Методические указания по выполнению лабораторных работ по междисциплинарному курсу: МДК 01. 01. Устройство автомобилей раздел ПМ 1. Устройство автомобилей
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Жигулевский государственный колледж»
Методические указания
по выполнению лабораторных работ
по междисциплинарному курсу: МДК. 02.01. Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей
для студентов I курса
профессия: 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин
2012 г.
ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией
технологического профиля
Протокол № ____________
от “___” ______________ 201__ г.
Председатель
Г.С. Солдатенкова
УТВЕРЖДЕНО
на заседании НМК
Протокол № ____
от ___________ 201__ г.
Составлены в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по профессии 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
_____________________ Н.В. Ванчурова
«___» ________________ 201__ г.
Настоящие методические указания содержат описания по правилам ведения, техники безопасности при выполнении лабораторных работ, технологии проведения лабораторных работ и оформлению отчетов.
Составители:
Мошкина Елена Александровна – преподаватель специальных
дисциплин ГБОУ СПО «ЖГК»
Рецензенты:
Солдатенкова Галина Сергеевна – преподаватель специальных
дисциплин ГБОУ СПО «ЖГК»
Содержание
Введение
4
Общие указания по выполнению лабораторных работ
5
Порядок выполнения лабораторных работ и сдача отчета
6
Правила техники безопасности и основные требования охраны труда при выполнении лабораторных работ
8
Лабораторная работа № 1
9
Лабораторная работа № 2
14
Лабораторная работа № 3
19
Лабораторная работа № 4
24
Лабораторная работа № 5
29
Критерии оценки
33
Рекомендуемая литература
33
ВВЕДЕНИЕ
Лабораторные занятия являются составной частью междисциплинарного курса «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей».
Настоящий сборник описаний лабораторных работ содержит тематику, задания и методические рекомендации по самостоятельной подготовке студента к выполнению лабораторных работ, закреплению пройденного материала и проверки знаний.
Задачей сборника является определение содержания, формы и порядка выполнения лабораторных занятий.
В процессе подготовки к лабораторным занятиям студент должен просмотреть пройденный материал по теме лекции, изучить рекомендуемую дополнительную научно-техническую и методическую литературу.
Сборник содержит тематическое наименование лабораторных работ, согласно тематическому плану учебной программы теоретического курса. Для каждого лабораторного занятия изложены цель и задачи работы, порядок выполнения и форма отчетности. В конце каждой темы имеются контрольные вопросы для закрепления полученных знаний и навыков.
В конце сборника указан библиографический список рекомендуемой литературы.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторные работы выполняются в после изучения теоретического материала соответствующих тем.
Перед началом выполнения задания внимательно, вдумчиво прочитайте данное пособие, чтобы обязательно понять суть работы.
Чтобы понять устройство рассматриваемых механизмов и агрегатов автомобиля изучите учебный плакат или рисунок, прочитав пояснения в тексте пособия. Это позволит узнать, из каких деталей они состоят, представить, как детали механизма или агрегата, часто скрытые в корпусе, расположены и соединены между собой.
Чтобы представление было более полным, вслед за изучением плаката или рисунка следует ознакомиться с механизмом или агрегатом в натуре. После чего приступить к выполнению практического задания в порядке, изложенном в тексте работы. Практические задания помогут приобрести навыки проведения регулировочных работ, где это необходимо.
Выполнение каждой лабораторной работы состоит из следующих этапов:
самостоятельная подготовка студентов;
проверка преподавателем готовности студентов к выполнению лабораторной работы;
выполнение лабораторной работы;
организационно-техническое обслуживание рабочего места, оформление отчета и защита результатов работы.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И СДАЧИ ОТЧЕТА
Тематика и очередность выполнения лабораторных работ определяется программой курса и сообщается преподавателем на первом занятии группы.
Лабораторные работы выполняются в соответствии с расписанием учебных занятий. Работа студентов на рабочем месте производится в соответствии с методическими указаниями к каждой лабораторной работе. Студент должен быть подготовлен к выполнению очередной лабораторной работе, изучив необходимый материал учебных и методических пособий.
По всем лабораторным работам оформляются отчеты. Отчет по лабораторной работе составляется каждым студентом самостоятельно. Отчет должен содержать:
название и цель лабораторной работы;
заполненный бланк задания;
краткое содержание работы (перечень рассмотренных вопросов);
требуемые для данной работы схемы, графики или рисунки с поясняющим текстом.
