Рабочая программа по литературе 8 класс. Программа под редакцией Коровиной. 2 часа
. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Цвиллингская средняя общеобразовательная школа
« Согласовано на МО» « Принято на педсовете» « Утверждаю»__________
Протокол « ___» _____2014 Протокол « ___» _____2014 №____ Приказ №____от «___»___2014
Руководитель ШМО ________/Сафиуллина О.А Директор школы_________/В.К.Жакупова
Образовательная область «Филология»
Рабочая программа курса «Литература» 8 класс
Разработчик программы
учитель литературы Калиниченко Наталья Ивановна
Срок реализации программы 2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка к рабочей программе курса «Литература» 8 класс
2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Нормативные документы
Федеральный уровень
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
11.Примерная программа основного общего образования по литературе.- М.: Дрофа, 2010;
12.Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под ред. В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2010;
Региональный уровень
Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
2.Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
3.Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591. 6) 4.
4.Письмо МОиН Челябинской области № 103/3404 от 31.07.2009г. «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»;
5.Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Литература» в 2014-2015 учебном году» (приложение № 3 к письму МОиН Челябинской области № 03-02/5639 от 24.07.2014);
6. Областной базисный учебный план (приложение к приказу МОиН Челябинской области № 04-997 от 16.06.2011);
Школьный уровень
1. Положение о рабочих программах МБОУ Цвиллингская сош
2. Школьный учебный план на 2014-2015 учебный год.
Основные цели и задачи курса.
Цели:
-приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
-познакомить с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду;
-формировать общегуманистические, воспитывающие высокие нравственные чувства у человека читающего.
Задачи:
Продолжить работу по:
Воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитию эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
Развитию образного и аналитического мышления;
Формированию начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
Развитию устной и письменной речи учащихся;
Освоению основных историко-литературных сведений и теоретических понятий;
Овладению умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятийи необходимых сведений из истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
Овладению умениями чтения и анализа художественных произведений.
Количество часов
по ОБУП 2 часа в неделю, 70 часов в год, по школьному учебному плану 2 часа в неделю, 70 часов в год; инвариантная часть 2 часа вариативная часть -
Распределения учебной нагрузки по темам программы.
№
Тема (раздел курса)
Количество часов
Обоснование увеличения количества часов
программе
по плану
1
Введение.
1
2
Устное народное творчество.
3
3
Из древнерусской литературы.
2
4
Из литературы 18 века.
6
5
Из литературы 19 века.
45
6
Из русской литературы 20 века.
32
7
Из зарубежной литературы.
5
8
Резервные уроки.
1
Распределение учебной нагрузки по четвертям:
Количество
часов
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
по плану
факти-чески
по плану
факти-чески
по плану
факти-чески
по плану
факти-чески
учебных часов
18
14
20
18
контрольных работ
1
1
классных сочинений
1
1
1
1
домашних сочинений
1
Развития речи
2
2
3
2
Календарно- тематическое планирование
№ п/п дата
Раздел программы.
Тема урока.
Кол-во часов
Основные компетенции литературного образования
(содержание и виды работы учащихся)
Основные виды деятельности учащихся
Диагностика
(вид и форма контроля)
читательская
литературоведческая
коммуникативно-речевая
1
Введение. 1ч.
Русская литература и история.
1
Литература как искусство словесного образа. Конспект.
Чтение и пересказ статьи учебника
Объяснять метафорическую природу художественного образа, выявлять образ события, предмета. Определять тему и основную мысль текста.
2
Устное народное творчество. 3ч.
Лирические, исторические песни. Отражение жизни народа в народной песне. Частушки как малый песенный жанр.
1
Народные песни
Виды народных песен в русском фольклоре.
Выразительное чтение, ответы на вопросы
Читать выразительно художественный текст, характеризовать персонажей
3
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». РК С.К.Власова «Пугачевский клад». Легенды о Пугачёве.
Чтение наизусть песни о Пугачёве.
1
«О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»
Темы преданий, поучительный характер преданий.
Формулировка вопросов по тексту произведения
Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. Характеризовать образ персонажа.
5
Из древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского». Художественные особенности воинской повести и жития.
