Конспект урока Краткая история развития биологии. Система биологических наук.


Название предмета Биология
Класс 10
УМК Сивоглaзов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учеб, для 10 кл. Общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова,
Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2016
Уровень обучения базовый
Тема урока Краткая история развития биологии. Система биологических наук.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1
Место урока в системе уроков по теме 1 урок по теме «Биология как наука. Методы научного познания», 3 часа
Цель урока актуализировать и расширить представления учащихся об истории и развитии науки биологии
Задачи урока Обучaющие:
познaкомить учaщихся с задачами и содержанием школьного курса «Основы общей биологии»; сформировать знания о биологии как о комплексной, фундаментальной науке; узнать об учёных, внесших вклад в развитие нaуки.
Развивающие:
Способствовать развитию знаний об биологии; пробудить у обучающихся интерес к научно- популярной литературе; продолжить развитию мышления, умение сравнивать, делать логические выводы, способствовать развитию творческих способностей.
Воспитательные:
способствовать развитию познавательного интереса к предмету; расширению кругозора учащихся; развитие навыков культуры общения.
Планируемые результаты давать определения наукам: современная биология, ихтиология, эмбриология, арахнология, энтомология, палеонтология; знать ученых занимающихся наукой биология; уметь воспринимать и воспроизводить информацию.
Техническое обеспечение урока Мультимедиа проектор; экран; раздаточный материал.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока схемы «Комплекс биологических наук, «общая биология», портреты ученых, таблица«Вклад ученых в развитие биологии».
Содержание урока
Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга. И я рада видеть вас на уроке, на котором мы продолжим открывать страницы в познании биологии. Впереди нас ждет много нового и интересного. Готовы узнать интересный тайны биологии? Да! Тогда приступим…
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Ребята, а давайте вспомним с вами какие ученые- биологи вам известны? (учитель заслушивает ответы учащихся), правильно Аристотель, Гален, Гиппократ. А может кто- нибудь помнит из предыдущих классов, может кто- то читал книги, какие все-таки открытия сделали эти учёные? ( учитель выслушивает ответы)
Возможно, кто- то догадался о теме сегодняшнего урока. ( Предположения учеников). Выбираем наиболее точный вариант.
Запишем тему: Краткая история развития биологии. Система биологических наук, ( на доске и в тетрадях). И нашей целью будет узнать об учёных внесших вклад в историю развития биологии.
Первичное усвоение знаний.
Ребята, возьмите, пожалуйста, лист № 1 «Данные об учёных- биологах, разных исторических периодов» (Приложение 1). Ваша цель: в ходе изучения, заполнить данную таблицу.
А теперь давайте, узнаем с какими ещё науками, связана биология.
Посмотрите на доске я приготовила список наук, вам нужно работая с учебником стр. 10, что означает название каждой науки:
- современная биология
- ихтиология
- эмбриология
- арахнология
- энтомология
- палеонтология
Первичное усвоение новых знаний
Вопросы для проверки:
1.Первый ученый создавший медицинскую школу?
2.Какие открытия сделал Клавдий Гален?
3. В каком веке возрос резко интерес к биологии?
4. Кто является основоположником генетики?
5. Что значит наука ихтиология?
ФизминуткаДа (хлопок)- Нет (подняли руку вверх)
1.Эрнст Бэр профессор Петербургской - хирургической академии
2. Палеонтологию создал Кювье
3.Основателем микробиологии был Сеченов
4. Эмбриология- индивидуальное развитие
5.Арахнология – наука о насекомых
Первичное закрепление.
Закрепление
Обсуждение вопросов:
1. Какие направления в развитии биологии вы можете выделить?
2. Какие великие ученые древности внесли заметный вклад в развитие-биологических знаний?
3. Почему в средние века о биологии как науке можно было говорить лишь условно?
4. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
5. Какова роль биологии в современном обществе?
6. Подготовьте сообщение на одну из следующих тем:
7. Роль биологии в современном обществе.
8. Роль биологии в космических исследованиях.
9. Роль биологических исследований в современной медицине.
10. Роль выдающихся биологов — наших соотечественников в развитии мировой биологии.
Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения.
§ 1.1, пересказ, уметь ответить на вопросы в конце параграфа.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Составьте синквейн понятия «биология».
Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк:
1 – понятие (слово).
2 – прилагательные (два слова).
3 – глаголы (три слова).
4 – предложение (из четырёх слов).
5 – существительное (одно слово).
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
Пример синквейна:
1.Биология
2.Интересная, значимая
3.Отерывает,изучает,экспериментирует
4.Помогает понять живую природу
5.Наука
Анализ активности обучающихсяПриложение 1
Таблица «Данные об учёных- биологах, разных исторических периодов»
Учёный Время жизни и деятельности Основные заслуги