Урок биологии в 11 классе на тему Человеческие расы. Критика расизма 
Разработка урока по теме:
«Человеческие расы. Критика расизма»
Задачи:
Образовательные задачи: 
Рассмотреть вопрос о  времени и  месте  возникновения рас современного человечества.
Доказать, что в  настоящее  время  на  Земле  существует  один  вид  человека
 (человек  разумный ), представленный  расами.
Дать понятие  о  расоведении, расизме,  социал – дарвинизме, метисации.
Развивающие задачи:
Продолжить работу над развитием умения анализировать, сравнивать и делать выводы.
Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные задачи: 
Воспитание культуры речи биологического языка, умения слушать.
Воспитание коммуникативных качеств, умение работать в группе и нести ответственность за конечный результат коллективной деятельности.
Основные  понятия  к  уроку:  раса,  расоведение, расизм, метисация, социальный  дарвинизм.
Оборудование : презентация «Человеческие расы.».
Вступительное  слово  учителя
Костер, похрустывая  ветками,
Мне  память  тайную  встревожил,-
Он  был зажжен  в  пещерах  предками
У  горно- каменных  подножий.
Как  трудно  было  им  «единственным»,
На  человеческом  рассвете,
На  неуютной  и  таинственной
Не  обустроенной  планете.
Быть  может, там  был  каждый  гением
(Бездарность  выжила  б  едва  ли),
С  таким  бессмертным  удивлением
Они  нам  землю  открывали.
На  них  презрительными  мордами,
Как  на случайное  уродство,
Посматривали  звери,  гордые
Своим  косматым  первородством.
Мы  стали  опытными,  взрослыми,
А  предки  шли  призывниками,
Как  смертники, в  разведку  посланные
Предшествующими  веками.
Еще  не  поклонялись  идолам,
Еще  анналов  не  писали
А  Прометей  был  после  выдуман-
Огонь  они  добывали  сами.
Вопрос: Ребята, о  каких  особенностях  эволюционного  становления   человека  говорится  в  этом  стихотворении?
(О  выделении  человека  из  животного  мира, эволюции  предков  человека,  роли  биологических  и  социальных  факторов  в  становлении  человека  современного)
Давайте вместе разгадаем кроссворд 
Приложение . Кроссворд «Происхождение человека»
По горизонтали:
3. Период кайнозойской эры, в котором происходило эволюционное формирование человека. (Антропоген.)
 5. Предшественник человека, останки которого найдены в Южной Африке. (Австралопитек.)
 6. Человекообразная обезьяна. (Орангутан.)
 7. Недоразвитая структура, утратившая свое значение в процессе филогенеза. (Рудимент.)
 8. Первые современные люди. (Кроманьонцы.)
По вертикали:
1. Представитель одной из больших рас. (Монголоид.)
 2. «Обезьяночеловек». (Питекантроп.)
 4. «Китайский человек». (Синантроп.)
 5. Хвостатость у человека, как биологическое явление. (Атавизм.)
Учитель: Тема  нашего  сегодняшнего  урока 
Человеческие расы . Критика расизма. 
Три из четырех групп учащихся, используя портреты представителей трех основных рас, определяют их характерные морфологические признаки. Ученики записывают признаки в тетради.
I. Морфологические  признаки  рас. Возникновение  рас  и  механизмы  расогенеза.
Учитель: О современных  больших  расах  нам  расскажут  ученики 
Негроидная раса
Большая  негроидная  раса  имеет  следующие  характерные  признаки: черные , спиральнозавитые  или  волнистые  волосы, шоколадно- коричневая  или  даже  почти  черная  кожа, карие  глаза, довольно  плоский,  мало  выступающий  нос  с  низким  переносьем  и  широкими  крыльями. Негроидная  раса   формировалась  в  условиях  тропического  пояса  с  его  палящими  солнечными  лучами;  черный  цвет  кожи  и  курчавые  волосы  на  голове  явились  полезными  и  важными  приспособлениями  для  задержания  опасных  ультрафиолетовых  лучей  и  предотвращения  перегревания  головы,  а  широкий  нос  и  толстые  и  вздутые  губы  с  большой  поверхностью  слизистых  оболочек  помогают  регулировать  температуру  тела  в  жаркие  летние  дни  путем  испарения  и  связанной  с ним  большой  теплоотдачи.