1
«Житие Александра Невского»
Идеал человека в литературе Древней Руси. Летопись. Житие как жанр литературы
Развёрнутый ответ на вопрос
Характеризовать своеобразие языка воинской повести и жития, определить идейное содержание произведения. Находить сочетание исторического, бытового и чудесного в житии
6
«Шемякин суд». Новые литературные герои. Сатира на судебные порядки.
1
«Шемякин суд»
Древнерусская повесть.
Приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола)
Пересказ эпизода по иллюстрациям учебника
Выявлять особенности языка и стиля произведения, особенности поэтики бытовой сатирической повести. поучительный характер произведений русской литературы.
7
8
Из литературы 18 века. Д.И.Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль».
Сатирическая направленность комедии.
1
1
Комедия «Недоросль»
Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения.
Социально-нравственная проблематика комедии.
Аналитическая беседа. Чтение по ролям.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Воспринимать текст литературного произведения, определять связь классицизма с идеями русского Просвещения.
Проверочная работа
(КИМ №1)
9
Проблемы воспитания истинного гражданина.
1
«Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей.
Сравнительная характеристика персонажей
Давать сравнительную характеристику персонажей, инсценировать литературное произведение.
10
РР Анализ эпизода. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма.
1
План анализа эпизода художественного произведения.
Составление высказывания по плану.
Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей классицизма. Собирать целенаправленно материал, необходимый для анализа эпизода.
11-12
РР «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века».
2
Традиции и новаторство в литературе. Художественный образ.
Развёрнутый ответ на вопрос
Выявлять художественные средства создания образов. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров.
Самостоятельная работа.
(Семинар).
(КИМ №3)
13
Из литературы 19 века.
И.А.Крылов. Поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя».
1
И.И.Хемницер «Лев, учредивший совет».
И.А.Крылов,
«Лягушки, просящие царя».
Жанр басни.
Мораль.
Выразительное
чтение басни
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы.
Воспринимать текст литературного произведения.
14
«Обоз». Мораль басни. Осмеяние пороков. Аллегория.
1
«Обоз»
Своеобразие языка басен Крылова
Выразительное
чтение басни
Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы 19 в.
15
К.Ф.Рылеев. Рассказ о писателе. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Дума.
1
Дума (начальное представление).
Составление сюжетного плана
Формулировать вопросы по тексту произведения.
16
А.С.Пушкин. Лирика. «Туча», «Я помню чудное мгновенье».
1
Стихотворения «Туча»,
«Я помню чудное мгновенье».
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина Лирический герой.
Комментирование художественного произведения
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Выявлять слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта.
17
«19 октября». Мотивы дружбы и единения друзей.
1
«19 октября»
Мотив. Изобразительно-выразительные средства
Частичный анализ стихотворения
Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.
18
Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачева». Бунт «бессмысленный и беспощадный».
1
Особенности композиции и жанра.
Ответы на вопросы репродуктивного характера
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
19
РК Р. Дышаленкова «Пушкин и Пугачев». «Гений и злодейство - две вещи несовместимые».
1(2)
Литературный очерк и его особенности.
Сравнительная характеристика.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики конкретного писателя.
20
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. Швабрин – антигерой.
1
А.С.Пушкин, роман «Капитанская дочка»
Конфликт. Образ антигероя Швабрина.
Сравнительная характеристика
персонажей
Знать историю создания романа, главных героев романа; аргументировать развитие характера, личности Петра Гринёва.
Сопоставлять персонажей литературного произведения Определять тип конфликта в произведении и основные стадии его развития.
21
Маша Миронова – нравственная красота героини.
1
Портрет и пейзаж в романе.
Характеристика героини
Подбирать цитаты из текста, характеризующие нравственную красоту Маши Мироновой. Анализировать проблемы долга, чести, милосердия, нравственного выбора, поднятые в романе. Характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений.
22
РК Р. Дышаленкова «Пушкинская собеседница», «Девять граней числа девять». Отношение народа к Пугачёву.
1(3)
Идейно-художественное своеобразие произведений Р. Дышаленковой.