При выполнении схем, графиков и рисунков необходимо руководствоваться следующими требованиями:
схема оформляется после подробного изучения устройства и принципа действия рассматриваемой схемы (агрегата, узла);
схемы надлежит выполнять аккуратно с применением чертежных инструментов;
перевод рисунков из учебной литературы через копировальную бумагу и на кальку, также наклейка сканированных рисунков не допускается;
схемы должны быть снабжены пояснительным текстом, подробное описание работы системы (узла, устройства) необязательно.
Отчет выполняется в течение лабораторного занятия в специально отведенной тетради, а при необходимости оформляется за счет самостоятельной работы. Выполненный отчет представляется на следующее занятие.
Общий зачет по лабораторным работам выставляется студенту после выполнения им всех работ, оформления и защиты отчетов. Форма проведения зачета – собеседование по всем темам лабораторных занятий.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Перед началом выполнения лабораторных работ студенты должны ознакомиться с настоящими правилами. Каждый студент, прошедший инструктаж по технике безопасности, должен расписаться в журнале, студенты, не прошедшие инструктаж и не расписавшиеся в журнале, к выполнению лабораторных работ не допускаются.
Студентам запрещается:
выносить из лаборатории детали, приборы или вносить посторонние предметы, курить, шуметь;
ходить во время занятий без надобности по лаборатории или подходить к другим рабочим местам, самовольно разбирать или приводить в действие разрезы, макеты или другое оборудование, если это не предусмотрено выполняемой лабораторной работой;
облокачиваться на плакаты или складывать на них детали, писать на столах, пачкать их поверхность, оставлять бумагу и мусор;
производить приборами и другим оборудованием действия, противоречащие технике безопасности;
при выполнении лабораторных работ приборы, установки и другое оборудование можно включать или приводить в действие только с разрешения преподавателя после изучения их устройства и требований техники безопасности.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Тема: Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателя
Цель работы: практическое ознакомление с устройством и взаимодействием деталей кривошипно–шатунного механизма. Освоение приемов комплектации деталей цилиндропоршневой группы кривошипно-шатунного механизма.
Оборудование и инструмент:
Макет двигателя ВАЗ 2101 с разрезами, Стенд «Двигатель ВАЗ 2108», плакаты «Устройство двигателя ВАЗ 2115», «Кривошипно-шатунный механизм», детали и узлы кривошипно-шатунного механизма: блок-картер, гильзы цилиндров, головки блока цилиндров, коленчатый вал, поршень с шатуном в сборе.
Порядок выполнения работы
На макете двигателя ознакомится с основными элементами, назначением механизмов и систем.
Изучить назначение, типы и конструкцию деталей кривошипно-шатунных механизмов.
Изучить способы подвески двигателя.
Ответить на контрольные вопросы.
Составить отчет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Изучение данной темы должно базироваться на знании общего устройства и принципа действия автомобильных двигателей. Характеристики и конструктивные особенности двигателей увязываются с назначением транспортного средства, его массой, габаритами.
При анализе конструктивных деталей необходимо обратить внимание на различие в их исполнении для дизельных и карбюраторных двигателей. Это различие, в первую очередь, обусловлено большими величинами нагрузок на поршни и кривошипно-шатунную группу для дизелей, Степень сжатия у дизельных двигателей достигает 1622, тогда как у бензиновых она не превышает 10. Кроме того, у дизельного двигателя более сложные условия дня равномерного перемешивания воздуха с топливом, что определяет соответствующие формы камер сгорания, днище поршней.
Особенное внимание следует обратить на материалы и покрытие основных деталей, которые, с одной стороны, должны быть прочными и твердыми, с другой – износостойкими и сознающими небольшие силы трения. Например, верхнее компрессорное кольцо покрывается пористым хромом, что обеспечивает износоустойчивость и хорошее удержание смазки.
Основное изучение темы это привязка изучаемого материала к конкретным конструкциям базовых моделей отечественных автомобилей, то есть необходимо знать конкретное конструктивное исполнение двигателей у автомобилей указанных марок.
