Интеграция этнокультурного компонента в системе дополнительного образования


Интеграции этнокультурного компонента
в системе дополнительного образования
Педагогический проект 2016г.
Рассматриваются особенности приобщения обучающихся к этнокутурным ценностям в условиях дополнительного образования. Тип проекта практико-ориентированный. Проект представлен как разработанная система действий педагога и обучающихся для реализации конкретных педагогических задач с использованием комплекса педагогических технологий, с привлечением имеющихся ресурсов. Рассмотрены специфика проблем интеграции этнокультурного компонента в системе дополнительного образования и способы их решений. Широко представлена программа действий, методические разработки, справочный материал, учебные пособия по внеурочной деятельности.
Пояснительная записка
Духовное формирование личности ребенка происходит путем усвоения им общественно-исторического опыта человечества, норм социально-этнических отношений в целом. Современная региональная образовательная система призвана выполнить важную функцию, отвечающую интересам этнокультурного воспитания обучающихся в поликультурной образовательной среде. Принятие национальных культурных ценностей выводит нас из круга обыденных представлений на мировые социально-гуманистические процессы. Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной деятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитием чувством понимания и уважения своей и других культур. Однако перед педагогической наукой и системой образования возникает целый ряд задач. Одна из них связана с изучением механизма трансляций ценностных установок, умений, знаний и навыков в средства формирования этнокультурных ценностей личности. Другая негативная тенденция возникает в практической плоскости его реализации. Как показала школьная практика, этот процесс осуществляется, чаще всего, формально. В большинстве случаев затрагиваются фрагменты чужой культуры, взятые из общего контекста, поэтому воспринимаются без осмысления. В результате теряется комплексное представление о культуре данного народа. Причину такой ситуации мы видим в противоречии между особенностями этнокультурных ценностей и отсутствием способов приобщения к ним современного образования.
Содержание этнокультурного компонента образования нуждается в таких образовательных программах, учебных пособиях, хрестоматиях, справочной и педагогической литературе, современных педагогических технологиях, нестандартных методиках обучения, которые во многом будут способствовать интеграции ценностей региональной этнокультуры в образовательное пространство. При этом процесс обучения и воспитания будет проходить наиболее эффективно, если освоение знаний будет осуществляться при активном включении в практическую деятельность самих обучающихся. (Белагуров А.Ю. Сравнительная педагогика. Проблемы развития этнорегиональных образовательных систем // Педагогика. 2003. №1. С.100.)Необходимость тесной связи воспитания с преобразующей практикой отмечает Ибрагимова Л.А.: «нациально-этический, духовно-нравственный облик личности формируется при тесном взаимодействии поступков человека и живого восприятия им социально-этических ценностей, которые внедряются в его сознание окружающей социальной средой при активной созидательной деятельности самой личности». (Ибрагимова Л.А. Поликультурное образование в условиях общеобразовательного пространства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2008. С.42.)На наш взгляд, такой принцип организации образовательного процесса позволяет превратить его из механизма трансляций знаний и формирования умений и навыков в средство развития личности, обладающей творческим мышлением, оперативностью, целеустремленностью, инициативностью в решении проблемных и нестандартных задач в образовательной деятельности, сопровождаемое новыми мыслительными техниками, выработкой собственного мировоззрения.
Актуальность и социальная значимость проекта (опора на гос.нормативные док.)
Формирование ценностной составляющей личности представляет собой сложный процесс, такой процесс отожествления происходит на трех уровнях: культурном, социальном и личностном. Эти факторы постоянно сопутствуют человеку, взаимодействуют, составляя тем самым основу его духовно-нравственной составляющей.
Духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения относится к числу тех проблем, которые постоянно находятся в центре внимания отечественных ученых, являются задачами современной государственной политики. Решение данной проблемы нашло свое отражение в этнографических трудах П. М. Ерусланова, И. Я. Молярова, Н. В. Никольского, И. Н. Смирнова, в публикациях Г. Я. Яковлева, ученых путешественников А. Ф. Риттиха, Г. Георги, А. Фукса, преимущественно занимавшихся описаниями обычаев и быта обско-угорских народов. В трудах ученых имеются сведения о воспитании древних угров, о культуре межэтнического общения, о взглядах народа на воспитание и обучение, ценностях и идеалах подрастающего поколения.
В трудах отечественных ученых и педагогов-практиков, занимающихся исследованием проблем этнопедагогики, народного опыта воспитания: нравственного (И. П. Ильин, Я.Корчак, 3.Г. Нигматов, Н. И. Пирогов, С. И. Шацкий, Я. И. Ханбиков), эстетического (Ю. В. Борев, М. С. Каган, Е. В. Квятковский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев), духовного (Н. А. Бердяев, Р. К. Бикмухаметов, В. И. Вернадский, С. А. Гильманов, В. В. Зиньковский, И. А. Ильин, Д. А. Леонтьев, Н. Е. Щуркова), музыкального (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, Д. Кирнарская, А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьев, В. И. Петрушин, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Г. Г. Тенюкова, Г. С. Юдовина-Гальперина) воспитания молодежи содержится немало ценных и интересных высказываний, касающихся вопросов воспитания добрососедского, уважительного отношения между представителями многоязычного бывшего Советского Союза.
Обозначенные противоречия и проблемы позволили сформулировать цель исследования:
- формирование социальных компетенций подростков в условиях интеграции этнокультурного компонента в системе дополнительного образования.
Задачи исследования. Для успешной реализации этнокультурного компонента в условиях системы дополнительного образования необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать и экспериментально апробировать модель проекта образовательной среды, позволяющую эффективно осуществлять воспитательный процесс.
2. Проанализировать опыт, состояние и эффективность этнопедагогических технологий по формированию этнокультурных ценностей подростков в условиях внеурочной деятельности в области дополнительного образования.
3. Создать учебно-методическое обеспечение, определить педагогические условия трансляции учебно-методических материалов этнической культуры в образовательные программы для межпредметного взаимодействия.
4. Дать теоретико-методологическое обоснование сущности и понятий: «социокультурные ценности», «народно-инструментальное музыкальное искусство», «воспитательное пространство внеурочной деятельности», как факторов социализации личности обучающихся.