Пересказ краткий. Устное словесное рисование
Подбирать материал об истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Осмысление сюжета произведения.
23
Значение образа Савельича в романе.
1
А.С.Пушкин, роман «Капитанская дочка»
Значение образа Савельича в романе.
Характеристика образа персонажа
Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины 19в. темы, образы и приёмы изображения человека. Характеризовать образ персонажа через чтение его реплик, описаний внешности, действий, размышлений
24
Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Гуманизм и историзм Пушкина. Реализм.
1
Пугачёв в историческом труде и романе.
Инсценирование текста, чтение по ролям
Характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений, характеризовать изображение исторических деятелей на страницах романа. Определять значение образа Пугачёва в романе
25
Особенности композиции. Фольклорные мотивы в романе.
Чтение наизусть отрывка из повести.
1
Художественная функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок.
Выразительное чтение наизусть отрывка из повести
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Характеризовать своеобразие языка писателя.
26
Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
1
Составление плана
Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения, составлять устные высказывания по литературной или нравственно-этической проблеме
27
РР Классное сочинение. «Почему на суде Гринев перестал доказывать свою невиновность?»
1
Образ
Сочинение
Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Классное сочинение
28-29
«Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга.
2
А.С.Пушкин «Пиковая дама».
Идейно-эмоциональное содержание, композиция повести. Функции эпиграфов.
Характеристика Германа. Ответ на вопрос «Эпилог и его место в философской концепции повести»
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений.
30
М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о писателе. «Мцыри».
1
Поэма «Мцыри»
Литературный герой. Сюжет.
Выразительное чтение поэмы.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. Осмыслить сюжет произведения
31-32
Мцыри как романтический герой. Романтическая поэма. Романтический герой.
Чтение наизусть отрывка из поэмы.
Образ монастыря и образ природы. Романтически-условный историзм поэмы. Чтение наизусть отрывка.
2
Байрон «Корсар»
Мцыри как романтическая поэма. Романтический герой.
Составление сюжетного плана.
Выразительное чтение наизусть отрывка
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Находить в тексте примеры трагического противопоставления человека и обстоятельств, объяснить смысл финала поэмы.
33
Кнтрольная работа за 1 полугодие
34
Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Ревизор». История создания и постановки.
1
Н.В.Гоголь «Ревизор»
Поворот русской драматургии к социальной теме.
Пересказ статьи учебника.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, рецензировать устно выразительное чтение и ответы одноклассников, чтение актёров.
35-36
Разоблачение пороков чиновничества. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
Чтение наизусть монолога.
2
Комедия.
Сатира, гротеск, юмор.
Инсценирование произведения.
Выразительное чтение наизусть монолога одного из героев
Читать выразительно художественный текст, инсценировать литературное произведение, читать по ролям. Находить примеры сатирического изображения в комедии русского чиновничества, разоблачения пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и казнокрадства, лживости.
37
Хлестаковщина как общественное явление. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн.). Особенности композиции. Новизна финала, немой сцены.
1
«Миражная интрига» Ремарки как форма выражения авторской позиции
Выразительное чтение по ролям Пересказ, близкий к тексту.
Составлять план ответа, подбирать цитаты из текста, характеризующие образ Хлестакова, находить примеры речевых характеристик героя.
Определять основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя. Знать высказывание Гоголя о комедии «Ревизор».
38
РР Классное сочинение. «Роль эпизода в драматическом произведении».
2
Эпизод
План анализа эпизода.
Сочинение
Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Классное
сочинение
39
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного).
Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.
1
Н.В.Гоголь «Шинель»
Развитие образа «маленького человека» в русской литературе«Маленький человек» в русской литературе
Аналитическая
беседа Ответы на вопросы учебника
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений, находить в тексте примеры потери Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие)». Характеризовать образ персонажа через чтение его реплик, описаний внешности, действий, размышлений. Характеризовать образ шинели как последней надежды согреться в холодном, неуютном мире; доказать тщетность этой мечты.
40
Образ Петербурга. Роль фантастики в художественном произведении.
1
Образ.
Фантастика.
Развёрнутый ответ на вопрос
Характеризовать Петербург как символ вечного холода, отчуждённости, бездушия. Определить гуманистический пафос повести.
