Иллюстрации к басням.
Выучить наизусть одну из басен. Ответьте на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?»
10
Басня И.А.Крылова «Обоз». Художественные особенности басен И.А.Крылова.
Совершенствование ЗУН
Литературная викторина, выразительное чтение
Анализ басни
Углубление знаний о басне как жанре, умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы
Творческое задание на выбор
11
К.Ф.Рылеев – автор дум и сатир. Тема расширения русских земель в думе «Смерть Ермака». Особенности жанра думы.
Изучение нового материала
Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой.
Урок-практикум
Индивидуаль-ный, ответы на вопросы
Расширение литературных знаний: понятие о думе;
Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Иллюстрации к биографии Рылеева.
Составить вопросы по материалам учебника с. 74-75, выразительное чтение баллады. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака»
12
Слово о Пушкине. Отражение фактов биографии и исторических событий в творчестве поэта.
Изучение нового материала.
Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа.
Урок-лекция
Индивидуаль-ный, ответы на вопросы.
Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Дополнительный материал из сети Интернет.
«Я помню чудное мгновенье..» (наизусть); прочитать статью учебника о Пушкине, ответить на вопросы.
13
Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Знакомство с Петром Гриневым.
Совершенствование ЗУН.
Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ.
Урок-анализ
Индивидуаль-ный, ответы на вопросы.
Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы;
Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Знать основы сравнительной характеристики героя.
Схема сравнения двух героев.
Прочитать гл. 3-8, заполнить таблицу о встречах Гринева с Пугачевым
14
Уроки настоящей жизни и роль диалогов Петра Гринева с Пугачевым в формировании характера главного героя.
Совершенствование ЗУН
Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.
Урок-беседа
Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, кластер
Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом;
Формировать приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении.
Главы 9-12. Анализ калмыцкой сказки.
15
Необычайные встречи Петра Гринева с Пугачевым. Нравственная оценка личности Петра Гринева
Совершенствование ЗУН
Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.
Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы
Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;
Развитие устной речи;
Навыки сжатого пересказа.
Иллюстрации к повести.
Дочитать повесть до конца. Подробный пересказ последней встречи Гринева с Пугачевым
16
Изображение народной войны и образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Отношение Пушкина и Гринева к народному движению.
Совершенствование ЗУН
Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.
Урок-погружение в историю
оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу
Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;
Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины.
Карта по истории 17-18 века.
Составить опорную схему, в которой отразились бы Отношения Гринева с др. персонажами: кто противопоставлен ему, кто близок
17
Проблема чести и достоинства в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Совершенствование ЗУН
Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа.
Урок-беседа
Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно); работа в группах
Обобщение и систематизация полученных знаний.; умение анализировать нужный материал, составлять план текста, акцентировать внимание на главные события;
Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её.
Устный рассказ «Жизнь Маши Мироновой». Сцена встречи Маши Мироновой с императрицей
18
Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.
Урок обобщения и систематизации ЗУН
Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы.
Урок-анализ образа
Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся
Владение разными видами чтения, выборочного пересказа;
Умение давать характеристику героя , основываясь на его действия;
Формировать в характере учащихся положительные качества характера.
Подобрать материал для сочинения на одну из предложенных тем
19
Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Урок развития речи с элементами практикума
Беседа, выполнение заданий
Работа в парах
Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям;
Написать сочинение на одну из выбранных тем
20
Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.
Урок контроля
Выполнение тестовых заданий
Оценка выполнения предложенных заданий
Умение применять полученные знания в жизни и на других предметах;
Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Пересказ статьи учебника на с. 230-232
21
М.Ю.Лермонтов. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни Лермонтова, история создания поэмы «Мцыри».
Совершенствование ЗУН
Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений.
Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать
Совершенствование умения анализировать стихотворения;
уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
ИКТ Презентация «Жизнь и творчество Лермонтова».
Прочитать поэму «Мцыри». Составить и записать цитатный план к поэме.