Гипотеза исследования. Поиск решения проблемы строится в соответствии с гипотезой, согласно которой духовно-нравственное воспитание современных подростков на этнокультурных традициях будет наиболее успешным при условии:
- теоретико-методологического обоснования национальной культуры коренных народов региона как фактора социализации личности обучающегося;
- анализа опыта и возможности современных педагогических технологий в области этнокультурного образования;
- определения педагогических условий для внедрения в содержание образовательных программ этнокультурного компонента;
- создания учебно-методического обеспечения, позволяющего эффективно осуществлять образовательную деятельность;
- владения психолого-педагогическими основами формирования положительной мотивации детей к национальной культуре в процессе обучения;
- обеспечения квалифицированными педагогическими кадрами, владеющими методической базой и способными обучать детей с учетом традиционной народной педагогики данного региона;
- определения критериев и показателей сформированности социокультурных ценностей подростков в процессе этнотворческой деятельности.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в том, что в системе дополнительного образования впервые в условиях малоизученности вопроса, с одной стороны, и труднодоступности информационных источников с другой стороны, предлагается разработанная и апробированная в практике система интегрированного курса этнокультурного компонента.
На примере двух предложенных видов внеурочной творческой деятельности: интегрированный курс «Культура обско-угорских народов» и «Обучение игры на традиционных музыкальных инструментах», можно успешно реализовать как единую модульную технологию интегрированных программ, объединив их в систему воспитательных мероприятий, где впервые:
1. Исследуется системный подход интеграционной направленности педагогического опыта, традиции народной региональной культуры и системы дополнительного образования, сориентированные на формирование этнокультурной компетенции обучающихся.
2. Выявляются проблемы изучаемой тематики и способы их решения.
3. Определяется учебно-методическая задача по формированию учебных компетенций обучающихся.
4.Разрабатываются и апробируются в учебной практике учебно-методический комплекс, ориентированный на формирование этнокультурной компетенции обучающихся в системе дополнительного образования учреждений ХМАО-Югры.
5. Разрабатываются критерии, способы диагностики для определения уровня сформированности знаний обучающихся.
6. Определяются требования к компетенции педагога с учетом специфики предмета.
Основные принципы содержания проекта
В процессе обучения можно выделить несколько основных принципов:
- гуманистической направленности, предполагает самопознания, самореализации личности, субъект-субъектных отношений;
- принцип системности обеспечивает целостность, преемственность, взаимосвязь со всеми компонентами образовательного процесса;
- принцип добровольности, (свобода выбора обучающимися различных видов деятельности, добровольное участие в них, темпа, сроков освоения программ;
- принцип качественного отбора культурно ценностного материала репертуара и характеру работы над ним.
Содержание курса проекта
1.Определение на стадии проектирования воспитательных доминант, когда формирование этнокультурных ценностей в процессе взаимодействия подростка с этнокультурой коренных народов и художественной средой системы дополнительного образования обеспечивается наиболее продуктивно.
2. Определение показателей уровня сформированности этнокультурных ценностей в воспитании подростков являются следующие компоненты: когнитивный, показателем которого является этнокультурное познавательное содержание (познавательная сфера), эмоционально-мотивированный, показателем которого является эмоционально-заинтересованное отношение к этнокультурной деятельности (эмоциональная сфера), поведенческий - сформированность норм поведения (практическая сфера).
3.Создание системообразующей модели интегрированного курса, основанная на принципе системности и структурной взаимосвязи (метопредметное взаимодействие в рамках учебных программ дополнительного образования и внеурочной деятельности).
4.Определение правового статуса и создание нормативной базы образовательных программ для 5-8 классов, в рамках интегрированного курса, с использованием различных форм творческой деятельности.
5.Обеспечение социально-культурной среды, в процессе культурно-просветительской деятельности, формирующая у подростков положительные нравственно-эстетические качества: стремление к преобразующей деятельности, эстетическим потребностям, осознания значимости традиционного искусства, толерантности межличностных отношений, норм поведения.
Методы и формы обучения на интегрированном курсе определяются в соответствии с требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных способностей, развитием и саморазвитием личности. В связи с этим, можно выделить основные приоритетные методики преподавания интегрированного курса.
Классификация методов обучения интегрированного курса
Основные группы методов Подгруппы методов Отдельные методы
1.Организвция и осуществление учебно – позновательной деятельности 1. Перцептивные (передача и восприятие информации). Логические (организация и осуществление мыслительных операций.1.Рефлексивная компетенция:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;- умение отвечать на вопрос: чему нужно знать для решения данной задачи и т.д.?
2. Мотивация и стимулирование 1.Эмоциональное стимулирование.
2.Формирование познавательного интереса. 2.Поисковая (исследовательская) компетенция: - умения самостоятельно привлекать знания из различных областей;-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле.
3. Контроль и коррекция 1.Экспертный контроль и кррекция.
2.Взаимный контроль и коррекция.
3.Самостоятельный контроль и коррекция. 3.Компетенция самоменеджмента:умение проектировать процесс;-умение планировать деятельность;-умение принимать решения; навыки анализа собственной деятельности.
4.Взаимодействие 1.Освоение правил общения.
2.Метод взаимных заданий.
3.Работа во временных группах.
4.Ситуации совместных переживаний.
5.Выбор ответственных консультантов. 4.Коммуникативная компетенция;-умение вступать в диалог, задавать вопросы;
-умение отстаивать свою точку зрения.
- обучение через опыт и сотрудничество;
-интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);
-личностно - деятельностный подход в обучении;
·-лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели.
Нетрадиционные формы деятельности обучающихсяМетод проекта.
Презентация, явления, события, факта. Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Такой метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы.
Традиционные формы деятельности обучающихсяЛекция, демонстрация, семинар, репетиция, конкурс, концерт, выставка, экскурсия. Форма групповых занятий.
Дополнительные формы познавательной деятельности: Игры, экскурсии в музеи, разыгрывание обрядов, сказок, ролевые игры, встречи с носителями традиционной культуры. Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов
освоения курса обучающимся
Виды деятельности Критерии и диагностика сформированностизнаний и представлений учебного материала Показатели сформированности осознанного отношения к к изучаемому предмету
1.Учебно-познавательная деятельность:
- внимательно прослушать все от начала и до конца;
- объяснить словами поставленную задачу;
- доказать свою позицию во время дискуссии;
- установить сходство и различие методом сравнения;
- определить объект к национальной принадлежности.
2.Учебно-коммуникативная деятельность
- грамотная формулировка ответа;
- во время дискуссии слышать, как отвечают товарищи;
- дать оценку своему мнению и других;
- подсказать способ правильного ответа при решении сложной задачи;
- соблюдать правила поведения во время общения.