41-42
М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «История одного города». Художественно-политическая сатира. Гротескные образы градоначальников. Литературная пародия.
2
Сюжет
Сатира Литературная пародия, гипербола, гротеск, эзопов язык
Комментированное чтение текста произведения Характеристика персонажа
Подбирать материал о биографии писателя, о его творчестве, об истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Осмыслить сюжет произведения Характеризовать образ персонажа через чтение его реплик, описаний внешности, действий, размышлений, характеризовать средства создания образа.
Самостоятельная работа (КИМ №1)
43
Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Нравственные проблемы рассказа. Художественная деталь.
1
Сатира Художественная деталь
Осмысление сюжета произведения Анализ текста
Подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве писателя, об истории создания произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Аргументировать ответ на проблемный вопрос.
44-45
Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.
Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Художественная деталь.
Чтение наизусть отрывка рассказа.
2
Л.Н.Толстой. «После бала»
Образ, главный герой произведения
Художественная деталь
Осмысление и пересказ сюжета произведения.
Выразительное чтение наизусть отрывка
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Характеризовать образ персонажа через чтение его реплик, описаний внешности, действий, размышлений.
Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. Определять основной конфликт. Характеризовать своеобразие языка писателя.
46
Особенности композиции. Контраст как средство раскрытия конфликта.
РК А.Б.Горская «Совесть». Нравственная проблематика стихотворения.
1
Композиция, контраст, антитеза
Тропы
Выразительное чтение. Ответы на вопросы.
Делать выводы об особенностях художественного мира, проблематики и тематики произведения.
Определить роль антитезы в композиции произведения.
47
А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви». История о любви и упущенном счастье.
Фет. Тютчев.
Чтение наизусть.
1
А.П.Чехов.
«О любви».
Психологизм произведения
Комментированное чтение.
Выразительное чтение наизусть стихотворений
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Характеризовать образ персонажа через чтение его реплик, описаний внешности, действий, размышлений.
48
Из русской литературы 20 века.
И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Мастерство Бунина-рассказчика.
2
И.А.Бунин «Кавказ»
Сюжет.
Стиль писателя
Анализ эпизода
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Характеризовать образ персонажа через чтение его реплик, описаний внешности, действий, размышлений.
49
А.И.Куприн. Рассказ о писателе. «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Сюжет и фабула.
2
А.И.Куприн «Куст сирени»
Сюжет и фабула
Выборочный пересказ
Комментировать художественное произведение
Дом соч.2 Что значит быть счастливым»
50
А.А.Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении.
1
А.А.Блок
«Россия»
Тема, идея
Выразительное чтение, анализ тропов
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, делать выводы об особенностях художественного мира, проблематики и тематики произведения.
51
С.А.Есенин. Краткий рассказ о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Понятие о драматической поэме. РК История родного края.
М.С. Фонотов «Золото Инышки». А. Блок. Чтение наизусть.
1
Понятие о драматической поэме.
Тропы, фигуры речи
Комментированное чтение
Анализ текста.
Выразительное чтение наизусть
(А. Блок «Россия
Делать выводы об особенностях художественного мира, проблематики и тематики произведения.
Делать выводы об особенностях художественного мира, проблематики и тематики произведения.
52
И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.
2
Рассказ
Комментированное чтение.
Делать выводы об особенностях художественного мира, проблематики и тематики произведения.
53
Вн/чт. Журнал «Сатирикон». М.Зощенко «История болезни».
Тэффи. «Жизнь и воротник». М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности.
2
М.Зощенко
«История болезни».
Средства создания комических ситуаций.
Чтение по ролям, ответы на вопросы
Делать выводы об особенностях художественного мира, проблематики и тематики произведения. Находить особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Характеризовать образ персонажа через чтение его реплик, описаний внешности, действий, размышлений
54
А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Василий Теркин». Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.
1
А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»
Жанр поэмы
Составление киносценария
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, воспринимать текст литературного произведения.
55
Новаторский характер Василия Теркина. Картины жизни воюющего народа. РК Г.Л.Занадворов «Была весна». Героизм и самоотверженность девушки.
