Выступление на тему: Спортивные мероприятия как одна из форм предъявления результатов собственной успешности слабоуспевающих учащихся.

Спортивные мероприятия как одна из форм предъявления результатов собственной успешности слабоуспевающих учащихся.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Елена Владимировна, учитель физической культуры.
Внешние и внутренние причины неуспеваемости
Психологи выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам надо отнести социальные, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приёмов учебной деятельности, пробелы в знаниях). Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением благосостояния семей . Каждый четвёртый ребёнок имеет проблемы со здоровьем. Это необходимо учитывать при организации рабочего процесса, ведь человек имеющий проблемы со здоровьем не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. А так же к внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребёнка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает её общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся.
Причины школьной неуспеваемости
Проблемы состояния здоровья ребенка.
Социальная ситуация развития ребенка (особенности детско-родительских отношений).
Дезадаптивное поведение.
Нарушения психоневрологической сферы.
 Эмоциональная неустойчивость, неуправляемость. 
Низкая работоспособность.
Отсутствие самоконтроля, снижение адекватности оценки своего поведения.
Низкий темп работоспособности.
Особенности умственной деятельности.
Учащихся можно отнести к следующим категориям:
«Необычный ребенок»            
         Ребенка характеризуют, как физически развитого или немного ослабленного. Однако отмечают, что он часто «выключается», не реагирует на замечания, работает только в начале, довольно быстро утомляется, на перемене может быть активен, но на уроке отвечает слабо, плохо запоминает материал, невнимателен.
«Озорник»                
     Такого ребенка иногда называют гиперактивным, чрезмерно деятельным. Однако при более пристальном внимании это оказывается двигательная расторможенностъ, вынужденная, неуправляемая реактивность, которая сочетается с повышенной возбудимостью, «хаотичным хватанием» всего, что попадается на глаза и утомляемостью.
«Тугодум»        
         Учитель отмечает, что ребенок медленно врабатывается в учебный материал, его трудно переключить на другое задание. Он «долго раскачивается», зато потом быстро работает.
«Способный, но ленивый»                  
        Ребенок сразу активно включается в деятельность, но работает недолго, быстро утомляется, ему трудно регулировать свою работоспособность.
«Слегка невнимательный»      
            Такой ребенок быстро утомляется, однако с помощью волевого самоконтроля может регулировать свою деятельность. У него снижен объем памяти, произвольное внимание развито слабо, но интеллект не страдает.


Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой, являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, а так же стимулирование активной познавательной деятельности. Достижение этой цели я обеспечиваю решением следующих задач, направленных на: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам и способностям.
Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. В своей работе я сталкиваюсь с некоторыми проблемами, которые необходимо решать: дети не могут правильно двигаться, выполнять ОРУ, некоторые дети имеют специальную медицинскую группу, не могут подтягиваться из-за слабости мышц и т.д. Я поняла, что движение – потребность детского организма, а недостаток двигательной активности приводит к ряду заболеваний. Учитывая всё это, я стараюсь поддерживать высокую степень двигательной активности, подбираю задания и индивидуально стараюсь подходить к каждому ребёнку, как на уроках физической культуры, так и во внеклассной деятельности, поэтому, подготавливая себя физически, учащиеся проявляют интерес к основной учебной деятельности, а это задача одна из главных. Чтобы у детей проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом необходимо их заинтересовать, а именно организовать проведение урока так, чтобы им было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности. В зимний период при проведении лыжных гонок можно было отметить активную заинтерисованность пассивных детей. Каждый урок проходил как «праздник». Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной и спортивной деятельности. Важность этой работы обусловливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды.
Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе индивидуального подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. Что позволяет ребятам проявить свою социальную активность. Социальная активность является условием самоопределения человека в обществе, и это важно учитывать в организации педагогической практики. На занятие я готовила эстафету под названием «посади картофель».Но детей эстафета с таким наименованием не вдохновила. Тогда я предложила им включить фантазию и придумать свое название. Дети общими усилиями назвали эстафету «такси».
Проводя работу по формированию навыков самоконтроля в процессе двигательной активности, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого давать домашние задания, привлекать ребёнка к дополнительной внеклассной работе, а это: участие в городских Спартакиадах, конкурсах, различных спортивных мероприятиях. Особенно кропотливо веду работу с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к учебной деятельности. В качестве примера рассмотрим слабоуспевающих детей во вторых классах.
Корнеев Данил 2 «А» класс, в начале учебного года не проявлял активности на уроке, слабо выполнял поставленные задачи. Присмотревшись к Данилу я увидела задатки лидерских качеств. Заметив эти способности, я определила его в качестве направляющего класса. Это подстегнуло его, Данил внимательно выслушивает задание и объясняет его другим.
Новосёлов Богдан 2»А» класс, у ребёнка в начале учебного года отсутствовала дисциплина, а также не выполнял поставленные задачи. Дав ему поручение провести зарядку с гимнастическими скакалками, Богдан почувствовал свою востребованность и ответственность, что в дальнейшем благоприятно сказалось на его поведении и отношении к уроку.
Никольский Гриша 2 «А» класс, ситуация с поведением и с выполнением задач аналогична. Гриша отличается от всех ярко-выраженными лидерскими способностями. Его способности лидерства я применила дав поручение, с которыми он смог справиться, доверив ему командование отделением и даже всем классом, при проведении ОРУ . Дети стали воспринимать его уже с другой стороны, как пример для подражания.
С учениками 2 «Б» Трушин Матвей, Скирдонов Сергей, Рьянов Илья, Терёхин Егор была аналогичная ситуация с дисциплиной и успеваемостью. На каждом уроке я назначала им задания и наблюдала как они их выполняют. От урока к уроку я заметила динамику в улучшении дисциплины и вовлечённости детей в учебный процесс.
Помимо школьных занятий, привлекаю их к участию во внутришкольных соревнованиях и индивидуально подхожу к каждому ребёнку. Провожу внутришкольные спортивные мероприятия: «Веселые старты» «Меткий стрелок», участие в «Праздновании масленицы», и другие.  Можно отметить детей слабоуспевающих на занятиях, но активно проявляющих себя во внеурочной деятельности. Дети активно и с интересом включаются в спортивные и творческие конкурсы, что способствует их саморазвитию.
Приведу в пример участие 7 «А» класса в творческом конкурсе на президентских состязаниях. Совместно с детьми мы подготовили танцевальное ассорти на тему»Дружба народов». Дети активно включились в подготовку к конкурсу, кто то подбирал музыкальные композиции другие искали и разучивали движения в национальных танцах все были увлечены подготовкой конкурса. Выступление было ярким и запоминающимся.
На уроках первоклассникам применяю игровые упражнения, связанные с путешествием в лес, например: «Изобрази животное», попрыгай как «зайчик, «лягушка» и др. Кроме того, на своих уроках провожу занятия под музыкальное сопровождение. Под музыку дети выполняют различные упражнения, при этом музыка постоянно меняется . Выполняя упражнения позволяю детям импровизировать , что заинтерисовывает многих учащихся. В конце урока провожу релаксацию учащихся: включаю спокойную музыку, выполняем дыхательные упражнения.
Закончить своё выступление хочется словами Аристотеля: «Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади».

15