22
Образ Мцыри – свободного, мятежного, сильного духом героя одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова
Урок совершенствования ЗУН
Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах.
Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы
Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы.
Конспект статьи «Начальное представление о романтизме»
23
«Мцыри» - лиро-романтическая поэма, ее особенности, роль описаний природы в ней. Мцыри – романтический герой.
Комбиниро-ванный урок
Аналитическая беседа, творческая работа с критической литературой.
Урок-практикум
Оценка ответов на поставленные вопросы
Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ;
уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Почему героя поэмы «Мцыри» можно назвать романтическим?
24
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики. Обучение анализу отдельного эпизода поэмы.
Совершен-ствование ЗУН
Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения.
Урок - поиск
Ответы на вопросы
Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру;
Развивать устную и письменную речь;
Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
Сбор материала к сочинению из дополнительных источников.
Написать сочинение-анализ эпизода из поэмы «Мцыри»
25
Слово о Н.В.Гоголе – писателе-сатирике. История создания и постановки, идейный замысел комедии «Ревизор»
Изучение нового материала
Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа.
Проблемный урок
Выборочная проверка записей, сделанных учеником
Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы;
приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в русской классической литературе как художественном явлении;
Прочитать 1 и 2 действия, составить «досье» на каждого чиновника (таблица)
26
Городские чиновники, их страх перед ревизором как основа развития действия в комедии Гоголя «Ревизор»
Комбинированный урок
Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.
Урок-практикум
Оценка ответов учащихся в ходе урока
Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Действия 3-4. Монолог Осипа во 2 явлении 2 действия (о Хлестакове)
27
Хлестаков и его роль в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Хлестаковщина как нравственное явление.
Комбинированный урок
Работа над действием №3, составление таблицы, групповая работа.
Урок-практикум
Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах.
Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста.. Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;;
Портретная галерея героев Гоголя.
Образ Хлестакова (письменно)
28
Разоблачение чиновничества. Позор городничего, бесславный конец его счастью.
Комбинированный урок
Работа над 4-м действием комедии.
Урок-практикум
Оценка ответов во время работы с текстом
Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
Статья «Новизна «Ревизора»» (записать тезисы). Устное высказывание о смысле заглавия и эпиграфа комедии
29
«Карающий смех» - главный герой комедии «Ревизор». Художественное мастерство и новаторство Н.В.Гоголя, проявившиеся в пьесе.
Комбинированный урок
Работа над 5-м действием комедии. Составление таблицы.
Урок-анализ
Оценка ответов во время работы с текстом. Выборочная проверка составленной таблицы.
Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;
Воспитывать у учащихся навыки трудовой дисциплины, уважение к труду, ;
Уметь критически относиться к своим деяниям.
Таблица характеристики героя.
Материал из дополн. источника.
Подготовиться к проверочной работе по комедии «Ревизор».
30
Контрольная работа по творчеству Н.В.Гоголя.
Контрольный урок
Ответы на предложенные вопросы и задания.
Уровень выполнения практической работы
Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания;
Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста.
Подготовить сообщение о жизни и творчестве Салтыкова-Щедрина
31
Сведения о М.Е.Салтыкове-Щедрине. Знакомство с проблематикой и особенностями повести «История одного города»
Совершенствование ЗУН.
Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя.
Урок-лекция
Индивидуаль-ный .
Подготовка к восприятию повести «История одного города»;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
Прочитать главу «Органчик». Пересказ эпизода (на выбор)
32
Урок развития речи. Сатирическое изображение образов градоправителей Глупова. Анализ эпизодов повести «История одного города»
Комбинированный урок
Литературно-речевой практикум, анализ эпизодов
Оценка ответов во время работы с текстом
Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа художественного текста.
Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Старый гений»
33
Слово о Лескове. Сатирическое изображение чиновничества, призыв к защите обездоленных в рассказе «Старый гений»
Комбинированный урок
Беседа. Работа с критической литературой.