Твардовский. Чтение наизусть
1
Народный герой
Устное словесное рисование Составление сюжетного плана. Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Василий Теркин»
Готовить развёрнутый устный ответ на заданную тему. Делать выводы об особенностях художественного мира, проблематики и тематики произведения.
56
А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.
1
А.П.Платонов «Возвращение»
Тема, идея, авторская позиция
Письменный ответ на вопрос
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Делать выводы об особенностях художественного мира, проблематики и тематики произведения.
57
РР Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». РР Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют». А.Фатьянов «Соловьи». Л.Ошанин «Дороги»
. РК М.Д. Львов «Еще штыками обернутся песни». Тема войны. Смысл названия стихотворения
1
Тропы
Выразительное чтение стихотворений, частичный анализ по плану
Делать выводы об особенностях художественного мира, проблематики и тематики произведения. Выявлять традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Подтверждать примерами из текста героизм воинов, защищающих свою Родину.
58
В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.
Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства.
1
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
Автобиографический характер рассказа
Авторская позиция
Комментированное чтение
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Воспринимать текст литературного произведения. Комментировать художественное произведение.
59
РР Подготовка к домашнему сочинению «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века».
1
Сложный план
Связный ответ на вопрос
Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Домашнее
сочинение
60
Русские поэты о родине, родной природе. И.Анненский. «Снег». Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков». РК В.В.Сорокин «О край мой горделивый!», «Над Челябинском дождь».
1
Фигуры речи: повтор, антитеза, инверсия, градация
Выразительное чтение стихотворений, частичный анализ
Делать выводы об особенностях художественного мира, проблематики и тематики произведения.
61
Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия». Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок». РК Этюды о родном крае. М.С. Фонотов. «Соловьиный остров», «Горное озеро». Рубцов. Чтение наизусть.
1
Н.Рубцов.
«По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия»
Звукопись
Выразительное чтение, частичный анализ стихотворений
Воспринимать текст литературного произведения. Комментировать художественное произведение.
62
Из зарубежной литературы..
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
1
Тема.
Проблема.
Рецензирование ответа
Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения.
63
«Ромео и Джульетта». Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
2
У.Шекспир
«Ромео и Джульетта»
Конфликт
Характеристика героя
Определять художественные функции образа. Определять тип конфликта в произведении и основные стадии его развития.
Проверочная работа
64
Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной» Сонет как форма лирической поэзии. РК К.В.Скворцов «Сонеты». Жанровое своеобразие. Лирический герой.
1
Жанры лирики
Выразительное чтение сонетов
Определять тему и идею произведения, характеризовать своеобразие языка писателя. Читать выразительно художественный текст.
65
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.
1
Ж-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
Проблематика
комедии.
Основной конфликт
Выразительное чтение по ролям
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, образ господина Журдена. Находить примеры цитат, высмеивающих невежество, тщеславия и глупости главного героя.
66
Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера.
1
Литературное направление
Комментированное чтение
Выявлять мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей.
67
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротеск.
2
Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»
Гротеск. Сатира.
Ирония
Анализ отрывка
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Воспринимать текст литературного произведения.
68
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман.
1
Вальтер Скотт
«Айвенго».
История, изображённая «домашним образом».
Связный ответ на вопрос
Характеризовать мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
69
Контрольная работа за год.
1
Контрольная работа
70
РК. Философские мотивы в стихотворении И.Н.Банникова «Дай мне, Боже, высокую дорогу». Задание на лето.
1
Тропы
Выразительное чтение
Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения.
Национально-региональный компонент
В соответствии с рекомендациями МОиН Челябинской области реализация регионального компонента содержания образования осуществляется в виде интегрированного курса на основе хрестоматии для учащихся 5-9 классов «Литература России. Южный Урал».- Челябинск: «Взгляд», 2005 г. в количестве 11 часов.
№ урока
Тема урока
Содержание НРК
Источник
3
С.К.Власова «Пугачевский клад». Предания о Пугачёве.
С.К.Власова «Пугачевский клад»
«Литература России. Южный Урал».- Челябинск: «Взгляд», 2007 г.
