Урок биологии в 11 классе на тему Человеческие расы. Критика расизма
Разработка урока по теме:
«Человеческие расы. Критика расизма»
Задачи:
Образовательные задачи:
Рассмотреть вопрос о времени и месте возникновения рас современного человечества.
Доказать, что в настоящее время на Земле существует один вид человека
(человек разумный ), представленный расами.
Дать понятие о расоведении, расизме, социал – дарвинизме, метисации.
Развивающие задачи:
Продолжить работу над развитием умения анализировать, сравнивать и делать выводы.
Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные задачи:
Воспитание культуры речи биологического языка, умения слушать.
Воспитание коммуникативных качеств, умение работать в группе и нести ответственность за конечный результат коллективной деятельности.
Основные понятия к уроку: раса, расоведение, расизм, метисация, социальный дарвинизм.
Оборудование : презентация «Человеческие расы.».
Вступительное слово учителя
Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил,-
Он был зажжен в пещерах предками
У горно- каменных подножий.
Как трудно было им «единственным»,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Не обустроенной планете.
Быть может, там был каждый гением
(Бездарность выжила б едва ли),
С таким бессмертным удивлением
Они нам землю открывали.
На них презрительными мордами,
Как на случайное уродство,
Посматривали звери, гордые
Своим косматым первородством.
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как смертники, в разведку посланные
Предшествующими веками.
Еще не поклонялись идолам,
Еще анналов не писали
А Прометей был после выдуман-
Огонь они добывали сами.
Вопрос: Ребята, о каких особенностях эволюционного становления человека говорится в этом стихотворении?
(О выделении человека из животного мира, эволюции предков человека, роли биологических и социальных факторов в становлении человека современного)
Давайте вместе разгадаем кроссворд
Приложение . Кроссворд «Происхождение человека»
По горизонтали:
3. Период кайнозойской эры, в котором происходило эволюционное формирование человека. (Антропоген.)
5. Предшественник человека, останки которого найдены в Южной Африке. (Австралопитек.)
6. Человекообразная обезьяна. (Орангутан.)
7. Недоразвитая структура, утратившая свое значение в процессе филогенеза. (Рудимент.)
8. Первые современные люди. (Кроманьонцы.)
По вертикали:
1. Представитель одной из больших рас. (Монголоид.)
2. «Обезьяночеловек». (Питекантроп.)
4. «Китайский человек». (Синантроп.)
5. Хвостатость у человека, как биологическое явление. (Атавизм.)
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока
Человеческие расы . Критика расизма.
Три из четырех групп учащихся, используя портреты представителей трех основных рас, определяют их характерные морфологические признаки. Ученики записывают признаки в тетради.
I. Морфологические признаки рас. Возникновение рас и механизмы расогенеза.
Учитель: О современных больших расах нам расскажут ученики
Негроидная раса
Большая негроидная раса имеет следующие характерные признаки: черные , спиральнозавитые или волнистые волосы, шоколадно- коричневая или даже почти черная кожа, карие глаза, довольно плоский, мало выступающий нос с низким переносьем и широкими крыльями. Негроидная раса формировалась в условиях тропического пояса с его палящими солнечными лучами; черный цвет кожи и курчавые волосы на голове явились полезными и важными приспособлениями для задержания опасных ультрафиолетовых лучей и предотвращения перегревания головы, а широкий нос и толстые и вздутые губы с большой поверхностью слизистых оболочек помогают регулировать температуру тела в жаркие летние дни путем испарения и связанной с ним большой теплоотдачи.
Европеоидная раса
Для большой европеоидной расы (иначе белой расы) характерны признаки: розоватость кожи, обусловленная просвечиванием кровеносных сосудов, более или менее светлая окраска кожи, волнистые или прямые волосы. Среднее или сильное развитие волос на теле и на лице, губы средней толщины, нос довольно узкий и сильно выступающий из плоскости лица, высокое переносье, слабо развитая складка верхнего века, мало выступающие вперед челюсти и верхний отдел лица, средне или сильно выступающий подбородок, как правило, небольшая ширина лица. Большая европеоидная раса формировалась в северном регионе с низкими температурами и коротким световым днем зимой. В связи с этим такие особенности белой расы, как среднее или сильное развитие волос на теле и лице, губы средней толщины и довольно высокий и длинный нос, являются прямым приспособлением к максимальному сохранению внутреннего тепла во время длинной холодной зимы, в то время как светлая окраски кожи является важным приспособлением для захвата ультрафиолетовых лучей солнечного света, необходимых для превращения каротина в витамин Д во время коротких и холодных зимних дней, когда большую часть тела приходится закрывать одеждой.
Монголоидная раса
Монголоидная (или желтая) большая раса характеризуется такими признаками: кожа смуглая, желтоватых оттенков, глаза темно- карие, волосы черные, прямые, тугие, на лице борода и усы, как правило, отсутствуют, на теле волосяной покров слабо развит, косой разрез глаз, лицо плоское, прямой, но переносье низкое, губы развиты средне, рост у большинства средний и ниже среднего.
Формирование монголоидной расы происходило на просторах степей(точнее, полупустынь) Азии. Люди вынуждены были напряженно всматриваться в даль, следя за стадами животных. Сильные ветры, непременно дующие в этих степях, поднимали и несли с собой массу мелкого песка, и только косой разрез глаз и сильно развитая и своеобразно расположенная складка верхнего века, прикрывающая внутренний угол глаза, появившаяся как приспособление к этим очень своеобразным и крайне трудным условиям среды, спасали людей от засорения глаз или даже полной потери зрения.
