План — конспект открытого урока по биологии «Человеческие расы» « Антинаучная сущность « социального дарвинизма» и расизма»


Конспект урока по теме «Человеческие расы» « Антинаучная сущность « социального дарвинизма» и расизма»
Цели урока: 
Образовательные:
- сформировать у учащихся знания о свойствах человека, как биологического вида, об особенностях человеческих рас, провести анализ причин их возникновения, сформировать понятие о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас;
- дать аргументированную критику расизма и “социального дарвинизма”;
Развивающие:
- Способствовать развитию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, определять черты сходства и различия в изучаемых объектах и явлениях.
- Формирование информационно-коммуникационной культуры учащихся.
Воспитательные:
- Поддерживать интерес к активному добыванию знаний (познавательный интерес).
- Воспитывать личностные качества (самостоятельность, толерантность).
Оборудование: презентации, проектор, экран, компьютер
Тип урока: усвоение новых знаний
Форма урока: урок - исследование
Методы: словесный, наглядный, исследовательский
Ход урока
Организационный момент  (работа в группах)
- Добрый день, уважаемые ребята! Я рада видеть вас! Я думаю, что сегодня наша работа пройдет интересно и плодотворно.
Вступительное слово учителя
Костер похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил,
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им «единственным»,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Не обустроенной планете.
Быть может, там был каждый гением
С таким бессмертным удивлением
Они нам землю открывали.
На них презрительными мордами,
Как на случайное уродство,
Просматривали звери, гордые
Своим косматым первородством.
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как смертники, в разведку посланные
Предшествующими веками.
Еще не поклонялись идолам,
Еще анналов не писали…
А Прометей был после выдуман-
Огонь они добывали сами.
Мозговая атака: Ребята, о каких особенностях эволюционного становления говорится в этом стихотворении?
Вывод: О выделении человека из животного мира, эволюции предков человека, роли биологических и социальных факторов и становлении человека современного.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока
Человеческие расы. Антинаучная сущность « социального дарвинизма» и расизма.
II. Изучение нового материала
1) Расы человека (запись в тетрадях)
Понятие раса ввел французский учёный Ф. Бернье в 1684 г.
Раса – исторически сложившаяся группа человечества, объединённая общностью происхождения и общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, волос, формой головы).
Мы записали с вами основные моменты из истории данного вопроса, заранее я поделила вас на группы и каждой группе были даны опережающие задания по следующим темам: №1 тема «Человеческие расы», №2 тема «Расизм», №3 тема «Этносы Денисовского района».
Хочу предоставить слово, лидеру подгруппы №1 для презентации на тему «Человеческие расы»
- Общеизвестны три главных расы: европеоидная, монголоидная, негроидная.
Тен П. презентует свою работу, все обучающиеся конспектируют.
Интересные факты: Известно, что южане, жители Южной Европы, чаще всего брюнеты, среднего роста. А на севере Европы обитают высокие, светловолосые люди. Разнородны и монголоиды. Внешность, например, вьетнамца отличается от внешности бурята, а китайца- от киргиза. Негроиды также отличаются друг от друга. Среди них известны самые маленькие люди нашей Земли- пигмеи бассейна реки Конго(средний рост взрослого мужчины 141 см. )и самые высокие, живущие у озера Чад 182 см. В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.
Американских индейцев по традиции относят к монголоидам. Но эпикантус (складка верхнего века) у взрослых индейцев редок, а лицо с орлиным выступающим носом профилировано как у европеоидов. Тоже можно сказать об обитателях Австралии и близлежащих островов. Они темнокожи, но волосы у типичных австралийских аборигенов не курчавые, а волнистые, борода и усы растут обильно, а по строению зубов, составу крови, пальцевым узорам они оказываются ближе к монголоидам.
Наука, изучающая человеческие расы – расоведение.
2) Все современное человечество относится к одному виду. По умственным способностям (способность к познанию, творчеству, труду) все расы одинаковы. Различия в уровне культуры связаны не с биологическими особенностями, а с социальными условиями развития общества. Расы подразделяются на подрасы, а те – на национальности и народности.
Нация – это совокупность людей, объединенных общностью языка, территории и экономического уклада.