3.Инструментальное.
музицирование:
- игра на национальных инструментах;
- игра сольно и в ансамбле.
4. Драматизация фрагментов из жизни обских угров:
- инсценировки сказок, обрядов, праздников.
5. Умение интегрировать традиционную культуру обских угров со смежными предметными областями:
- история, литература, изобразительное искусство и т.п.
6.Просветительская и творческая работа:
- сообщение дополнительного материала по изучаемой теме;
- написание проекта,
(шефских концертах, классных часов и т.п.). Педагогические критерии:
- возможность обнаружить у обучающихся уровень познания учебного материала по традиционной культуре народов ханты и манси, формировать логическое и образное мышление.
Психологические критерии:
- измеряются способности обучающегося адекватно оригиналу, воссоздать образы людей, ситуаций и воспроизводить их, высказывая свое суждение.
Социальные критерии предполагают умение создавать свой собственный, оригинальный стиль общения, навыки творческой деятельности, воспитанности; требуют наличия у обучающихся широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности общения с эстетическими явлениями искусства и жизни. Воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения. Его поступки, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид
– всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Высокий уровень
- сформированность мотивационной направленности в освоении основ традиционной культуры коренных народов региона, как неотъемлимая частьего общей духовной культуры.
– осознанный интерес к культурам других народов, что важно для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, саморазвития.
- приобретение устойчивых навыков к самостоятельной целенаправленной и содержательной информационно-коммуникативной деятельности.
Средний уровень
– выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением избирательной направленности (конкретных тем курса), вне ориентации на совершенствование основ учебного материала.
-проявляет интерес в ходе реализации коллективных творческих проектов.
Низкий уровень – характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам художественной деятельности.
Методической и теоретической основой данного исследования стали материалы научных работ в области этнокультурного образования:
В.А. Васильева, В.И. Гараджи, Б.С. Гершупского, 0.Н. Даменина, В.А. Лекторского, А.В. Шадже в области философии, Е.Ю. Загорулько, А. Капто, Н.С. Ладжец, В.М. Соколова, М.Б. Хомякова, В.В. Шалина в области социологии. Вопросам формирования толерантности, культуры межнационального общения посвящено большое количество исследовании. В ряду своевременных и интересных публикаций последних лет отметим труды Г. Н. Волкова, Т. Н. Петровой, учебные пособия И.Н. Афанасьева и Т.Н. Петровой, Н. Федоровой, а также диссертационные исследования Т. А. Дзюбы, И. В. Жирновой, Е. Н. Третьяковой, Хакимовой Э. Р., Г. И. Фазылзяновой.
Дополнительное образование изначально ориентировано на свободу выбора обучащимися видов и сфер деятельности, ориентацию на личностные интересы, способности ребенка, на практико-деятельностную основу образовательного процесса (Е.Б. Евладова, В.А. Горский, О.И. Мотков, Н.Н. Михайлова), что обусловливает реализацию принципов воспитания толерантной личности, выдвинутых Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчук, В.А. Лекторским, М. Миримановой, М.И. Рожковым, Г. У. Солдатовой.Методико-практической основой проекта стали опубликованные работы автора, доклады, представленные на научно-практических конференциях по проблемам этнокультурной составляющей в системе дополнительного образования (г. Красноярск, г. Новосибирск, г. Нижневартовск), (список работ прилагается).
Экспериментальная база исследования: - образовательные учреждения городов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: МАУДО «ДШИ№1» г.Нижневартовска, МАУДО «ДШИ» г.Югорска, МБОУ «СШ№2 - многопрофильная», МБОУДОД Центр детского творчества г.Нижневартовска. Использован опыт работы со студентами Нижневартовского государственного университета.
Рецензенты исследовательских работ: Жукоцкая З.Р., доктор культурологических наук, профессор, г.Нижневартовск, Милушев И. Д. - композитор, член Союза композиторов России, преподаватель по классу композиции, г.Нижневартовска, Шесталов В.И., педагог, композитор, музыковед, дипломант международных конкурсов, г.Ханты – Мансийск, Молоземова О. В., директор МУ «Музей истории и этнографии», г. Югорск.
Ресурсное обеспечение опыта:
Наличие у педагогов педагогических компетенций (владение методами личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, знания детской психологии).
Наличие учебно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации педагогического опыта).
Обеспечение информационных условий (сбор и анализ информации, необходимой для реализации педагогического опыта, видео- и аудиозаписи, печатные издания);
Наличие материально-технических условий (технические средства обучения, наглядные пособия).
Партнеры: преподаватели, обучающиеся, родители.
Целевая аудитория: обучающиеся средней ступени обучения. Предполагаемое количество участников – 15 человек в каждой группе; возраст участников от 11 до 14 лет, (5-8) классы.
Основные этапы исследования. Исследования проводились в три этапа.
Первый этап (2010-2011г.) – подготовительный. В ходе изучения педагогической, методической и специализированной литературы определялись: проблема, гипотеза, предмет и задачи научного исследования. Анализировались и разрабатывались образовательные программы, учебные пособия, изучался практический педагогический опыт педагогов, работающих в этой области.
Второй этап (2011-2016г.) – поисково-экспериментальный. Осуществлялась опытно-экспериментальная работа. Разработаны организационные, теоретические и методические основы исследуемой проблемы, апробированы в практической деятельности авторские программы, учебные пособия, разработана и реализована программа эксперимента.
Третий этап (2016-2017г.) – заключительный. Систематизируются и обобщаются результаты исследования, сформулировано обоснование выводов исследования, оформление материалов результатов исследования.
В настоящее время научная и творческая общественность ведет поиск создания эффективных образовательных моделей, обеспечивающие оптимальные условия решения обозначенных проблем. Можно рассмотреть интеграцию регионального компонента как структурно-системную, функциональную и динамически развивающуюся модель учебно-воспитательной работы в системе образовательных организаций, где система дополнительного образования концентрирует свою деятельность на сохранении национально-культурных традиций через вовлечение детей в различные виды и формы творчества.
В целях формирования этнокультурной компетенции обучающихся можно рассмотреть педагогический опыт в следующих моделях:
1. Модульная модель реализуется в виде самостоятельных интерактивных курсов, где аспекты национальной культуры могут быть представлены как система дополнительных занятий, и в системе основного образовательного пространства школы, носить интегративный характер.
2. Дополнительная модель предполагает изучение школьниками национально-регионального компонента в ходе внеурочной и внешкольной деятельности.