Европеоидная раса
Для большой европеоидной  расы  (иначе белой  расы) характерны  признаки: розоватость кожи, обусловленная  просвечиванием  кровеносных  сосудов,  более  или  менее  светлая  окраска кожи,  волнистые  или  прямые  волосы. Среднее  или  сильное  развитие  волос  на  теле  и  на  лице,  губы  средней  толщины,  нос  довольно  узкий  и  сильно  выступающий  из  плоскости  лица, высокое  переносье,  слабо  развитая  складка  верхнего  века,  мало выступающие  вперед  челюсти  и  верхний  отдел  лица,  средне  или  сильно  выступающий  подбородок,  как  правило,  небольшая  ширина  лица. Большая  европеоидная  раса  формировалась  в  северном  регионе  с  низкими  температурами  и  коротким  световым  днем  зимой. В  связи  с  этим  такие  особенности  белой  расы, как  среднее  или  сильное  развитие  волос  на  теле  и  лице, губы  средней  толщины  и  довольно  высокий  и  длинный  нос,  являются  прямым  приспособлением  к  максимальному  сохранению  внутреннего  тепла  во  время  длинной  холодной  зимы,  в  то  время  как  светлая  окраски  кожи  является  важным  приспособлением  для  захвата  ультрафиолетовых  лучей  солнечного  света, необходимых  для превращения  каротина  в  витамин  Д  во  время  коротких и  холодных  зимних  дней,  когда  большую  часть  тела  приходится  закрывать  одеждой.
Монголоидная раса
Монголоидная (или желтая) большая  раса  характеризуется  такими  признаками: кожа  смуглая,  желтоватых  оттенков, глаза  темно- карие,  волосы  черные,  прямые,  тугие,  на  лице  борода  и  усы,  как  правило,  отсутствуют,  на  теле  волосяной  покров  слабо  развит,  косой  разрез  глаз,  лицо  плоское,  прямой,  но  переносье  низкое,  губы  развиты  средне,  рост  у  большинства  средний  и  ниже  среднего. 
Формирование  монголоидной  расы  происходило на просторах  степей(точнее, полупустынь) Азии. Люди  вынуждены  были  напряженно  всматриваться  в  даль,  следя  за  стадами  животных.  Сильные  ветры,  непременно  дующие  в  этих  степях,  поднимали  и  несли  с  собой  массу  мелкого  песка,  и  только  косой  разрез  глаз  и  сильно  развитая  и  своеобразно  расположенная  складка  верхнего  века,  прикрывающая  внутренний угол  глаза,  появившаяся  как  приспособление  к  этим  очень  своеобразным  и  крайне  трудным  условиям  среды,  спасали  людей  от  засорения  глаз  или даже  полной  потери  зрения.  
Учитель. Вопросы классу:
1.Что  лежит  в  основе  деления  человечества  на  расы?
2. А  что  такое  раса?
Ответы: 
1. В  основе  деления  человечества  на  расы  лежат  морфологические  признаки.
2. Расы – группа  людей  с  общими  биологическими  особенностями,  но  с  разными  морфологическими  признаками.
 3. Как  внутри  вида  Человек  разумный  возникли  разные  человеческие  расы?
 4. В  каких  условиях  формировались  эти  расы? 
Учитель. Основные факторы  расогенеза - это  наследственная  изменчивость, естественный  отбор,  и  изоляция.  
II.Доказательства  принадлежности  человеческих  рас  к  одному  биологическому  виду.
Учитель.
1) Какие  можно  привести  доказательства  принадлежности  всех  человеческих  рас  к  одному  виду?
Ответ: «Все расы одинаковы по генетическим, биохимическим, физиологическим признаками, имеют неограниченные возможности скрещивания, рождают плодовитое потомство от смешанных браков. Это указывает на принадлежность всех рас к единому виду – Homo sapiens».
Метисация- смешение  рас.
Схема метисации
Вывод :
Все  расы  биологически  равноценны  и  относятся  к  одному  виду- Человек  разумный.
 Проблемный вопрос:
1 Однородны  ли  по  своим  морфологическим  признакам  группы  людей, которые  составляют одну  большую  расу?
Ответ: нет.
Выступление ученика:
Известно, что  южане,  жители  Южной  Европы, чаще  всего  брюнеты,  среднего  роста. А  на  севере  Европы  обитают  высокие,  светловолосые  люди.  Разнородны  и  монголоиды.  Внешность,  например,  вьетнамца  отличается  от  внешности  бурята,  а  китайца- от  киргиза.  Негроиды  также  отличаются  друг  от  друга.  Среди  них  известны  самые  маленькие  люди  нашей  Земли- пигмеи  бассейна  реки  Конго(средний  рост  взрослого  мужчины  141  см. )и  самые  высокие,  живущие  у  озера  Чад  182  см.  В  районе  верховья  Нила  негроиды  отличаются  очень  темным,  почти  черным  цветом  кожи.
 2 Прочитав текст, ответьте на следующий вопрос. 