Урок-практикум
Оценка умения анализировать произведение
Развитие умения анализировать произведение;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
Ответить на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?». Биография Л.Н.Толстого
34
Краткий рассказ о Л.Н.Толстом. Жизненная основа, сюжет и композиция рассказа «После бала»
Совершенствование ЗУН
Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа.
Урок-практикум
Оценка ответов во время беседы
Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать ТЕКСТ;
расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Иллюстрации учебника.
Прочитать рассказ «После бала». Выделить в рассказе две противопоставленных части, составить к каждой из них простой план.
35
Контрастное построение рассказа Л.Н.Толстого «После бала» как прием раскрытия идеи моральной ответственности человека за происходящее вокруг.
Комбинированный урок
Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест.
Ответы во время беседы, таблица
Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Сочинение-миниатюра на одну из предложенных тем.
36
Личность, судьба, творчество И.С.Тургенева. Автобиографический характер повести «Ася»
Совершенствование ЗУН
Беседа, лекция
Оценка ответов во время беседы.
Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Прочитать повесть «Ася», составить «досье» на главных героев.
37
«Что за хамелеон эта девушка!» Ася как образ «тургеневской девушки»
Комбинированный урок
Беседа, характеристика персонажей, составление опорной схемы
Индивидуаль-ный опрос.
Умение высказывать свою точку зрения;
представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
Характеристика господина Н.Н.
38
«У счастья нет завтрашнего дня». Причины драмы рассказчика, обреченного на одиночество
Комбинированный урок.
Аналитическая беседа
Индивидуаль-ный опрос.
Умение высказывать свою точку зрения;
представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
Подготовиться к сочинению
39
Развитие речи. Сочинение по повести И.С.Тургенева «Ася» и рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
Урок развития речи
Фронтальная беседа, формулировка тем сочинения, представление планов
Оценка умения формулировать тему сочинения и составить план к ней
Умение высказывать свою точку зрения;
представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
Написать сочинение
40
Слово о Чехове. История об упущенном счастье в рассказе «О любви»
Совершенствование ЗУН.
Лекция.
Аналитическое чтение рассказа. Урок-практикум
Оценка за анализ рассказа
Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового;
формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
Письменно ответить на вопрос: «Какие размышления вызвал рассказ «О любви»?»
Принести текст рассказа Чехова «Шуточка»
41
Внеклассное чтение. Истинное и ложное в человеческих отношениях, любовь в рассказе А.П.Чехова «Шуточка». Психологизм в рассказах писателя.
Комбинированный урок
Поисково-аналитическая беседа. Комментированное чтение
Оценка за письменное домашнее задание, за ответы на вопросы
Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового;
Сочинение-миниатюра на одну из предложенных тем.
42
Краткие сведения об И.А.Бунине. Рассказ «Кавказ» - повествование о сложности взаимоотношений между людьми.
Изучение нового материала
Запись основных положений лекции, работа с учебником.
Урок-лекция
Выборочная проверка составленных тезисов
Уметь отбирать основной материал из лекции учителя;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
Прочитать рассказ «Кавказ», определить его тему. Ответить на вопрос «Какие чувства вызвали у вас поступки героев?»
43
Драматизм рассказа «Кавказ», противопоставление величия природы и фальши человеческих отношений. Мастерство Бунина-прозаика.
Совершенствование ЗУН
Аналитическая беседа, лексическая работа.
Урок-практикум
Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы
Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви;
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
Иллюстрации о быте и природе Кавказа.
Прочитать рассказ «Куст сирени» Куприна
44
А.И.Куприн.
Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
Совершенствование ЗУН
Работа в группах, дискуссия.
Урок-дискуссия
Индивидуаль-ный, групповой
Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа;
Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы;
«Кто из героев рассказа Куприна по-настоящему счастлив?»
45
Развитие речи. Отзыв о литературном произведении как особый вид сочинения.
Урок развития речи
Аналитическая беседа, творческая работа.