Целостное образовательное пространство школы в условиях полного дняДополнительное образование обучающихсяОсновное
образование
Внеклассная работа
Внеурочная ддддддддядеятельностьСоединение обучающей, воспитывающей, досуговой деятельности через личные интересы детей. Построение индивидуальной траектории развития обучающегося обучающегося обучающегосяРазвитие склонностей, способностей, интересов, через досуговую, воспитательную деятельность
Формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетенций
Удовлетворение потребностей школьников в содержательном досуге, воспитательные функции
III этап
II этап
I этап
Целостное образовательное пространство школы в условиях полного дняДополнительное образование обучающихсяОсновное
образование
Внеклассная работа
Внеурочная ддддддддядеятельностьСоединение обучающей, воспитывающей, досуговой деятельности через личные интересы детей. Построение индивидуальной траектории развития обучающегося обучающегося обучающегосяРазвитие склонностей, способностей, интересов, через досуговую, воспитательную деятельность
Формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетенций
Удовлетворение потребностей школьников в содержательном досуге, воспитательные функции
III этап
II этап
I этап

На первом этапе реализуется метапредметная модель: деятельность в системе основного образования направленная на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, а также внеурочная, основная задача которой – удовлетворение потребностей обучающихся в содержательном досуге. На втором этапе обеспечиваются условия для создания единого образовательного пространства, происходят существенные изменения в системе образования и начинает формироваться сама модель интеграции. На третьем этапе создается целостное образовательное пространство, построенное на интеграции основного и дополнительного образования.
Примерный перечень форм и видов внеурочной деятельности Национально-региональный компонент
Вокальное искусство
Национальные виды спорта обско-угорских народов
Экология
Декоративно-прикладное искусство
Народная хореография
Краеведение
Игра на традиционных музыкальных инструментах народов ханты и манси
Изобразительное искусство
Национальный театр
Элективный курс «Культура обско-угорских народов»
Национально-региональный компонент
Вокальное искусство
Национальные виды спорта обско-угорских народов
Экология
Декоративно-прикладное искусство
Народная хореография
Краеведение
Игра на традиционных музыкальных инструментах народов ханты и манси
Изобразительное искусство
Национальный театр
Элективный курс «Культура обско-угорских народов»

Основу содержания данного проекта составляют два раздела.
1.Раздел: «Культура обско-угорских народов».
2.Раздел: «Игра на музыкальных инструментах обско-угорских народов».
Для реализации данных разделов разработаны рабочие учебные программы художественно-эстетической направленности в системе дополнительного образования, в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Такая модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Учебная программа
Учебная программа первого раздела «Культура обских народов» содержит:
· - титульный лист;
· - пояснительная записка;
· - учебно-тематический план;
· - содержание изучаемого курса;
· - информационное обеспечение учебной программы.
Пояснительная записка раскрывает:
образовательную область и предмет изучения, функции данного учебного курса;
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса;
продолжительность реализации учебной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
общие черты методической системы достижения указанных целей, описание средств их достижения (формы и режим занятий);
ожидаемые результаты;
формы подведения итогов реализации учебной программы (выставки, учебно-исследовательские конференции).
Учебно-тематический план образовательной программы включает:
перечень разделов, тем;
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;
формы занятий, планируемые по темам: (урок, самостоятельные задания, игра, беседа, дискуссия, экскурсия, конкурс);формы подведения итогов.
Содержание изучаемого курса раскрывается через:
краткое описание тем и разделов;
краткую характеристику форм занятий по каждой теме;
описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).
1.Категории оценки степени новизны для обучающихся (программа не включает материал, содержащийся в базовых программах);
2. Мотивированный потенциал программы (программа имеет материал, вызывающий интерес у обучающихся);
3. Развивающийся потенциал программы (создание программы, способствующий интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников);
4. Связность и системность изложенного материала (содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих, обеспечивается предыдущими, обеспечивая тем самым связь между частями. (Основное содержание учебной программы см. в «Приложении»).
Инвариантные условия организации и содержания занятий
При организации занятий по выбору мы  придерживались следующих условий:
- занятия должны быть представлены в количестве, позволяющем обучающемуся осуществить свой выбор;
- занятия должны помочь обучающемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
-·занятия должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, помочь обучающемуся проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием может не позволить ответить на эти центральные вопросы.
В этом случае целесообразно привлечь к преподаванию курсов не только учителя, ведущего курс, но и педагогов, представителей коренных национальностей региона, компетентных в этой области.
По возможности, необходимо опираться на какие-либо другие пособия, что позволит исключить «монополию учителя только на личную информацию».
Для достижения поставленных целей и задач этнокультурного компонента программой внеурочной деятельности выделяются два блока: блок познавательной деятельности и блок эстетически продуктивной деятельности. В содержании первого блока может доминировать ознакомление с семейно – бытовой культурой (5 кл.), особенностями хозяйственной деятельности (6 кл.), календарными обрядами (7 кл.), с народной культурой (8кл.)
Программа курса рассчитана на 4 года. Общий объем учебных часов проекта – 270 час. (из расчета 1 ч. в неделю).
Содержание курса по выбору должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям обучающимся, а с другой стороны, предоставляя ему возможность расширить и углубить знания на уровне повышенных требований, развивать его образовательную мотивацию. Курс базируется на учебном материале для обучающихся 5-8 классов с повышенным интересом к познанию культур других народов, с высоким и средним уровнем интеллекта.
Информационное обеспечение образовательной программы включает:
список литературы;
перечень интернет-ресурсов;
фото, видео;
учебная программа;
презентации;
статьи, публикации.
(см. в «Приложении»)
По окончанию курса обучающиеся должны знать:
- географию расселения обских угров на территории приобского региона;
- основные принципы расположения поселений, типы жилищ;
- материалы и способы изготовления одежды, обуви и предметов утвари;
- основные виды хозяйственной деятельности;
- сложный мир духов, окружающего человека;
-основные жанры устного народного, музыкального, танцевального творчества;
-социально-экономические, экологические проблемы, этнокультурной ситуации коренного населения округа и перспективы их решения.(личное мнение).
уметь:
- ориентироваться на местности и географической карте;
- использовать народные приметы в повседневной жизни;
- самостоятельно изготавливать охотничьи ловушки, рыболовные снасти;
- владеть терминологией.
