Технологическая карта урока по кубановедению на темуЛекарственные растения Краснодарского края

Технологическая карта урока

Предмет: Кубановедение
Класс: 2
Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края
Тип урока: открытия новых знаний
Цель: познакомить учащихся с лекарственными растениями Краснодарского края.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся со свойствами лекарственных растений Краснодарского края, познакомить с местам прорастания, их видами. Показать важность мер по сохранению растений;
Развивающая: развивать психические процессы(память, мышление, воображение);
Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, воспитывать интерес к предмету.
УУД:
1. Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.
2. Коммуникативные:
- учить формулировать собственное мнение и позицию;
- развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.
3. Регулятивные: формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.
Оборудование: УМК Школа 2100, рабочая тетрадь, ИКТ.































ХОД УРОКА

Этапы урока


Содержание
УУД


Деятельность
учителя

Деятельность ученика


1.Орг.момент

Здравствуйте, ребята.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы край родной свой знать.
Ученики, приветствуют учителя.


2.Актуализация знаний



Ребята, скажите, что мы изучали на прошлом уроке?
Какие деревья вы знаете? Какие вы встречаете в нашем городе? А кто знаете какое-нибудь лекарственное растение?
Мы говорили о лесах и растениях.








3.Постановка целей и задач урока


Сегодня мы с вами продолжим путешествие по Краснодарскому краю.
Путешествовать будем.
А путешествовать мы с вами будем через горы и леса, чтобы узнать какие лекарственные растения произрастают в нашем крае!
Как вы думаете какая тема нашего урока?
Вам было задано подготовить сообщение про лекарственные растения. Давайте их послушаем.
Узнают и называют тему урока.

Тема нашего урока лекарственные растения Краснодарского края.
Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.




4.Изучение нового



Итак, пристегнули ремни! Взлетаем!
Пролетаем над лесами.
Сначала в лесу нас будут окружать лиственные деревья и заросли кустарников.
Это- дуб, липа, клен, ясень и среди них родственники наших садовых друзей: дикая груша, алыча, яблоня и другие.
Давайте посмотри ближе. (Слайд4)Перед нами мать-и-мачеха. Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.
Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.
Давайте посмотрим дальше. Что вы узнали о мать-и-мачехе.
Подорожник.(слайд5)
Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение. Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.
Отвар листьев подорожника старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.
Что вы узнали о подорожнике?


















































Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.
















Отвар листьев подорожника старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша.

Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.




Физминутка
Ну что ребята, отдохнем? Выходим из-за парт.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
То деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад,
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.


Выполняют действия учителя.



Спорыш (слайд 6)
Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.
Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.
- Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.
- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.
- Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.
- Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.
Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.
Ребята,что вы узнали о спорыше?
Загадки о лекарственных растениях.
Слайд 7
А теперь отгадайте загадки:
Ты растения не тронь.
Жжется больно, как огонь.
Ей моют голову, останавливают кровь

Слайд 8
На больших столбах подряд
Лампы белые весят,
Расцветает он весной,
Только снег сойдет лесной.

Слайд 9
Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки,
Белые реснички.
Ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления.












































Это хороший корм для гусей, уток и курей Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях.



Крапива





Ландыш







Ромашки
Регулятивные: формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.

5.Первичное закрепление
Ребята, а сейчас посоветуйтесь со своим соседом по парте и нарисуйте вместе ним, то растение, которое вам больше понравилось. На работу я вам даю 3 минуты.Приступайте.

Ученики выполняют работу.
Коммуникативные:
- учить формулировать собственное мнение и позицию;
- развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.


6.Закрепление
Ребята, откройте тетради на стр.22 давайте выполним задание в таблице
Ученики выполняют.


7.Подведение итогов
Я могу рассказать еще очень-очень много. Но ведь это наша первая экскурсия в мир лекарственных растений. Пусть это будет началом. Нам пора возвращаться. Я думаю, вы теперь внимательнее будете смотреть на то, что вас окружает. Посмотрите и почитаете книги о лекарственных растениях. Это так интересно. А представьте, если, гуляя по лесу, вы, как бы невзначай, назовете неизвестное всем остальным растение. Вот будет здорово!


Коммуникативные:
- учить формулировать собственное мнение и позицию;
- развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.


8. Рефлексия
Вам понравилось путешествовать? С какими лекарственными растениями познакомились? Какие полезные свойства узнали? Что вам больше всего запомнилось?
Оцените свою работу на уроке карточками.

Ученики оценивают работу.


Домашнее задание
Первый ряд подготавливает сообщение про лекарственные свойства ромашки, второй про крапиву и третий про ландыш.




Заголовок 215