Урок-диспут
Индивидуальная
Умение выявлять способы характеристики героев автором;
Уметь делать выводы и умозаключения из содержания рассказа;
Написать отзыв об одном из рассказов Чехова, Бунина или Куприна.
Горький «Челкаш»
46
Личность А.М.Горького. Реальная основа рассказа «Челкаш»
Изучение нового материала
Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа.
Урок-встреча с творчеством нового писателя.
Выборочная проверка тезисов, творческого задания
Умение высказывать свою точку зрения по проблеме;
Понимать связь истории и литературы, воздействие истории на литературу;
формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
Фрагменты фильмов по мотивам произведений М.Горького.
Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы Выразительное чтение описания моря
47
«Явление босяка» в творчестве Горького. Герои рассказа «Челкаш», их характеры и судьбы
Совершенствование ЗУН
Анализ рассказа.
Урок-практикум
Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста
Умение анализировать, подтверждать свои ответы текстом.;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Подготовить сообщение о жизни А.А.Блока.
48
Краткий рассказ о жизни А.А.Блока. Историческая тема в творчестве поэта и в цикле стихотворений «На поле Куликовом»
Изучение нового материала
Сообщения учащихся, аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом».
Урок-практикум
Индивидуаль-ный
Углубление литературных знаний ;
расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;
уметь сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох.
«Река раскинулась» (наизусть)
49
Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока «На поле Куликовом» и в стихотворении «Россия».
Совершенствование ЗУН
Словарная работа, работа над циклом, анализ стихотворений.
Урок-практикум
Коллективная, групповая, индивидуальная
Совершенствование анализировать лирический текст, выявлять авторскую позицию;
Уметь читать с выражением, анализировать, понимать текст стихотворения, понимать связь описанного с происходящим.
«Россия в стихах Блока – это» (письменно)
50
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему
Совершенствование ЗУН
Чтение наизусть стихотворений.
Индивидуальная
Углубление литературных знаний;
Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою.
Иллюстрации.
Прочитать поэму «Пугачев». Подготовить сообщение на одну из предложенных тем
51
Образ Пугачева как предводителя восстания в поэме С.А.Есенина, в фольклоре и в произведениях Пушкина.
Комбинированный урок
Сообщения учащихся, практическая работа
Индивидуальная
Углубление литературных знаний;
Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою.
Прочитать статью учебника о Шмелеве, составить план. Рассказ «Как я стал писателем»
52
Слово о писателе И.С.Шмелеве. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству
Совершенствование ЗУН
Урок-практикум
Опрос по домашнему заданию
Углубление литературных знаний;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Биография М.А.Осоргина. Рассказ «Пенсне»
53
Личность и творчество писателя М.А.Осоргина. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
Совершенствование ЗУН
Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника.
Опрос по домашнему заданию
Углубление литературных знаний;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Написать миниатюру, используя метафоры и олицетворения на одну из предложенных тем
54
Сатирическое изображение исторических событий в журнале «Сатирикон». Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник»
Изучение нового материала
Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника.
Оценки за домашнее задание
Углубление литературных знаний;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Дочитать рассказ «Жизнь и воротник», ответить на вопросы учебника
55
Писатель-сатирик М.М.Зощенко, смешное и грустное в его рассказе «История болезни»
Комбинированный урок
Литературный диктант. Запись основных положений лекции
Индивидуальный контроль
Углубление литературных знаний;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Написать отзыв на любой рассказ Зощенко
56
Краткий рассказ о А.Т.Твардовском. История создания поэмы «Василий Тёркин» - поэтической энциклопедии Великой Отечественной войны
Изучение нового материала
Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника.
Урок-исследование
Коллективный, индивидуаль-ный
Углубление литературных знаний;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Аудиозапись отрывков из поэмы «Василий Тёркин».
Прочитать главы «На привале», «Переправа», «О награде».
57
Новаторский характер образа Василия Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны
Совершенствование ЗУН
Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа.