Основными информационными источниками элективного курса в условиях различных форм творческой внеурочной деятельности являются учебно-дидактические пособия:
- учебно-методические пособие «Культура обско-угорских народов», «Рабочая тетрадь»;
- практические пособия «Обучение на традиционных инструментах обско-угорских народов», «Сборник упражнений», «Пьесы для музыкальных инструментов обско-угорских народов».
- другие источники информации.
Учебное пособие «Культура обско-угорских народов ханты и манси»
Отсутствие педагогического опыта и необходимого материала по данной тематике побудило меня разработать учебное пособие «Культура обско-угорских народов», которое позволяет организовать процесс обучения более системно.
Данное пособие включает в себя большой объем информационного материала, в содержание которого включены 20 тематических глав по всем аспектам жизнедеятельности коренных народов приобского региона.
Материал учебно – методического пособия излагается в двух главах: «МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» и «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА».
Глава «МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» представлена следующими разделами:
Родословное дерево народов финно-угорского сообщества и исторические этапы угорской этнокультуры.
Природная характеристика территории Западной Сибири.
Поселения, жилища, хозяйственные постройки.
Основные виды хозяйственной деятельности.
Традиционные средства передвижения.
Традиционная одежда.
Традиционная кухня и пища.
Домашняя утварь.
Домашние ремесла.
В содержание главы «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» включены тематические разделы:
Представление об окружающем мире.
Народные знания.
Нравственные нормы, этика социальных взаимоотношений.
Православие на обском Севере.
Календарный план. Времяисчисление.
Фольклор.
Музыкальное искусство.
Народная хореография.
Декоративно-прикладное и изобразительное искусство.
Советская власть и преобразования в социальной и культурной жизни.
Индустриализация Югры и ее влияние на традиционный уклад обско-угорских народов.
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности
Методические рекомендации надо рассматривать как составляющую образовательной программы, которые способствуют систематизации и осмыслению многолетнего опыта работы. В этом разделе даны разъяснения и рекомендации по дидактическим, образовательным, и организационным требованиям в процессе реализации курса. Так в методических рекомендациях предлагается использовать классификацию оптимальных видов уроков (урок–объяснение, комбинированный урок, урок-лекция, урок–практикум, кино-урок, урок-экскурсия, контрольный урок), предложены темы семинарских занятий по всем аспектам жизнедеятельности коренных народов ханты и манси, даны рекомендации по привлечению к практическим занятиям представителей традиционной культуры и т.д. Методические рекомендации могут быть полезны начинающим педагогам в совершенствовании приемов и форм обучения.
Рабочая тетрадь курса «Культура обско-угорских народов ханты и манси».
Задача пособия – вооружить обучающихся ключевыми теоретическими знаниями о традиционной культуре обско-угорских народов ханты и манси и закрепление их через выполнение комплекса практических творческих заданий. Рабочая тетрадь, является частью двухгодичного элективного курса «Культура обско-угорских народов», созданного автором данной статьи. Ее функциональное назначение – повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний. Это своеобразный образовательный тренажер, призванный облегчить обучающимся усвоение теоретического материала основного курса. В ходе практической работы подтвердилась эффективность использования в учебно-творческой деятельности данного дидактического пособия. В процессе такого типа занятий осуществляется контроль знаний и умений учащихся, выясняется прочность и глубина усвоения ими учебного материала. Обучающие лучше усваивают содержание основного учебного материала, вырабатывают интеллектуальные и практические навыки, способствующие развитию познавательного интереса к предмету.
При разработке рабочей тетради были предусмотрены определенные требования:
дидактический материал пособия должен вызывать интерес и стремление к самостоятельности обучающихся;
соблюдается доступность и четкость изложения творческих заданий;
творческие задания отличаются разнообразием заданий и художественной выразительностью;
учитывается личностно-ориентированная направленность процесса обучения;
присутствует простота и ясность понятий основных терминов.
Изученный ранее материал систематизирован так, что позволяет к нему вернуться на любом этапе его освоения, но уже на более сложном уровне. Такой ретроспективный метод включения новых знаний в систему уже усвоенных создает благоприятные условия для планирования и реализации этнокультурного образовательного процесса как развивающего.
Главы и темы тематического материала учебника «Культура обско-угорских народов» и творческие задания рабочей тетради структурно взаимосвязаны, последовательны в культурно-историческом развитии. Таким образом, позволяет в процессе познавательной деятельности от темы к теме, с различных точек зрения раскрывать взаимосвязи внутри самих тем, осознать обучающимися определенные закономерности во всей структуре теоретического материала курса.
По-моему мнению, такой интерактивный принцип обучения обеспечивает более продуктивное усвоение знаний. Основанный на единстве этнографических и краеведческих знаний, этот синтез обеспечивает достаточно полное представление о культуры народов ханты и манси на различных этапах исторического развития, прослеживается процесс этнокультурного взаимодействия с культурами других народов. В учебно-творческой деятельности рабочая тетрадь, как дидактическое пособие, при эффективной организации образовательного процесса, при личностно-ориентированном и системном подходе и профессиональной компетенции учителя, может служить действенным образовательным компонентом в общей интеграционной образовательной модели в условиях поликультурной среды.
Следующий действенный принцип обучения, который тесно взаимодействует с первым – коммуникативно-деятельный. Коммуникативная направленность в этнокультурной составляющей образовательного процесса рассматривается как важнейшее средство общения (устного и письменного). Сущность данного принципа состоит в сочетании различных форм коммуникации (учитель – обучающийся, обучающийся – обучающийся, обучающийся – учебная литература). Коммуникативно-деятельная составляющая образования с использованием проблемного метода обучения является основой для развивающего обучения. Педагогическая практика показала, что использование этого метода существенно способствует усвоению и закреплению учебного материала основного курса, активизирует мышление обучающегося. Чтобы обучение носило не только интерактивный характер, но и было развивающим, многие вопросы носят форму учебной задачи, требующей аналитических навыков: анализа, сравнения, обобщения, например:
Сделайте анализ:
- причин возникновения княжеств на территории Обь-Иртышья;
- влияния интенсивного развития нефтегазовой отрасли на жизнедеятельность аборигенов округа.
Сравните:
- покрой хантыйского и мансийского женского платья;
- животный мир тайги и лесотундры;
- жанровую особенность инструментальной музыки: танцевальной, ритуальной, программной.
Охарактеризуйте:
- виды фольклора (мифы, героические сказы, сказания, сказки);
- виды песенного творчества (песня-плач, песни мифические, детские песни, песни лирические;
- универсальность и сокральность вороньего праздника.