Метод «Кроссворд»
Учитель: какие ассоциации возникают со словом расизм? (устные ответы обучающихся, затем пишут слова на доске)
Расизм - теория о разделении человечества на “высшие” и “низшие”, “полноценные” и “неполноценные” расы, обосновывающая право людей господствовать над др. или отвергать др., якобы низших по отношению к ним Расизм - теория, приписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым либо этническим группам, обосновывающая право одних людей господствовать над другими или отвергать их.
Выступление подгруппы №2 обучающихся: Загребельный Д. – Ку-Клус-Клан, Жакупов А. – Скинхеды, Комаров А. - Неофашизм, Доспанов А. презентация «фашизм», № 3 Сунагатов Н. презентация «Теоретики Расизма»
(самостоятельная работа учащихся).
(Происходит нарушение прав человека, продают людей, унижают их достоинство).
(При продаже рабыни женщины ее разлучают с ребенком, которого продают другому человеку, людей продают как лошадей, рассматривая их зубы и мышцы).
(Он удивился, потому что в то время было общепринятым, что негры не имеют умственных способностей для того чтобы учить грамоту).
(Так как считалось, что это «низшая» раса, они не в состоянии учиться).
- Как вы считаете, имеет ли высказывания расистов о «низших» и «высших» расах основания?
(Нет, не имеет).
- Какими примерами, вы можете это доказать.
(Примерами великих людей разных рас).
- Перечислите этих великих людей.
Чингисхан, Джеки Чан, Брюс Ли, Майкл Джексон, А.С. Пушкин – потомок негроидной расы и др.).
- Скажите, а в наше время можно встретить явление расизма и расистов?
(Да, сейчас они называются чаще скинхедами, они избивают и иногда даже убивают людей других рас и национальностей).
- Ребята, я надеюсь, среди нас нет таких жестоких и безграмотных людей, безграмотных потому что теория расизма – ложная, что мы сейчас и докажем.
3) Доказательства единства рас 
(Все человечество принадлежит к одному виду - Homo sapiens, который имеет следующие признаки:1) сходство строения тела (единство строения черепа, мозга, внутренних органов ит. д.);
2) физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни, защитные реакции ит. д.);
3) возможности для неограниченного скрещивания, в результате появляется плодовитое потомство;
4) все едины по происхождению, все основные «человеческие» признаки были приобретены человеком задолго до его расхождения на отдельные расы (различия между расами касаются второстепенных признаков);
5) сходные изменения, наблюдаемые в настоящее время у представителей разных рас, проявляющиеся в снижении общей массивности скелета (грацилизация) и ускорении развития всего организма (акселерация).)4) Со статистическими данными касающимися национального состава по Денисовскому району нас ознакомит Аулиеханов Ж.
VI. Закрепление изученного материала.
1 .Группы людей с общими биологическими, но с разными морфологическими признаками называется расами. (Да.)
2. Основной причиной формирования рас стало географическая изоляция. (Да.)
3. Расовые признаки человека возникли путем ароморфоза. (Нет)
4 .Человеческие расы относятся к разным биологическим видам. (Нет.)
5. Одним из доказательств принадлежности человеческих рас к одному виду является рождение детей от родителей разных рас. (Да)
6 . Расизм - это наука о расах, их возникновении и развитии. (Нет)
7 .Социальная организация человека подчиняется законам природы. (Нет)
8. Дайте характеристику основным расам человека.
IV. Итог урока оценки обучающимся выставят лидеры групп
-Человек разумный возник в результате биологической эволюции от одной из ветвей филогенетического древа отряда приматов. При этом особенности, ныне характеризующие человека и выделяющие его из животного царства, возникли не сразу и не одновременно, а на продолжении миллионов лет. Самым существенным этапом на пути развития человека разумного явилось возникновение трудовой деятельности, производства орудий труда, что стало поворотным моментом от истории биологической к истории социальной.
Своеобразие эволюции рода Homo в том, что биологические эволюционные факторы постепенно теряют своё ведущее значение, уступая социальным факторам.
Возникший в процессе эволюции как часть животного мира, человек разумный в результате общественно-исторического развития настолько выделился из природы, что приобрёл власть над ней. Насколько разумно и дальновидно сумеет он использовать эту власть – вопрос будущего.
Рефлексия. Учитель: хотелось бы узнать, что нового вы узнали по этой теме?
Что вам показалось интересным? Что нового вы хотели бы узнать по этой теме?
Домашнее задание: - параграф 45, кроссворд; посмотреть художественный фильм «Хижина дяди Тома» написать эссе.