Урок-практикум
Оценка ответов во время урока
Умение видеть жанровое новаторство автора. Совершенствование умения анализировать поэтическое произведение;
расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Иллюстрации к поэме.
Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин» (дополнительно к главам учебника)
Выучить наизусть отрывок
58
Особенности жанра, композиции, сюжета и языка поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин», юмор, фольклорные мотивы
Совершенствование ЗУН
Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.
Оценка ответов во время урока.
Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы;
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
Платонов «Возвращение». Заполнить таблицу
59
Краткий рассказ о писателе А.П.Платонове. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение» - утверждение доброты, сострадания, гуманизма
Совершенствование ЗУН
Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.
Оценка ответов во время урока.
Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы;
Выразительное чтение стихов о войне. Индивидуально-групповые задания
60
Лиризм и героика стихотворений и песен о Великой Отечественной войне.
Комбинированный урок
Фронтальная беседа, прослушивание аудиозаписей
Оценка за домашнее задание
Уметь воспринимать художественное произведение в разных его воплощениях; отрабатывать навыки анализа поэтического текста; воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны
Выучить одно из стихотворений на выбор
61
Слово о писателе В.П.Астафьеве. Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет»
Совершенствование ЗУН
Фронтальная беседа с элементами лекции, комментированное чтение
Оценка ответов во время уроков
Совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста
Рассказ «Фотография, на которой меня нет»
62
Герои и проблематика рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Совершенствование ЗУН
Фронтальная беседа с элементами лекции, комментированное чтение, групповая работа
Оценка ответов во время уроков
Совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста
«Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
Подобрать материал к сочинению о ВОВ
63
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению об отражении Великой Отечественной войны в произведениях писателей 20 века
Урок развития речи
Творческая работа.
Урок-практикум
Индивидуаль-ный,
Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания.
Написать сочинение
64
Русские поэты 20 века о России, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине
Совершенствование ЗУН
Лекция с элементами беседы. Литературный практикум.
Оценка ответов во время урока
Формирование умения адекватно воспринимать поэтический текст, анализировать и сопоставлять лирические произведения, определять основные средства художественной выразительности.
Выучить наизусть одно из стихотворений. Подготовить сообщение о Шекспире
65
Рассказ о великом английском драматурге У.Шекспире. Поединок семейной вражды и любви в трагедии «Ромео и Джульетта»
Изучение нового материала
Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа.
Урок-практикум
Индивидуаль-ный, коллективный. Проверочная работа
Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении.
Просмотр эпизода фильма «Ромео и Джульетта»
Краткий рассказ о главных героях
66
Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «вечные проблемы» в трагедии Шекспира
Комбинированный урок
Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа.
Урок-практикум
Проверочная работа
Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении.
«Почему трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» актуальна и сегодня?»
67
Итоговая контрольная работа. Тестовые задания
Урок контроля
Проведение контрольной работы
Тест
Проверить уровень знаний учащихся по изученному; подвести итоги усвоения учебного материала
Прочитать статью в учебнике о Дж.Свифте, сделать краткие записи, разделив тетрадный лист пополам (чтобы можно было дополнить записи на уроке)
68
Внеклассное чтение. Дж.Свифт и его роман «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества»
Совершенствование ЗУН
Литературный практикум
Оценка ответов во время урока
Познакомить учащихся со всемирно известным романом; совершенствовать умения аналитического чтения
Прочитать статью учебника о Свифте и его романе, составить к ней развернутый план.
Прочитать статью о В.Скотте.
69
Внеклассное чтение. Вальтер Скотт и его исторический роман «Айвенго».
Совершенствование ЗУН
Литературный практикум
Оценка ответов во время урока
Познакомить учащихся со всемирно известным романом; совершенствовать умения аналитического чтения
70
Литература и история в изученных произведениях. Обобщение и систематизация материала, пройденного за год
Урок обобщения
Литературная игра
Оценка ответов во время игры
Повторить и обобщить сведения об изученных произведениях.
Заголовок 1Заголовок 215