В процессе общения с преподавателем в поисках ответов на некоторые поставленные вопросы учащиеся должны сформулировать и доказать свою точку зрения. Например:
- фольклор – историко-культурный источник;
- медвежий праздник – картина мира в представлении обских угров;
Одни вопросы предполагают использование вербальных форм обучения, другие требуют практические действия.
Вербальные:
- объясните отличие «избного» способа оленеводства от «отгонного»;
- назовите особенности пошива изделий из ткани, кожи, меха;
Практические:
- нарисуйте схему жизненного пространства хантыйской избы;
-.прочитайте текст и придумайте заголовок к нему.
Эти две формы обучения в учебных заданиях могут сочетаться, например:
- изобразите основные орудия лова и охоты и объясните способы их применения;
- изготовьте и объясните смысл выполненного вами орнамента.
Некоторые задания предполагают работу с географической картой. Такой вид работы используется в тех случаях, когда необходимо дать описание географического положения Западной Сибири, округа, характерного для той или иной общности, взаимодействие культур на различных этапах исторического развития, например:
- определите на карте крупнейшие месторождения нефти и газа в округе;
- проследите по карте основные направления «великого передвижения народов»;
- укажите на карте основные притоки реки Оби.
С целью формирования навыка грамотного речевого воспроизводства содержания теоретического материала курса, закрепления ключевых понятий учебного материала к творческим заданиям прилагается глоссарий.
Следующий принцип – личностно-ориентированный - один из ключевых принципов в процессе обучения. В процессе создания рабочей тетради рассматривалась ее функция не только как обучающего инструмента, но и как методическое сопровождение в контексте гуманизации всего учебного процесса, оказывая воспитательное воздействие на личность, создавая предпосылки для развития таких личностных качеств и познавательных интересов обучающегося. Личностно-ориентированная направленность процесса обучения проявляется в самом характере коммуникативной особенности творческих заданий:
- чем обусловлена система запретов в жизнедеятельности обских угров?; славянских народов в воспитании детей, обрядах, календарных праздниках, фольклоре;
- опиши и сформулируй свое мнение об обряде посвящения подростка в мужчину.
Такие задания с определенной выраженной направленностью необходимы не только для формирования общепознавательных представлений о традиционной культуре обско-угорских народов, но и для формирования потребности у обучающихся соотносить себя с событиями окружающей действительности, поступкам людей, своими собственными поступками.
Особенности организации внеурочной деятельности. В процессе реализации образовательных программ предполагается включение тем по изучению материальной и духовной культуры народов ханты и манси. Содержание и структура образовательной программы при этом может не соответствовать традиционной системе обучения, где доминирует предметный принцип формирования плана, поскольку несут в себе элементы сензитивности (чувственности) и вариативности, заданные спецификой народной культуры. При этом надо понимать, что это является не самоцелью, а всего лишь средством воспитания и развития ученика. Например, освоение навыков народного пения с особой манерой звукоизвлечения для детей не обязательны, но развивает голосовой аппарат, дает сведения о народной музыкальной речи; умение отгадывать народные загадки не самоцель, но развивает мышление и фантазию, дает представление о структуре жанра; обрядовое действие сегодня вроде бы не современно, но актуален смысл обряда как особый, игровой, смоделированной жизненной ситуации. Процесс трансляции системы этнокультурных ценностей в образовательное пространство нельзя рассматривать без определения уровня компетентности личности педагога. В современных условиях составляющими элементами образовательных технологий в подготовке молодых специалистов этнокультурной направленности необходимы:
-этнокультурная грамотность;
-межкультурная компетенция;
-навыки этнокультурного диалога.
Преподавание этнокультурного компонента образования сегодня нуждается в педагоге, принявшем и усвоившем систему духовно-нравственных ценностей отечественной национальной и мировой культуры, способного транслировать этнокультурное содержание (систему знаний, понятий, представлений о традиционной культуре определенного этноса) в конкретные образовательные задачи. В решении профессиональных задач педагогу важно владеть знаниями передового педагогического опыта, проявлять инициативность.
Учебное пособие: «Обучение игре на музыкальных инструментах народов ханты и манси».
Инструментальное искусство, как часть национальной культуры, имело большое значение в духовной жизни обских угров. Танцевальные мелодии, ритуальные наигрыши, исполняемые на традиционных инструментах, были обязательным элементом национальных праздников. К сожалению, с уходом из жизни последних исполнителей на народных инструментах в настоящее время традиционное инструментальное искусство обских угров почти исчезло из культурного оборота. Созданное мной учебное пособие «Школа игры на традиционных музыкальных инструментах» является результатом многолетней исследовательской работы, цель которого систематизировать музыкальный материал в единое учебное пособие, сделать его доступным для всех желающих освоить технику игры на музыкальных инструментах. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность воспитания восприятия музыки детьми при индивидуальном обучении игре на национальных инструментах, являются: воплощение принципа выразительности в исполнении обучающегося при экономии его временных ресурсов на преодоление технических трудностей музыкальных пьес; обогащение эмоционального опыта обучающегося на основе синхронизации выразительных движений педагога и ученика; соотнесение содержания воспитания навыков восприятия музыки ребенком с его эмоциональными предпочтениями в выборе репертуара.
В содержание данного учебного пособия предполагается освоить нотную грамоту, владеть приемами игры на санквылтапе, нарсь-юхе, играть упражнения, исполнять пьесы различного характера и сложности. В процессе обучения на традиционных инструментах обско-угорских народов используется комплект учебно-дидактических пособий: «Образовательная программа», учебное пособие «Школа игры на традиционных музыкальных инструментах обско-угорских народов», «Сборник упражнений».
Сборник упражнений. Цель упражнений – формирование технических навыков, необходимых для освоения музыкальных произведений. Лаконичные и доступные, они дают возможность сосредоточить внимание на конкретной задаче, досконально изучить элементы фактуры в спокойном состоянии, выяснить мышечное напряжение для исполнения. Добившись полной свободы в упражнениях, музыкант может овладеть более сложным и разнообразным текстом. Упражнения объединены в комплексы по мере возрастания сложности, что очень важно, так как дает возможность в процессе обучения учитывать индивидуальные возможности каждого обучающегося. Упражнения разработаны с учетом специфики традиционных музыкальных инструментов народов ханты и манси: санквылтапа, нарсь-юха, нин-юха, бубна, тари сиплув йива. (Основное содержание учебной программы в «Приложении»)
Воспроизводимость педагогического опыта
Данный педагогический опыт может быть использован на базе образовательного учреждения: средней школы, среднего специального и высшего учебного заведения, в учреждениях различной досуговой направленности. Занятия внеурочной системы не требуют дополнительных материальных затрат, предполагается творческий подход в его использовании.