19
Р. Дышаленкова «Пушкин и Пугачев». «Гений и злодейство - две вещи несовместимые»
Р. Дышаленкова «Пушкин и Пугачев».
22
Р. Дышаленкова «Пушкинская собеседница», «Девять граней числа девять». Отношение народа к Пугачёву.
РК Р. Дышаленкова «Пушкинская собеседница», «Девять граней числа девять».
46
А.Б.Горская «Совесть». Нравственная проблематика стихотворения.
А.Б.Горская «Совесть».
51
История родного края. М.С. Фонотов «Золото Инышки».
М.С. Фонотов «Золото Инышки».
55
Г.Л.Занадворов «Была весна».
Героизм и самоотверженность девушки.
Г.Л.Занадворов «Была весна»
57
М.Д. Львов «Еще штыками обернутся песни». Тема войны. Смысл названия стихотворения.
М.Д. Львов «Еще штыками обернутся песни»
85
В.В.Сорокин «О край мой горделивый!», «Над Челябинском дождь». Образы природы и родины в стихотворениях уральского поэта.
: В.В.Сорокин «О край мой горделивый!», «Над Челябинском дождь».
60
Этюды о родном крае. М.С.Фонотов «Соловьиный остров», «Горное озеро».
М.С.Фонотов «Соловьиный остров», «Горное озеро».
61
К.В.Скворцов «Сонеты». Жанровое своеобразие. Лирический герой.
К.В.Скворцов «Сонеты»
70
Философские мотивы в стихотворении И.Н.Банникова «Дай мне, Боже, высокую дорогу»
И.Н.Банников «Дай мне, Боже, высокую дорогу»
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
Уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр художественного произведения;
выделять и формулировать тему, основную мысль; проблематику, давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции;
находить и определять изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении, сочинения.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, ресурсы Интернета).
.
Контрольно-измерительные материалы.
Планирование контроля и оценки знаний учащихся на 2014-2015 учебный год.
Формы контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
Количество работ
Источники
Количество работ
Источники
Количество работ
Источники
Количество работ
Источники
Количество
Самостоятельные работы
1
3
1
1
1
1
3
Проверочные работы
1
1
1
1
1
1
3
Контрольные работы
1
3
1
Контрольное тестирование
1
2
1
Сочинения
1(к)
1(к)
1(к)
1(к) 1(д)
4(к)
1(д)
Источники контрольно-измерительных материалов (список литературы, содержащей контрольно-измерительные материалы).
№ п/п
Название
Автор
Выходные данные
1.
Литература. Проверочные работы. 5-9 классы.
Н.В.Беляева.
М.: «Просвещение», 2010г.
2.
Тесты по литературе. 5 – 11 классы. –
Н.Н. Оглоблина
М.: Издательство АСТ, 2005г.
3.
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс
Сост. Е.Н.Зубова
М.: «ВАКО», 2010г.
Представленные в рабочей программе контрольно-измерительные материалы соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта.
Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы
Учебно-методическое обеспечение по литературе в 8 классе включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы, взятой за основу при разработке рабочей программы.
Программа и учебник
Методическое и дидактическое обеспечение
Учителя
Ученика
Программа по литературе. Под ред. В.Я.Коровиной. 5 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 2010г.
Примерная программа основного общего образования по литературе. – М.: «Дрофа», 2010г.
В.Я. Коровина и др. Литература: учебник-хрестоматия для 8 класса в 2-х частях. – М.: «Просвещение», 2009г.
О.Г. Черных. Практикум по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2010г.
Н.В.Беляева. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2010г.
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной. Ч.1,2. – Волгоград: «Учитель», 2011г.
Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2007г.
Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5 – 9 классов. – Челябинск: «Взгляд», 2007 г.
О.Г. Черных. Практикум по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2010г.
Программно-методический комплекс по литературе полностью соответствует требованиям Государственного стандарта, входит в федеральный перечень учебников и учебных пособий на 2014-2015 учебный год и обеспечивает реализацию рабочей программы.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4ыђЗаголовок 5ыђЗаголовок 6ыђЗаголовок 7ыђЗаголовок 8Заголовок 915