Конспект урока Заселение Земли человеком. Расы
Тема:
Заселение Земли человеком. Народы, языки, религии. Расы.
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания об этапах расселения людей на планете; представление об основных и смешанных расах, их географическом распространении;
Развивающая: создать условия для развития формирования универсальных учебных действий по построению схемы, маршрута заселения человеком Земли.
Воспитательная: воспитывать географическую культуру учащихся, интерес и эрудицию школьника
Основные виды учебной деятельности ученика на уроке:
Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле.
Определять по картам регионы проживания представителей различных народов, рас.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока.
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. География 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвешение, 2014
Алексеев А.И. География 7 класс. Электронный учебник.
Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя («Полярная звезда»)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ключевые понятия новой темы: раса, метисы, мулаты, самбо, мальгаши.
ХОД УРОКА
Организационный момент
1. Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока.
2. Учебная организация учащихся (наличие на рабочем месте учебника, атласа, контурной карты, дневника, принадлежностей).
Актуализация опорных знаний и опрос д/з
Учитель: сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Человек на планете Земля». Темы данного раздела представляют огромный интерес для нас. Мы с вами тоже являемся частью населения своего города, округа, страны и наконец, Земли. При изучении раздела мы узнаем, сколько нас на планете, какова динамика численности населения, какие существуют народы, расы и религии мира. Познакомимся с некоторыми странами мира подробнее. И в самом начале изучении раздела мы знакомимся с материалами рубрики: «самое ... самое» (учащиеся читают по цепочке стр. 37)
Самый многочисленный народ мира – китайцы 1370 млн. человек.
Самая высокая плотность населения мира в Монако – около 16500 чел/км2
Самая низкая плотность населения в Монголии – 1,9 чел/км2
Самая распространенная религия – христианство – более 2 миллиардов человек.
Самая высокая доля городского населения в Северной и Южной Америке – 75%
Так с чего мы начнем изучение раздела «Человек на планете Земля»? Конечно, с истории заселения Земли человеком, а также познакомимся с расами людей.
III. Изучение новой темы
Регулятивные УУД: постановка темы, план урока и задачи.
Главное отличие Земли от других планет Солнечной системы – это наличие на ней разумной жизни – людей. Где и когда появился первый человек? Поиск этого ответа люди ведут уже очень давно.
Работа с текстом учебника:
I этап заселения Земли
2 млн. лет древние люди из Восточной Африки проникли в другие районы материка.
Первый этап заселения древними людьми Африки завершился 500 тысяч лет назад.
Древние люди вымерли.
II этап заселения Земли человеком (4 направления)
(1 направление 200-90 тыс. лет назад) Современный человек «хомо сапиенс» появился в Африке 200 тысяч лет назад и ознаменовал второй этап заселения земли человеком.
(2 направление 40-25 тысяч лет назад) заселение из Африки Европы и Азии и перемещение из Азии в Австралию – это было возможно т.к. уровень Мирового океана был ниже на 130 м.
(3 направление 15-11 тысяч лет назад) заселение из Азии Северной и Южной Америки.
(4 направление 3-1 тысяча лет назад) заселение Новой Зеландии из Новой Гвинеи.
В качестве дополнительного материала можно представить видео фильм BBC «История заселения Земли» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Наиболее популярная гипотеза происхождения человека принадлежит Чарльзу Дарвину (сообщение ученика)
Чарльз Дарвин английский натуралист и путешественник, одним из первых пришел к выводу и обосновал идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основным механизмом эволюции Дарвин назвал естественный отбор. Позднее развивал теорию полового отбора. Одно из первых обобщающих исследований о происхождении человека принадлежит также ему.
Дарвин опубликовал одну из первых работ по этологии «О выражении эмоций у человека и животных». Другими направлениями его исследований были создание модели возникновения коралловых рифов и определение законов наследственности. По итогам селекционных экспериментов Дарвин выдвинул гипотезу наследственности (пангенезис), которая не получила подтверждения.
Происхождение биологического разнообразия в результате эволюции было признано большинством биологов ещё при жизни Дарвина, однако, его теория естественного отбора как основного механизма эволюции стала общепризнанной только в 50-х годах XX-го столетия с появлением синтетической теории эволюции. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие объяснение биологического разнообразия. Для обозначения эволюционных моделей, восходящих в своей основе к идеям Дарвина, часто используют термин «дарвинизм».
Материалы с сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задание учащимся:
На основе анализа текста (выдан учителем) постройте две схемы:
1. Основные расы
2. Смешанные расы.
Учащиеся рассказывают об особенностях внешности каждой расы и факторы приспособления к условиям среды.
Учитель – А что же остальные 30% (смешанные расы)
IV. Закрепление изученного материла
На закрепление выполняем задания рубрики «Мои географические исследования»
Какие материк населяют представители европеоидной расы?
Какой материк населяют представители австралоидной расы? На каких материках ее представителей нет?
На каких материках не распространена монголоидная раса? На каких – негроидная?
Домашнее задание § 4, читать, отвечать на вопросы.
13PAGE 15
13PAGE 14215
НЕГРОИДНАЯ – 7%
Прародиной человека является Африка. На берегах реки Омо, в Эфиопии были найдены останки древнейшего человека, его возраст 195 тысяч лет.
МОНГОЛОИДНАЯ – 20%
ЕВРОПИОИДНАЯ – 42%
АВСТРАЛОИДНАЯ – 1%
ОСНОВНЫЕ РАСЫ
СМЕШАННЫЕ РАСЫ
МУЛАТЫ (потомки европейцев и негроидной р.)
МЕТИСЫ (потомки европейцев и индейцев)
САМБО (потомки индейцев и негроидной расы)
МАЛЬГАШИ (потомки народов негроидной и монголоидной расы)