Учитель. Вопросы классу:
1.Что лежит в основе деления человечества на расы?
2. А что такое раса?
Ответы:
1. В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки.
2. Расы – группа людей с общими биологическими особенностями, но с разными морфологическими признаками.
3. Как внутри вида Человек разумный возникли разные человеческие расы?
4. В каких условиях формировались эти расы?
Учитель. Основные факторы расогенеза - это наследственная изменчивость, естественный отбор, и изоляция.
II.Доказательства принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду.
Учитель.
1) Какие можно привести доказательства принадлежности всех человеческих рас к одному виду?
Ответ: «Все расы одинаковы по генетическим, биохимическим, физиологическим признаками, имеют неограниченные возможности скрещивания, рождают плодовитое потомство от смешанных браков. Это указывает на принадлежность всех рас к единому виду – Homo sapiens».
Метисация- смешение рас.
Схема метисации
Вывод :
Все расы биологически равноценны и относятся к одному виду- Человек разумный.
Проблемный вопрос:
1 Однородны ли по своим морфологическим признакам группы людей, которые составляют одну большую расу?
Ответ: нет.
Выступление ученика:
Известно, что южане, жители Южной Европы, чаще всего брюнеты, среднего роста. А на севере Европы обитают высокие, светловолосые люди. Разнородны и монголоиды. Внешность, например, вьетнамца отличается от внешности бурята, а китайца- от киргиза. Негроиды также отличаются друг от друга. Среди них известны самые маленькие люди нашей Земли- пигмеи бассейна реки Конго(средний рост взрослого мужчины 141 см. )и самые высокие, живущие у озера Чад 182 см. В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.
2 Прочитав текст, ответьте на следующий вопрос.
Все ли группы людей можно отнести к трем основным расам? Какой вывод можно сделать на основе этих данных?
Американских индейцев по традиции относят к монголоидам. Но эпикантус (складка верхнего века) у взрослых индейцев редок, а лицо с орлиным выступающим носом профилировано как у европеоидов. Тоже можно сказать об обитателях Австралии и близлежащих островов. Они темнокожи, но волосы у типичных австралийских аборигенов не курчавые, а волнистые, борода и усы растут обильно, а по строению зубов, составу крови, пальцевым узорам они оказываются ближе к монголоидам.
III..Расоведение - наука, изучающая расовые особенности, их происхождение, формирование и историю.
IV. Критика расизма и социального дарвинизма. Выступление 4 группы
Расизм- реакционная теория о разделении человечества на «высшие» и «низшие» расы.
Разный культурный уровень у разных народов, представителей различных рас, не обусловлен их биологическими особенностями. Умственные способности, сообразительность, одаренность присущи людям разных рас.
Вопрос классу:
1) Почему расисты отстаивают это учение?
Ответ:
Можно оправдать господство одной нации над другой, национальные и колониальные войны.
Слова учителя
Несостоятельность расизма доказана расоведением.
Социальный дарвинизм - антинаучная реакционная теория о действии законов борьбы за существование и естественного отбора в человеческом обществе, подобно тому, как они действуют во всей живой природе.
Вывод.
а) В основе деления человечества на расы лежат ______________ .
б) Все расы ______________ равноценны и относятся к одному виду – __________ .
в) Основные факторы расогенеза это _______________ .
Все современные люди принадлежат к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства от браков между представителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех
людей, но различия в морфологических признаках позволяют внутри вида Человек разумный выделять большие расы.
V.Особенности современного этапа эволюции человека.
Вопрос:
1) Почему за последние 40 тысяч лет морфологический облик людей почти не изменился?
Ответ:
Орудия труда стали настолько совершенными, что люди сумели создать надежную искусственную среду. Эта среда защищает их от действия неблагоприятных факторов. Уловить физические изменения за такой ничтожный в геологическом масштабе очень непросто.
2) Какие примеры вы можете привести, что в эволюции человека ведущую роль стали играть социальные факторы?
Ответ:
Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живет в социальной среде.
3) Идет ли в пределах вида Человек разумный естественный отбор?
Ответ:
Отбор в современном виде Homo sapiens происходит. Конечно, что формы отбора и его давление на каждом этапе человеческой истории различны. Но отбор идет. Следовательно, эволюция человека продолжается.
4) Существует ли изоляция?
Ответ:
Несмотря на наличие государственных границ, религиозных, языковых и других барьеров, почти не осталось генетически изолированных групп населения. Развитие технических средств перемещения породило постоянную миграцию людей.
VI.Закрепление изученного материала.
1 .Группы людей с общими биологическими, но с разными морфологическими признаками называется расами. (Да.)
2. Основной причиной формирования рас стало географическая изоляция.
(Да.)
3. Расовые признаки человека возникли путем ароморфоза. (Нет)
4 .Человеческие расы относятся к разным биологическим видам. (Нет.)
5 Одним из доказательств принадлежности человеческих рас к одному виду является рождение детей от родителей разных рас.(Да)
6 . Расизм- это наука о расах, их возникновении и развитии. (Нет)
7 .Социальная организация человека подчиняется законам природы. (Нет)
IХ.Задание на дом.
Прочитать параграф 48
Уйгурский районный отдел образования
Средняя школа №1
«Человеческие расы. Критика расизма.»
Учитель биологии : Таипова Р.А.
13PAGE 15
13PAGE 14315
Европеоиды
Самбо
Метисы
Мулаты
Негроиды
Монголоиды