Задание для лабораторной работы
Выписать основные параметры, характеризующие кривошипно-шатунный механизм двигателя, установленного на заданной модели автомобиля ___________________:
Тип двигателя___________________________________________
Диаметр цилиндра_______________________________________
Ход поршня ____________________________________________
Рабочий объем одного цилиндра___________________________
Объем камеры сгорания __________________________________
Степень сжатия _________________________________________
Количество компрессионных колец ________________________
Количество шатунных шеек _______________________________
Количество коренных шеек _______________________________
Угол между шатунными шейками коленчатого вала __________
Порядок работы цилиндров _______________________________
Форма камеры сгорания __________________________________
Начертить схему компоновки кривошипно-шатунного механизма двигателя заданной модели автомобиля.
Начертить поперечные сечения компрессионных колец.
Контрольные вопросы
Назначение КШМ _________________________________________
Какая деталь является основой двигателя?_____________________
Перечислите детали, составляющие кривошипно-шатунный механизм__________________________________________________
Сколько коренных и шатунных шеек имеет коленчатый вал двигателя установленного на заданной модели автомобиля?__________________
Назначение поддона картера____________________________________
Назовите кольца, устанавливаемые ближе к верхней части поршня (днищу)._____________________________________________________
Назовите основные части поршня_______________________________
Почему диаметр головки поршня меньше диаметра его юбки?_______
____________________________________________________________
Как называется зазор в поршневом кольце?_______________________
Чем ограничено осевое перемещение поршневого пальца?_________
____________________________________________________________
Назовите основные части шатуна_____________________________
Назовите основные части коленчатого вала
Для чего в поршневых кольцах делается радиальный разрез (замок кольца)?____________________________________________
Какие метки имеются на торце гильзы цилиндров, поршне, шатуне? __________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Тема: Устройство газораспределительного механизма двигателя
Цель работы: практическое ознакомление с устройством и взаимодействием деталей ГРМ.
Оборудование и инструмент:
Макет двигателя ВАЗ 2101 с разрезами, стенд «Двигатель ВАЗ 2108», плакаты «Устройство двигателя ВАЗ 2115», «Газораспределительный механизм», детали и узлы газораспределительного механизма: распределительный вал, впускные и выпускные клапана, штанги, толкатели, коромысла.
Порядок выполнения работы
По схемам и стенду двигателя рассмотреть взаимодействие деталей механизма газораспределения и его привода.
Изучить назначение, типы и конструкцию деталей ГРМ.
Визуально определить порядок расположения кулачков распределительного вала; прокручивая коленчатый вал на макете двигателя, изучить порядок открытия и закрытия клапанов.
Ответить на контрольные вопросы.
Составить отчет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При рассмотрении конструкции механизма газораспределения необходимо, прежде всего, уяснить его назначение, расположение в двигателе, общую увязку с другими системами. Материалы и термообработка деталей, необходимость смазки и отвода тепла определяется тяжелыми нагрузочными режимами, обусловленными, в первую очередь, инерционными силами (время закрытия и открытия клапана составляет около 0,004 с) и температурными условиями.
Газораспределительный механизм должен обеспечивать хорошее наполнение цилиндров свежим зарядом (воздуха для дизельных двигателей и горючей смеси для карбюраторных) и, кроме того, хорошую герметичность закрытия клапанов и условиях высоких температур и давлений. Это требует проведения конструктивных мероприятий, направленных на приработку клапанов в процессе работы (применение пружин специальной конструкции или механизмов вращения клапанов), применения натриевых наполнителей для облегчения температурного режима уплотняющей поверхности и т.д. Плотное закрытие клапанов при их удлинении в результате нагрева обеспечивает «тепловой» зазор в приводе клапанов (между кулачком распределительного вала и рычагом привода клапана, между кулачком вала и шайбой толкателя клапана, между рычагом и стержнем клапана) либо автоматическое устройство, обеспечивающее контакт деталей привода без зазора.
На существующих моделях отечественных автомобилей, в основном применяются механизмы газораспределения с верхним расположением клапанов, что связано с удобством формирования камеры сгорания и возможностью обеспечения высокой степени сжатия.
Механизм газораспределения во многом определяет тяговые и топливно-экономические характеристики двигателя, поэтому требует тщательного ухода и регулировки. Регулировочные узлы практически всех марок отечественных автомобилей однотипны, однако имеют конструктивные особенности и оригинальные детали. При изучении данной темы необходимо ознакомиться со всеми вариантами газораспределительных механизмов для указанных в задании марок двигателей.