Ресурсное обеспечение педагогического опыта:
- наличие у педагогов педагогических компетенций (компетентный подход в тематике темы, обозначенной в содержании проекта, владение методами личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, знания детской психологии);
- наличие учебно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации; педагогического опыта);
- обеспечение информационных условий (сбор и анализ информации, необходимой для реализации педагогического опыта, видео и аудиозаписи, печатные издания);
- наличие материально-технических условий (технические средства обучения, наглядные пособия, нотная литература, музыкальные инструменты).
Ожидаемые результаты и социальный эффект
В результате апробации опыта у обучающихся экспериментальной группы были сформированы следующие качества:
1. Предметные:
активность, заинтересованность обучающихся к предмету «Обучение на традиционных музыкальных инструментах обско-угорских народов».
грамотность и осознанность в исполнении музыкальных произведений;
эмоциональная отзывчивость и выразительность исполнения музыкальных произведений;
аккуратность, точность прочтения нотного текста;
умение различать и воссоздавать в своем исполнении различные характеры музыкальных произведений.
2. Метапредметные:
возрастание интереса к теоретическим предметам;
расширение музыкального кругозора обучающихся;
освоение базовых межпредметных понятий;
появление интереса к творческому музицированию.
3.Личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к учению и познанию;
развитие этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;
сформированность личностного смысла учения;
наличие мотивации к творческому труду;
положительное отношение и стабильность к концертным выступлениям.
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов
Системный подход к освоению этнокультурного компонента позволяет целенаправленно, качественно осуществлять образовательный процесс. Цели, задачи педагогического опыта по формированию этнокультурной компетенции отвечают требованиям современной школы.
Подтверждением эффективности педагогического опыта являются результаты участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, окружного, всероссийского и международного уровня.
На окружном уровне:
- Окружной конкурс «Золотой Югорка» - Ансамбль традиционных музыкальных инструментов обско-угорских народов «Тови» - диплом 1степени. 2008г.;
- Окружной конкурс «Золотой Югорка». Ансамбль традиционных музыкальных инструментов обско-угорских народов «Тови» - диплом 2степени. 2009г.;
- Окружной конкурс «Золотой Югорка» - Шаболин Александр - диплом 1степени. 2010г.
На международном уровне:
- Международный конкурс. «Мы вместе». Нижний Новгород. Пахомова Анастасия - 3 место. 2015г.;
- Международный конкурс. «Мы вместе». Пахомова Анастасия – диплом участника. 2015г.
На уровне Российской Федерации:
- Победитель конкурса на присуждение гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. 2009 г.
- Благодарность Министерства культуры Новгородской области за участие в международном конкурсе-фестивале. 2015г.;
- Диплом Всероссийского педагогического конкурса: «Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки и внеурочной деятельности». - 1 место.2015 г;
- Диплом Всероссийского конкурса в педагогической викторине. 2015 г. - 3 место.
- Благодарность за активное участие в работе международного проекта для учителей. 24.02.2016. Т№1766043
- Благодарность за активное участие в работе международного проекта для учителей. 2016г.04.03.2016 Т№4668169
- Благодарность за активное участие в работе международного проекта для учителей. 2016г.04.03.2016 Т№4568067
На окружном уровне:
- грант Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в номинации «Курс обучение на музыкальных инструментах народов ханты и манси». 2008г;
- Грант Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в номинации «Поддержка талантливой молодежи». 2009 г.;
- Победитель конкурса на получение премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в номинации «Лучший педагог дополнительного образования детей». 2011г.
- Диплом «За развитие и сохранение национальной музыкальной культуры обско-угорских народов». Фестиваль - конкурс обско – угорских народов. 2014г.

Распространение педагогического опыта
Педагогический опыт получил распространение в общеобразовательных школах г. Мегиона (участие в заседании городского МО), п.г.т., Излучинска (приобретение УМК), в Центре для одаренных детей Севера (обеспечил УМК класс преподавателя Шесталова В.И. В Центре детского творчества г. Нижневартовска (реализовывался двухгодичный курс игры на национальных инструментах), в ДШИ г. Югорска, ДШИ№1 г.Нижневартовска были открыты классы игры на национальных инструментах. Поддерживаю творческие связи с НДШИ п. Саранпауль в Нижневартовском государственном гуманитарном университете читал курс лекций по программе «Песенно – инструментальный фольклор обско-угорской традиции», вел курсы студентов игры на национальных инструментах народов ханты и манси.
С центральной библиотекой г. Нижневартовска заключен договор на размещение на сайте МБУ «БИС» моих изданий «Культура обско-угорских народов ханты и манси» и «Рабочая тетрадь». Методические работы распространяются через торговую сеть магазина «Учебная книга», находя свое применение в образовательных организациях и организациях дополнительного образования детей.
Стабильность педагогической эффективности заявленного направления
Показателем эффективности педагогического опыта является стабильность показателей качества обученности школьников, результаты участия в конкурсах.
В течение многих лет обучающиеся являются участниками, лауреатами и призерами конкурсов, фестивалей, смотров различных уровней. Кроме того существует востребованность у моих коллег поработать в этнокультурном сегменте.
Репрезентивность внедрения педагогического опыта
Презентация учебно-методических материалов на международной научно-практической конференции «Деятельная культура в понимании окружающего мира». НГГУ. 2007 г. (50 участника).
Презентация учебно-методических материалов на заседании школьного методического объединения МОУДОД «Детская школа искусств№1».(25 человек).
Презентация учебно-методических материалов на окружном совещании директоров детских музыкальных школ и детских школ искусств Департамента культуры ХМАО-Югры. 2008г. (100 участника).
Презентация учебно-методических материалов на секционном заседании методического центра августовского совещания «Реализация регионального компонента в системе музыкального воспитания». 2014г. (43)
Презентация учебно-методических материалов методического объединения «Педагогические условия интеграции этнокультурного компонента в системе дополнительного образования. 2014г.(25 участника).