Все ли группы людей можно отнести к трем основным расам? Какой вывод можно сделать на основе этих данных?
Американских индейцев по традиции относят к монголоидам. Но эпикантус (складка верхнего века) у взрослых индейцев редок, а лицо с орлиным выступающим носом профилировано как у европеоидов. Тоже можно сказать об обитателях Австралии и близлежащих островов. Они темнокожи, но волосы у типичных австралийских аборигенов не курчавые, а волнистые, борода и усы растут обильно, а по строению зубов, составу крови, пальцевым узорам они оказываются ближе к монголоидам.
III..Расоведение - наука, изучающая расовые особенности, их происхождение, формирование и историю.
IV. Критика расизма и социального дарвинизма. Выступление 4 группы
Расизм- реакционная  теория о  разделении  человечества  на  «высшие» и «низшие»  расы.
Разный  культурный  уровень  у  разных  народов,  представителей  различных  рас,  не  обусловлен  их  биологическими  особенностями.  Умственные  способности,  сообразительность,  одаренность  присущи  людям  разных  рас.
Вопрос классу:
1) Почему  расисты  отстаивают  это  учение?
Ответ: 
Можно  оправдать  господство  одной  нации  над  другой, национальные  и  колониальные  войны.
Слова учителя
Несостоятельность  расизма  доказана  расоведением.
Социальный  дарвинизм - антинаучная  реакционная  теория  о  действии  законов  борьбы  за  существование  и  естественного  отбора  в  человеческом  обществе,  подобно тому,  как  они  действуют  во  всей  живой  природе.
Вывод.
а) В основе деления человечества на расы лежат ______________ .
 б) Все расы ______________ равноценны и относятся к одному виду – __________ .
 в) Основные факторы расогенеза это _______________ .
Все современные  люди  принадлежат  к  одному  виду. Единство  человечества  вытекает  из  общности  происхождения, сходства  строения  и  плодовитости  потомства  от  браков  между  представителями  разных  рас. Общий  уровень  физического  и  умственного  развития  одинаков  у  всех  
людей, но  различия в  морфологических  признаках  позволяют  внутри  вида  Человек  разумный  выделять  большие  расы.
V.Особенности  современного  этапа  эволюции  человека.
Вопрос:
1) Почему  за  последние  40 тысяч лет  морфологический  облик  людей  почти  не  изменился?
Ответ: 
Орудия  труда  стали  настолько  совершенными,  что  люди  сумели  создать  надежную  искусственную  среду. Эта  среда  защищает  их  от  действия  неблагоприятных  факторов.  Уловить  физические  изменения  за  такой  ничтожный  в  геологическом  масштабе  очень  непросто.
2) Какие  примеры  вы  можете  привести,  что  в  эволюции  человека  ведущую  роль  стали  играть  социальные  факторы?
Ответ:
Человек  становится  человеком  только  тогда, когда  он  развивается  и  живет  в  социальной  среде.
3) Идет  ли  в  пределах  вида  Человек  разумный  естественный  отбор?
Ответ:
Отбор  в  современном  виде Homo  sapiens  происходит.  Конечно, что  формы  отбора  и  его  давление  на  каждом  этапе  человеческой  истории  различны.  Но  отбор  идет. Следовательно,  эволюция  человека  продолжается.
4) Существует ли  изоляция?
Ответ:
Несмотря  на  наличие  государственных  границ,  религиозных,  языковых  и  других  барьеров,  почти  не  осталось  генетически  изолированных  групп  населения. Развитие  технических  средств  перемещения  породило  постоянную  миграцию  людей.
VI.Закрепление  изученного  материала.
1 .Группы  людей  с  общими  биологическими, но с  разными  морфологическими  признаками  называется  расами. (Да.)
2.  Основной  причиной  формирования  рас  стало  географическая  изоляция.
(Да.)
3. Расовые  признаки  человека  возникли  путем  ароморфоза. (Нет)
4 .Человеческие  расы  относятся  к  разным  биологическим  видам. (Нет.)
5  Одним  из  доказательств  принадлежности  человеческих  рас  к  одному  виду  является  рождение  детей  от  родителей  разных  рас.(Да)
6 . Расизм- это  наука  о  расах,  их  возникновении  и  развитии. (Нет)
7  .Социальная  организация  человека  подчиняется  законам  природы. (Нет)
IХ.Задание на дом.
Прочитать параграф 48
Уйгурский районный отдел образования
Средняя школа №1
«Человеческие расы. Критика расизма.»
                                                                Учитель биологии : Таипова Р.А.
13PAGE  15
13PAGE  14315
Европеоиды
Самбо
Метисы
Мулаты
Негроиды
Монголоиды