Логопедическое занятие Дифференциация строчных букв б-д
2 класс
Конспект логопедического занятия: «Дифференциация строчных букв б-д»
Цель:
Дифференциация кинетически сходных строчных букв б-д путём выработки чёткой зрительной моторной координации.
Личностные УУД:
-развивать способность к самооценке и взаимооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;
-развитие доброжелательности.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать тему, цель занятия с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
- учить обучающихся составлять описание предмета на основе его признаков, свойств; закрепить алгоритм построения синквейна;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- активизировать коммуникативную деятельность, развивать речь – монолог, слушать и понимать речь других, расширять словарный запас обучающихся;
- развивать умение работать в парах и самостоятельно.
Ход занятия
I этап. Организационный момент с элементами психотерапии
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Мы спокойны и добры,
Мы приветливы, умны.
Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя,
Свежесть, красоту и доброту.
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (озвучивание темы и цели занятия)
Посмотрите на монитор, кого вы видите. Проговорите про себя, подумайте какой звук в словах встречается чаще всего?
Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (Б – губы).
Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д –десны).
Найдите, что общее – одинаковое в этих звуках, и что разное – чем различаются.
Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные.
Разное: место преграды: Б – губы, Д – десны.
Какой буквой он обозначается в письменной речи? (строчные буквы)
Верно. Сформулируйте тему нашего занятия «Дифференциация строчных букв б-д»
Цель: не путать буквы б-д в письменной речи
Выполняя задания, мы будем идти по лесенке к успеху (вывешиваю Лесенку)
III этап. Формирование новых знаний и умений.
1. Дифференциация букв. Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).
Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и крючок вверху)
Сравнение буквы б с очертаниями белки, тело похоже на овал, а пушистый хвост направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.
Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу)
Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).
Буква д вписывается в силуэт дятла.
Вывод: запоминаем наши «опоры»:
Звук [б] – «взрываются» губы, буква б – хвост белки (вверх);
Звук [д] – язык упирается в верхние десны; буква д – хвост дятла (вниз).
2. Чтение (пропевание) слоговых рядов. Работа над дыханием, голосом (Живой звук)
Один обучающийся работает, другой контролирует, сколько раз остановилась картинка.
3. Дифференциация букв “б” и “д” в словах.
- Поскольку отличительный элемент буквы “б” (хвостик) направлен вверх, а “хвостик” буквы “д” – вниз, вы будете поднимать большой палец руки вверх , когда услышите слова со звуком [Б], а когда услышите звук [Д] то опустите большой палец руки вниз.
Дом, банк, боты, еда, бант, духи, рыба, бал, дыня, Даша, рыбак, зебра, удочка, гнездо, облако, клубок, ягоды.
4. Графический диктант.
Открываем тетради, записываем число.
Записываем только буквы б-д. Баня, бабушка, дочка, работа, ведро, плоды, бабочка, баран, подушка, зубы, дорога, дубы, добрый, подарок,
Самооценивание (самоконтроль).
IV этап. Закрепление
1. Дифференциация букв “б” и “д” в слогах. Игра “Чей это хвостик?”
(У каждого ребенка на парте карточка)
- Прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах. Точки над или под овалом подскажут вам, чей это хвостик.
Обмен карточками, взаимооценивание.
2. Пальчиковая гимнастика
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь,
Никого я не боюсь.
3. Дифференциация букв “б” и “д” в словосочетаниях. Составление и проверка синквейна.
Обуючащиеся выбирают себе белку или дятла и составляют мини-описание рассказ по определённому плану.
Синквейн.- маленькое, нерифмованное стихотворение из пяти строк
Правила составления дидактического синквейна первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Кто?
Какой? Какой?
Что делает? Что делает? Что делает?
Предложение
Вывод
V этап. Самостоятельная работа
1. Запись в тетради синквейна. (ориентироваться по времени)
2. Гимнастика для глаз:
“Глазки крепко закрываем,
дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
и работать продолжаем!”
3. Развитие связной речи. Запись текста в программе Живой звук. Коррекция дислексических ошибок.
Анализ собственного чтения.
О ком прочитали?
Что узнали?
Какой это текст?
Были ли в чтении ошибки?
Соблюдены ли логические паузы? Интонационная выразительность? Согласованы слова в предложении?
Белка.
Белка – дикое животное. Её можно встретить в лесу, в парке. Белка живёт на дереве в дупле. Она рыжего цвета, грудка и живот белые. На ушках чёрные кисточки. У белки пушистый хвост. Она любит есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди. Белка легко прыгает с ветки на ветку.
Про дятла.
Дятел – небольшая черная птичка с красной шапочкой на голове. Не всегда разглядишь дятла, зато издалека слышно как дятел стучит по деревьям. Дятел своим тонким и крепким клювом долбит дырочки в стволах деревьев и добывает червячков, которые могут погубить дерево. Поэтому дятла называют лесным доктором.
VI. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и одноклассника.
Я научился
Теперь я могу
Мне было трудно
Рисунок 315