Задание для лабораторной работы
Выписать основные параметры ГРМ заданной модели двигателя ________________:
Тип ГРМ ________________________________________________
Тип привода распределительного вала _______________________
Количество опорных шеек распределительного вала ___________
Величина теплового зазора в приводе клапанов:
а) впускных ____________
б) выпускных ___________
Начертить диаграмму фаз газораспределения заданной модели двигателя.
Начертить схему привода распределительного вала заданной модели двигателя.
Контрольные вопросы
Назначение газораспределительного механизма _______________
_______________________________________________________
Назовите типы механизмов газораспределения по способу расположения распределительного вала _____________________
В какой части двигателя устанавливается газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов? ________________
Перечислите детали, составляющие газораспределительный механизм
Допишите предложение:
В ГРМ с верхним расположением распределительного вала привод клапанов осуществляется кулачком либо непосредственно через ____________, либо через __________ или ____________.
Назовите деталь ГРМ, передающую усилие от толкателя к коромыслу _______________________________________________
Типы привода распределительного вала, их достоинства и недостатки________________________________________________
__________________________________________________________
Назначение клапанов?______________________________________
________________________________________________________
Каким образом проявляется в работе двигателя увеличенный
(уменьшенный) сверх нормы «тепловой» зазор?_________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Назначение распределительного вала? _______________________
________________________________________________________
Назовите число клапанов на один цилиндр в современных
двигателях _______________________________________________
Во сколько раз распределительный вал вращается медленнее
коленчатого? ____________________________________________
Что представляют собой фазы газораспределения______________
Как можно различить по внешнему виду впускные и выпускные
клапаны? _______________________________________________
________________________________________________________
Какими преимуществами и недостатками обладают газораспре-
делительные механизмы с нижним и верхним расположением
клапанов?_______________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Тема: Устройство механизмов и приборов системы охлаждения
двигателей
Цель работы: практическое ознакомление с устройством приборов и деталей жидкостной системы охлаждения двигателей. Изучение конструктивных исполнений и взаимных расположений агрегатов и узлов систем охлаждения двигателей.
Оборудование и инструмент:
Макет двигателя ВАЗ 2101 с разрезами, стенд «Двигатель ВАЗ 2108», детали и приборы системы охлаждения: радиатор, жидкостный насос, термостат, вентилятор, гидромуфта привода. Плакаты «Система охлаждения двигателя».
Порядок выполнения работы
Изучить назначение, устройство и работу системы охлаждения бензиновых и дизельных двигателей.
Изучить основные требования к охлаждающим жидкостям для автомобильных двигателей, их маркировку
Рассмотреть и уметь объяснить следующие схемы:
Путь охлаждающей жидкости по малому кругу циркуляции.
Путь охлаждающей жидкости по большому кругу циркуляции.
Ответить на контрольные вопросы.
Составить отчет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Система охлаждения поддерживает оптимальный температурный режим двигателя, предупреждает перегрев деталей, обеспечивает эффективность, надежность и долговечность работы двигателя.
При изучении данной темы следует, в первую очередь, разобраться в принципиальной схеме жидкостной системы охлаждения двигателя, рассмотреть, состав системы и взаимосвязь отдельных агрегатов и узлов.
На автомобилях в настоящее время применяются закрытые системы охлаждения, в которых поддерживается избыточное давление, приводящее к повышению температуры кипения охлаждающей жидкости до 120oС. В зимнее время используются низкозамерзающие жидкости – антифризы. Путем добавления в антифриз смазывающих, антикоррозионных и антивспенивающих присадок получают всесезонную жидкость ("Тосол-А").
Изучая принцип действия системы охлаждения, следует обратить особое внимание на характеристики охлаждающих жидкостей, условий работы с ними, периодичность и порядок замены.
При рассмотрении конструкции элементов системы охлаждения необходимо изучить различные типы и виды этих элементов (радиаторы, трубчато-ленточные, трубчато-пластинчатые, пластинчатые; термостаты с твердым и жидкостным наполнителем и т.д.). Прорабатывая устройство системы охлаждения того или иного двигателя, следует обратить внимание на расположение отдельных агрегатов на автомобиле. Очень важным разделом изучаемой темы является рассмотрение и систематизация способов и средств поддержания оптимального температурного режима двигателя. Это и применение термостатов, и жалюзи, и автоматизированные приводы вентилятора с переменным передаточным числом.