Проведение двух курсов по обучению игре на традиционных музыкальных инструментах обско-угорских народов работников образования и культуры ХМАО Югры и ЯМАО. 2009г. (в рамках грантов Губернаторов (2008-2011г.) ХМАО - Югры и гранта Президента РФ). 2009г. (17 человек). Читаю доклады на научно-практических конференциях, печатаю статьи, участвую в творческой работе университетского театра «Сорни най». (НВГУ) г. Нижневартовск. Участвую в творческой работе университетского театра «Сорни най». (НГУ) г. Нижневартовск. В настоящее время в рамках внеурочной деятельности для обучающихся МБОУ «СШ№2-многопрофильная им Е.И Куропаткина» проводятся занятия с обучающимися игре на традиционных музыкальных инструментах народов ханты и манси». В рамках творческого проекта участвую в Вечерах памяти ненецкого писателя и поэта Юрия Веллы. Через личный сайт школы выкладываю информацию, связанную с данной тематикой.

Глоссарий
Адаптивное обучение – создает условия для самореализации личности обучающегося и строится на основе системного, синергетического (сотрудничество и содружество) и диалогического подходов.
Анализ – метод научного исследования, состоящий из мыслительного или реального расчленения явления на составные части.
Анкетирование – техническое средство социального исследования, изучения анкет.
Вариативность – разновидность. видоизменение чего-либо или отдельных частей; взможность изменить, разнообразить, уклониться от основного типа.
Вербальный – устный, словесный.
Инновации (нововведения) – процесс постоянного обновления в рамках определенной системы. Суть составляет деятельность по поиску новых разумных способов их создания.
Интеграция – взаимосвязь системное соединение, включение в одно целое.
Интеграция учебных предметов – процесс и результат слияния различных предметов.
Концепция – основная точка зрения, ведущий замысел, исходные принципы.
Критерий – существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего - либо.
Креативность - способность к творчеству, создание чего – то нового, творческие способности индивида с правильной самооценкой личности.
Контроль качества знаний – контроль между реальным и запланированным уровнем освоения учебной программы.
Логика – наука о способах доказательств и опровержениях.
Личностно ориентированное обучение – вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлен на каждого обучающегося с присущими ему познавательными способностями.
Метод – (путь исследования, теория) - способ достижения цели, решение конкретной задачи.
Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, обеспечение усвоения содержания образования.
Метод моделирования – метод исследования социальных явлений.
Метод социального проектирования – разработка проекта.
Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и обучающегося, направленные на решение задач обучения с заранееопределенными задачами, уровнем познавательной деятельности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
Мониторинг – рейтинговое отображение динамики качесва обучения по результатам рейтингового контроля.
Мировоззрение – система взглядов человека, отношение человека к окружающей действительности.
Модель – эталон, образец, стандарт, схема некого фрагмента реальности объекта культуры познания, оригинала.
Модуль – средство обучения, которое содержит важную информацию, предназначенную овладеть умением в данной области.
Мотивация учебной деятельности – относительная устойчивая совокупность потребностей и интересов, влечений и установок, эмоций и идеалов, побуждающую личность к овладению педагогической деятельностью.
Модель оценки уровня сформированности знаний – обеспечение набора требований, включающй в себя сформированность всех ее компонентов: мотивов, особенности целеполагания, контроля, оценки.
Образовательная программа - документ, определяющий основное содержание образования по данному курсу. объем знаний и умений. которыйпредстоит освоить его обучающимся.
Проект – идеальный образ предполагаемого или возможного объекта.
Педагогические технологии – отрасль знания, последовательность цели, средства, условия подготовки молодых людей и закономерности развития и воспитания личности.
Проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Проектирование педагогическое – разработка и внедрение мероприятий, позволяющие организовать образовательный процесс в данном сообществе.
Презентация – торжественное публичное открытие, представление.
Программа развития – нормативный документ, предназначенный для определения целей и задач деятельности, а также разработки плана с конкретными сроками и необходимыми средствами, обеспечивающие их достижения и решения.
Рефлексия – самопознания субъектом, самоуглубление, вскрытие существенных характеристик, внутренне присущи исследовательскому явлению.
Самооценка – целенаправленный процесс, направленный на определение своих способностей и возможностей.
Целеполагание – возникновение, определение и осознание целей.
Эмпатия (сопереживание) – способность человека переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.
Литература
1. Проблемы и методы гармонизации межнациональных отношений в школе: материалы науч. - практ. конф. (29 марта 2006 г.). - Новосибирск, 2006. - С. 64 -
Кузмин, М. Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики: место и роль в этнокультурных процессах модернизации / М. Н. Кузмин // Магистр. - 1998. - N 1. - С. 17.
Дмитриев, Г. Д. Многокультурное / Г. Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999.
Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие / Н. М. Лебедева. - М.: Ключ-С, 1999
Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.
Тишков В. А. Этнология и политика: Научная публицистика. М., 2001.
Крылова Н. Б. Культурология образования. М., 2000.
Лак Ж. Политика в области образования и содержание обучения// Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 2001. N 2.
Гаджа Рой Сингх. Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 1993. N 1
Материалы заседания Госсовета РФ и официальные документы (август 2001 г.). М., 2001.
Сабаткоев Р. Б. Национально-региональный компонент или национально-региональное образование // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып. VI. Образование как фактор государственной безопасности. М.: Воронеж, 2002.
Лиферов А. П. Региональные аспекты реинтеграции образовательного пространства. М., 2001.
Белагуров А.Ю. Сравнительная педагогика. Проблемы развития этнорегиональных образовательных систем // Педагогика. 2003. №1. С.100.
Белогуров А. Ю.,. Поликультурный аспект национально-регионального компонента общего образования // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск, 2000. N 3.
Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)" // Народное образование. 2002. N 1.
Белогуров А. Ю. От века к веку: страницы истории образования / Под ред. А. В. Черджиева, М., 2001. стр. 104.
17. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования //Педагогика. 1999. №8. С.3О-34.
18. Полынская И.Н. Теория и практика обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе с учетом национально-регионального компонента (на примере ХМАО-Югры):// Монография.- Нижневартовск: Изд-тво Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. С.18.
19. Цурюмова С.В. Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно - эстетической направленности: Автореферат дис. канд. пед. наук. Астрахань, 2009. С.13.
19. Хазеева И.Н. Реализация регионального компонента в музыкально-педагогическом образовании (на примере ХМАО-Югры):// Монография.- Нижневартовск: Изд-тво Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. С. 34-35.
20. Ибрагимова Л.А. Поликультурное образование в условиях общеобразовательного пространства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Изд-тво Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. С. 42.
Видео, фотодокументы прилагаются.