Необходимо обратить внимание на вопросы ухода и обслуживания системы охлаждения (проверка уровня воды, проверка термостата, натяжения ремня вентилятора, смазка вентилятора и насоса и т.д.).
Задания для лабораторной работы
Выписать основные параметры характеризующие систему охлаждения заданной модели двигателя ________________:
Тип системы охлаждения ___________________________________
Применяемые охлаждающие жидкости _______________________
_________________________________________________________
Емкость системы охлаждения _______________________________
Периодичность замены охлаждающей жидкости _______________
_________________________________________________________
Тип термостата___________________________________________
_________________________________________________________
Тип привода вентилятора___________________________________
Температура открытия клапана термостата:
начало открытия ____________________________
полное открытие ____________________________
Температура включения вентилятора _________________________
Начертить схему закрытой принудительной жидкостной системы охлаждения с указанием всех основных агрегатов модели двигателя.
Контрольные вопросы
Назначение системы охлаждения? ___________________________
Типы систем охлаждения?_________________________________
Перечислите основные агрегаты системы жидкостного охлаждения двигателя, и их назначение.
Какие жидкости используются в качестве охлаждения? __________
_________________________________________________________
Какую воду лучше использовать в системе охлаждения: водопроводную, дождевую или родниковую? _________________
Укажите круг циркуляции охлаждающей жидкости при нормальном тепловом режиме работы двигателя _______________
Дополните схему циркуляции охлаждающей жидкости по малому кругу. Жидкостный насос – полость охлаждения – . – перепускной шланг – .
Назовите устройство, позволяющее вручную регулировать количество воздуха, проходящего через сердцевину радиатора _________________________________________________________
Назовите виды сердцевин радиаторов ________________________
_________________________________________________________
Назовите типы термостатов в зависимости от наполнителя ______
_________________________________________________________
Перечислите основные части радиатора _____________________
_________________________________________________________
Назовите устройство, позволяющее поддерживать постоянный
объем циркулирующей жидкости в системе охлаждения _______
_________________________________________________________
Назовите устройство, обеспечивающее принудительную
циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения ____
_________________________________________________________
Каково назначение парового клапана пробки радиатора? ______
Выберите правильные ответы
ТОСОЛ:
безвреден;
ядовит;
бесцветен;
окрашивается.
ПРИ НАГРЕВАНИИ:
5) расширяется
6) сжимается;
7) сохраняет объем.
ОТВОДИТ ТЕПЛО ОТ ДВИГАТЕЛЯ:
8) лучше воды;
9) хуже воды.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Тема: Устройство механизмов и приборов системы смазки двигателей
Цель работы: практическое ознакомление с устройством приборов и деталей смазочной системы двигателей. Изучение конструктивных исполнений и взаимных расположений агрегатов и узлов системы охлаждения смазки двигателей.
Оборудование и инструмент:
Макет двигателя ВАЗ 2101 с разрезами, стенд «Двигатель ВАЗ 2108», детали и приборы системы смазки: масляный насос, маслоприемник, масляные фильтры, фильтр грубой очистки, фильтр тонкой очистки, центробежный очиститель, масляный радиатор. Плакаты «Система смазки двигателя».
Порядок выполнения работы
Изучить назначение, устройство и работу систему смазки бензиновых и дизельных двигателей
Изучить типы систем смазки, их достоинства и недостатки.
Рассмотреть и уметь объяснить следующие схемы:
Путь масла из поддона до всех смазываемых элементов
Способы подачи масла к трущимся деталям
Вентиляция картера в двигателях
Регулирование давления в системе смазки
Ответить на контрольные вопросы.
Составить отчет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Смазка деталей в зависимости от способа подвода масла к трущимся поверхностям может осуществляться разбрызгиванием, под давлением, самотеком. В современных двигателях используется комбинация всех этих видов, поэтому система смазки двигателя относится к разряду комбинированных систем смазки.
Система смазки, подавая масло к трущимся деталям двигателя, обеспечивает снижение потери на трение и износ деталей, охлаждает их, удаляет продукты износа.
При изучении данной темы следует в первую очередь рассмотреть существующие способы подачи смазки к трущимся поверхностям и с помощью принципиальной схемы комбинированной системы смазки разобраться, какие поверхности и каким образом смазываются. Уяснив функциональное назначение агрегатов системы, следует рассмотреть их расположение и взаимосвязь для конкретных базовых моделей автомобильных двигателей.
При работе двигателя масло нагревается, а также загрязняется продуктами износа трущихся деталей и частицами нагара. Поэтому в систему смазки включены масляные радиаторы и фильтры очистки масла. Радиаторы и фильтры могут включаться последовательно или параллельно. Необходимо обратить на это внимание при изучении системы смазки двигателя каждой модели автомобиля. Необходимо разобраться в способах очистки масла, в преимуществах и недостатках каждой из них.
В систему смазки входят контрольные приборы, с помощью которых осуществляется контроль: за уровнем масла в картере, давлением масла в главной магистрали и его температурой, а также вспомогательные устройства, которые осуществляют вентиляцию картера, облегчает заливку масла в систему и его слив. Вопрос о вентиляции картера имеет важное значение для удаления химически активных картерных газов, ухудшающих смазочные свойства масти, вызывающие повышенную коррозию. При изучении этого раздела следует обратить внимание на сравнение в устройстве и работе двух существующих систем вентиляции – открытой и закрытой, отметить их преимущества и недостатки. Проследите движение воздуха и картерных газов для случаев открытой и закрытой вентиляции картера.
Задания для лабораторной работы
Выписать основные сведения по системе смазки заданной модели двигателя _________________:
Тип системы смазки ________________________________________
Количество масла в системе смазки ___________________________
Марка масла ______________________________________________
Рабочая температура масла __________________________________
Способ очистки масла в двигателе ____________________________
__________________________________________________________
Начертить схему системы смазки заданной модели двигателя.
Контрольные вопросы
Перечислите агрегаты и узлы комбинированной системы смазки и поясните их назначение
Назовите способы подведения масла к трущимся поверхностям автомобиля ____________________________________________
_______________________________________________________
Каким образом происходит очистка масла в смазочной системе? ________________________________________________________
________________________________________________________
Назовите причину срабатывания редукционного клапана _______
________________________________________________________
Для чего нужна и как происходит вентиляция картера двигателя?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Что означает буква «М» и цифровой индекс в маркировке масел? __________________________________________________________
Какую роль в системе смазки выполняют редукционный, перепускной и предохранительный клапаны?____________________
_________________________________________________________
Назовите типы систем вентиляции картера двигателя ____________
__________________________________________________________
Каково влияние картерных газов на работу двигателя? ___________
__________________________________________________________
Как контролируется уровень и давление масла? _______________
__________________________________________________________
Каким образом осуществляется вентиляция картера?___________
__________________________________________________________
Назовите основное свойство масел _________________________
Назовите составные части редукционного клапана ___________
_________________________________________________________
Установите соответствие
СМАЗЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ:
ДЕТАЛЬ СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ
1) толкатели ГРМ; А. Самотеком.
2) поршневые пальцы; В. Под давлением.
3) клапанная группа ГРМ; С. Комбинированно.
4) стенки цилиндров КШМ; D. Разбрызгиванием.
5) коренные подшипники; Е. Масляным туманом.
6) шатунные подшипники;
7) кулачки распределительного вала.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
Тема: Устройство узлов и приборов систем питания карбюраторного двигателя
Цель работы: практическое ознакомление с устройством системы питания карбюраторного двигателя. Изучение конструктивного исполнения, принципа действия, расположения агрегатов, узлов и деталей системы питания.
Оборудование и инструмент:
Макет двигателя ВАЗ 2101 с разрезами, стенд «Двигатель ВАЗ 2108», детали и приборы системы питания карбюраторного двигателя: топливный насос, карбюратор, топливный бак, глушитель шума, топливный и воздушный фильтры. Плакаты «Система питания двигателя».
Порядок выполнения работы
Используя плакаты, макеты механизмов питания карбюраторных двигателей, изучить схему системы питания карбюраторного двигателя, взаимосвязь элементов (агрегатов) системы.
Рассмотреть и уметь объяснить схемы:
Путь подачи топлива из топливного бака в поплавковую камеру карбюратора.
Путь подачи воздуха в карбюратор.
Работу топливного насоса при механическом и ручном приводе.
Работу воздухоочистителя.
Работу глушителя шума системы выпуска отработавших газов.
Изучить режимы работы двигателя и необходимый состав горючей смеси.
Ответить на контрольные вопросы.
Составить отчет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Система питания является наиболее сложной из систем обеспечения работы двигателя. Она содержит четыре подсистемы: подачи топлива, подачи воздуха, смесеобразования и подачи смеси в цилиндры двигателя, выпуска отработанных газов.
При изучении общего устройства системы питания следует обратить внимание на различия в конструктивном исполнении системы и ее агрегатов для той или иной модели автомобиля. Так, система питания грузовых автомобилей содержит, обычно, два топливных фильтра, а легковых – один. Также существуют различия в исполнении топливного насоса (с отстойником и без него), воздухоочистителя (с камерами глушения шума впуска и без него) и так далее. Кроме того, на ряде современных автомобилей используются сухие воздухоочистители со сменным бумажным фильтрующим элементом.
Наиболее ответственным элементом системы питания является карбюратор. Для изучения его устройства необходимо, в первую очередь уяснить рабочие Процессы, протекающие в простейшем карбюраторе, какие составы смесей необходимы при том или ином режиме работы двигателя, и почему простейший карбюратор не обеспечивает необходимых составов при пуске двигателя, в режиме холостого хода, при полных нагрузках двигателя, при резком открытии дроссельной заслонки. Затем изучается, с помощью, каких мероприятий обеспечивается оптимальный состав горючей смеси. Они представляют собой специальные устройства и системы, присоединяемые к простейшему карбюратору. Совокупность этих систем образует карбюратор современного автомобиля.
Устройство и работа пневмоцентробежного ограничителя числа оборотов двигателя связаны с устройством карбюратора. Ограничение осуществляется путем принудительного прикрытия дроссельной заслонки при достижении максимальной угловой скорости коленчатого вала за счет разности давлений во впускном патрубке карбюратора и смесительной камеры.
Задания для лабораторной работы
Выписать основные параметры системы питания заданной модели двигателя _________________:
Тип и модель карбюратора ___________________________________
Количество смесительных камер ______________________________
Тип привода заслонки вторичной камеры ______________________
Диаметр диффузора: ________________________________________
Диаметр смесительной камеры: _______________________________
Диаметр топливных жиклеров: ______________________________
Диаметры воздушных жиклеров: ______________________________
Тип ускорительного насоса __________________________________
Тип воздушного фильтра ____________________________________
Емкость топливного бака ____________________________________
Начертить схему простейшего карбюратора.
Контрольные вопросы
Что такое карбюрация? _____________________________________
Назовите виды горючей смеси _______________________________
Допишите предложение. Наиболее экономичная работа двигателя достигается на горючей смеси.
Перечислите детали простейшего карбюратора _________________ __________________________________________________________
Назовите основные части главной дозирующей системы _________
__________________________________________________________
Назовите виды топливных фильтров __________________________
Назовите типы воздухоочистителей, применяемых на карбюраторных двигателях _________________________________
Как осуществляется привод бензонасоса? _____________________
_________________________________________________________
Перечислите агрегаты и узлы системы питания и поясните их назначение _______________________________________________
Как организован выпуск отработавших газов?_________________
Для чего нужна и как осуществляется нейтрализация отработавших газов? _______________________________________
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
За правильно выполненный отчет, с ответом на все контрольные вопросы, выставляется отметка пять баллов.
При наличии несущественных ошибок (орфографические ошибки, неаккуратно выполненная работа) общий балл снижается на 10 %.
При наличии существенных ошибок (неверные ответы на контрольные вопросы) отметка снижается до 50 %.
Защита лабораторной работы выполняется письменно и рассчитана на 10 минут. За правильный ответ на каждый вопрос выставляется отметка один балл.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вахламов, В.К. Автомобили: Основы конструкции: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.К. Вахламов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 528 с.
Нерсесян В.И. Устройство легковых автомобилей: практикум: учебное пособие для нач. проф. образования / В.И. Нерсесян. – 3-е изд., стер. – М.: «Академия» 2007. – 192 с.
Пехальский А.П., Пехальский И.А. Устройство автомобилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 528 с.
Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учебник для нач. проф. образования – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2007. – 544 с.
13PAGE 143915
13PAGE 14215
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок 1Рисунок 24Рисунок 25Рисунок 1Рисунок 13Описание: http://www.uazbuka.ru/extsite/zr/image/196-1.gifРисунок 20Описание: http://avtoazbuka.narod.ru/sistema_pitaniya/13.gifЗаголовок 1°ђЗаголовок 2ЙђЗаголовок 3ђЗаголовок 4ЕђЗаголовок 515